Статья "Развивающие игры в группе продленного дня"
статья (1 класс)

Сорокина Людмила Михайловна

Статья "Развивающие игры в группе продленного дня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvivayushchie_igry_v_gruppe_prodlennogo_dnya.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок-первоклассник при поступлении в школу в первую очередь сталкивается со сменой ведущего, то есть основного, вида деятельности. Согласно концепции В.С. Мухиной, в дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ведущим видом деятельности является игра. Тогда как в младшем школьном возрасте (7-11 лет) для ребенка на первый план выходит обучение как особый вид деятельности. Однако, на данном этапе развития общества дети уже в шесть лет становятся первоклассниками.

Психологами установлено, что шестилетний возраст – наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки детей. В то же время 6-летний возраст и период перехода от 6 к 7-летнему возрасту характеризуется рядом специфических психологических особенностей. Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. Шестилетний ребенок остро нуждается в организации его умственной активности, т. к. он еще не обладает необходимыми навыками для того, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. В связи с этим главная задача учителя при обучении первоклассников заключается в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиниться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения.

Для этого следует в первую очередь руководствоваться пониманием того, что невозможен резкий и окончательный переход к обучению как новой деятельности. именно в младшем школьном возрасте, особенно в первом классе, важное значение имеет игровая подача материала, а развивающие дидактические игры становятся главным приемом в арсенале учителя.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

Их значение в жизни ребенка-первоклассника обусловлено еще и тем, что знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами детей, плохо усваиваются и не имеют отношения к умственному развитию. В игре же ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет.

Цель игры всегда имеет два аспекта:
1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;
2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

На основе целей чаще всего формулируются следующие задачи развивающих игр:

стимулирующие (стимулирование мотивации, эмоциональной включенности и познавательного интереса);

образовательные (расширение объема информации, использование информации в другой форме, осознание практического использования знаний, формирование конкретных предметных умений);

развивающие (развитие воображения, памяти; навыков критического мышления, принятия решений и коммуникации, развитие лидерских качеств);

воспитывающие (воспитание нравственных качеств личности, изменение установок, социальных ценностей, эмпатия интересов других участников игры);

релаксационные (снижение физических и психических нагрузок, создание положительного эмоционального подъема);

диагностические (осознание уровня собственной образованности, оценка преподавателем


Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т.е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.

При организации развивающих игр в классе необходимо руководствоваться следующими принципами:

Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.

Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

В игре должен принимать активное участие каждый ребенок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

В группе продленного дня достаточно большое место занимают игры, направленные на релаксационную деятельность, то есть позволяющие детям расслабиться и отдохнуть после занятий, но развивающие игры обучающего характера также имеют большое значение.

Игры могут быть как тесно связанные с материалом пройденным на уроках, то есть направленные на закрепление новых знаний по предметам. Например:

Игры и игровые упражнения по математике:

СОСТАВИМ УЗОР

Дидактическая цель: выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

Средства обучения: набор из 9 фигур - 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата.

Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим - у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика, или на листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга - 2 желтых треугольника, справа и слева - два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам листа, вверху и внизу - красные, справа и слева синие квадраты.

Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, трех узорах.

ПОСТРОИМ ДОМИКИ И ПОСАДИМ РЯДОМ ДЕРЕВЬЯ

Дидактическая цель: обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.

Средства обучения: 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, набор из 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке, 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).

Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом - низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома - высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя полосками зеленой бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева - небольшой гриб на тонкой ножке.

СОСТАВИМ ПОЕЗДА

Дидактическая цель: сравнение группы предметов.

Содержание игры. Учитель предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.

С этой целью вызывают семь учеников. Они составляют поезд из семи вагонов. Затем вызывают пять учеников, они составляют поезд из пяти вагонов. "Какой поезд длиннее? - спрашивает педагог. - Какой короче? Где вагонов больше? Где - меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов?" Игра сопровождается соответствующими действиями.

Количество вагонов можно изменять два-три раза.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЛУЧШИЙ ОТВЕТЧИК

Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывает каждый сектор поочередно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную числовую фигуру. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет нужную цифру, тот победил. Затем учитель показывает в разбивку цифры, ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где рисунков больше, где меньше и насколько.

