Цикл классных часов по асоциальному поведению
методическая разработка

Кухаренкова Светлана Вячеславна

Цикл  классных часов по профилактике асоциального поведения поможет ребенку самому сделать вывод о своем поведении, сформировать правильную  жизненную позицию, поможет найти выход из сложных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_-_kopiya.doc474.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ленинская основная школа»

Хиславичский район

 Смоленская область

Материалы подготовила и провела:

Кухаренкова Светлана Вячеславна,

учитель начальных классов, высшей категории

2021

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная  записка

3 -5

Классный час  «Я умею хорошо себя вести!»

6 - 11

Классный час «Учимся быть ответственными»

12 - 17

Классный час  «Добрым жить на свете веселей»

18 - 24

Классный час  "Мы хотим расти здоровыми"

25 - 31

Классный час  "Мы против наркотиков"

32 - 43

Список использованной литературы

44

Пояснительная записка

Динамизм современной жизни,  глубокие и резкие изменения социальных стереотипов предъявляют повышенные требования не только к взрослым, но и к детям. Все это обостряет действие таких психотравмирующих социальных факторов, как: неадекватные воспитательные воздействия в семье, искажение ценностных ориентаций, явная и скрытая безнадзорность, появление асоциальных явлений в поведении детей, проявление детской интернет зависимости, зависимости от виртуальных игр. За этим стоит ряд причин, среди которых: тяжелое экономическое положение семьи в сочетании с асоциальным поведением родителей; конфликты в школе и дома; трудности в социальной адаптации; проблемы со здоровьем; отставание в развитии и т.д.

Начальная школа – тот уровень, на котором закладываются основы поведения, обучения, взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Это время формирования характера, привычек, увлечений ребенка.

Поэтому так важно именно в этот период  направить развитие ребенка по правильному,  а, главное, безопасному пути:

-сформировать у него положительное отношение к школе;

-определить его социальный статус в коллективе;

- помочь с выбором друзей- единомышленников;

-развить его таланты;

-укрепить отрицательное отношение к вредным привычкам;

-определить, как важно быть здоровым, и рассказать, что для этого необходимо делать.

Как этого достичь?

Главное, конечно, это семья и положительный пример родителей. Но, к сожалению, во многих семьях  профилактике асоциального поведения уделяется мало времени, а иногда родители сами не видят  этих проблем.

К тому же, не секрет, что многие  родители  употребляют алкоголь, курят, нецензурно выражаются при детях.

Тогда главным источником правильной информации служит школа, учитель.

Моя задача, как  педагога - ни в коем случае не настроить ребенка против семьи, а показать, что иногда взрослые тоже могут ошибаться и что им можно помочь. Ребенок должен знать, что это не норма - курить и ругаться матом. Не всегда взрослый может быть примером.

Огромная работа проводится и с родителями. На это направлены родительские собрания, индивидуальные беседы с учителем, совместные мероприятия с родителями, пропаганда здорового образа жизни.

Цикл  классных часов по профилактике асоциального поведения поможет ребенку самому сделать вывод о своем поведении, сформировать правильную  жизненную позицию, поможет найти выход из сложных проблем. Классные часы на эту тему проводятся один раз в месяц. Но разговор о правильном поведении идет ежедневно и на каждом уроке.

«Болезнь легче предупредить, чем лечить». То же касается и асоциального поведения ребенка. Чем раньше ребенок, играя, решая задачи, анализируя художественные произведения, усвоит нормы правильного поведения, тем легче ему будет  в подростковом возрасте найти свой путь, уйти от дурной компании, сказать   «нет» вредным привычкам.

Классные часы проведены   в сельской малокомплектной школе  для обучающихся  1-4  классов. Поскольку наполняемость классов  низкая, то чаще всего использую работу в парах, редко – групповую.

Цель классных часов: конструирование педагогической системы профилактических мер и соответствующих мероприятий, обеспечивающих успешную адаптацию детей, создание условий достижения индивидуально-личностной зрелости необходимой для преодоления детьми негативного воздействия социума, выработки социального иммунитета и стрессоустойчивости.

Задачи:

  • выявление потребностей и проблем учащихся, уровня их социальной защищенности и адаптированности к социальной среде, отклонений в поведении;
  • пробуждение интереса учащихся к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса;
  • формирование нравственных качеств и духовной культуры  воспитанников, воспитание в сознании детей понятия о добре, толерантности, справедливости, милосердии, взаимопонимании;
  • создание условий для успешной самореализации детей, развитие у них чувства собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе, повышения самооценки.

Методы и технологии проведения мероприятий: словесный метод (рассказ, объяснение, беседа); наглядный метод (показ), игровая технология, здоровьесберегающая, ИКТ  - технология, технология развития критического мышления.

В результате   проведения  классных часов по данной тематике:

  1. Повышается нравственный и культурный уровень  детей.
  2. Формируется  положительная мотивация к обучению и общению, участию в социально-значимой деятельности.
  3. Снижается рост числа детей с асоциальным поведением.
  4. Формируются установки на здоровый образ жизни.
  5. Повышается правовая грамотность обучающихся и их родителей, знание учащимися своих прав и обязанностей.
  6. Формируются умения у педагога и детей разрешать конфликтные ситуации.

Опытом работы  по данной проблеме   охотно делюсь с коллегами на педсоветах, а также размещаю   на   учительских сайтах.

Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Словно оружием вооружён.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)

Тема:  «Я умею хорошо себя вести!»

Цель: Воспитание у детей вежливости, умение культурного поведения и общения.

Задачи:

- формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими, формировать умение вежливо общаться с взрослыми и сверстниками;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, наглядно-действенное мышление;

- воспитывать умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими, способствовать формированию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости.

-корригировать культуру общения.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, «пушистики».

 Записи на доске: культурный человек, манера поведения.

Школьные принадлежности:  пенал, тетрадь, карандаш, ручка.

 Правила поведения в уголке, на экране, словарик вежливых слов.

Ход занятия

I. Организационно-мотивационный этап

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. 

-  У вас на партах  лежат «пушистики». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя  в начале нашего занятия.

- Отложите их  в сторону

II. Введение в тему.

1. Просмотр    мультфильма. 

Предлагается учащимся посмотреть видео одной из серий Ералаша «День вежливости»

https://www.youtube.com/watch?v=cqWsQUo8CBc

-  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- О каких людях говорят, они вежливы? Как вы понимаете выражение «манера поведения» ?  -  Как можно назвать такого человека?

- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия и его задачи.

Вводное слово учителя

        Ни один человек в своей жизни не избежал напоминаний или указаний о том, что надо уметь себя вести. Это говорят родители дома, учителя в школе, взрослые на улице… И, как правило, эти замечания делаются за то, что вовремя не сказал "здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста" или "извините". Выходит, что если вовремя научиться вставлять эти 3-4 "волшебных слова", то, действительно, человек умеет себя вести. Но тогда откуда в нашей жизни столько проблем, недоразумений, конфликтов, почему люди не всегда понимают друг друга? Накормить голодного ребенка, уступить старику место в автобусе, перевести старушку через улицу, хорошо работать, быть обходительным и т.д. – все это просто для любого человека, но очень трудно для всех сразу. Вот поэтому нужно начинать с себя: с воспитания в самом себе вежливости, приветливости, умения сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить настроение другим, быть всегда ровным в обращении с окружающими людьми

III. Обсуждение ситуации «хорошее поведение».

Слайд-1.

