Технология игрового обучения
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Абсалимова Ксения Юрьевна

Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи.

     Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

      В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

     Какие существуют виды игр?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_igrovogo_obuchniya.docx201.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Немировская средняя общеобразовательная школа»

Материалы

по индивидуальной теме самообразования

Технологии игрового обучения в начальной школе. https://vasiljevskaja.odinedu.ru/images/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%202.png

                Учитель: Абсалимова К.Ю.

с.Черниговка

Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи.

     Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

      В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

     Какие существуют виды игр?

     Опираясь на концепцию Д.Б.Эльконина, выявили наиболее характерные виды игр:  игра – развлечение;   игра – упражнение; сюжетная игра; процессуально – подражательная игра;   традиционная игра.

      По классификации О.С.Газмана игры бывают:  подвижные; сюжетно – ролевые; компьютерные; дидактические.

Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребёнка не просто времяпровождение. Она для него учёба, труд, серьёзная форма воспитания.

 Какие же функции выполняют игры, используемые мной?

    Формируют устойчивый интерес к учению и снимают напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

    У младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игры способствуют снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у детей страх неизвестности.

 Например, в игре «Лото» ребята в непринуждённой обстановке общаются друг с другом, учатся находить одинаковые предметы, сопоставлять их.

   Игра «С какого дерева листок?». На доске картинки с изображеним деревьев (берёза, дуб, клён, ива и т. д.) Дети получают листочки и определяют, с какого дерева они.

 Игра «Следопыт». Ученики определяют, какое животное оставило следы на снегу.

   Способствуют развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и пр.)

   Например, игра на развитие восприятия «Выложи сам». Детям показываю картинку с изображением предмета, составленного из нескольких геометрических фигур и набор этих фигур. Необходимо выложить из них данное изображение.

    Игра на развитие воображения. Ученикам раздаю шаблоны круга. Они обводят их на бумаге и дорисовывают так, чтобы получились новые предметы. (Получаются часы, солнце, колесо, рыбка, колобок и др.)

    Игра на развитие мышления, речи «Времена года». Показываю картинку с изображением времени года. Задания разные, в зависимости от темы урока: ответить на вопросы, придумать предложения, рассказ, сравнить и т. д.

     Создают условия для освоения социальных ролей.

Эта функция реализовывается в большинстве игр, т. к. игры чаще всего носят коллективный характер и предлагают то или иное разделение ролей.

       Активизируют мыслительную деятельность.

Примером таких игр являются сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, Составление примеров может быть представлено в игровой форме. Пришёл сказочный герой (Буратино, Незнайка, Чебурашка, Золотая рыбка и т.д.) и просит ребят выполнить задание.

Часто использую такие игры, как «Магазин», «Составим букет», «Найди свой цветок» и другие, в которых примеры написаны на обратной стороне различных предметных картинок, объединяют в заданную сюжетную игру.

    Способствуют включению детей в учение.

  Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

     Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

    В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную палочку, задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.

      На уроках технологии изготавливаем карточки в виде перфокарт, пишем на них задания (примеры, слова с безударной гласной, слова с парными согласными и т. д.) Дети заполняют «окна», потом обмениваются и проверяют друг у друга.

       В своей практике я активно использую игровую педагогическую технологию, как совокупность различных игр на разных предметах, с различными учебными задачами и содержанием.

       Нельзя сказать, что игра выполняет одну какую – либо функцию, обычно она выполняет сразу несколько функций. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным и напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот способствовала интенсификации умственной работы.

         При организации и проведении игр я придерживаюсь следующих требований: Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал посилен для всех учащихся.

       Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и использованию.

       Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.

       Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

        Данные обследования говорят, что выбранная мною технология эффективна на данном этапе, получены хорошие результаты, но остаётся много вопросов, над которыми нужно работать, чтобы интерес к учебной деятельности стал устойчивым, а учебная деятельность для младших школьников ведущей.

        Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребёнка, на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом. Игра помогает мне делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к обучению.

Привожу примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.

При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.

Например: 


  • Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое? 

  • Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года? 

  • Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них? 


В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование
. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:

1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?

3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Хочу поделиться своим опытом по организации работы на уроках математики, направленной на формирование навыков устного счёта, повышение познавательного интереса к уроку математики при помощи упражнений, включающего в себя различные по содержанию и сложности задания по формированию навыка устного счёта на разных этапах урока математики в 3 классе.

Учитывая особенности класса и содержание программного курса математики провожу целенаправленную работу по проведению устного счёта на уроках математики. Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.

Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:

1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;

2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);

3) формирование умения решать задачи;

4) расширение представления о геометрических фигурах;

5) знакомство с логическими задачами.

Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики.

Кроме этого, упражнения для устного счёта предлагаю учащимся так, чтобы они способствовали развитию различных анализаторов, т. е. воспринимались детьми либо зрительно, либо на слух, либо зрительно и на слух. 

Значение игры в обучении 


Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы. 
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний, если:

игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр). 
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми педагогами.


Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры, которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов. 









Игры на уроках математики

Если спросить у детей, любят ли они сказки, они ответят «да». Сказка вызывает у детей радость, внимание, интерес. На таких уроках царит хорощее настроение, а это залог хорошей работы. Сказки при изучении математики можно использовать так: герои испытывают трудности, а учащиеся им помогают. Дети отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы и т.д. Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения материала. Математика- один из наиболее трудных предметов.

Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Назови соседей числа”

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Игра “ Старик Хоттабыч”.

Однажды в реке нашли старинный сосуд, на котором были начертаны таинственные слова: “ В этот сосуд заключён могущественный джин Гасан Абдурахман ибн Хоттаб за то, что тысячу лет назад он не смог выполнить задание повелителя джинов Аль - Манфара”.

Задания (на рисунке кувшин с любыми числами)

Найдите “ лишнее” число.

Выпишите чётные, нечётные числа.

Составьте равенства и неравенства.

Увеличьте числа на2.

Уменьшите числа на 2.

Из кувшина вышел вдруг
Добрый джин – наш старый друг. 
Кто решит всё без подсказки, 
Тех возьмёт с собою в сказку.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

Учитель все время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая ее воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей). 




Игры на уроках русского языка

Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.

Дидактических игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя , от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия.

Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Например, при изучении темы “Слова, обозначающие предметы” во 2-м классе можно использовать игровое лото, на карточках которого изображены предметы одного назначения, но в разных сочетаниях: кружка, чашка, стакан; чайник, кофейник; миска, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, кресло; люстра, лампа. На карточках для слабых учеников подбор картинок должен быть таков, чтобы они могли узнать каждый из нарисованных предметов, а в случае выигрыша назвать их и записать названия на доске. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. 

«Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:



1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.



I 


рыбка 


вьюга 


чулок 


II 


подъезд 


склад 


ворона 


дубки 


варенье 


чучело 


съемка 


град 


ворота 


гриб 


ручьи 


чум 


подъем 


клад 


воробей 


Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.



огород 


парк 


море 


школа 


столовая 


зоопарк 


гря-ки 


доро-ки 


пло-цы 


кни-ки 


хле-цы 


кле-ка 


кали-ка 


бере-ки 


фла-ки 


обло-ки 


пиро-ки 


марты-ка 


реди-ка 


ду-ки 


ло-ки 


тетра-ка 


сли-ки 


тра-ка 


морко-ка 


ли-ки 


остро-ки 


промока-ка 


голу-цы 


реше-ка 


Задания:


  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. 

  2. Составить предложения, используя данные слова. 


Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.



МАК 


РОМАШКА 


РОЗА 


ЛУК 


КОШКА 


СОБАКА 


ВОРОБЕЙ 


КОРОВА 


БЕРЕЗА 


ДУБ 


МАЛИНА 


ОСИНА 


КОРОВА 


ЛИСА 


ВОЛК 


МЕДВЕДЬ 


Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Дидактическая игра: Одним словом.


Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 
1. Обрубок дерева - …(чурбан). 
2. Шестьдесят минут-…(час). 
3. Густой частый лес- …(чаща). 
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и 

Дидактическая игра: Все наоборот. 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 

Дидактическая игра: Замени букву. 
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка
бочка речка 
ночка свечка 
кочка печка 
точка почка 
тучка дочка 
тачка ночка 

Дидактическая игра: Назови один предмет. 


Цель: отработка способов проверки безударных гласных. 
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. 
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д. 

Игры «в слова». Игры «со словами»

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
«Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа —    и т.п. 

«Кто больше сочинит»

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.
Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т.д.

Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

«Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ

«Из слогов — слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га

Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Игра на уроках чтения

На уроках чтения использую такие игровые задания: «Узнай предмет и назови произведение», «Подбери к стихам рисунки», «Собери пословицы» и т.д.

Речевая игра - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы было кого и что показывать. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»), и др. Хорошо, если стихи будут веселые. Они особенно нравятся ребятам и легко запоминаются в ходе игры. Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя ребенка с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем ему интерес к художественному слову, а позже – желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, они помогают преодолеть те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. 

Игра в словотворчество не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. Например, игра «Кто где живет?»: в улье —улитки, в зубах — зубило, раки—в ракушках и т. д. Или «Что из чего делают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки... Работает воображение и в случае, когда надо придумать, и в случае, когда придуманное будило воображение слушателей. 

Игра в рифму - тоже работа воображения. Называем фразу, а дети продолжают,  подбирая рифму:  удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую и воображение, и чувство слова, и  чувство ритма.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Немировская средняя общеобразовательная школа»

Урок-игра  «Путешествие в Африку»

( с применением технологий: игровой, сотрудничества, здоровьесбережения)

                   1класс

Провела: учитель

начальных классов

Абсалимова К.Ю.

Тема: « Закрепление и повторение пройденного материала,числа от 1 до 5»

Цели: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета; повторить состав чисел 2,3,4,5; совершенствовать умение составлять и решать простые задачи; развивать логику и мышление.

