Рабочая программа: "Дорожная азбука"
рабочая программа (4 класс)

Анисифорова Анна Васильевна

Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма «Дорожная азбука» предназначена для учащихся начальных классов Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея программы— формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_shkola_dorozhnaya_azbuka.docx233.24 КБ

Предварительный просмотр:

F:\1.jpegI Пояснительная записка

Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма «Дорожная азбука» предназначена для учащихся начальных классов Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея программы— формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Согласно статистике, за 10 месяцев 2017 года из-за пренебрежения правил дорожного движениями со стороны пешеходов стало причиной 146 ДТП с их же участием. Всего зарегистрировано 357 таких ДТП, в которых 34 человека погибли и 334 получили ранения. (http://www.gibdd.ru/). По мнению Губернатора автономного округа Натальи Комаровой, большой потенциал для снижения аварийности на дорогах сосредоточен в привлечении общественных институтов к проведению профилактических мероприятий.Все это определяет необходимость проведения систематической профилактическойработы данной направленности в начальной школе.

Новизна программы «Дорожная азбука» состоит в том, что воспитание личности хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цель курса - формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как законопослушного участника дорожного движения.

 Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • познакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части и правилам обращения с велосипедом, как для своей безопасности и безопасности окружающих людей;
  • расширить знания о правилах движения на проезжей части;
  • привить умения пользоваться общественным транспортом;
  • распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть опасности на дорогах;
  • воспитать бережное отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения;
  • воспитать социально-активную личность младшего школьника.

Отличительные особенности программы «Дорожная азбука» предполагает закрепление, расширение, углубление знаний направленные на развитие умений и навыков учащихся 4-х классов. Она предусматривает не только индивидуальную, но и работу в группах над создание творческих работ. Дети воплощают свои замыслы и фантазии, используя теоретические и практические навыки. В программе отрабатываются культура поведения, общения, толерантности

 Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу, гулять по улицам и ездить на велосипедах. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

4. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

5. Принцип социальной безопасности.  Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, самовоспитания и саморегуляции. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения при положительном примере взрослых.

Методы и средства обучения:

Наглядные – пособия, плакаты, схемы, стенды, видеофильмы, презентации.

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Практические – выполнение практических заданий, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (микрорайону) с целью изучения программного материала. 

Формы и методы контроля:

- тестирование;

- игры, тренинги; 

- викторины, смотры знаний;

- участие в конкурсах разного уровня;

- анализ результатов деятельности. 

Программа рассчитанана детей 9-10 лет, обучающихся 4 классов.

Сроки реализации программы:

Программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука» рассчитана на 1 год обучения – 1 час в неделю, 34 учебных часов.

Занятия проводятся во время внеурочной деятельности.

Условия реализации программы

Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование такихформ проведения занятий:

  • тематические занятия
  • встреча с сотрудниками  ГИБДД
  • игровые тренинги в «Автогородке»
  • экскурсии по микрорайону «Геология» и центральным районам города
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины
  • выпуск листовки «Правила велосипедиста»
  • разбор дорожных ситуаций
  • работа над проектами
  • просмотр видеофильмов

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • уметь действовать в определённых ситуациях в соответствиями с правилами дорожного движения;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться умению видеть проблемные ситуации и устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • Познавательные УУД
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • ·анализировать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • ·учиться  задавать вопросы

Предметными результатами изучения курса «Дорожная азбука» являются сформированные умения:

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения в повседневной жизни;

— самостоятельно выбирать безопасные маршруты от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина);

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

−− знатьалгоритм действий при дорожно – транспортных происшествиях (номера телефонов служб);

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

способствуют:

умственному развитию: учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

нравственному воспитанию: формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости;

эстетическому воспитанию: учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах;

трудовому воспитанию: учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

 физическому воспитанию:  проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания.

 

Методические рекомендации к организации занятий по программе

 Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в социально – активную  деятельность.

Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «Автогородке», экскурсий, игр. Управление процессом обучения в курсе «Дорожная азбука» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.

II Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1.

 «Я – ответственный гражданин России»

6

2.

«Я – пешеход»

17

3.

«Я - велосипедист»

5

4.