а) Алёша пришёл в гости к другу Тимуру, в комнате он увидел клетку с ярким попугаем, любимцем Тимура. «Ничего себе птичка, у меня тоже такая была, только умерла, они долго не живут»- сказал Лёша.

Тимур  загрустил, замолчал. Он  не смог в этот день общаться с Алёшей.

- Какую оплошность допустил Алёша? Как бы вы вели себя на его месте?

Оценивание ситуации.

Если вы считаете, что Алёша был неправ  в своих высказываниях, поставьте на листочках против цифры (один – плюс, если же прав - минус)

1(+),  

1 (-)

Слайд-2.

б) Папа подарил Вове самолёт, он показал его своему другу Славе: «Вот он, какой  красивый  с  пультом  управления. А Слава сказал: «Да у меня таких игрушек - навалом, подумаешь чепуха, а не самолёт. Вот хочешь, я тебе свои игрушки  покажу». Но Вова не захотел  и ещё несколько дней не разговаривал со Славой.

- Как вы думаете, почему?

Оценивание ситуации. История похожая. Оцениваем ситуацию.

Если вы считаете, что Слава поступил неправильно, поставьте напротив двойки (+) ,а если вы считаете иначе, то(-).

Слайд-3.

2) Чтение и анализ стихотворения « Вася Хохолков»  О.Дмитриева.

К остановке подошёл трамвай,

Я подумал: «Вася, не зевай!»

Всех толкая,

Я полез в вагон,

И сказали люди: «Эх ты, слон!»

Я монетку в кассу опустил

И на пятку тёте наступил,

Отвернулся, стал в окно смотреть,

А она сказала: «Фу, медведь!»

Я себе представил как толпой

Чинно шли слоны на водопой,

Лишь один, толкая всех зверей,

Норовил пробраться поскорей,

И ему тогда,

удивлены,

«Эх, ты, Вася!»- говорят слоны.

Я представил, как во весь опор

Мчался бурый мишка через бор,

Головой вертел, стрекоз ловил

И соседу лапу отдавил.

Тот кричит: «Ты, братец, бестолков,

Словно школьник Вася Хохолков!»

Это  слушать просто стыд и срам,

Я займусь зарядкой по утрам,

Стану я старательным таким,

Вежливым,

Внимательнымк  другим.

Буду все науки изучать,

Чтоб одни пятёрки получать,

Буду лучше всех играть в футбол,

Чтоб сказали люди: « Ну, орёл!».

Мне приятна эта похвала.

Представляю я себе орла,

Как парит он в горной вышине,

А орлы другие в стороне.

С уваженьем говорят: « Каков!

Он летает выше облаков!

Не орёл, а Вася Хохолков!»

-Какие ошибки допустил Вася в трамвае? Почему ему стало стыдно за себя? Каким решил стать Вася? Дети, а вы бываете похожими на Васю?

Оценивание ситуации. Найдите ошибки. Оцените поступок Васи по тем же критериям. Случались ли подобные ситуации в вашей жизни?

IV.Физкультминутка.

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши

На два счёта – поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

V.Обыгрывание ситуаций.

Рассказывают обучающиеся.

Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовёт

меня Галькой ».        

« А ты как его зовёшь?» - спросила мама.

 «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу – Эй ты!

- Скажите, права Галя? А почему она не права? Как нужно обращаться друг к другу? Знает ли Галя правила вежливости?

А вы? Вы, знаете? (Ответы детей).

Оценивание ситуации.

Под цифрой 4 оцените поступок  Гали. Если она неправа ( +), кто считает, что права (-).

А под 5 знаете ли вы как надо обращаться к старшим людям и друг к другу.

Если да (+),

Нет ( -).

Подсчитаете свои значки.

Вывод. Кому нужно работать над собой?  Кто не знает ещё этих правил? Кого в нашем классе можно назвать культурным человеком? А все ли вежливы? Кого бы вы хотели видеть вежливым? А чем ему помочь?

4) Давайте вместе составим правила вежливого общения.

« Правила хороших манер».

  1. К старшим и незнакомым людям надо обращаться на «Вы».
  2. Надо быть внимательным, доброжелательным, приветливым.
  3. Невежливо вмешиваться в разговор старших и перебивать их.
  4. Неприлично громко разговаривать на улице, в общественных местах.
  5. Необходимо соблюдать чистоту и порядок в школе, классе, на улице.
  6. Невежливо смеяться над физическими недостатками.

Эти правила, мы напечатаем на листочке, красиво оформим и повесим в нашем  классном уголке. Если кто не научился красиво себя вести, то эти правила напомнят  ему о хороших манерах.

VI. Рефлексия

Похожее изображение

- Перед вами на доске нарисован человечек - девочка. Пусть каждый из вас подарит ей признак воспитанного человека.

- Посмотрите ещё раз на «пушистиков» и подумайте,  изменилось ли у вас настроение после нашего урока. Если да, то нужно раскрасить ещё одного «пушистика».

VII. Итог занятия.

- Ребята, вернемся в начало  занятия, вспомним задачи, которые мы поставили перед собой. Удалось  ли нам их решить?

- Мне больше всего понравилось…

- Меня удивило…

- Я попробую…

- Мне захотелось…

- Я научился…

- Урок дал мне для жизни

- Ребята, спасибо за ваши ответы.  Я надеюсь, что все вы научитесь  правильно себя вести.

Спасибо  за работу. Занятие закончено.

Тема: «Учимся быть ответственными»

Цель: Знакомство учащихся с понятиями «ответственность», «поступок» с их значением в жизни человека.

Задачи:

1. Дать начальное представление об ответственности, её видах.

2.Развивать умение применять полученные представления в повседневной жизни, задумываться о собственных поступках, оценивать свои действия.

3. Формировать уважительное отношение друг к другу.

Форма проведения: занятие-практикум.

Оборудование: проектор (использование презентации), маленький камешек для оргмомента (гранит или бижутерия), словарь С.И. Ожегова, цветные жетоны, карточки с заданиями, листы бумаги, ручки.  

На доске или ватмане запись слов, обозначающих черты характера человека (Честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.)

Стульчики расставлены в классе полукругом.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

Учитель:

- Посмотрите, что у меня в руках?

-  Камень.

-  Почувствуйте, какой он?

( Прикладывает к щеке каждого ребёнка).

-  Холодный.

-  Как вы думаете, его можно согреть?

Дети размышляют.

 - Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень:

« Камень, возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари моему другу».

Учитель передаёт камень рядом сидящему  ребёнку. Он крепко сжимает его в руках, говорит «волшебные слова» и передаёт камень дальше по кругу, пока он вновь не оказывается в руках учителя.

-  Почувствуйте, какой теперь стал камень? (Прикладываю к щеке каждого ребёнка.)

-  Тёплый…Вот видите, мы, передав часть нашего тепла, оживили холодный, мёртвый камень, он стал теплее. И если мы, люди, будем дарить друг другу тепло, то всем станет веселее и уютнее. Вот и сегодня на занятии мы с вами будем желать друг другу добра, удачи, научимся совершать только хорошие поступки.

2.Разминка

Игра «Паровозик» (под музыку-приложение)

Условия проведения. Все участники игры разбиваются на тройки. Каждая становится «паровозиком». Два последних ребенка закрывают глаза. Открыты глаза только у первого – водящего. Он ведет «паровозик» по классу. Затем, по сигналу учителя, участники тройки меняются местами, то есть «паровозик» ведет уже другой ребенок из этой тройки. Игра заканчивается после того, как все три участника побывают в роли водящего.

Вопросы:

  • В какой роли вам было интересно?
  • В какой роли было трудно?
  • Как вы чувствовали себя в разных ролях?
  • Когда кто-то принимал решение. Куда именно двигаться, что он чувствовал?
  • Кто из троих был ответственен за других?

3.Сообщение темы

- Есть такая замечательная книга – «Маленький принц». В ней рассказывается о ребёнке, который был очень ответственным: он чувствовал ответственность за планету, где был принцем, за единственный цветок, который рос на этой планете. Однажды мальчик попал на Землю. О том, что с ним было на нашей планете, и написал свою книгу французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание этого писателя.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

Вопросы:

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему занятию?
  • Попробуйте сформулировать тему и задачи  занятия.

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить?   ( Ответы детей)

- Правильно, мы сегодня будем говорить об ответственности (слайд 1).

- А как вы понимаете, что такое ответственность?

Ответы детей:

-Не подводить никого.

Соблюдать правила поведения.

Уметь отвечать за свои дела, поступки.

Хорошо выполнять обязанности.

Быть надежным, исполнительным.

Выполнять обещанное.

Не ждать напоминаний, проверок.

4. Основная часть.

а) Работа со словарем

-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову ответственность даётся в нём?

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках (слайд 2).

- Как вы понимаете слово поступок? Что это такое?

(Поступок-это какое-либо действие, совершенное человеком) (слайд 3).

- А вы совершали когда-нибудь поступки? Расскажите о них.

(Учитель по ходу беседы обращает внимание на слайд 4 – картинки: хорошие поступки).

- Посмотрите, ребята, сколько хороших дел мы делаем и можем делать каждый день.

- Каждый человек совершает разные поступки. За хорошие нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки? (ответы детей)

- Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!

Каждый ребенок получает листок бумаги. Необходимо сначала вспомнить, какой-нибудь один свой плохой поступок, назвать его, затем представить, что это он, скомкать его и выбросить в мусорное ведро (по кругу).

 Какие качества характера свойственны ответственному человеку? На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.

(Честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.)

- Как вы думаете, кому легче жить: ответственному или безответственному человеку?
Ответственным быть трудно. А безответственным – опасно, за безответственность приходится расплачиваться, иногда очень серьёзно.
б) Решение проблемных ситуаций.

1 пара   К чему может привести безответственное решение врача?
2 пара   К чему приведет безответственное решение пилота?
3 пара   К чему приведет безответственный поступок шофера?

- Какой вывод можно сделать из этого?

Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.

в) Работа в парах.

На карточках записана ситуация.  Выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет. Посоветуйтесь в парах и дайте ответ.

Анализ ситуаций.

Ситуация 1.

Дмитрий очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Антон складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

– Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

Ситуация 2.

Кто-то тебя ударил, а ты ударил в ответ

Каждый отвечает за свое действие. Он ударил – нарушил правило, и он за него отвечает. Кто отвечает за то, что ты ударил в ответ? Как еще ты мог бы поступить?

Вывод: каждым решением человек меняет ситуацию. В данном случае, будет драка или нет – зависит от того, кто принимает решение: отвечать ударом на удар или нет.

Ситуация 3.

- Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

– Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.

Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого. Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

- Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

– За что вы уже сейчас можете нести ответственность? ( Ответы детей)

Ответственность делится на три вида:

  1. Личная, или ответственность перед собой (Я)
  2. Ответственность перед другими (Другие)
  3. Ответственность в школе (Школа).

г) Работа с жетонами.

 Учащиеся с помощью жетонов разного цвета делятся на пары. Ученики распределяют обязанности по трем темам.

Три вида ответственности

            Я

              ДРУГИЕ

             ШКОЛА

– чистить зубы

–вовремя ложиться спать

– умываться

– ухаживать за животными и растениями

– заботиться о младших сестрах и братьях

– говорить спасибо

– держать данное слово

– выполнять домашнее задание

– содержать в порядке книги и тетрадки

– приходить вовремя в школу

– соблюдать правила поведения

- Всегда ли поступки и ответственность ходят рядом? Ответ на этот вопрос люди нашли давно.

д) Игра «Составь пословицу» (слайд 5).

- Я предлагаю вам сыграть в игру. Игра называется «Составь пословицу». Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение. Подумайте над смыслом этих пословиц. (Работа в парах, составляют пословицы).

Заварил кашу – расхлёбывай.

На добрый привет – добрый ответ.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Давайте вместе составим правила ответственности и помогут нам наши пословицы (слайд 6).

За свои поступки надо отвечать.

За добрые поступки добром отплатят.

Прежде чем совершить поступок, подумай!

Анализируйте свои поступки.

Учитесь признавать свои ошибки.

-  Итог нашего занятия мне хочется подвести словами Валентины Осеевой (слайд 7): «В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков». А это означает, что всякий человек несёт ответственность за своё поведение. Многие большие беды начинаются с малого. Сегодня соврал матери, обидел словом сверстницу, поленился помочь бабушке, не уступил место старшему. А завтра? Завтра может быть самое плохое, такое, что уже привлечет внимание работников полиции, следователей, судей. Чтобы этого не произошло, надо с малых лет воспитывать в себе чувство ответственности. Ибо, как сказал один мудрый человек, «если не хочешь знать страха, не чини зла».

5. Рефлексия

- А сейчас я прошу вас передавать по кругу камень, говоря при этом комплимент:

(«Миша, ты очень справедливый», «Катя, у тебя отличная причёска» и т.п.)

 - Когда камень  доходит до меня, я  говорю:

« Мы все добрые, справедливые, дружные. Мы умеем помогать друг другу, уступать друг другу. Мы никогда не будем совершать плохих поступков, потому что мы воспитываем в себе чувство ответственности».

6.Подведение итогов.

– Что вы узнали об ответственности? Все ли задачи, поставленные в начале  занятия,  решены?
– Легко или тяжело быть ответственным?
– Что необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком?

(учиться отвечать за свои поступки, за свои слова)

- Постарайтесь воспитать в себе такое качество, как ответственность и тогда в жизни будет меньше проблем. Также ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью.

Спасибо вам за общение. Всего доброго.

Тема: «Добрым жить на свете веселей»

Цель: формирование представления о доброте, как о важнейшей человеческой ценности, выявление правильного и ошибочного представления о доброте.