Ход  урока.

1.Организационный момент.

- Быстренько, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

 Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

 Только лишь оценку «Пять»!

- Сегодня на уроке мы будем повторять пройденный материал, и будет наш урок не совсем обычным.

- Я приглашаю вас совершить путешествие на чудесный остров, расположенный недалеко от жаркой Африки.

- А чтобы узнать, на чём мы отправимся, возьмите лист и простой карандаш и соедините по порядку все числа, начиная с самого маленького.

- Что получилось? (самолет)

- Раскрасьте картинку.

Физ. минутка « Самолет».

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет

Правое крыло вперед

Левое крыло вперед

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолет.

- Кто же будет нас встречать на острове?

- Об этом мы узнаем, когда выполним следующее задание.

- Давайте вспомним состав чисел от 1 до 5.

Игра « Дополни» (пальцы- помощники)1,1,2

2- это 1 и

3- это 2 и

3- это 1 и

Как можно получить число 4 (на пальцах 3 и 1; 2 и 2)

Вспомните: состав числа 5, посмотрите на доску. Проверьте: всё правильно?

2+2     1+4      3+2    4+1   1+2       2+3

Глазки закройте. Посчитайте молча до 5 (собираю картинку)

- Вот мы очутились на этом чудесном острове, а живут тут весёлый слоненок Тони, любопытная обезьянка Чи-чи и два жирафа: жираф-мама и маленький жирафёнок - сынок.

- Наши герои нам будут сегодня не только помогать, но иногда и мешать, путать.

- Готовы дальше работать?

Цветок.

- Слоненок Тони подарил нам волшебный цветок, но он не простой, а математический.

Его надо решить.

Что будем делать? (отнимать один)

( отв. Показывать на числ. Веере).

- Встаньте, пожалуйста. Прыжком повернитесь в обратную сторону.

( Меняю «_» на «+»)

- Что изменилось? Давайте посчитаем.

- Молодцы! Мама Жирафа как-то узнала, что ваше самое любимое занятие на всех уроках -  это отгадывать ребусы.  УА    ДА    (задача)

Следующий этап нашего урока - решение задач.

Наши зверушки подготовили их для вас и даже решили их. Но вот правильно ли, нам предстоит выяснить. Готовы?

1)    На песке 3 медвежонка

Играли в прятки у бочонка

Один в бочонок еле влез

А сколько убежало в лес?     3-1=2      3+1

2)    Три ромашки- желтоглазки

Два весёлых василька

Подарили маме дети

Сколько же цветов в букете? 3+2=5     3-2

Физкультминутка «Чунга-Чанга» (Вместе с героями потанцуем)

- Садитесь. Здесь я для вас приготовила примеры, а хулиганка Чичи унесла некоторые цифры и знаки.

- Кто готов их назвать в 1-ом примере?

- Молодцы!

 Задача на логическое мышление.

-Ну а сейчас наши друзья приготовили для нас супер сложное задание. Посмотрим, кто из вас окажется самым сообразительным и внимательным.

Обезьянка Чичи и слон Тони начертили вот такие фигуры. Назовите их.

 Каждый из них начертил по одной фигуре.

Внимание! Чичи не стала чертить квадрат. Слон не стал чертить круг и квадрат.

Кто какие фигуры начертил?

( Слон- шестиугольник, Обезьяна-круг).

- Объясните.

- Физкультминутка.

Быстро встали

Тихо сели

Головами повертели

Сладко-сладко потянулись

Рот закрыли на замок

Продолжается урок.

Графический диктант.

-     Вашу оценку за работу на уроке сегодня я зашифровала в графическом диктанте.

-Найдите точку.

-От точки:3,1,2123312123      

 Шифровка:4,6,7,8,5,2,1,молодцы

7+1=8   о

6-2=4   м

5+2=7   л

2-1=1   ы

3-1=2    ц

4+1=5   д

3+3=6   о

Раскрась самолет дальше.

Рефлексия:

- Наше путешествие подошло к концу.

- Где мы сегодня побывали?

- Кто наши новые друзья?

- Что понравилось больше всего на уроке?

- Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс

В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...

Применение технологии игрового обучения в начальной школе на примере интегрированного урока английского языка и музыки «I am the music man», 3 класс

В течение первых лет обучения я, прежде всего, ставлю цель сформировать интерес учащихся к предмету "Английский язык", пробудить у них желание изучать его. Большую роль при этом отвожу музыкальной дея...

«Технологии игрового обучения в начальной школе».

Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют решать многие воспитательные и учебные задачи.     Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспи...

Технология игрового обучения в начальной школе.

Технология игрового обучения в начальной школе позволяет решать многие воспитательные и учебные задачи. Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. ...

«Технологии игрового обучения в начальной школе».

У младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игры способствуют снятию барьера между «внешним миром знаний» и психикой ребёнка. Иг...

Технология игрового обучения как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка в начальной и средней школе

Материал представляет опыт работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках  английского языка в начальной и средней школе....