проектная деятельность
статья (3 класс)

Никитина Татьяна Владимировна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

В качестве эпиграфа к своему выступлению я взяла слова Древней мудрости.

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
                                        Древняя мудрость.

(слайд 1)

Тема моего выступления «Проектная деятельность в начальной школе».

(слайд 2)
Поэтому перед собой я поставила такую

Цель:

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению через проектную деятельность.(слайд 3)

Для реализации цели поставила такие

Задачи:

1.Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

2.Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;

3.Выбрать наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

4. Использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.(слайд 4)

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.   Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленная на достижение общего результата деятельности.(слайд 5)

Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов?

 Начальная школа – не просто место, где ребёнка должны научить читать, считать и писать (в конце концов, этому можно научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребёнка в образовании и его отношение к учёбе.(слайд 6)

Цели работы над методом проектов:

  • способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
  • способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
  • выявление организаторских способностей детей, развития  их творческой инициативы и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности.(слайд 7)

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Какие же учебные действия формируются у учащихся в процессе работы над проектом:

        Аналитические: выдвижение идеи,  формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ.

        Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.(слайд 8)

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

Поисковые: находить информацию по каталогам, в энциклопедиях, в Интернете, формулирование ключевых слов.

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

(слайд 9)

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы такие виды проектов, как:

  • творческие;
  • исследовательские.(слайд 10)

Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

 Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.(слайд 11)

В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе?

Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования, сообщения), имеющими какое-либо отношение к теме.(слайд 12)

Предполагаемые результаты в процессе создания и реализации проекта:

Для ребенка:

  • раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений;
  • наличие условий для самоутверждения, самореализации.(слайд 13)

Для учителя:

  • использование различных приемов подачи учебного материала через игру, конкурс;
  • диагностика, стимулирование детей младшего школьного возраста к познанию;
  • помощь в общении друг с другом;
  • развитие организаторских, лидерских способностей младших школьников;
  • увеличение количества времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым конкретным учеником.(слайд 14)

Закончить своё выступление я хочу  правилами, по которым нужно строить свою работу  в проектной деятельности:

  • Подходить  творчески к любому проекту ученика.
  • Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
  • Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
  • В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
  • Тесно сотрудничать с родителями.
  • При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать.(слайд 15)

Спасибо за внимание.(слайд 16)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...