Задачи:

  • подвести учащихся к пониманию  понятия «доброта»; определить роль и  ее значение в жизни человека;
  •  определить черты доброжелательных взаимоотношений, опираясь на опыт учащихся;
  • формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
  •  совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Планируемые результаты:

  1. Личностные УУД:
  • умение определять  простые  для всех людей правила;
  • умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • способностьк самооценке, самосовершенствованию.
  1. Регулятивные УУД:
  • умение определять цель деятельности на уроке; соотносить свои действия с поставленной целью;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач;
  • оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или эталоном;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с условиями выполнения;
  • умение определять успешность выполненного задания.
  1. Познавательные УУД:
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    строить рассуждения в форме связи простых суждений, сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников;
  • анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  1. Коммуникативные УУД:
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, правильно реагировать на замечания, высказывать свою точку зрения, аргументировать  своё мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование урока: 

-   толковые словари;

- мультимедийное оборудование;

- электронные ресурсы: мультимедийная, видеоролик из мультфильма «Кот Леопольд» 

- раздаточный материал, картинки для работы.

Ход занятия:

  1. Мотивация и самоопределение  к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята!  Повернитесь и пожмите руку соседу, говоря при этом комплимент: «Лиза, у тебя красивая улыбка».

  1. Актуализация знаний

- Молодцы.  Рассмотрите внимательно рисунки и иллюстрации (размещены на доске)

- На какие две группы вы можете их распределить?

(В одну группу рисунки, на которых изображены добрые, хорошие поступки, а в другую группу рисунки, на которых изображены плохие, злые поступки).

Дайте название каждой группе рисунков. (Добро и зло). 

3.  Введение в тему. Формулирование темы урока и постановка задач обучающимися.

Просмотр видеоролика из мультфильма «Кот Леопольд» с песней «Добрым жить на белом свете веселей» 

https://www.youtube.com/watch?v=xm18ZYcSwCg&feature=emb_logo

 - Продолжите фразу:
«Я думаю, что на уроке мы будем говорить о ...»

- А что утверждал кот Леопольд?

- Какая  тема нашего занятия ?

Тема: «Добрым жить на свете веселей» Слайд 2

-Что должны узнать? Чему научиться? Для чего?

Постановка проблемных вопросов:

  1. Что такое добро и зло?
  2. Какие качества объединяет в себе добрый человек?
  3. Почему добрым людям жить на свете веселей?
  4.  Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

-  Итак, сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях – доброта и зло, каким в жизни быть веселее.

4. Открытие новых знаний

а) Беседа:

- Понятны ли вам слова “добро” и “зло”?

- Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми?

- Какое отношение вызывают у вас злые люди?

-  Понятно ли вам слово доброта?

-  Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.  Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Где мы можем узнать научное определение понятий добра и зла?

б) Работа в мини- группах:

- Откроем толковый словарь С.И.Ожегова – найдите научное толкование слов «добро» и «зло»

-  Как вы понимаете, что такое добро?

- Как вы понимаете, что такое  зло?

- С.И.Ожегов «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок»

- « Зло– нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»–Какое ваше понятие о добре? 

– Какое ваше понятие о зле?

- Совпадают ли понятия о добре зле в Толковом словаре с вашим толкованием?

- Что такое доброта?

- «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим"

- Почему же добро всегда побеждает зло?
- Разобраться в этом нам поможет Притча о добре и зле.

3. Работа с притчей «Два волка»  

– Что такое притча? (Притча - это небольшой рассказ, содержащий поучение, похожий на басню)

ПРИТЧА

Два волка

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Кто главные герои притчи? (Старик и Внук)

- Что представляет собой каждый волк? (Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.)

- С чем сравнивает Старик внутренний мир человека? (С борьбой двух волков)

- Как Вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука (Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь)? (Каким я буду человеком Добрым или Злым зависит от меня самого)

- В чем нравственный урок притчи? (Эта притча заставляет нас задуматься, какой я – добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро)

-Кто победил в притче?

- Почему? (Добро всегда сильнее зла).

 - Ваш выбор? (Мы выбираем добро. Пусть белый волк всегда побеждает!) 

4. Физкультминутка. Игра «Хлопаем – топаем          

- Я буду называть поступки доброго и злого человека, а вы будете «фильтровать» информацию. Если поступок добрый, то вы хлопаете, а если злой - топаете. Будьте внимательными.  Мы  начинаем.

- Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.

- Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.

- Старшие ученики обижают младших.

- Ученики дарят цветы учительнице

- Ребѐнок помогает маме в работе по дому.

- Отнять у младшего деньги.

- Обидеть животное.

- Помочь однокласснику в учебе.

- Отвести домой заболевшего друга.

- Помирить поссорившихся друзей.

5.Закрепление полученных знаний

а)  Работа с рисунками.

-  К сегодняшнему занятию  вы нарисовали рисунки о добре и зле по прочитанным ранее литературным произведениям.

- Расскажите о своих героях. Хотите ли вы быть похожими на них?

Учащиеся рассказывают о своих героях.

- К сегодняшнему   классному часу оформлен стенд «Добро и Зло»

Слайды 3,4

- Посмотрите внимательно  на героев и охарактеризуйте их.

- Посмотрите на сказочных героев, которые имеются у нас в классе. Что вы можете сказать  о них? 

Слайд 5

6)  Обсуждение пословиц

- Прочитайте пословицы. О чем они?

Слайд 6

Добрые слова дороже богатства.

Делай добро и жди добра.

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

На добрый привет добрый и ответ.

Доброе дело и в воде не тонет.

Добра желаешь, добро и делай!

Осень красна плодами, а человек делами.

- Какая пословица лишняя?

- Предлагаю Вам собрать  урожай.

в) Моделирование корзины «Урожай добрых дел»  

-Перед вами картинки плодов, на обратной стороне напишите, какие добрые дела вы сделали за последнее время.

Дети выполняют работу, пишут, прикрепляет плод к общей корзине. Вслух проговаривает, какое доброе дело он сделал.

- Какой богатый урожай мы получили!

- Для чего мы это делали?  (Чтобы в мире было больше добра)

- Какой мы сделаем вывод?

- От чего зависит окружающий нас мир?

- Что вы чувствуете, когда совершаете добрые поступки?

- Мы собрали богатый урожай добрых дел.  Пусть наш мир будет таким же добрым, как получился наш урожай. Нужно как можно больше делать добрых дел, тогда в мире будет больше добра. Делать добро очень приятно и радостно.

г) Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа; ответы хором, вслух).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо).

 Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

д)  Обсуждение ситуаций. Поступки.

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

 «В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- И это еще не человек, - ответил дед.

 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? - спросил внук деда.

- Обыкновенный человек, - ответил дед».

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?

-  Какой он – обыкновенный человек?  (добрый, заботиться о других, помогает…)

- В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующих  уроках.

6. Подведение итогов. 

- Какие задачи мы ставили в начале занятия? Удалось их достичь?

-Какой главный вывод вы сегодня сделали для себя?  (Доброта – это то, что живет внутри каждого из нас. Просто нужно проявлять ее чаще, чтобы мир стал добрее. Ведь именно от нас зависит будущее. «Добрым жить на белом свете веселей!»)

 «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

7. Рефлексия.

- Оцените свою работу. 

Упражнение «Добрые сердца»

Подними сердце:

Красное - сегодня было  интересно и все понятно.

Синее - было скучно и информация не интересна.

