Успешность в работе воспителя группы продлённого дня (начальная школа).
статья (3 класс)

Планирование позволяет уменьшить долю неопределенности и упорядочить протекание педагогических процессов в воспитании и обучении школьников.

Педагогическое планирование затрагивает различные сферы и стороны жизнедеятельности школы, в том числе и воспитательную работу.

Под планированием воспитательной работы в группе продленного дня следует понимать процесс совместной деятельности воспитателя, детей и взрослых по определению целей, содержания  и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности сообщества, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

За последнее время в школе сложилась своя воспитательная система, где основное внимание уделяется созданию условий для формирования интеллектуально развитой, нравственно и физически здоровой личности. В связи с этим были пересмотрены подходы к планированию воспитательного процесса. Составление планов строится с учетом личностно ориентированного подхода и здоровьесберегающих технологий.

Личностно ориентированный подход нацелен, прежде всего, на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности. Необходимо исходить из потребностей детей, поэтому функции воспитателя заключаются в следующем:

- забота о здоровье детей;

- забота об их успешности в сфере учения;

- забота о развитии культуры общения в детской среде;

- забота о нормальной социализации детей;

-забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жизненному определению.

Забота воспитателя побуждает детей к заботе друг о друге, о своих близких и даже незнакомых людях.

При планировании необходимо учитывать следующие принципы личностно ориентированного подхода:

- самоактуализации  - в каждом ребенке существует потребность в актуализации и развитии своих возможностей и способностей, воспитатель ему должен в этом помочь;

- индивидуальности – каждый ребенок должен быть самим собой;

- субъектности – надо помочь ребенку стать субъектом жизнедеятельности сообщества;

- выбора – какой я сделал выбор, таким человеком стал;

- творчества и успеха;

- доверия и поддержки.

По своей структуре план традиционный. Он состоит из следующих разделов:

- анализ воспитательной работы за прошедший год;

- цель, задачи;

- основные направления и дела;

- индивидуальная работа с учащимися;

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе продленного дня;

- социальный паспорт группы: сведения о родителях, список членов родительского комитета, сведения о занятости в кружках и секциях и другое.

Анализ работы за прошедший год является основой для планирования воспитательной работы на последующий период. Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест в воспитательном процессе в группе без понимания социальных процессов, выявления тенденций личностного развития учащегося невозможно наметить новые ориентиры, определить приоритетные направления, выбрать формы и методы работы. Нередко мы испытываем затруднения в написании проблемно-ориентированного анализа. Для этого существуют определенные схемы, пока не выработается своя специфика анализа.

Проблемно-ориентированный анализ предполагает целостный анализ воспитательного процесса: цель, содержание, приемы, формы и методы, результаты деятельности, проблемы и противоречия, а также развитие личности ребенка, личностные достижения учащихся, становление и проявление индивидуальных особенностей.

Исходя из проблем, ставлю цель (ожидаемый результат деятельности) и задачи, направленные на достижение цели.

Для меня важно, чтобы в планировании участвовали и дети, и родители. Как только сформирован состав группы, раздаю анкеты.

Примерное содержание анкеты:

Какое мероприятие тебе понравилось в прошлом году, почему?

В каких делах ты бы хотел(а) поучаствовать?

Что бы мне хотелось провести в этом году?

Для учащихся 4 -5 класса использую «Незаконченный тезис»:

Больше всего меня волнует…

Мне кажется, что нам надо обсудить…

Можно использовать методику «Строим свой дом»

На ватмане рисую контур дома. Из цветной бумаги делаю столько квадратиков, сколько учащихся в группе. Строим дом из этих квадратиков, но при этом каждый воспитанник предлагает мероприятие или дело, чтобы жить в доме было интересно.

Дети предлагают чаще всего увеселительные мероприятия. Это их естественный мир.

Самый сложный раздел плана – «Индивидуальная работа с учащимися».  В этом разделе содержится  такой пункт: «Содействие ребенку в проявлении индивидуальности». Он включает в себя организацию воспитательных дел, направленных на представление интересов учащихся и презентацию их личных достижений. Это и персональные выставки, и спортивные выступления, и мероприятия состязательного характера.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя.

Успешность воспитательной работы в ГПД напрямую зависит от правильно составленного плана работы, от  личности воспитателя, его способности  к позитивному общению с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnost_raboty_v_gpd.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование позволяет уменьшить долю неопределенности и упорядочить протекание педагогических процессов в воспитании и обучении школьников.