«Я – пассажир»

6

 

III Содержание программы

1 раздел «Я – ответственный гражданин» (6 часов)

- история появления первых ПДД в России и мире;

- основные ПДД для пешеходов;

- общественная, административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД пешеходом;

- схема безопасного маршрута в школу и домой;

 - первая медицинская помощь при ДТП;

- телефоны экстренных служб;

- доброе отношение и помощь к больным, пожилым людям (инвалидам);

2 раздел «Я – пешеход» (17 часов)

- понятие – «дорога», её основные части, культуру поведения на дорогах;

- ПДД, правила перехода улиц и дорог города;

- история возникновения светофора, их видами;

- история появления регулировщика на дорогах и его деятельностью;

- виды переходов;

- дорожные знаки и их предназначение;

- видами разметки на дорогах, правилами поведения на тротуаре;

- места транспортного происшествия;

- ухудшение обзорности для пешехода;

- специальные сигналы, их значение и порядок применения;

- дорожные ситуации;

 3 раздел «Я – велосипедист» (5 часов)

- виды и строение  велосипеда, требования к техническому состоянию;

- средства защиты и экипировки велосипедиста;

-  ПДД для велосипедистов;

- требования к движению велосипедов, скутеров и мопедов;

- светофоры для велосипедистов;

- фигурное вождение велосипеда;

- естественныеи искусственные препятствия для велосипедов;

 4 раздел «Если ты – пассажир» (6 часов)

- виды общественного транспорта;

- остановка общественного транспорта;

- правила безопасного поведения в общественном транспорте;

- правила поведения на железной дороге :  движение через железнодорожный переезд по железной дороге в соответствии с требованиями дорожных знаков, светофора, разметки; положения шлагбаума и указаниями дежурного;  запреты на выезд на переезд; действия при вынужденной остановке на переезде;

Календарно-тематический план

Наименование темы, раздела

Задачи

занятия

Форма

работы

Дата

1 раздел «Я – ответственный гражданин России»

1.

Как появились ПДД?

Правила дорожного движения РФ для детей.

Познакомить с историей появления первых ПДД в России и мире.

Дать представление об основных ПДД для пешеходов.

Просмотр фильма.

Презентация

сентябрь

1 неделя

2.

Что такое ГБДД и инспектор ДПС? Ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Дать представление об общественной, административной и уголовной ответственности за нарушение ПДД пешеходом.

Встреча с инспектором ГБДД.  

сентябрь

2 неделя

3.

«Мой безопасный путь домой!

Разработать схему безопасного маршрута в школу и домой.                                                      

Практическая работа.

сентябрь

3 неделя

4.

Оказание первой медицинской помощи при ДТП.

Повторить и обобщить полученные знания о первой медицинской помощи при ДТП.

Применять телефоны экстренных служб.  Развивать умения применять эти знания на практике.

Просмотр и обсуждение фильма.

сентябрь

4 неделя

5.

«Необычные пешеходы и водители»

Воспитать внимательное, доброе отношение к больным людям (инвалидам). Оказывать помощь необычным пешеходам.

Ролевая игра.

октябрь

1 неделя

6.

Автогородок  МБОУ «СОШ № 2»

Отработать правила поведение на дорогах: «Ребёнок водитель и пешеход».

Практическое

занятие.

октябрь

2 неделя

2 раздел «Я – пешеход»

7.

Что такое - дорога?

Одностороннее и двухстороннее движение?

Закрепить  понятие – «дорога», её основные части, культуру поведения на дорогах. Оценка собственное поведение на дорогах.

Просмотр и обсуждение фильма.

Беседа - обсуждение «Ситуации на дорогах».

октябрь

3 неделя

8.

Я гражданин и пешеход!

Закрепить знание ПДД, правила перехода улиц и дорог города.

Экскурсия «Опасные участки на дороге в нашем районе».

Инструктаж по

ПДД во время каникул.

октябрь

4 неделя

9.

Мой друг – светофор!

Вспомнить и обобщить знания об  истории возникновения светофора, их видами.

Творческая работа (изготовление светофора).

Конкурс стихов о светофоре.

ноябрь

2 неделя

10.

Кого называют «Дирижёр уличного движения»?

Познакомить с историей появления регулировщика на дорогах и его деятельностью.

Презентация.

Практическое занятие «Юный регулировщик».

Викторина «Сигналы светофора и регулировщика» (Приложение 1)

ноябрь

3неделя

11.

Мой друг - Пешеходный переход!

Рассказать о видах переходов.

Отрабатывать умение правильно выполнять переход улицы.

Игра – тренажёр «Правильно переходим улицу!»

ноябрь

4 неделя

12.

«Дорожные знаки»

Вспомнить о дорожных знаках и их предназначении. Дорожные знаки- командиры и помощники водителей и пешеходов.

Игра «Наши верные друзья»

декабрь

1 неделя

13.

Запрещающие знаки.

Расширить и закрепить знания о запрещающих знаках.

Конкурс рисунков.

декабрь

2неделя

14.

Предупреждающие знаки.

Расширить и закрепить знание о предупреждающих знаках.

Конкурс рисунков.

декабрь

3 неделя

15.

Информационно- указательные знаки.

Расширить и закрепить знание об информационно- указательных знаках.

Конкурс рисунков.

декабрь

4 неделя

16.

Знаки приоритета.