Зеленое  - было интересно, но я не все понял

-   Подарите свои улыбки друг другу. Пусть мир станет добрее, и мы вместе будем творить добро каждый день. Желаю вам быть добрыми, внимательными и заботливыми друг к другу.

8. Домашнее задание.

Подготовить рисунок на тему “Мой добрый поступок”

Слайд 7

- Закончить свое занятие хочу песней «Дорогою добра»

Тема: "Мы хотим расти здоровыми"

Цель: Пропаганда здорового образа жизни

Задачи:

- выработка у детей негативного отношения к табакокурению;

- формирование навыков отказа от предложенной сигареты;

- развитие индивидуального и группового самосознания;

- формирование креативности личности и представлений о преимуществах здорового образа жизни.

Ход классного часа

"Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации"

Оноре де Бальзак

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Заранее проводится анкетирование учащихся «Здоровый образ жизни», дети  делают рисунки по теме)

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ  (ТВОРЧЕСКИЙ) ЭТАП

  1. Организационный момент

а) Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

  1. Введение в тему

– Ребята, какие привычки вы знаете? (ответы детей).

(На доске карточки,  на которых написаны  привычки).

- Как Вы  думаете, на какие две группы их можно разделить? (На вредные и полезные)

- Первая группа ребят  составьте кластер «Вредные привычки»,  а вторая  - «Полезные».

Карточки:

Алкоголизм, умываться, чистить зубы, делать зарядку, курение; токсикомания; заправлять постель, игровая зависимость; соблюдать режим дня, класть вещи на место, наркомания; не опаздывать. 

Составление кластера

– О какой вредной привычке пойдет речь на нашем занятии, вы узнаете, просмотрев  отрывок из мультфильма «Ну, заяц, погоди!»  (1 мин 50 сек)

https://www.youtube.com/watch?v=XLZUaClbosc&t=4s

3. Определение темы и целей классного часа

– На сегодняшнем классном часу, как вы уже догадались, мы поговорим о такой вредной привычке как курение. Во время нашего мероприятия мы узнаем, как курение влияет на человека, его здоровье, поведение и жизнь в целом.

Об   этой  привычке  людей   в  последние  годы  много  говорят  и  пишут. Ни   одна  из   пагубных  привычек  не  уносят  столько  здоровья, сколько курение. Но  многие, соглашаясь с этим,  продолжают  курить. Наносят  вред  себе  и  окружающим.

    Курящими  не  рождаются.  Ими  становятся  люди,  которых  вовремя  не  предупредили,  не  остановили  руку,  протянутую  к  сигарете.

    В ходе  нашего  разговора  попытаемся  убедиться  в  том, что  по-настоящему  культурный  человек  не  может  губить своё  здоровье  и  здоровье  окружающих, попадая  в  табачную  зависимость.

- Все знают о том, что курить вредно. Но всё – таки,  некоторые мальчики и даже девочки, прячась от взрослых, тайком, украдкой курят. Кто из вас видел курящих детей? Как вы думаете, почему они это делают?

- Очень часто взрослые курят на улице, в общественном месте и даже дома.

4. Упражнения по выявлению причин курения

- Действительно, многие дети начинают курить, чтобы казаться взрослее, или за компанию. А ведь многие взрослые люди мечтают избавиться от этой пагубной привычки, но не могут и проклинают тот день, когда они за компанию выкурили первую сигарету, чтобы казаться солиднее и взрослее. Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения В. Маяковского « Я счастлив»:

Граждане, у меня огромная радость,

Разулыбьте сочувственные лица.

Мне обязательно поделиться надо,

Стихами хотя бы поделиться.

Я порозовел и пополнел в лице,

Забыл и гриппы, и кровать.

Граждане, вас интересует рецепт?

Открыть? Или… не открывать?

Граждане, вы утомились от жданья,

Готовы корить и крыть.

Не волнуйтесь, сообщаю:

Граждане – я сегодня бросил курить.

- Почему поэт счастлив?

- Многие люди, бросив курить, испытывают эти же чувства. Например, Л. Н. Толстой бросил курить и гордо сообщал, что «…стал другим человеком: «Просиживаю по пять часов к ряду над работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, тошноту, головокружение, туман в голове».

5. Работа по выяснению вреда курения

Учитель Курение наносит большой вред нашим внутренним органам. Сегодня у нас в гостях сами органы. Они пришли к нам с жалобами.

Головной мозг (Егор)

Иссушил меня проклятый злодей,

Больше нет у меня светлых идей.

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

И теперь я не могу в нужный срок

Быстро выучить заданный урок.

Ни внимания, ни памяти нет,

И всё из-за проклятых сигарет!

Лёгкие (Степан)

Никотин нас отравляет,

Никотин нам страшный враг.

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтоб вернуть здоровье вновь?

Выходят сердца курящего и некурящего людей. Одно держится вяло, другое бодро.

Сердце 1(Антон)

Я сердце человека, который не курил,

По стадиону бегал, на лыжах в лес ходил,

Нырял зимою в прорубь,

Любил в снежки играть,

А летом ездил в горы вершины покорять!

Желудочки в порядке, аорта – как часы…

Люблю я физзарядку совсем не для красы.

Не старец, не калека, полно могучих сил –

Руслан:

 - Я сердце человека, который не курил!

- Что вы можете сказать об органах курящего и некурящего людей? Почему сердце некурящего человека крепкое и сильное? Докажите.

Ответы детей.

- Сигареты приносят много горя и страданий. Очень часто непотушенная сигарета становится причиной страшных пожаров. От курения многие люди болеют и даже умирают. А как вы думаете, вредно ли некурящему человеку находиться рядом с курящим?

Дети отвечают.

6.  Сообщение о вреде курения

А). Послушайте сообщение детей о вреде курения (Читает Егор)

Б).Притча «О пользе »курения.
Пришел молодой джигит за советом к седобородому мудрецу и говорит:
- Ата, я учусь курить. Как вы думаете, полезно ли это?
- Курение полезно по трем причинам, ответил мудрец. Во-первых, тот, кто курит, никогда не стареет…
- Почему? – Потому, что не успевает состариться. Он умирает молодым…
- Во-вторых, в его дом никогда не заберутся воры…
- Почему?
- Потому что тот, кто курит, всю ночь воротится в постели и громко кашляет. Воры слышат хозяина и обходят дом стороной. Но и это не все. Того кто курит никогда не укусит собака.
- Почему?
- Потому что курящий человек рано становится калекой и ходит, опираясь на палку. А палки сынок, самая злая собака испугается.
Старик хитро улыбнулся, а молодой человек задумался

В) «Курение» и «Алкоголь» - эти слова известны каждому из нас. С этими проблемами человечество столкнулась давно. Но в последнее время употребляют алкоголь и курят очень молодые людей, которые порой не осознают, какой вред это может нанести их здоровью. Одна выкуренная сигарета курильщику стоит 15 минут жизни. Самое вредное вещество в сигарете – это никотин. 2-3 капли этого вещества достаточно для того чтобы убить человека. 6-8 мл в одной сигарете. Птицы погибают, если к их клюву поднести палочку смоченную никотином.

