"Что такое святки? Вы не знаете, ребятки?"
методическая разработка (4 класс)

Евдокимова Л.Н

Данный сценарий знакомит детей с историей святочных гуляний. Праздник включает в себя заранее подготовленные номера художественной самодеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_svyatki.docx49.81 КБ

Предварительный просмотр:

Музыка

Здравствуйте, гости дорогие! Всем ли места хватило? Всем ли удобно? Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. У  нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.

На Руси все наши предки,

Чтобы время скоротать,

Собирали посиделки,

Поиграть и поболтать.

Я  приглашаю вас  на святочные  посиделки. Святки - это праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). Это самые весёлые дни из зимних праздников, которые исстари отмечали наши предки. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки – праздник особенный! Волшебный! Чудесный! 

Это что такое – святки?

Вы не слышали, ребятки?!

Что ж, придется рассказать и, конечно, показать.

Звуки  метели

Музыка

Ч: Никому я не нужен в эти новогодние праздники. Сегодня ночь перед Рождеством. Завтра придется мне, поджавши хвост, убираться отсюда восвояси. Но сегодня-то ночь моя! Могу и пошалить!  (потирает руки) Что- то проголодался я. Куда бы пойти? (крутит хвост) Может к Солохе? Вон у нее печка топится, тепло, наверно, уютно, вкусно… Однако, месяц как ярко светит! Какой он красивый, как кусок сыра! Подарю-ка я его Солохе, по старой памяти… (хватает месяц, обжигается, одергивает руки, хватает вновь, перекидывает из рук в руки, подкидывает и, хихикая, убегает)

Музыка

                    входит Оксана перед зеркалом прихорашивается
 

О: Что это людям вздумалось прославлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. …. Ах, хороша я, хороша! ….Разве черные брови и очи мои так хороши? Ну, просто чудо, как хороша!

Да, право, так ли это (рассуждает, рассматривая себя) !?

Носик вздернут (пальчиком поднимает носик).

Щеки пухлые. Как будто хороши мои черные косы, они как длинные змеи. Я вижу, я совсем не хороша! Нет хороша! Чудо, как хороша!

               надевает венок и красный платок, примеряет, смотрится
Хороша! Ой, как хороша, чудо!
                     вскакивает, кружится, снимает платок
Смотрите на меня! Как я плавно ступаю…

Музыка

Ч: ЧуднАя девка! Час стоит, глядится в зеркало и не наглядится! Ещё хвалит себя вслух!

О: У меня сорочка вышита красным шёлком! А какие ленты на голове!

Ч: Не сердись же на меня, позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя.

О: Кто же тебе запрещает? Говори и гляди.

Ч: Позволь мне посидеть…

О: Чего?  (видит черта). Да  ты парубок незнакомый, наверное, издалека. И шуба у  тебя  мехом наружу, и сам, вы смуглый.

Ч: Не местные мы, из горячих краев.

Солоха (кричит): Доча, ты  дома?

О: Прячься, а то маманя наругает, что  разговор  веду с незнакомцем.

Солоха: Оксана, что ты дома сидишь? Собирайся скорей! Надевай черевички, иди погуляй!  Я вот,  дома не сижу….Только что из клуба

Музыка

О: Вы, мама,  женщина степенная, в годах,  а скачете на молодежной дискотеке. От людей же неудобно!

С: Тю, доча, а шо это за люди такие, шо тебе перед ними неудобно за мать!

О: Ну, там же парубки!

С: Шо, опять эти вертихвосты! Сколько раз я тебе говорила, не пара они тебе. Ты у меня красавица!

О: Чего это ты решила, будто бы я хороша? Лгут люди, и совсем я не хороша!                  

Музыка  (уходит)

С: Хороша. Вся в меня! Фу-ты, черт! Как хороша я!

Ч: Я здесь!

С:  Тьфу, ты! Опять меня пугаешь!

Ч: Снова ты меня ругаешь. Голубушка, как хороша!

С: Лохматенький  мой! Хвостатенький мой! Намаялся, небось! Притомился!

Музыка

               

Ч: Мой ты  пельмешек!

С: Шо,  ты опять есть пришел?!

Ч: Нет, нет! Минут 20 еще поживу так, голодом, мой рябчик недожаренный!

С: Что еще за рябчик! Да еще  недожаренный! Ты, что, нормальной еды не знаешь?! Сегодня праздник. У  меня  и свининка, и колбаска, и холодец…

Ч: А вареники?

С: И калачи, и куличи…

Ч: А вареники?

