Программа "Экскурсионная деятельность" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_-eks.deyat_.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте.   Не менее важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Важна экскурсионная работа и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину, адаптивность.  Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

Актуальность программы «Экскурсионная деятельность» состоит в том, что она решает одну из самых первоочередных задач современного образования –  формирование образного мышления, эмоционального восприятия окружающего мира, активизации мыслительной деятельности младших школьников, уважение к прошлому своей малой Родины и своей страны.

        

Цель программы:

— развитие кругозора учащихся;

— знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города Таганрога;

— содействие всестороннему развитию личности, воспитание нравственно-этических и коммуникативных качеств личности.

Задачи:

— освоение теоретических знаний  в области истории и культуры родного края;

— расширение образовательного пространства;

— активизация познавательной деятельности;

— воспитание уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, художественным и культурным ценностям;

— формирование и развитие эстетического вкуса;

— формирование и развитие гражданского самосознания, формирование патриотичности.

        

Общая характеристика курса

        В начальной школе экскурсионная деятельность основывается на следующих принципах:

  • учет возрастных особенностей (познавательных интересов и возможностей) учащихся;
  • образовательный аспект (тесная связь с учебными программами по предметам);
  • воспитательный аспект (привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и истории);
  • практический аспект (знакомство с ремёслами, производством);
  • здоровьсбережение;
  • развитие общего кругозора и эрудиции;
  • жесткий временной регламент (экскурсии начинаются не ранее 11 часов, заканчиваются – не позднее 16 часов);
  • вовлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, развития взаимопонимания;
  • системный, плановый характер.

Выделяются следующие направления экскурсионной деятельности:

  • учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно — научный цикл, инженерно – технический цикл);
  • воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла);
  • экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).

Формы работы (очная и виртуальная)

Экскурсии в музеи, храмы, по памятным местам, в библиотеки.

Встречи с интересными людьми.

Методы работы

Словесный метод  — передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

Наглядный метод — посещение экспозиций музеев, выставок, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий с видами города, поселений районов области.

Поисковый метод — сбор информации по заданной теме.

Исследовательский  метод — изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьных музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Практические работы:

Творческие работы (презентации, видеофильмы, ролики, буклеты).

Сочинения (рассказы, стихотворения).

        

Для реализации программы используются следующие методические приёмы: рассказ учителя, экскурсовода, беседа, анализ иллюстраций, викторины, заочная (виртуальная) экскурсия, пешеходная экскурсия, конкурс рисунков, чтецов.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, изобразительного искусства, литературы. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.

Место курса в образовательном пространстве лицея

Направленность программы - общекультурная.

Сроки реализации программы – один учебный год.

Программа рассчитана на обучающихся 1-го класса.

Режим занятий – во второй половине дня, в выходные дни, в каникулярное время.

Общее количество часов на реализацию программы – 27 часов в год.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • формирование  у обучающихся мотивации к обучению, развитие познавательных навыков;
  • формирование осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению;
  • освоение социальных норм, правил поведения;
  • развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
  • развитие коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологического сознания;
  • развитие эстетического сознания;
  • развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- самостоятельно планировать пути достижения целей;                            

- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия.                                                        

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

 

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- осознанно владеть логическими действиями (определять, обобщать, устанавливать аналогии, классификации);

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять анализ объектов  с выделением существенных  и несущественных признаков;                                                                                                                   

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД  

Обучающийся научится:

- выполнять различные роли в классе (лидера, исполнителя);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами; .

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в   сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»        

        Экскурсионная деятельность начинается в 1 классе с изучения лицея: столовая, библиотека, спортивный зал, актовый зал; знакомства с городом, посещения музеев, интересных исторических мест.

Таблица распределения тем разделов на год

№ п/п

Наименование разделов

Сроки реализации

1

Введение

сентябрь

2

Музей под открытым небом. История города Таганрога

в течение года

3

Экскурсии в Художественный музей

в течение года

4

Краеведческие экскурсии

в течение года

5

Музеи-дома писателей

в течение года

6

Экскурсии по чеховским местам

в течение года

7

Театральные каникулы

в течение года

8

Экскурсии в природу

в течение года

9

Экскурсии патриотической направленности

в течение года

10

Экскурсии, посвященные знакомству с профессиями

в течение года

Итого часов:

27

Введение

Вводная беседа

О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека.

Правила поведения юных экскурсантов.

Техника безопасности во время экскурсий.

Обобщение правил поведения во время экскурсий: составление памятки экскурсанта.

Экскурсия по лицею

Знакомство с лицеем, столовой, библиотекой, медкабинетом, спортивным и актовым залами.

Музей под открытым небом. История города Таганрога

День рождения любимого города.

Виртуальная экскурсия по Таганрогу. Знакомство с текстом Гимна  Таганрога.

Экскурсия по улице, на которой я живу (мини-рассказ или рисунок).

Викторина «Безопасная дорога от дома в школу».

Экскурсии в Художественный музей

Беседа «Как вести себя в музее».

Обзорная экскурсия по Художественному музею. День рождения класса в Художественном музее.

Краеведческие экскурсии

Экскурсия в Ростовский зоопарк.

Музеи-дома писателей

Беседа «Как вести себя в музее».

Экскурсия в музей А.Дурова.

Экскурсии по чеховским местам

Экскурсия по Домику Чехова.

Путешествие в Литературный музей А.П. Чехова.

Театральные каникулы

Беседа-рассуждение «Зачем мы посещаем театры».

Посещение театра (каникулы, предновогодние праздники) по усмотрению учителя.

Экскурсии в природу

Сезонные экскурсии в Приморский парк.

«Рисование» с помощью природного материала.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии патриотической направленности

Литературная композиция у Вечного огня в сквере комбайностроителей: чтение стихотворений о Родине, о войне, о героях войны. Встреча с ветеранами ВОв.

Экскурсии, посвященные знакомству с профессиями

Онлайн уроки на платформе «Проектория» по ранней профориентации.

Поездка в ростовский музей шоколада «Шоколадушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...