Г). Запомните: 
- Курение загрязняет легкие.
- Курение затруднят проникновение воздуха в организм.
- Курение затрудняет нормальную работу сердца.
- От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах изо рта

7. Рассказ о  спайсах  

10 лет назад в свободной продаже появились курительные смеси (спайсы), под видом безвредных благовоний, которые просто помогают человеку расслабиться после тяжёлого трудового дня.

Было установлено, что действующим компонентом смесей, являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабиола – основного действующего вещества марихуаны.

Последствия спайса губительным образом сказываются на состоянии здоровья человека, они  разрушают головной мозг, пагубно влияют на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему.

8. Пропаганда здорового образа жизни

- В настоящее время всё более модным становится здоровый образ жизни – занятия спортом, употребление полезных продуктов и, разумеется, отказ от курения. Во многих общественных местах действует запрет на курение. Всё чаще запрещается реклама табачных изделий.

- Давайте сделаем рекламу здорового образа жизни. Вам даны таблички со словами. Вы должны прочитать слова с таблички и повесить на доску ключевое слово.

1.  Вас приветствует, друзья,

Наша дружная семья,

И о самом-самом главном

Расскажу сейчас вам я.

2.Стены, крыша, окна в нём –

Перед вами прочный дом.

В доме кто встаёт так рано?

Ну конечно, это мама.

  1. Кто ещё живёт в домишке?

Папа, дочка и сынишка.

Отвечайте нам, друзья,

Вместе кто они? Семья!

  1. Солнце льёт лучи с небес,

Освещает ближний лес.

По тропинке каждый день

Пробежаться нам не лень

  1. Зарядку делать по утрам

Очень нравится всем нам.

Папа, мама, брат и я –

Некурящая семья.

Сигареты – это яд

Для больших и для ребят.

Спорт, здоровье нам поверьте, -

Главные слова на свете!

А сигарет мы не хотим,

Губить здоровье не дадим!

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. (Подведение итогов)

а) Составление синквейна .

Творческая работа учащихся по написанию синквейна.

Мы  уже разделились  на 2 группы. В течение 3 минут  каждая команда пишет свой синквейн  (детям   работа  известна), затем представители зачитывают варианты.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк.

1.     Понятие (одно слово);

2.     прилагательные (два слова);

3.     глаголы (три слова);

4.     предложение (из четырех слов);

5.     существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме:

1.  Табак

2. Опасный, вредный.

3. Убивает, губит, разрушает

4. Я не хочу курить.

5.Враг.

IV. ИТОГ

  1. – На сегодняшнем занятии мы узнали, как на человека, его здоровье, способность мыслить, работать, общаться с окружающими влияет курение.

Ваша жизнь и здоровье во многом зависят от вас.  Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет.  И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.

- А закончим мы классный час замечательной кричалкой. После каждой строчки отвечайте громко: «Да, да, да!»

Будем беречь мы здоровье всегда!

Будем спокойны, как в речке вода.

Мудрыми будем, как в небе звезда,

Хоть трудно бывает нам иногда.

Курить мы не будем нигде, никогда.

Всё замечательно будет тогда!

Спасибо за работу!

Тема: «Мы против наркотиков»

ЦЕЛЬ: способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту самосознания и самооценки младших школьников.

ЗАДАЧИ: 

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
  • продолжить воспитание отрицательного отношения детей к наркотическим веществам;
  • выяснить, какие качества личности повышают риск возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ;
  • показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических веществ;
  • выработать у учащихся негативное отношение токсикомании;
  • учить учащихся находить у одноклассников положительные качества личности, ценить позитивные свойства и достоинства своей личности.

К концу занятия учащиеся должны:

  • Быть убежденными,   что  жить без наркотиков – более предпочтительно;
  • Владеть информацией о способах конструктивного отказа от наркотиков;
  • Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: учащиеся, родители

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  • коллективная игровая деятельность
  • просветительская деятельность

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Плакат со словами: “Умей сказать: “Нет!;
  • Плакаты “Воздействие наркотиков на человека”;
  • Выставка детских рисунков на тему: “За здоровый образ жизни”;
  • Мультимедийный проектор;
  • Фильм о вреде наркотиков;
  • Музыкальная запись “Планета детства”.

Ход классного часа

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

( Заранее проводится анкетирование учащихся «Твоя жизненная позиция»)

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ  (ТВОРЧЕСКИЙ) ЭТАП

  1. Организационный момент

а) Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

б) Определение эмоционального состояния присутствующих:

Ребята, Вам предлагаю жетоны разного цвета (синий, желтый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку.

«желтый» – не знаю, зачем пришел  (полное безразличие)

«зеленый» – мне интересно узнать много нового   (хорошее настроение)

«синий» – сказали, и пришел (отрицательное настроение)

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

2. Введение в тему

Учитель:

Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди  перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.
                                                                                                 
Л. Н. Толстой

(В непрозрачной  коробочке  конфета – муляж)

- Ребята, посмотрите, какая необычная коробочка стоит у вас на столе! То, что в ней лежит – “плохо”, “нельзя”, “запрещено” и даже опасно.

(Коробочка лежит посередине круга, каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет)

“Мозговой штурм”

- Как вы думаете, что бы это могло быть?

(дети в группах предлагают свои версии, учитель записывает на доске)

- Хотите узнать, что же всё-таки там лежит?

- Посмотрите!

ВЫВОД:

Вы все знали, что предмет, лежащий  в коробочке – это – “плохо”, “нельзя”, “запрещено” и даже опасно. Но, несмотря на это, открыли коробочку. Вы не захотели принять во внимание мои предупреждения.

Так бывает и в жизни, все знают, что алкоголь, курение, наркотики – это “плохо”, нехорошо и даже опасно, но всё же многие употребляют их.

- Почему?

(Дети предлагают свои версии, я пишу на доске)

- Очень часто в юном возрасте это происходит просто из любопытства, а потом человек привыкает к этому, и отказаться бывает очень трудно.

 - Давайте выясним тему нашего сегодняшнего занятия.

Игра “Собери слово”

(Ребятам раздаются карточки с разрезанными буквами, они должны составить из букв слова)

Ы М – МЫ

Т П И О Р В - ПРОТИВ

А Р ВО Н К И Т КО - НАРКОТИКОВ

- Давайте из этих слов попробуем сформулировать тему нашего классного часа.

“Мы против наркотиков”. Сегодня наш классный час будет посвящен наркотикам и последствиям их употребления.

- Ребята, что такое наркотики?

- Считаете ли вы, что использование наркотиков не приводит ни к чему плохому? Почему?

- Как вы думаете, почему многие люди начинают употреблять наркотики, курить, принимать алкоголь?

- Как вы считаете, почему дети склонны к вредным привычкам?

-  Ребята, а как вы думаете, можно ли наркоманию назвать болезнью?

Наркомания – это тяжелая болезнь, неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека (особенно школьника) и оканчивающаяся преждевременной смертью.

3. Рассказ  «Что же такое наркомания – болезнь или преступление?»

Разные ученые неодинаково отвечают на этот вопрос. Многие придерживаются золотой середины, признают, что чаще всего наркомания – и болезнь,  и преступление. Все наркоманы  одновременно        и больные, и преступники!  Наркоманы – новички чаще всего еще  не преступники, но рано или поздно ими станут.

В России регулярно употребляют наркотики 4 миллиона человек.