ХЛОПКИ

Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Ритм хлопков учитель задает сам).

Я ЗНАЮ ЧИСЛО И ЦИФРУ

Дидактическая цель: установление соответствия между числом и цифрой.

Средства обучения: набор кругов, треугольников, квадратов.

Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число фигур в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число фигур в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.

Игры и игровые упражнения по русскому языку:

КТО, КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?

Дидактическая цель: учитьупотреблять в речи словосочетания, состоящие из числительных и существительных, глаголов и наречий, существительных и прилагательных. Развивать фантазию.

Средства обучения: модели домиков для каждой играющей команды. Количество этажей определяет количество слогов в названиях жителей теремка (1, 2, 3, 4)
Содержание игры:Дети делятся на три-четыре команды. У каждой команды свой теремок. Вместе они договариваются о том, каких животных они заселят в свой теремок. В верхнем окошке помещают число, обозначающее количество слогов в названиях жителей теремка.

НАЙДИ МЕНЯ

Дидактическая цель: Развивать детскую вопросительность; исследовать звуковой анализ слова.
Содержание игры:Дети делятся на две команды. У команд одинаковые поля.
Ведущий (он в каждой команде меняется) загадывает предмет (например, на «Б» начинается, на «Т» заканчивается). Дети из другой команды в поисках правильного ответа задают вопросы: «Это живое?» - «Нет». «Это из ткани?» - «Да». «Это бант?» - «Да». Команды чередуются.

РАЗРЕЗАННЫЕ БУКВЫ

Дидактическая цель: составить слова и буквы из их частей

Средства обучения: разрезанные слова, буквы, слоги.

Так и игры, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания и других общих способностей ребенка.

ПОПУГАЙЧИКИ

Дидактическая цель: развивать слуховую память, игра способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

Содержание игры: Учитель начинает игру словами:

«Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй».

Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.

ДОБАВЬ СЛЕДУЮЩЕЕ

Дидактическая цель: развивать память и речь.

Содержание игры: Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:

Слон.

Слон, тигр.

Слон, тигр, лев и т. д.

На первых порах загаданные слова следует объединять по тематике, тогда детям легче выстраивать ассоциативный ряд. В дальнейшем слова могут быть не связаны между собой тематикой и смыслом.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

ХУДОЖНИК

Дидактическая цель: развивать внимание, наблюдательность и речь детей.

Содержание игры: Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:

Нарисую я портрет,
Только чей – пока секрет.
Отгадайте, вас прошу я,
Чей портрет рисую?

Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: “У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки” и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ

Дидактическая цель: Учим детей по мимике, движениям животных, их повадкам сочинять между ними сказочный диалог.
Содержание игры:Детям в паре предлагается картинка с животными. Они договариваются, кто кем будет, и сочиняют диалог. Затем выбирают себе пару друзей, и друг другу рассказывают свои сочинялки. А в итоге воспитатель предлагает рассказать всем те сочинялки, которые им понравились.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ С КИСТОЧКОЙ В РУКАХ

Дидактическая цель: Развиваем монологическую речь, воображение, творчество, память.
Содержание игры:Детям предлагаются картинки-подсказки, по которым они зарисовывают фрагменты из сказки про выбранный персонаж, или рисуют свою сказку со своим замыслом. Рисунки развешиваются на «выставку», и по желанию автор подходит к рисунку и расхваливает свой сюжет. Дети всех сказочников заносят в свою «Книгу сказок».


Таким образом, в младшем школьном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Благодаря тому, что дидактическая развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение, детей, развивает их творческие возможности и способности.
Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые взрослыми, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в группе продленного дня

Конспект занятия в группе продленного дня. Занятие ориентировано на организацию самоподготовки учащихся 2 класса....

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

Игры в группе продленного дня

Материал содержит интересные подвижные игры для проведения в ГПД...

Использование деятельностного подхода и игры в группе продленного дня.

                Использование деятельностного подхода и игры...

Статья " Подвижные игры в группе продленного дня"

Подвижные игры в группе продленного дня        Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 147 , Красногвардейского района ...