С: И сервелат, и лимонад… 

Ч: А вареники?!

Солоха  разводит  руками

Музыка

Ч: Эх, ты… (отворачивается), ( снова поворачивается) А я  тебе подарочек принес, ягодка моя.

С: Не подлизывайся, проказник! Ну, показывай, что там такое красивое?

Ч: Смотри! (достает месяц)

С: Ого! Похоже на электричество!

Ч: А что это такое?

С: Эх ты, темнота необразованная! А еще темной силой называешься… И чему вас только  учат?

Ч: Ой, Солоха, ничему не учат  (утирает глаза хвостиком, всхлипывает)

С: Бедненький! Дай за ушком почешу. (чешет)

Ч: Одна ты меня понимаешь…

                                                      (стук в дверь)

Ой! Кто это к тебе в такую погоду?

Музыка (колядка)

С:  Ой, никак ряженые приехали.

Ч: (бьется в конвульсиях): Оё-ё-ё-ёй! Конец мне настал, горемычному. Еще в прошлый раз обещали оторвать мне хвост.  

                                         (мечется)

С: За что же? Трусохвостик ты мой…

Ч: Да так. Было дело. После расскажу, если захочешь… (крутится вокруг своей оси) У тебя нет шапки-невидимки? Как же я без хвоста-то? Нет-нет, только не это!

С: Что же делать мне с тобой? (Увидев пустой мешок) Полезай в мешок пустой!

Ч: Где? Куда? Спаси! (лезет в мешок и прячется)

С: Сиди тихо!

Ч: Где? Куда? Спаси!

С:  Да и вообще, проваливай! (снимает мешок) Вылетай в трубу. Не до тебя! Сегодня праздник, святые вечера наступают. Проваливай! Проваливай!

Ч: (уходя)  Вот это я, называется, в гости зашел… (пятится)

                   Полегче на поворотах, любезная!

С: И луну верни на место (отдает). Не надо мне от тебя подарочков

Ч: Охо-хо! (Крутит хвост). Смотри, не пожалей.

Музыка

С: Ох,  и  хитрый черт! Не оставляет своих проказ. Ну, я тебя еще встречу…!

Музыка (колядка)

Коляда, коляда, отворяйте ворота,

Открывайте дверцу принесите хлебца.

Доставайте чашки, положите кашки

Сладкие конфетки,  медные монетки

Кренделек и бублик, и железный рублик.

Угостите калачом, не болейте нипочем!

С: Не дождетесь, чертенята! Убирайтесь вон из хаты!

 Ах, жульё! Уходи! Не тронь! Моё!

 

Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!

Кто не даст ватрушки – раскидаем кадушки!

Кто не даст пирога – запрём палкой ворота!


С: Надо дверь бы на засов, да спустить скорее псов. 

О: Я не поняла. А почему колядовщики в дом  не зашли? 

Солоха грозит кулаком вслед колядовщикам.

О: Да, ты, маманя, никак совсем кукушку  поймала. Ведь Святки  наступили


С: Ох, это меня нечисть закружила. Ну, попадется он мне! К сочельнику готовиться нужно: прибрать в  горнице, завершить  приготовление вкусностей. А еще в Рождество принято украшать  ёлку. Ёлка появилась именно в Рождество, а не в Новый год.  По преданию ель стала символом духовности, добра, чистоты и мудрости.

 О: В этот вечер нельзя спорить, ругать детей. Нужно помириться со всеми, с кем вы были в ссоре.

С: Все на святки, все на святки,
Приходите-ка, ребятки,
И овсей, и коляда! Отворяем ворота!

Заходите на часок, у меня  хорош квасок,

И варенья, и соленья…

Заходите без стесненья!

Музыка (колядка)

Здравствуйте, столы, скамейки! Здравствуйте, дорогая семейка!

Может, вы гостям и не рады.  Но не выгоняйте с ограды.

 Мы вам песенку споём.

(вместе) Пришла Коляда накануне Рождества..

                Коляда, Коляда, отпирай ворота!

А не порадовать ли нам хозяйку веселым представлением?

Музыка


Коза. А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
          Повесели гостей немножко.

Медведь. Давай, Коза, покажем,
                 Как мы лихо пляшем! (топает ногами)

Коза. Выходи плясать, Медведь,
          Я частушку буду петь.
          Мы частушки пропоем,
          А потом плясать пойдем.

Медведь. Ты когда поешь, Коза,
                 Не закатывай глаза.
                 Петь ты не умеешь,
                 Не поешь, а блеешь.

