Cтатья :Сущность, значение, задачи и направления коррекционно-развивающей работы воспитателя группы продлённого дня в общеобразовательной школе.
статья (3 класс)

Павлова Ирина Владимировна

Сущность коррекционной работы воспитателя ГПД.

Памятка педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность, значение, задачи и направления коррекционно-развивающей работы воспитателя группы продлённого дня  в общеобразовательной школе.

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, восполняющая пробелы в обучении и способствующая раскрытию и реализации  способностей ребенка в различных сферах.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

. В общеобразовательной школе коррекция выступает в роли помощника ребенку с несформированными универсальными учебными действиями. Без целенаправленного преодоления недостатков снижается эффективность обучения и воспитания детей, усложняется процесс овладения необходимыми для них знаниями, умениями, навыками, становление у них поведения, личности в целом.

Если коррекцию и обучение (и воспитание) принимать как относительно самостоятельные компоненты педагогической системы, то разница между ними заключается в цели, особенностях педагогического процесса и показателях эффективности.

Так, цель обучения – дать учащимся знания, умения и навыки, цель коррекции – исправлять недостатки психической и в некоторых случаях физической сфер развития, развивать ребенка в целом.

  Основная задача коррекционной работы на уроке –систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Достижение цели коррекционного воздействия обеспечивают все составляющие педагогического процесса: организация, содержание, методика. Именно от предмета коррекции, то есть от того, что необходимо исправлять и развивать у ребенка, зависит постановка цели, поиск специальных путей организации педагогического процесса, подбор соответствующих методических средств и содержания обучения, определение показателей его результативности. Таким образом, коррекционно-развивающую работу обеспечивают такие компоненты педагогического процесса: целевой, организационный, содержательный, методический, результативный. Опора в процессе обучения на определенные компоненты рассматривается как условие достижения цели коррекционно-развивающего воздействия.

Организация коррекционно-направленного обучения в узком ее понимании предполагает подготовку и создание условий, необходимых не только для работы над усвоением учениками программного материала, но и для преодоления у них недостатков развития в соответствие с предварительно поставленной специальной целью занятия и предмета коррекции (недостаток речевых умений или учебно-практической деятельности, интеллекта, личности и т. д.).Организационная сторона такой работы охватывает широкий диапазон вопросов от определения  оптимальной ее формы (индивидуальная или фронтальная в зависимости от того, какие недостатки корректируются: характерные для всей категории детей, для определенной группы или конкретного лица), типа и структуры снятия (урок, экскурсия) до обеспечения учащихся необходимыми материалами, инструментами и т. п..

Обучение, воспитание, развитие и коррекция рассматриваются большинством ученых как неразрывный процесс, а если в нем и выделяются составляющие, то только с целью изучения, усовершенствования; или, как предлагает А.П. Хохлина, абстрактно – с целью осмысления, организации и целенаправленной работы. А.Д. Гонеев считает, что коррекцию и учебно-воспитательный процесс следует различать для успешной педагогической коррекции, и эта разница между ними заключается в целях, педагогических приемах и результатах обучения.

Включение в процесс обучения и воспитания коррекционных приемов требует от педагогов тщательного изучения и понимания объектов коррекции. Анализируя общие и индивидуальные объекты коррекции учеников, учитель выбирает на каждый урок лишь некоторые из них и, соответственно, решает не всю сумму коррекционных задач, а только ту часть из них, которая обусловлена дидактической целью урока и характером учебного материала. На уроке решается несколько коррекционных задач, остальные в это время не актуализируется. Однако на других уроках по учебным целям и характеру материала ведущими становятся другие коррекционные задачи. Главное при этом, чтобы учитель проводил коррекционную работу в системе, чтобы выделенное им определенное звено подчинялось общим коррекционным целям.

Эффективность коррекционного воздействия зависит от того, насколько учитываются в этом процессе общие закономерности психического развития, в котором Н.А. Супрун выделяет два этапа: натуральный и культурный. На первом осуществляется процесс формирования элементарных психических функций (ощущение, механической памяти, непроизвольного внимания, практического интеллекта, эмоций и т. д.) за счет реализации биологических задатков. На втором этапе происходит формирование высших психических функций (осмысленного восприятия, речи, образного и логического мышления, произвольного внимания, логической опосредованной памяти, чувств) благодаря социализации, присвоению культурного опыта в совместной деятельности ребенка со взрослым. Высшие психические функции, надстраиваясь над элементарными, качественно меняют их, расширяют их возможности. Для обеспечения более эффективного усвоения знаний учителю общеобразовательной школы вероятнее  всего предстоит работать именно над формированием универсальных учебных действий, которые дадут основу организации высших психических функций каждого обучающегося в классе.

Таким образом, целью учителя начальных классов будет являться организация и создание условий  необходимых для преодоления недостатков обучающимся в обучении.

Задачи и направления коррекционно-развивающей работы в начальной школе

Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают:

-коррекцию личностных качеств;

-коррекцию познавательных возможностей;

-формирование и развитие коммуникативной функции речи;

-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;

-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

Данные задачи в рамках общеобразовательной школы могут выполняться как на уроках, так и на внеурочной деятельности.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

1.Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Диагностическая работа включает:

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  обучающегося с умеренно ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Задачей учителя на данном этапе является первичное выявление трудностей в обучении.

2.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными возможностями;

— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.

Учитель выполняет собственно саму коррекцию УУД ребят, нуждающихся в этой коррекции.

3.Консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с  детьми й по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с умеренно ограниченными возможностями здоровья.

Учитель выступает в роли консультанта, его задачей на данном этапе является объяснение родителям трудностей ребенка, нахождение решения вместе с другими компетентными педагогами.

4.Информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса–обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача учителя в данном направлении является информирование родителей и в разъяснении им задач коррекционно-развивающей работы.

Мы считаем, что учитель наиболее активно принимать участие в таких аспектах как:

– выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

– осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в организации, осуществляющей образовательную деятельность.[13,c.32]

Так как учитель в рамках общеобразовательной школы не сможет выполнить все аспекты коррекционной работы, безусловно, в некоторых аспектах должны более активно проявлять себя как педагоги школы, так и родители т.е важны усилия всех участников процесса. Не нужно забывать о том что процесс коррекционно-развивающей работы должен реализовываться комплексно.

Памятка

Этапы реализации коррекционно-развивающей работы в начальной школе.

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Итак, учитель выполняя коррекционно-развивающую работу выявляет трудности у некоторых детей в классе, оценивает предметно-развивающую среду класса, которая должна способствовать преодолению препятствий в обучении, обеспечивает сам процесс обучения, в ход которого включает задания, занятия и т.д по коррекции определенных умений ребенка. Учитель вносит изменения в образовательный процесс обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.

Воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ школы №603

Павлова И.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы воспитателя группы продлённого дня 1»А» и 1 «Б» классов МБОУ СОШ №4 Башмаковой А.Я. за 2012-2013 учебный год.

Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитани...

Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...

Календарный план работы воспитателя группы продлённого дня на год.

Календарное планирование с классом на год.(по месяцам)...

Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня (ГПД).

Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня (ГПД)....

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продлённого дня».

     Актуальность и перспективность опыта обусловлена  существенными изменениями, происходящими  в последнее время  в социальном и экономическом пространстве систе...

Маленькие хитрости в работе воспитателя группы продлённого дня

В статье раскрываются формы и методы успешной работы с воспитанниками  группы продлённого дня начальной школы....

Использование современных ЭОР в работе воспитателя группы продлённого дня.

   С появлением электронных средств обучения возможности и эффективность воспитательного  процесса значительно увеличились. Информация  стала более доступной и наглядной для...