Педагогическое планирование затрагивает различные сферы и стороны жизнедеятельности школы, в том числе и воспитательную работу.

Под планированием воспитательной работы в группе продленного дня следует понимать процесс совместной деятельности воспитателя, детей и взрослых по определению целей, содержания  и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности сообщества, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

За последнее время в школе сложилась своя воспитательная система, где основное внимание уделяется созданию условий для формирования интеллектуально развитой, нравственно и физически здоровой личности. В связи с этим были пересмотрены подходы к планированию воспитательного процесса. Составление планов строится с учетом личностно ориентированного подхода и здоровьесберегающих технологий.

Личностно ориентированный подход нацелен, прежде всего, на раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его самобытной индивидуальности. Необходимо исходить из потребностей детей, поэтому функции воспитателя заключаются в следующем:

- забота о здоровье детей;

- забота об их успешности в сфере учения;

- забота о развитии культуры общения в детской среде;

- забота о нормальной социализации детей;

-забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жизненному определению.

Забота воспитателя побуждает детей к заботе друг о друге, о своих близких и даже незнакомых людях.

При планировании необходимо учитывать следующие принципы личностно ориентированного подхода:

- самоактуализации  - в каждом ребенке существует потребность в актуализации и развитии своих возможностей и способностей, воспитатель ему должен в этом помочь;

- индивидуальности – каждый ребенок должен быть самим собой;

- субъектности – надо помочь ребенку стать субъектом жизнедеятельности сообщества;

- выбора – какой я сделал выбор, таким человеком стал;

- творчества и успеха;

- доверия и поддержки.

По своей структуре план традиционный. Он состоит из следующих разделов:

- анализ воспитательной работы за прошедший год;

- цель, задачи;

- основные направления и дела;

- индивидуальная работа с учащимися;

- работа с родителями;

- работа с педагогами;

- изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе продленного дня;

- социальный паспорт группы: сведения о родителях, список членов родительского комитета, сведения о занятости в кружках и секциях и другое.

Анализ работы за прошедший год является основой для планирования воспитательной работы на последующий период. Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест в воспитательном процессе в группе без понимания социальных процессов, выявления тенденций личностного развития учащегося невозможно наметить новые ориентиры, определить приоритетные направления, выбрать формы и методы работы. Нередко мы испытываем затруднения в написании проблемно-ориентированного анализа. Для этого существуют определенные схемы, пока не выработается своя специфика анализа.

Проблемно-ориентированный анализ предполагает целостный анализ воспитательного процесса: цель, содержание, приемы, формы и методы, результаты деятельности, проблемы и противоречия, а также развитие личности ребенка, личностные достижения учащихся, становление и проявление индивидуальных особенностей.

Исходя из проблем, ставлю цель (ожидаемый результат деятельности) и задачи, направленные на достижение цели.

Для меня важно, чтобы в планировании участвовали и дети, и родители. Как только сформирован состав группы, раздаю анкеты.

Примерное содержание анкеты:

Какое мероприятие тебе понравилось в прошлом году, почему?

В каких делах ты бы хотел(а) поучаствовать?

Что бы мне хотелось провести в этом году?

Для учащихся 4 -5 класса использую «Незаконченный тезис»:

Больше всего меня волнует…

Мне кажется, что нам надо обсудить…

Можно использовать методику «Строим свой дом»

На ватмане рисую контур дома. Из цветной бумаги делаю столько квадратиков, сколько учащихся в группе. Строим дом из этих квадратиков, но при этом каждый воспитанник предлагает мероприятие или дело, чтобы жить в доме было интересно.

Дети предлагают чаще всего увеселительные мероприятия. Это их естественный мир.

Самый сложный раздел плана – «Индивидуальная работа с учащимися».  В этом разделе содержится  такой пункт: «Содействие ребенку в проявлении индивидуальности». Он включает в себя организацию воспитательных дел, направленных на представление интересов учащихся и презентацию их личных достижений. Это и персональные выставки, и спортивные выступления, и мероприятия состязательного характера.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя.

Успешность воспитательной работы в ГПД напрямую зависит от правильно составленного плана работы, от  личности воспитателя, его способности  к позитивному общению с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в группе продлённого дня

План воспитательной работы  в ГПД для учащихся начальной школы....

План работы в группе продлённого дня

В материале представлено планирование ежедневной работы (прогулки, занятия в помещении, беседы по ПДД) на год, ориентированно на 1 класс. В приложении - беседы по ПДД, игры....

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы

В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при...

Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...

Организация досуга в группе продлённого дня начальной школы

Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитани...