Урок в музее
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

domracheva70
Урок в школьном музее им. Героя советского союза М.В.Лебедева.Дети знакомятся с детством героя, знакомятся с повестью,посвященный герою "Миша-артиллерист".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Новоторъяльский муниципальный район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Немдинская средняя общеобразовательная школа»

Урок  в музее имени Героя Советского Союза Михаила Василевича Лебедева  «Пионер Миша Лебедев»

(для учащихся 1- 4 классов)

Работу  подготовила:

учитель начальных классов

 МБОУ «Немдинская СОШ»

Домрачева Эльвира Аркадьевна

2021 год, д.Немда-Обалыш

Пояснительная записка

Тема: Детство героя.

Цель:  познакомить детей с детством героя

Задачи:

  • сохранение и развитие у учащихся чувства гордости  и уважения к подвигу своих предков;
  • повышение интереса учащихся к музейному делу;
  • на положительном примере героя повышение интереса учащихся к  занятию различным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;

Форма занятия - экскурсия

Контингент экскурсантов: 7- 10лет

Продолжительность экскурсии: 30 минут

Место проведения: Музей имени Героя Советского Союза М.В.Лебедева МБОУ «Немдинская СОШ»

Музыкальное оформление: Песня «Миша - артиллерист» в исполнении детей.

Методическая литература: 1.Папка из архива музея «Детство героя».

2.Рукописная поэма Григория Гавриловича Лаврикова «Сын марийского народа».

3.Книга Б.Данилова «Палыме рвезе».

4.Выставка произведений о Михаиле Васильевиче Лебедеве.

План:

Ι. Организационный момент. Правила поведения  в музее.

ΙΙ. Основная часть. Пионер Миша Лебедев.

    1.Отрывок из поэмы однополчанина Лебедева.

         2.Родители  и семья Миши.

         3.Учеба в Чобыковской начальной школе.

         4.Фотография первого пионерского отряда.

         5.Отрывок из поэмы В.Ф.Сапаева «Незабываемый друг»

         6.Воспоминания одноклассников.

         7.Учеба в Черногрязинской школе.

         8.Викторина по повести Б.Данилова «Миша -  артиллерист».

   ΙΙΙ. Подведение итогов.

Экскурсовод: Мир да гладь была вокруг

                  Повсюду тишина златая

                  Село стоит на берегу

                  И речка милая такая.

                  Белорумяная заря,

                  Восходит утро над рекой.

                  В селе, что звали тогда Немдой

                  Родился будущий герой.

                 Летят над ним часы, минуты

                 По счету год восьмой пришел

                 Взял он грифельную доску

                 Учиться в школу с ней пошел.

Ребята, как вы думаете, о ком это стихотворение? (ответы детей) Это отрывок из поэмы «Сын марийского народа». Написал поэму однополчанин М.В.Лебедева Григорий Гаврилович Лавриков в 1980 году. Жил он в городе Казань.(приложение 1)

Экскурсовод: Мы находимся в музее имени Героя Советского Союза Михаила Васильевича Лебедева (слайд 2). Музей создан в 1976 году и рассказывает о герое и его однополчанах. Но сегодня мы познакомимся с первым стендом музея «Детство героя». Наша экскурсия называется «Пионер Миша Лебедев. Какой он был?»

Экскурсовод: Родился Миша Лебедев в 1921 году 10 октября в д. Немда- Обалыш в многодетной семье крестьян. У родителей Василия Игнатьевича и Марфы Васильевны было семеро детей, но Миша был первенцем.

( фотография родителей  на стенде, слайд 3).

Экскурсовод: В 7 лет Миша пошел учиться в Чобыковскую начальную школу (фотография на стенде, слайд 4). Во время учебы в 4 классе их приняли в пионеры. Это было в 1933 году 7 ноября. В этот день в д. Чобыково устроили демонстрацию. Впереди ехали 4 трактора  с транспорантами, а сзади шла колонна школьников  с песнями. Затем состоялся митинг, где четверо- классников приняли в пионеры (фотография первого пионерского отряда, слайд 5).

Сможете узнать, где Миша? Попробуйте. Миша сидит в первом ряду справа третий.  А затем теперь уже юные пионеры поставили перед зрителями марийскую пьесу, с которой ребята выступали в Торъяле на конкурсе в 1936 году и заняли 1 место, а затем даже ездили в Йошкар-Олу. Об этом можно прочитать в книге Бориса Данилова  «Палыме рвезе», повесть «Миша - артиллерист» (учитель показывает книгу,слайд 6).

