Не просто дети...
статья (1 класс)

Зеленкова Юлия Владимировна

Статья будет интересна учителям начальных классов. В статье рассматривается вопрос школьной адаптации первоклассников, их взаимоотношению с учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Не просто дети...14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Не просто дети…

У каждого в жизни единственный раз

Бывает свой первый, памятный класс,

И первые книги, и первый урок,

И первый заливистый школьный звонок.

Е.Готин

Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе всё, что связано с учением, отношением с окружающим миром, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим учеником, обрести уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в трудные и счастливые минуты жизни. Но произойдёт это только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы тёплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании. Для того, чтобы таких встреч было как можно больше, нужно постараться отойти от опыта авторитарного общения с детьми и утвердить новый опыт, основанный на идее сотрудничества, принципах гуманного подхода.

Чтобы осуществлять такой подход, учителю необходимо значительно пополнить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать не только других, но и самого себя, углублять свои представления о сущности гуманизации педагогического процесса.

В шестилетнем возрасте ребёнка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечёт за собой изменения в его жизни: появляются в его жизни новые люди и с ними складываются новые отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечёт за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребёнка. Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребёнка, в этом возрасте, социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, что снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания и признание реализуются, в основном, через успеваемость. К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребёнок хочет играть новую роль – роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остаётся мотивация избежания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению - создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Большинство детей, приходящих  в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, в котором господствует логика эмпирических связей вещей, основанная на практическом их использовании. Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость. Значение имеет мнение взрослого. Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности. Структура межличностных отношений состоит их двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не являются для ребёнка эталоном для самооценки, большое значение имеет мнение взрослого.

Таким образом, главной составляющих работы с первоклассниками является и тесное сотрудничество с родителями и близкими родственниками первоклассника. Родители также приучают к позитивному отношению к школе и учителю.

К сожалению, многим современным родителям не до своего ребёнка, может поэтому появилась новая проблема: дети не хотят уходить домой из школы, даже поздним вечером, после группы продлённого дня. Им комфортнее и интереснее с учителем, нежели с родителями, что тоже является тревожным сигналом для классного руководителя. Учителя просто обязаны знать о ребёнке как можно больше, о его семье, о том микроклимате, в котором растёт ребёнок. Очень хорошая традиция была в советской школе, где одной из составляющей классного руководителя было посещение семьи на дому, как благополучной, так и нет. Такое посещение может также многое объяснить рассказать о ребёнке.

И главное: психологические особенности детей младшего школьного возраста указывают на то, что главным человеком, авторитетом для них является учитель. Про это необходимо помнить ежеминутно при работе с детьми этого возраста и быть для них примером во всём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики"

Целью данного праздника является воспитание любови к школе, уважение к статусу школьника. ...

"Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!"

Замечательный праздник для учащихся 1-го класса. Посвящение ребят в ученики....

Праздник "Мы теперь не просто дети, мы теперь-ученики!"

“Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики”. Звучит песня «Первый раз в первый класс» (клип)Учитель. Добрый день, дорогие наши дети, уважаемые взрослые. Прошло уже два месяца с тех пор как вы пришли...

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!

Праздник окончания 1 четверти ...

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

Праздник -  посвящение в первоклассники....

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

Презентаци к выступлению-приглашению на творческую выставку первоклассников.      vystuplenie-priglashenie.jpg...

Внеклассное занятие "Мы теперь не просто дети, мы теперь-ученики"

Праздник "Посвящение в ученики" проводится в конце певой четверти....