Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.73 КБ |
![]() | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 им. В.И. Ленина
г. Данилов Ярославской области
ПРИНЯТО педагогическим советом средней школы №2 протокол № от | УТВЕРЖДАЮ Директор средней школы №2 _______________Г.А. Тихомирова приказ № от |
программа внеурочной деятельности
«Удивительные шахматы»
2 класс
Учитель: Зайцева И.В.
Данилов
2021 - 2022
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы «Удивительные шахматы» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры; – имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра; – ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Виды деятельности | 1 класс |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
1. | Сведения из истории шахмат | 1 |
2. | Базовые понятия шахматной игры | 29 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
3. | Соревнования | 3 |
Общее количество часов | 33 |
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ урока | Тема урока | Содержание урока | |
1 | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат | Знакомство детей с правилами техники безопасности на занятиях по шахматам. Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом | |
2 | Шахматная доска | Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии | |
3 | Горизонталь | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», | |
4 | Вертикаль | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» | |
5 | Диагональ | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» | |
6 | Шахматная нотация | Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур | |
7 | Шахматные фигуры и начальная позиция | Расстановка шахматных фигур в начальной позиции | |
8 | Ладья | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» | |
9 | Слон | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон | |
10 | Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие | |
11 | Конь | Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие | |
12 | Пешка | Правила хода и взятия пешкой | |
13 | Превращение пешки | Правила превращение пешки | |
14 | Король | Правила хода и взятия королём | |
15 | Ценность фигур | Сравнительная сила фигур | |
16 | Нападение | Атакующие возможности фигур | |
17 | Взятие. Взятие на проходе | Особое взятие пешкой: взятие на проходе | |
18 | Шах и защита от шаха | Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха | |
19 | Мат | Постановка мата всеми фигурами | |
20 | Пат – ничья | Варианты ничьей | |
21 | Рокировка | Правила рокировки, длинная и короткая рокировки | |
22 | Основные принципы игры в начале партии | Общие принципы игры в начале шахматной партии | |
23 | Мат двумя ладьями одинокому королю | Техника матования одинокого короля двумя ладьями | |
24 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй | |
25 | Мат ферзём и королём одинокому королю | Техника матования одинокого короля ферзём и королём | |
26 | Материальное преимущество | Определение материального преимущества, реализация материального преимущества | |
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии | Ошибочные ходы в начале партии и их последствия | |
28 | Партии-миниатюры | Анализ коротких партий | |
29 | Запись шахматной партии | Способ ведения записи партии во время соревнований | |
30 | Шахматный этикет | Правила поведения шахматиста во время партии | |
31–33 | Шахматный турнир | Участие в шахматном турнире |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 им. В.И. Ленина
г. Данилов Ярославской области
ПРИНЯТО педагогическим советом средней школы №2 протокол № от | УТВЕРЖДАЮ Директор средней школы №2 _______________Г.А. Тихомирова приказ № от |
программа внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
1 класс
Учитель: Зайцева И.В.
Данилов
2021 - 2022
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
Цели курса:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
«Я вижу - и запоминаю, я делаю – и понимаю».
Задачи курса:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
∙ учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Содержание программы
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Тематический план работы
(34 часа)
№ п/п | Общие разделы занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Свойства бумаги и картона. | 1 | 1 | |
3 | Выполнение работ в технике «Бумажный кулечек». | 4 | - | 4 |
4 | Волшебная бумага. Техника «Оригами». | 6 | 1 | 5 |
5 | Выполнение работ в технике «Пластичная полоска» | 6 | 1 | 5 |
6 | Работа с тканью. Плоские игрушки из ткани. | 4 | 1 | 3 |
7 | Работа с бумагой. Объемное плетение. | 5 | 1 | 4 |
8 | Комбинированные работы. Бумага и бросовый материал. | 5 | - | 5 |
9 | Заключительное занятие | 2 | - | 2 |
34 | 6 | 28 |
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся
К концу учебного года обучения учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение линогравюры, монотипии, туши;
- применение чеканки в жизни;
- способы и приемы обработки различных материалов.
К концу учебного года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- самостоятельно выполнять чеканку;
- контролировать правильность выполнения работы.
Поурочное планирование 1 класс, 34 часа
Количество часов | Дата | Тема | Материалы |
I. Аппликация и моделирование (16часов) | |||
1-4 | Аппликация из природных материалов на картоне. | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка | |
5-8 | Аппликация из геометрических фигур. | Цветная бумага, картон | |
9-10 | Аппликация из пуговиц. | Пуговицы, картон | |
11-12 | Аппликация из салфеток. | Салфетки, картон | |
13-16 | Объёмная аппликация. | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон | |
II. Работа с пластическими материалами (10 часов) | |||
1-4 | Рисование пластилином. | Пластилин, картон | |
5-8 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | Пластилин, прозрачные крышки | |
9-10 | Лепка из солёного теста. | Солёное тесто | |
III. Аппликация из деталей оригами (8 часов) | |||
1-3 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | Цветная бумага, картон | |
4-8 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага, картон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175230-1357829765.jpg)
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559515-1420508928.jpg)
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-102860-1355776842.jpg)
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....