Урок в музее
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

Узнать историю старинных вещей Вам поможет конспект этого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_muzee.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

История старинных вещей. Час общения в школьном музее. 4 класс

Цели: познакомить учащихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас; развивать сообразительность и образность мышления посредством народных загадок.

1

1-я ученица.

Из далёкой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь

И рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

-Угадайте, что это такое?

Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг)

Раньше утюги были тяжёлые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли, они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так. В эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.

2

2-й ученик. О чём моя загадка?

Спинка есть- брюха нет,

Голова есть, да без мозгов,

Уши есть, да не слышит.

Подвяжешь - идёт,

Развяжешь - лежит,

Про этот же предмет говорили:

Из липы свито дырявое корыто,

Днём заперто, а ночью открыто.

В лес идёт- клетки кладёт,

Из леса идёт- перекладывает.

Правильно, это лапти. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть - головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека - значит, заперты.Ночью их снимали с ног - вот и открыты. След лаптей похож на клетки, в лес клетки направлены в одну сторону, а из леса- в обратную. Вот такая удивительная обувь была у наших односельчан в старину.

А ещё про лапти говорили: «Весь в крестах, а почёта нету». Как видно из загадок, к лаптям в народе отношение было снисходительное. Почему? Правильно, лапти очень быстро снашивались, становились дырявыми, и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до двадцати пар лаптей. Хорошо, что и сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой.

Из чего плелись лапти? Правильно, из лыка. Лыко- это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно залезть разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможность приобрести сапоги. Недаром в сказках часто встречаются  выражения: «Иван- лапотник», «Иван-горемыка из лапотного лыка», которые произносятся с усмешкой и сочувствием. А выражение «Вместо головы у тебя лапоть» стало обозначать глуповатость, простоту, нерасторопность обладателя такой головы.

А как вы думаете, лапти были единственной обувью крестьян? А что ещё могли носить ваши сверстники в старину? Правильно, это могли быть сапоги, а зимой валенки.

3

Новая посудина, а вся в дырках. Что это? Это всем известные корзины. А из чего они сделаны? Корзины изготовлены из ивового прута. Для чего они нужны? В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней, и служили коробом для них.

4

Два брата пузатеньких под гору бегут,

Один горбатенький их за вихор держит.

А можно сказать и так.

Без рук, без ног, на плечи скок,

Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора.

                                                         (коромысло)

Для чего служило коромысло? (После ответов детей берет коромысло на плечи, берет ведро и проходит по комнате.) Как его изготовили? Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток, и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

5

О чем эта история?

Был я копан, был топтан,

Был на кружале, был на пожаре,

                                     был на базаре,

Сколько было сил, всю семью

                                                  кормил,

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал.

А как пал, так и пропал.

Выбросили за окно, и собакам

                                                 На надобен.

Про этот предмет еще можно сказать: «Огня не страшился, воды не боится». (Ответы школьников.)

Эта грустная история про глиняный горшок. Из чего он изготовлен? Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают (демонстрирует рисунок, где показан гончар за работой), затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. (Берет с помощью полотенца горшок и ставят на стол.) Когда горшок становится старым, и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его уже не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился  не годен и черепки выбрасывали в окошко.

6

У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.

Чернец- молодец, в красно золото залез,

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали , что это? Это чугунок, он как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна. Особого вида металла. Который мог выдержать любой огонь, и никогда не бился.

Обратили ли вы внимание, что чугунок  горшок имеют одинаковую форму? Кто догадается, почему? Послушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а хватает, что схватит, отдаёт, а сам в угол идёт».

Вот ещё загадка:

В хлеву у быка копна на рогах,

А хвост у хозяйки в руках

Это ухват. Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. Вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост. (Берёт ухват, подцепляет им чугунок и показывает учащимся)

Вот почему горшок и чугунок имеют одинаковую форму.

Вот такие вещи жили- были, и хозяевам служили.

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной,

Так, как я и мы с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На урок в музей"

статья по музейной педагогике...

Урок в музее "Полезные ископаемые"

Для разнообразия форм обучения можно использовать урок в музее. Так урок "Полезные ископаемые" в 4 классе был проведен в музее землеведения МГУ,...

Урок в музее "Прялка, веретено, ткацкий станок.

Конспект урока. Ссылка на видео: http://www.youtube.com/watch?v=4AcnbfriYl0Скачать презентацию: https://cloud.mail.ru/public/b5fcfeae0915/%D0%9E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%...

Урок в музее "Русские народные песни".

Урок представлен на конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее»....

Конспект урока в музее "Космос глазами ребенка"

Урок может быть проведен с учениками вторых классов. Предмет «Окружающий мир». Программа «Школа России». Проходит урок в нетрадиционной форме, после урока по теме «Звездное небо» как закрепление пройд...

Урок в музее. М. Ю. Лермонотов "Бородино"

Музейный урок по теме «М. Ю. Лермонтов. Бородино». Цель мероприятия: популяризация музея в ученической среде, повышение интереса к историческим событиям войны 1812 года, закрепление знаний в игровой ф...

Урок в музее Космонавтики и музее Королева

Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....