Хорошо ли  этим людям? Я приведу вам несколько строк  из дневника наркомана: « Я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей……… смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два  лишите его морфия. Смерть от жажды – райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Больше не могу, и вот сейчас уколол себя. Вздох. Еще вздох. Легче! Вот…..вот…. мятный холодок под ложечкой. Этого мне хватит до полуночи. Потом рвота. Шорохов пугаюсь, люди мне ненавистны во время воздержания. Я их боюсь. Во время эйфории я их всех люблю, но предпочитаю одиночество. Внешний вид: худ, бледен. Взвесился на больничных весах. Испугался, взглянув на стрелку. На предплечьях непрекращающиеся нарывы, то же на бедрах. Я не умею стерильно готовить растворы». [4, с. 39]

Так значит это болезнь?  Но раб не будет бороться. Раба пугает сама мысль о необходимости борьбы. Он оправдывает свое бездействие тысячами аргументов. Многие убеждены, что нужно чуть ли не с детского возраста воспитывать у детей презрение и ненависть к тем, кто потребляет наркотики и алкоголь.

Отчего люди становятся наркоманами?

Здесь кроется огромный обман. Наркотики очень дорого стоят. Люди, распространяющие их, получают огромную прибыль. Трудом таких денег не заработать. Но продавцам нужны покупатели, то есть несчастные, привыкшие к наркотикам, готовые отдать любые деньги за одну дозу. Поэтому новичкам предлагают наркотики почти бесплатно, уговаривая: “Попробуй, это интересно”, провоцируют: “Наркотики – для смелых, ты же не трус? Нет? Так попробуй” Продавцы наркотиков специально в компании подсылают своих людей. Помните: когда протягивают наркотик, то эти люди получают прибыль, а ты отдаешь жизнь ради чужой прибыли. Даже первая доза становится гибельной. Наркотик убивает самых сильных, умных людей, с ними никто не может справиться.

Почему,  попробовав 1 раз наркотик, человек навсегда становится наркоманом?

У наркотика коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и требует новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как при сильной жажде, только страшнее. Вот как описывают наркомана: “Высохший человек метался по койке в больнице с решетками на окнах. Его тело корчилось от боли, покрывалось каплями пота. Больной плакал, кричал диким голосом:

- Спасите! Умираю! Доктор, укол! Черви белые, черви грызут меня!”

Это наркоман.

Когда наркоман примет наркотик, он испытывает облегчение, как голодный, получивший кусок хлеба. Но в эти мгновения он лишается радостей жизни и приговаривает себя к мучительной смерти.

Я хочу привести отрывок из рассказа М. Булгакова «Морфий». После революции Булгаков работал земским врачом в Смоленской губернии. Здесь, чтобы не заразиться дифтерией, сделал себе прививку. Был страшный зуд. Чтобы заглушить зуд, впервые попробовал морфий. С тех пор он пристрастился к нему и до конца жизни не мог отказаться от него. Вот этот отрывок: при вспрыскивании «почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство». Но потом «все исчезает бесследно, как не бывало. Наступает боль, ужас, тьма. Весна гремит, черные птицы перелетают с обнаженных ветвей на ветви, а вдали лес щетиной, ломаной и черной, тянется к нему…»  [4,  с. 38 ]

Почему преступления часто совершают наркоманы?

Человек идет на все – на обман, на воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркотик -  это безжалостный палач, который требует: “Укради, убей, достань очередную дозу, прими её, иначе я подвергну тебя жуткой пытке”

- Скажите, жалко ли вам наркоманов? Почему?

Лечение наркомании – длительный и сложный процесс, семь человек из десяти, прошедших курс лечения, вновь начинают принимать наркотики.

Чтобы отказаться от наркотиков, человеку требуется большое мужество.

Как можно избежать наркомании?

Не прикасайтесь к наркотикам, не берите их в руки, не кладите в карман или сумку, не прячьте, не передавайте другим. Учтите, что наркоманы – подлые люди. Они могут дать наркотики на хранение и сами донесут, чтобы отвести подозрение от себя. Найдите в жизни любимое занятие и тогда наркотики не найдут в ней места. Кто хочет потерять человеческий облик – может принимать наркотики, а я за здоровый образ жизни!

Важным фактором в развитии зависимости является окружающая среда (социальная (особенно семья с характерным для нее стилем  воспитания ребенка). Среди  школьников – наркоманов велик процент тех, кто рос в неполных семьях или подвергался в детстве жестокому обращению.

Наркотики вычеркивают таланты

Список музыкантов, поэтов и актеров, которых поиски вдохновения привели к наркотикам, довольно длинный.

  • Одного из основателей легендарной группы «Pink Floyd» Сида Баррета именно наркотики вынудили уйти из музыки, и свои лучшие альбомы группа записала без него, отпев при жизни своего коллегу.
  • Наркотики вычеркивают из списка талантов тех, кто теряет возможность творить.  Так было с «битлом» Джоном Ленноном.
  • Мало кто знает, что поэт Александр Блок умер от передозировки кокаина.
  • Писатель Михаил Булгаков долгое время был морфинистом и только в конце жизни избавился от этого пристрастия.
  • Кумир нескольких поколений, поэт, актер Владимир Высоцкий надеялся, что наркотики помогут ему избавиться от алкогольной зависимости. Увы, позднейшие отчаянные попытки вылечиться от наркомании были безрезультатными.
  • Гарик Сукачев, сумевший вырваться из ада наркомании, писал: «Наверное, творческим людям наркотики действительно приносят пользу. Но платить за это приходится в десять раз дороже. Человек превращается    в развалину. Плата только одна -  жизнь. Вот и все. Некоторые уходят совсем рано».

Как в нашей стране наказываются люди, способствующие наркомании. Приведу статьи из УК РФ:

Статья 224 Незаконное  изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических веществ. Срок до 15 лет.

Статья 225 Посев или выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества. Срок от 3 до 8 лет.

«Разорвать прочный круг наркомании трудно. Но нужно разорвать – иного выхода нет. Как бы там ни было, нужно  стоять за самую решительную борьбу с торговцами и наркоманами, самую беспощадную!» [4, с.26]

Просмотр фильма о вреде наркотиков

4. Наша почта

- В адрес  нашей школы прислали письма. Наша задача помочь разрешить возникшую проблему.

Письмо №1

«Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась.  Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу.  Я вынуждена прятаться, сижу дома.

Что мне теперь делать?»

Письмо №2

«Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько месяцев балуется травкой и это ей нравится.

Этой новостью я поделилась с другом, у которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как мне поступить?»

5. Сценка “Два персонажа”.

(Один ученик уговаривает другого попробовать сигарету с “травкой”, другой должен отказаться).

Затем происходит обсуждение ситуации. Учащиеся предлагают свои варианты отказа. Делается запись на классной доске:

Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: “Нет!” При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.

6. Выставка детских рисунков

Учащиеся   представляют свои рисунки на тему: “За здоровый образ жизни” (о вреде наркотических веществ). Подводятся итоги. Называются лучшие детские рисунки.

7. Музыкальный номер “Частушки”

Наркоманы, наркоманы,
Девочки и мальчики,
У вас красные глаза,
И трясутся пальчики.