Коза. А ты, Мишенька-медведь,
          Сам ты не умеешь петь,
          Ты тугой на ухо –
          Ни голоса, ни слуха.

Медведь. Ах, Коза ты, Козочка,
                 Серенькая розочка.
                 Хватит нам браниться,
                Давай с тобой мириться.

Коза. Ах, мой Миша дорогой,
          Не ругались мы с тобой.
         Мы с тобой шутили,
         Народ повеселили.

Музыка

С: Спасибо за песню, спасибо за Славу,
Для вас угощенье готово на славу!
(подносит сладости ) 

О: Принимайте-ка, ребята, коляду в свой хоровод,
Пусть сегодня в этом зале каждый пляшет и поёт!    

       

Игра «Ручеек»

  Зимние праздники, несмотря на холодное зимнее время, дышат весельем и счастьем. Не такого другого праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет, как Святки.  

Вечер, накануне Рождества, назывался Сочельник. Вечером обязательно надевали все новое, чтобы год был богатым.  Пищу, в этот вечер, принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды. Обычно об её появлении сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками, а иногда на улицу выходили и всей семьёй. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и после торжественной молитвы садились за стол. Ужинали “голодной кутьёй” или “сочивом”, - кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда и название – “сочельник”. Когда садились за стол, то  обязательно звали мороза. Старший в доме, хозяин или хозяйка, выносил праздничную еду на крыльцо или в огород, и в открытое окно выкрикивали:

 « Мороз, Мороз!  Приходи блины есть и кутью! Не идешь…тогда и  летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй».

 

Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день. Его справляли– 14 января.

Вечер под Новый год – (вечер 13 января) называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом  доме обязательно варили  вареники с сыром или  картошкой, жарили колбасу, пекли пирожки с капустой, с мясом, с картошкой. Девочки и девушки шли щедровать. Они подходили под окна какого-либо дома и кричали:

 

Щедрик-Петрик, дай вареник!
Ложечку кашки, наверх колбаски.
Этого мало, дай кусок сала.
Выноси скорей, не морозь детей!

Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тётка, наварила, что ты тётка, напекла?
Неси скорей до окна. Не щипай, не ломай,
А по целому давай!

Овсёнь, овсёнь, завтра новый день!

Не стой у ворот, завтра Новый год!

Ой, мороз, мороз отморозил нос,

Не велит долго стоять, велит скоро подавать.

Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков.

Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Хоть и «старый» Новый Год -
Все равно добро несет!

Сею, вею посеваю,
С Новым Годом поздравляю!
Рожь, пшеница пусть уродится,
Счастье в доме пусть поселится

Сеем, сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Что б здоровы были много лет прожили.

Открывайте, сундучок, подавайте пятачок,
Хоть блин, хоть сала клин.

Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!».

Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян пшеницы, овса, семечек, гороха, фасоли. Когда они заходили в дом их  первым делом сажали на порог и просили «поквохтать», как курицы (чтобы квочки хорошо несли яйца в новом году).

Когда парни  садились, их окропляли свяченой водой. Затем ребята начинали посевать. Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх.

После праздника зерна сметали с пола и половину отдавали домашней птице, чтоб она была здорова и хорошо неслась.

 А вторую половину сортировали: отделяли зерна разных культур друг от друга и смешивали эти святые «щедровальные» зерна с семенами будущего урожая, чтобы он уродился на славу. 

Васильев вечер делил 12 дней святок  на две части: на "святые вечера", и "страшные вечера".  В “святые вечера” молодёжь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины

В “страшные вечера”, по представлению людей, нечистая сила становится очень активной.

Для того чтобы избежать столкновения с ней, молодые люди, как правило, парни, подражали нечистой силе.

Они вовсю чудили: закрывали чем попало воротА, так что хозяевам было не выйти на улицу; опрокидывали в домах кадки с водой, квашни с тестом, обливали присутствующих водой и марали сажей. Утром будили  хозяина дома, и его, еще не проснувшегося, но высунувшегося на стук из окна, пачкали разведенным в горячей воде навозом. Для потехи озорники забирались на крышу  избы и выливали в трубу ведро воды; а тем, кого особенно не любили, в трубу сыпали сор, солому и снег, после чего труба замерзала, и оставалось только переложить ее заново.

Заканчиваются Рождественские святки 19 января - Праздником Крещения. Приготовления к празднику начинались еще накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться чертенок.

Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами. В полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится, пили ее всей семьей, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот.