Посмотрите еще раз фотографию первого пионерского отряда. В числе пионеров есть знаменитый писатель, педагог, автор марийского «Букваря», уроженец д.Чобыково Василий Федорович Сапаев (фотография В.Сапаева на стенде, слайд 7). Он учился вместе с Мишей. В 1947 году В.Ф.Сапаев  написал поэму, посвященную Мише, называется поэма «Незабываемый друг». Послушаем отрывок.

Ученик: Шарнем мый тыйым изинекак:

                Уста да писе кушкынат.

                Немда уремыш лектын эрак
                         Пырля коштна ме школышкат.

                О,Миша, рвезе илышетше
                         Пеледыш курым гай эртен.

                Пионерский галстук оныштетше,

                Варажым «Ким» значок кечен.

Экскурсовод: Одноклассница Миши Анна Васильевна Егошина (фотография на стенде) вспоминает: «Запомнился мне день 1 мая. Мы поставили пьесу «Ош когарш». Миша играл роль попа. Народу очень понравился спектакль, особенно игра Миши».

Во время учебы в Чобыковской школе Миша играл в школьном духовом оркестре. Оркестр ездил на демонстрацию 1 мая в п. Новый Торъял.

Чемекова Анна Васильевна, (фотография на стенде, слайд 8) одноклассница Миши вспоминает: «Мы, пионеры 30- х годов, активно помогали колхозам. Все лето работали. В июне мальчики возили навоз на поля, а мы разбрасывали. Пахали, помогали в прополке. Очень весело было во время сенокоса. Миша возил сено на волокуше. Он на своей лошади буквально носился по лугу. Везде успевал.

Помню случай. Из города мне брат привез гребенку-дужку. Я очень обрадовалась. Гребенку взяла и на работу. Сняла платок, хочется похвастаться перед девчонками, волосы держатся хорошо. Вот пошли купаться. Я забыла снять гребенку, она утонула. Стою плачу. Подошел Миша. Он позвал всех ребят помочь мне в поиске. После второго или третьего захода в воду Миша вручил мне гребенку».(приложение 2)

Закончив Чобыковскую начальную школу, Миша переходит в 5 класс в Черногрязинскую школу. Учиться детям в Чероногрязинской школе было неудобно: приходилось бегать из одного дома в другой, классы размещались в разных домах в 300-400 метров друг от друга.

Вспоминает Федор Александрович Смирнов: «В 1934 году пришли к нам учится ребята из разных деревень. Все они были одеты плохо: в лаптях и сатиновых мыжерах. И среди них  был и Миша Лебедев. Он выделялся своим высоким  ростом. Он был худенький, черноволосый. Многие ребята знали, что я хорошо хожу на лыжах, бегаю и играю в шахматы. Вместе с ребятами мы соорудили спортплощадку и я научил их играть в футбол, волейбол, а зимой и в шахматы. Во всем мне помогала группа ребят во главе Миши». (Приложение 3)

Вспоминает учительница русского языка Смирнова Ульяна Ефимовна (фотография Ульяны Ефимовны, слайд 9): « Мишу я знаю с 1934 года, в этом году он перешел учиться в Черногрязинскую семилетнюю школу. Учила я его в 5-7 классах. Сидел он в классе у окна на  третьей парте. В школу всегда ходил чистый, опрятный. Был очень усидчивым, прилежным, старательным, дисциплинированным мальчиком. Он очень много читал. С желанием участвовал в драмкружке. Всегда старался учиться как можно лучше».

Экскурсовод: Когда начали строить школу в Немде (фотография Немдинской школы, слайд 10)  ученики  сажали вокруг территории деревья, собирали мох в лесу.

 «Миша был отличным кучером, - вспоминает одноклассник Смирнов Николай Васильевич. -  По лесу между деревьями отлично проводил воз с грузом. Ни разу нигде не задевал телегой деревья. Даже взрослые не умели так вести лошадей».

Экскурсовод: Пионер Миша очень любил спорт. Вместе с ребятами организовывал соревнования между классами. Делали вылазки в лес. Входил в сборную команды  школы по лыжам, легкой атлетике, футболу волейболу и шахматам. Умел и любил кататься на коньках.