Вы попробуйте, ребята,
Ни курить, ни выпивать,
А не то наши девчонки
Вас не будут уважать.

Пели, пели петухи,
Потом запели курицы,
Не пора ли, наркоманы,
Вам убраться с улицы.

Полюбила мальчика,
Думала приличный,
Оказался наркоман,
Хоть и симпатичный

Дядя Вова, наш сосед,
Выпил рюмку на обед,
Сел за руль своей машины
И наделал много бед.

Мы не любим наркоманов,
И курящих тоже,
Будут дети страшные,
Так на них похожи.

8. Звучит музыка “Планета детства”. На фоне музыки дети читают стихи.

Ученик 1

Травку эту ты не ешь!

Лучше фруктов ты поешь.

Станешь сильным, станешь бодрым,

Занимаясь любым спортом!

Ученик 2

Спорт нужен человеку,

Чтоб волю закалять.

Наркотик наркоману

Здоровье подрывать.

Ученик 3

Здоровье укрепляет.

Нам всем иммунитет,

Спортсмену да, конечно,

А наркоману нет!

Ученик 4

Брось эту гадость в мусор,

Бегом на стадион.

Тогда здоровы будем

И я, и ты, и он!

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. (Подведение итогов)

а) А теперь подумайте, какие качества личности помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ?

Ответы детей:

  • внутренний самоконтроль
  • целеустремлённость
  • умение постоять за себя
  • умение обращаться за помощью к другим
  • умение прогнозировать последствия своих поступков
  • Умение сказать: “Нет!”
  • “Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности использования. Наркомания – это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и новые более крупные дозы”.
  • “Привязанность к наркотику ведет к быстрой деградации личности школьника, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливается ни перед чем”.
  • “Наркомания ведет к понижению работоспособности, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подростки теряют ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация”.
  • Наркомания – это ловушка.
  • Наркомания – это самообман.
  • Наркомания – это медленное самоубийство.
  • Наркомания – это тюрьма.
  • Наркомания – это тяжёлые болезни.
  • Наркомания – это больной мозг.
  • Наркомания – это предательство.
  • Наркомания – это потеря всего.
  • Наркомания – это смерть.

б) Задание .

Творческая работа учащихся по написанию синквейна.

Класс делится на 2 группы. В течение 3 минут  каждая команда пишет свой синквейн, затем представители зачитывают варианты.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк.

1.     Понятие (одно слово);

2.     прилагательные (два слова);

3.     глаголы (три слова);

4.     предложение (из четырех слов);

5.     существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме:

1.Наркотик.

2. Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Распространяется из-за невежества.

5. Боль.

IV. ИТОГ

Учитель подводит итоги  занятия, объявляет победителей.

Учитель. А теперь давайте ответим на такие вопросы.

- К чему приводит употребление наркотиков?

- Что отнимают у человека наркотики? На доске записано слово наркотики. Ученики предлагают свои варианты.

Н                 независимость

А                 активность

Р                 работоспособность

К                 красоту

О                 обаяние

Т                 творчество

И                 искренность

К                 коммуникабельность

И                 интеллект

В заключении мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.

В далеком-далеком прошлом, когда табак был только завезен из дальних стран, у подножия горы Арарат, что в Армении, жил один старец, добрый и мудрый был человек.

Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его.

Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали наперебой: «божественный лист, божественный лист – в нем есть средство от всех болезней!»

Подошел мудрый старец к толпе и сказал: «Этот божественный лист приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится».

Купцы обрадовались старцу и, улыбаясь,  повернулись к нему.

- Ты прав, о мудрый старец! – сказали они. – Но откуда ты знаешь столь много о чудесных свойствах божественного листа?

Мудрец пояснил: «Вор не войдет в дом курящего только потому, что будет всю ночь напролет кашлять. Через несколько лет использования этого божественного листа (курения) человек ослабевает и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека в руках которого палка?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет молодым…»

Отошли люди от чужеземных купцов, задумались… [4, с.56]

Учитель.  Задумайтесь. Нужно ли вам это?

Ваша жизнь и здоровье во многом зависят от вас.  Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет.  И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.

Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они лишают человека жизни!

Раздаю памятки.

Памятка для родителей.     Опасности, связанные с употреблением наркотиков.

  • передозировка ведёт к потере сознания, и даже смерти,
  • аварии в состоянии наркотического опьянения,
  • привыкание, физическая и психическая зависимость,
  • растерянность, плаксивость, галлюцинации,
  • эмоциональная возбудимость и неадекватное поведение,
  • провалы памяти,
  • головокружение и тошнота после принятия,
  • мгновенная смерть (кокаин),
  • СПИД и другие заболевания в результате пользования одной иглой,
  • потеря стремлений, лень (марихуана),
  • врожденные дефекты у детей,
  • эмоциональные и физические нарушения.

IV. Определение эмоционального состояния присутствующих:

Выберите себе жетон соответствующий вашему настроению.

«желтый» – не знаю, зачем пришел  (полное безразличие)

«зеленый» – мне интересно узнать много нового   (хорошее настроение)

«синий» – сказали, и пришел (отрицательное настроение)

- Поменялось ли у вас настроение после проведения урока?

- Что нового узнали на уроке?

- О чем еще бы хотели узнать?

- Каждый человек имеет право на выбор, какой образ жизни ему вести. То ли двигаться вперед, совершая хорошие поступки, добиваясь своей мечты или же губить свою жизнь, вредными привычками,  нанося вред не только своему здоровью, но и окружающим его людям.
И именно об этом наша финальная песня.

Песня «Дорогою добра»

Спасибо за  работу!

Список использованной литературы

  1. Абачиев, С. К. Основы нравственных ценностей [Текст] / С. К. Абачиев. – Москва, – 2010. – 472 c.
  2. Как легко бросить курить . М. Андреева – С. – Пб. ООО «Издательство «Тригон», 2007 – 384 с.
  3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение. 2002
  4. Пятаков Е. «Мифы о наркомании»  из сборника «Настольная книга    классного руководителя», М., «Глобус», 2008
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
  6. Орфоэпический словарь русского языка. Москва, 2000.
  7. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М.: Русский язык, 1988.
  8. http://professionali.ru.  Дата обращения: 14.10.2021.
  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola. Дата обращения: 14.10.2021.
  2. http://открытыйурок.рф. Дата обращения: 14.10.2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление: « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»

Выступление по теме « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»...

Асоциальное поведение детей

Родительское собрание...

Психопрофилактика асоциального поведения у несовершеннолетних ГКУСО РМ "СРЦН "Радуга"

В статье анализируются  и подробно раскрываются виды и формы психопрофилактической работы, используемые педагогом-психологом в своей деятельности.Автор останавливается на участии воспитанников РЦ...

Доклад" Профилактика асоциального поведения"

В докладе идет речь о профилактике асоциального поведения у детей с ОВЗ....

Профилактика асоциального поведения детей

Главным направлением моей воспитательной работы  является предупреждение асоциального поведения учащихся в школе и дома....

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....


 

Комментарии

Очень полезный материал, не только для учителей начальных классов. Я, классный руководитель в основной школе, и вполне данный материал могу использовать в своей работе. Спасибо коллеге