Гадания – ещё одна примета Святок. Гадали во всё время Святок, но особенно правдивыми считались гадания в страшные вечера.

Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.

 Особенно гаданиями увлекались девушки.  Желая знать имя будущего своего жениха, девушки на заходе солнца, подстерегали у ворот и заборов прохожих и спрашивали их об их имени, в полной уверенности, что жених ее будет иметь то именно имя, каким прохожий себя называл.

Зная об этом, молодые люди нередко подшучивали над девушками, называясь совсем уж экзотическими или иностранными именами.


Гадание валенком. Девушка снимала с левой ноги валенок и бросала его за ворота, наблюдая при этом, куда он ляжет носком. Направление носка показывает ту сторону, где живет ее жених и куда она выйдет замуж; если валенок ляжет носком к воротам своего же дома, то девушка в этом году будет жить дома, и не выйдет замуж.  

Гадали и  на курицах. Сняв с насеста курицу, а чаще петуха, гадающие приносили его в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб и монеты. Птицу пускали на пол, и смотрели. Если станет есть хлеб, то муж будет зажиточный хозяин; если монеты клюнет -богатый будет; а если подойдет к воде – то не повезет девушке  с таким  мужем.
Иногда о будущем муже судили и по самому
петуху: шли в полночь в курятник, ловили там петуха на насесте и по цвету его перьев судили о том, какой цвет волос будет у будущего мужа.

Вариантов гаданий было очень много!

Игра «Гадание» 

             (по кругу ставят миски с зерном, с водой, и монетами)
Выбирают петушка,  завязывают  ему глаза, несколько раз поворачивают  вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он направится.

Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с зерном - то сытным и урожайным, если к монетам - то прибыльным и успешным, А "Петушок" получает приз за свою работу - леденцового петушка.

А сейчас мы погадаем.
И в корзиночку заглянем.
Что вас ждёт в этом году?
Кто сердится на судьбу?
В этой маленькой корзинке,
Что угодно для души.
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется.

Игра «Что  меня ожидает»

Пожелания на карточках:

Копейка – Веселей смотри вперед, там богатство тебя ждет.

Конфета – Пряники да сладости, будет много радости.
Пуговка – Зима – баловница с метелью пуховой

                 Одарит сюрпризом – красивой обновой.

Улыбка – Если будешь улыбаться во весь рот и часто,

Снимешься в рекламном клипе  про зубную пасту.

Краски -Твои портреты и пейзажи смотреть мы будем в Эрмитаже!
 Ручка -  На зависть взрослым и ребятам ты станешь в думе депутатом!
 Ракета - Откроешь новую планету. Получишь премию – ракету!
 Мяч - Будешь ты играть в футбол и забьешь бразильцам гол!
 Телевизор - Улыбки ждут, поклонники, цветы. Звездой телеэкрана станешь ты!

 

Гадание на рисовых зернах

Над  тарелкой  с рисом держат ладонью вниз левую руку и  загадывают желание. Опускают ладошку в блюдо. Сосчитайте, сколько зернышек риса прилипнет к ладони. Четное число – отрицательный ответ, нечетное – положительный.

                 

Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток ?!

Конкурс загадок

Вытягивают номерок загадки. Для тех, кто не отгадал, дают «штрафное» задание.


Штрафные задания

1.«В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай».

2.«Не сказал отгадку, теперь пляши вприсядку».

3.«Отгадку скажешь потом, а сейчас помяукай котом».

4.«А ты, дорогой, нам что-нибудь спой».

5.«В другой раз загадку отгадай, а сейчас собачкой полай».

6.«Прочитай стихотворение – будет тебе ума прибавление».

7.«Не печалься, что отгадку забыл, мы хотим, чтоб ты зайчиком был».

8.«Чтоб в другой раз глазами не хлопать, нужно ножками громче потопать».

ЗАГАДКИ

1.Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все в небо глядит.(Труба на крыше.) 

2.Маленький Данилка застрял в дырке. (Пуговица.)

3.Избушка нова,  жильца  нет. Жилец  появится -  избушка  развалится.(Яйцо)

4.Утром  на  четырёх  ногах, в  полдень-  на  двух, вечером-  на трёх.     (Человек)

5.Маланья толста, сухой Матвей
Привязался к ней -не отвяжется. (ступа и пестик)
        

6.На воде родится, на огне вырастает,
С матерью увидится, опять умирает.(соль)

7.Дедко коптел, много лет терпел. Много душ кормил.