Расширить и закрепить знания о знаках приоритета.

Конкурс рисунков.

январь

1 неделя

17.

Изготовление книжки – малышки «Знаки – наши друзья».

Закрепить знание дорожных знаков.

Творческая работа.

Викторина «Дорожные знаки» (Приложение 1)

январь

2 неделя

18.

Элементы улиц и дорог.

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

Познакомить с видами разметки на дорогах, правилами поведения на тротуаре.

Просмотр и обсуждение видеофильма.

январь

3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                неделя

19.

Опасные места в жилой зоне.

Познакомить с местами, где может произойти транспортное происшествие.

Конкурс рисунков

«Район, в котором я живу».

январь

4 неделя

20.

Особенности движения пешеходов зависимости от погодных условий и времени года.

Опасность использования зонтов, капюшонов, ухудшающих обзорность дорогитающий снег, гололед, туман, дождь.

Просмотр и обсуждение видеофильма.

Тест № 1. (Приложение 1)

февраль

1 неделя

21.

Предупредительные сигналы водителя.

Оборудование автотранспорта специальными сигналами, их значение и порядок применения. Действия пешеходов при подаче сигналов водителем.

Ролевая игра «Водитель и пешеход»

Тест № 5 «Проверь себя»

(Приложение № 1)

февраль

2 неделя

22.

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Сформировать чувство опасности перед близко идущим транспортом.

Творческая работа Схема – иллюстрация остановочного и тормозного пути транспорта.

февраль

3 неделя

23.

Что такое «закрытый обзор» для пешехода?

Обсудить дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешеходов за кустами, деревьями, сугробами, стоящим или движущимся транспортом.

Беседа – обсуждение книги М, Ильина «Машины на нашей улице».

Викторина «Я – пешеход»

(Приложение 1)

февраль

4 неделя

3 раздел «Я – велосипедист»

24.

Велосипед: друг или враг?

Основные ПДД для велосипедистов.

Познакомить с видами и строением  велосипеда, требованиями к техническому состоянию велосипеда.

Дать представление о средствах защиты и экипировки велосипедиста.

Повторить ПДД для велосипедистов.

Творческая работа Создание листовки

«Правила для велосипедиста»

март

1 неделя

25.

«Мы едем и ходим по улицам своего города»

Познакомить детей с улицам и дорогами города, особенностями движения на них.

Учить наблюдать: дорожные знаки.

Экскурсия по городу.

Инструктаж по ПДД во время каникул.

март

2 неделя

26.

Требования к движению велосипеде, скутере, мопеде.

Повторить правила катания на велосипеде: повороты направо, налево, выезд на проезжую часть, объезд, обгон, езда в тёмное время суток, сигналы поворотов.

Творческий конкурс «Изготовление светоотражающего знака для велосипедиста».

март

3 неделя

27.

Фигурное вождение велосипеда.

Отработать умение по вождение велосипеда с препятствиями, опираясь на знания ПДД.

Практическое занятие

апрель

1 неделя

28.

Дорожный экзамен для юного велосипедиста.

Закрепить знания ПДД для велосипедиста.

Итоговый тест № 2

(Приложение 1)

апрель

2 неделя

4 раздел «Я – пассажир»

29.

«Виды транспорта»

Правила поведения в общественном транспорте.

Вспомнить виды транспортных средств. Понятия «спецтранспорт», «пассажирский транспорт». Повторить правила поведения в общественном транспорте.

Представление презентаций.

Беседа - обсуждение.

Викторина «Транспорт на улице»

(Приложение 1)

апрель

3 неделя

30.

Дорожно – транспортные происшествия

«Будем себя беречь!»

Познакомить с понятиями «опасная ситуация», «неосторожность». Развивать умение предвидеть опасные ситуации на дороге.

Беседа – обсуждение.

Тест № 4«Дорожная история»

(Приложение 1)

апрель

4 неделя

31.

Железнодорожный переезд.

Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды.

Просмотр и обсуждение видеофильма.

май

1 неделя

32.

Игра – путешествие «Дорога Ивановна»

Закрепление знаний и отработка умения применять ПДД.

Тест № 3 «Подбери слова»

(Приложение 1)

май

2 неделя

33.

Игра «Безопасное колесо».

Отработать умение применять ПДД.

Ролевая игра

май

3 неделя

34.

Правила поведения на улицах города во время каникул.

Закрепить знания правила дорожного движения.

Инструктаж

май

4 неделя

IV. Методическое обеспечение

1. Электронно-образовательные ресурсы

1.1 Мультфильм Правила перехода улицы

1.2 Мультфильм Правила перевозки детей

1.3. ПДД для детей

1.4. Видеофильмы: «Вынимание! Железная дорога!», «Элементы улиц и дорог», «Что такое дорога?»