 Вот вы видите конек Миши (учитель показывает экспонат, слайд 11).   В  5 классе Миша был звеньевым. К этому важному делу относился честно. Со своим звеном часто ходили к престарелым, помогали им. Ставили концерты и спектакли. Везде и во всем Миша был лучшим помощником председателя совета отряда и классного руководителя. Никогда не отказывался от поручений и выполнял их аккуратно и точно к указанному сроку. После уроков проводили сборы звена, отряда. Послушаем отрывок из поэмы В.Сапаева «Мондалтдыме йолташ».

Ученик: Шарнем: ик пионерский сборыш

Урок почеш чылан кодна.

Лач толын ыле Речкин школыш-

Мемнан дек шерге ик уна.

Шола онешше пыжыкталме

Йошкаргын орденже йолген.

Гражданский сарыште кредалын,

Шке илыш корныжым ойлен:

Кузе разведкыш тудо коштын,

Кузе куварым пудыртен.

Пеш йудым шыже ий-вуд гочын

Тушман тул вошт кузе вончен.

Тунам тый, Миша, рын шогальын

Эн первый мутым налынат.

Да Речкин вак туран ончалын

Пуэн салютым ойленат:

-Те кодышда мыланна пиалым,

Сылештын эрык илышна!

Саклаш Октябрьын ал саскажым

Ме эре ямде улына!

В классе  мы, ребята, прочитали отрывок из повести «Миша – артиллерист». Давайте проведем викторину по этой повести (слайд 13).

1.Назовите деревню, где родился Миша.(д.Немда-Обалыш)

2.Назовите имена родителей Миши. (Марфа Васильевна и Василий Игнатьевич)

3.Сколько детей было в семье у Миши? (шестеро: три брата, три сестры)

4.Каким по счету ребенком был Миша в семье?(первым)

5.В какой школе учился Миша в начальных классах? (в Чобыковской начальной школе)

6.В пьесе Сергея Николаева, поставленную ребятами, какую роль играл Миша? (роль вожатого отряда Агаваева)

7.Какие оценки были в табеле успеваемости у Миши? («хорошо», «отлично»)

8.Как звали лошадь, на которой Миша летом помогал взрослым? (Ванька)

9.Назовите имя учительницы, которая учила Мишу в четвертом классе. (Анна Ивановна)

10.Какое поручение в классе выполнял Миша в четвертом классе? (в классе был старостой)

Экскурсовод: На этом наша экскурсия  закончилась. Ребята, вам понравилась экскурсия? А что больше всего понравилось? Каким был Миша Лебедев в детстве? Какие виды спорта любил? Постараемся брать с него пример?

О Мише Лебедеве написана повесть «Миша - артиллерист», написаны поэмы «Незабываемый друг» и «Сын марийского народа». О нем можно прочитать и в этих книгах( учитель показывает выставку книг, слайд 12).         

О Мише Лебедеве написана песня «Миша - артиллерист». 4 класс выучил эту песню, давайте споем (исполнение песни).

 До свидания, всем спасибо!

Список источников: 1.Стенд музея «Детство героя».            

2.Папка №19 из архива музея «Детские и юношеские годы»

( фотографии одноклассников и их воспоминания)    

3.Данилов Б.Г. Палыме рвезе:Повесть, ойлымаш-влак.-Йошкар-Ола:Марий книга издательство.1989.-160с.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в музее

Узнать историю старинных вещей Вам поможет конспект этого занятия....

"На урок в музей"

статья по музейной педагогике...

Урок в музее "Полезные ископаемые"

Для разнообразия форм обучения можно использовать урок в музее. Так урок "Полезные ископаемые" в 4 классе был проведен в музее землеведения МГУ,...

Урок в музее "Прялка, веретено, ткацкий станок.

Конспект урока. Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=4AcnbfriYl0Скачать презентацию: https://cloud.mail.ru/public/b5fcfeae0915/%D0%9E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%...

Урок в музее "Русские народные песни".

Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»....

Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"

Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...

Урок в музее. М. Ю. Лермонотов "Бородино"

Музейный урок по теме «М. Ю. Лермонтов. Бородино». Цель мероприятия: популяризация музея в ученической среде, повышение интереса к историческим событиям войны 1812 года, закрепление знаний в игровой ф...