А разбился – под плетнем очутился.(горшок)

Конкурс

Девицы-красавицы! Добры молодцы!

Хвать вам зевать! Выходите поскорее плясать!

Веселись-ка от души!

На стул садись и… сидя попляши!

музыка

Игры  

 «Примерзли».
Для игры потребуется приготовить листочки, на которых нужно написать части тела, например, губы, рука, нога, ухо, мизинец на левой руке, нос. Эти
листочки скручивают и складываются в корзинку, берут из корзинки листочки и присоединяются друг к другу указанными частями тела. Первый примерзает к ведущему. Таким образом, участники примерзают друг к другу

 «Неуловимый шнур»

 (2 стула, поставленные спинками друг к другу, под ними лежит верёвка)

Присаживайтесь… Пока звучит музыка ходите, перестает - садитесь на свой стул, и быстрее дёргаете за веревку. Вот, собственно, и всё.

«Морозное дыхание»

Участники становятся вдоль  линии. На пол  кладутся снежинки (по одной на каждого участника). По команде ведущего участники начинают дуть на свою снежинку так, чтобы она долетела до противоположной линии. Тот, кому удастся сделать это быстрее других, объявляется победителем.

«Самый  внимательный»

Задача игроков – схватить приз, лежащий на стуле, как только произнесу фразу «Новый год». Игрок, который схватил приз не вовремя, выбывает.

 

Ребята, слушайте! Внимание!

Здесь главное – не прозевать.

Когда скажу я: «Новый год!»,

Вам нужно приз вот этот взять.

Появился новый… город,

Его на карте еще нет.

Соберу я чемоданы

И куплю туда билет.

Новый… кот откуда взялся,

Вот никак я не пойму.

Я его сейчас поймаю

И соседям отнесу.

Новый… гость стучится в двери,

Он торопится войти.

Не забыв с собой, конечно,

Мне подарок принести.

Новый… горн купили в школу,

Барабан купили,

Чтоб по школьным коридорам

Строем все ходили.

Новый… галстукновый… фрак

Дед Мороз мне подарил,

Чтобы я на Новый год

Красавчиком ходил!

 «Следуй за коровкой»

В зале в хаотичном порядке расставляются стулья, на них усаживаются участники – «телята». Коровка под музыку  проходит между стульями и хлопком в ладоши собирает за собой «телят». Образуя «паровозик», все  участники с вожаком во главе проходите между стульями. Когда «Мама Коровка» хлопнет в ладоши два раза, «телята» должны сесть на стулья. Сложность в том, что «Коровка» тоже должна  сесть на свободный стул, и один участник останется стоять. Он-то и станет новой «Коровкой».

«Покажи, но не говори»

За две минуты вам необходимо показать, объяснить  с помощью жестом, что за слово вы вытянули.

 «Здравствуй, сказка Новый год»

Поиграли мы отлично!  И устали все прилично!
Всем спасибо за участье!  Вот конфетки  вам на счастье!

А на прощанье желаем тому,

Кто был в нашем дому:

Чтобы все здоровы были,

Чтобы праздники любили

И обряды не забыли!

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говорим: до новых встреч!

Песня «Бывайте здоровы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?"

Игра-викторина "Знаете ли вы свой родной город Саратов?" Разработала учитель начальных классов МОУ "СОШ № 34" города Саратова Ежова Наталья Александровна....

Игровое занятие "Знаете ли вы сказки?"

Мероприятие позволяет в игровой форме приобщить детей к чтению книг....

"Знаете, каким он парнем был!" Биографический урок-лекция о Ю.А.Гагарине

Включить учащихся в активное познание истории; изучить жизнь и деятельность первого космонавта Ю.А.Гагарина; научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого , заботливо относиться...

Викорина "Знаете ли вы животных?"2-4 кл. французский язык

В материале представлен урок-викторина по французскому языку для 2-4 по теме" Животные". Осовные задачи урока: повторить лексику по теме,развитие монологической речи учащихся, умение описывать животны...

Даниил Хармс "Вы знаете?"

Озорные, веселые, игровые стихи Даниила Хармса очень нравятся детям. В этой презентации можно послушать стихотворение в исполнении актрисы Ирины Муравьёвой , а также музыкальное исполнение под г...

«А вы знаете, что такое коррупция?»

Воспитательное мероприятие.«А вы знаете, что такое коррупция?»...

Гендерное воспитание «Что вы знаете и чего не знаете о себе и других»

Гендерное воспитание «Что вы знаете и чего не знаете о себе и других»...