2. Презентации:

2.1.Опасные ситуации на улице.

2.2.Правила дорожного движения.

2.3.Дорожные знаки.

2.4.Кроссворды по ПДД.

2.5. Виды транспорта

2.6. «Дирижёр уличного движения»

2.7. Инструктажи по правилам дорожного движения

2.8. «Как появились ПДД?»

3.Наглядные пособия.

3.1.Правила дорожного движения. ООО «ОМэкспресс» г. Архангельск

3.2.Учим дорожные знаки. ООО «АВФ-книга».2011г

3.3.Дорожная безопасность. Издательство «Страна Фантазий».2002г

3.4.Правила безопасности для детей. Издательство «Ранок».2008г

4. Материальная база для проведения работы по изучению правил дорожного движения с младшими школьниками

  1. Мультимедийная техника.
  2. Интерактивная доска (изучение теории, ситуационных заданий)
  3. Стенды по дорожным знакам (комплекты плакатов)
  4. Проекты детей “Схема безопасного маршрута от дома до школы”

V. Список литературы

1. Мы – пешеходы, мы – пассажиры: учебно – методическое пособие для учителей начальной школы/Автор – составитель М.Н.Плесовских. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Ханты – Мансийск: Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2006. – 176 с.

2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно – методическое пособие для образовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под.общ. ред. В.А.Фёдорова. – М.: Издательский дом Третий Рим, 2006. – 80 с.

3. Дорожная безопасность: Учебная книжка – тетрадь для 4 – го класса/ Под общ.ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерала – лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. – 40 с.: ил.

4. А.П. Добровольская, М.Л. Форштат. Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения. – СПб., «Лики России», 2007. – 64 с., ил.

5. Пособие для начинающих велосипедистов с Правилами дорожного движения. Пособие изготовлено «Фондом детских благотворительных программ развития к3ультуры, экологии и спорта «Весёлые медвежата» в рамках программы профилактики детского дорожно – транспортного травматизма «Безопасная дорога в школу».,:Издательство «Кедр», 2008. – 64 с., ил.

 Приложение 1

Организация уроков контроля знаний учащихся

Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки. В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.

5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому подчиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?

13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором нарисованы вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?

17. Какие легковые автомобили вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20. Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.

 

Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

9. Как и где надо переходить улицу?

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

 

Тест для пешеходов № 1

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?

А -пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А - нет; В - да; С - да, т.к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?

 А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

 А - после открытия дверей; В - после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

 А - да; В - нет; С - погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

 А - левой; В -правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

 А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

 А - да; В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

 А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

 А –пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

 А – пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

А -да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети»?

А - 1-й;В – 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

 А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?

А –на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.

 

Тест для велосипедистов № 2

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

 А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.

2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

 А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это ...

 А – дружинник, имеющий соответствующую экипировку; В - дежурный по проходной;

С - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

 А - да; В - нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.

5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

 А - да; В - нет; С- да, при наличии удостоверения на право управления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 900?

 А – правый поворот; В - левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

А -да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет. .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

 А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

А - да; В- нет; С - да, не старше 7 лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

 А - да, не создавая помех пешеходам; В - нет; С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

 А - да; В- нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

А - да; В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

 А - да; В - да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих - пунктиром желтой краской на бордюре?

А - остановка запрещена; В - стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

  А - да; В - нет; С - да, если экипирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

 А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка»?

 А - 1-й; В - 3-й;  С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

 А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железнодорожные пути вне железнодорожного поезда?

А - да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?

  А - нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.

Ответы на тесты:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Для

пешеходов

 

А

 

В

 

С

 

А

 

А

 

С

 

В

 

С

 

В

 

В

 

С

 

А

 

С

 

С

 

С

 

С

 

С

 

А

 

А

 

С

Для велосипедистов

 

В

 

 

С

 

А

 

В

 

В

 

А

 

С

 

В

 

С

 

А

 

С

 

С

 

В

 

В

 

С

 

С

 

С

 

С

 

В

 

А

 

Тест № 3 “Подбери слова”

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт.

Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

1. Наземный транспорт

2. Воздушный транспорт

3. Предупреждающие знаки

4. Запрещающие знаки

5. Знаки сервиса

6. Сигналы светофора

7. Действия человека

Норма для детей 15-20 слов из различных групп.

Тест № 4 “Дорожная история”.

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса ивоображения.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты изатем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либосамим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными

персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета,

разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ

должен состоять из полных предложений.

Оценка результатов:

“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о

незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

“хорошо”- если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.

 

Тест № 5 “Проверь себя”

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам

дорожного движения Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина

милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп,

такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей

части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен,

остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней

правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех

пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие,

указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей 7-8 правильных ответов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...