Исследовательская деятельность
план-конспект занятия (2 класс)

Изучение органа зрения - глаз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_glaza.docx17.28 КБ
Файл beregite_glaza.docx17.28 КБ
Файл pochemu_mukha_ne_padaet_s_potolka.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем работу над нашим проектом: «Глаза – наш клад. Берегите их как зеницу ока.»

Но мы проведем его в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога (слайд)

 Кто такой офтальмолог? (ответы) 
Офтальмолог - врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой. 
- Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога и приглашаю всех вас на медицинский консилиум (слайд)
Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) — совещание нескольких врачей одной или различных специальностей. 
На предыдущих занятиях мы с вами говорили об органе зрения – глазах, знакомились с его строением и функциями.

Сегодня мы с вами посвятим наш консилиум одной из важных тем. Но какой, вы должны догадаться. Предлагаю вам найти понятия слов «зеница» и «око», выполнив задание.

Действительно, в старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза.

Ответьте на вопрос, который прозвучал ранее: Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.
-Но как его беречь? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?

 - Какую цель консилиума поставим?

- Узнать, как беречь зрение.

Вспомните, для чего нам необходим орган зрения – глаз?

- Зрение - уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей красотой окружающего нас мира. До 90% информации люди получают при помощи глаз!

Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. 

Посмотрите друг на друга.

Догадались, о каких защитниках идет речь? (Слайд)

- Природа предусмотрела надёжную защиту глаз.

Это - брови, веки, ресницы.

А как же они защищают наши глаза?

Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра, капелек пота.

А еще одна защита – это углубление в черепе- глазницы – где располагаются наши глаза.

- А что нужно делать нам, чтобы сберечь зрение? Выдвинете предположения.

Давайте продолжим заполнять страницы нашего журнала. Чему посвящена страница, прочитайте.

- Как беречь зрение.

Верно, прочитайте, первый подзаголовок страницы.

- Внешняя защита.

Впишите внешнюю (природную) защиту глаза.

Молодцы. Скажите, что влияет на наше зрение? Почему сейчас это одна из главных проблем?

- зависимость от гаджетов.

Да, действительно, вы правы.

- А как вы думаете, освещённость может влиять на наше зрение? Как?

Что будет с глазами, если мы зайдем в помещение, где яркое освещение. Что будет, если мы войдём в помещение, где темно?

Выдвинете гипотезу.

Начните со слов: Предположим, что…

Предположим, что яркое или недостаточное освещение влияет на ухудшение зрения.

Ребята, у нас на столах лежат приборы.. При помощи этого прибора сейчас мы проверим, хватает ли света нашим глазам в кабинете. Мы уже знаем, что по (гигиеническим правилам) СанПину норма должна  составлять – 450 Люкс.

 (измеряем)

Какое же первое правило: «Как беречь глаза»

  1. Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться (слайд)

Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.

Мы с вами говорили, что на наше зрение влияют гаджеты. Как же ими нужно пользоваться?

Направим датчик измерения освещённости на наш дисплей. Посмотрите какая освещённость. Как вы думаете, сколько времени мы должны с ним работать?

- 15 минут.

Второе правило называется.

2. Правило: Чем меньше, тем лучше (слайд)

 Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут.

После того, как мы провели время за гаджетом или телевизором, что необходимо сделать?

5)Гимнастику глаз 

 Фото. У вас на партах лежит фото, напишите пункт плана: гимнастика глаз и вклейте её.

Ребята, а

 - Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.

Итак, подходит к концу наш консилиум. К каким выводам мы пришли в результате?  (ответы)

Как нужно беречь глаза?

Какую гипотезу мы выдвигали?

Мы доказали ее?

Где нам пригодятся знания данной темы?

Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила, которые мы свами выделили.

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем работу над нашим проектом: «Глаза – наш клад. Берегите их как зеницу ока.»

Но мы проведем его в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога (слайд)

 Кто такой офтальмолог? (ответы) 
Офтальмолог - врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой. 
- Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога и приглашаю всех вас на медицинский консилиум (слайд)
Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) — совещание нескольких врачей одной или различных специальностей. 
На предыдущих занятиях мы с вами говорили об органе зрения – глазах, знакомились с его строением и функциями.

Сегодня мы с вами посвятим наш консилиум одной из важных тем. Но какой, вы должны догадаться. Предлагаю вам найти понятия слов «зеница» и «око», выполнив задание.

Действительно, в старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза.

Ответьте на вопрос, который прозвучал ранее: Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.
-Но как его беречь? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?

 - Какую цель консилиума поставим?

- Узнать, как беречь зрение.

Вспомните, для чего нам необходим орган зрения – глаз?

- Зрение - уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей красотой окружающего нас мира. До 90% информации люди получают при помощи глаз!

Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. 

Посмотрите друг на друга.

Догадались, о каких защитниках идет речь? (Слайд)

- Природа предусмотрела надёжную защиту глаз.

Это - брови, веки, ресницы.

А как же они защищают наши глаза?

Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра, капелек пота.

А еще одна защита – это углубление в черепе- глазницы – где располагаются наши глаза.

- А что нужно делать нам, чтобы сберечь зрение? Выдвинете предположения.

Давайте продолжим заполнять страницы нашего журнала. Чему посвящена страница, прочитайте.

- Как беречь зрение.

Верно, прочитайте, первый подзаголовок страницы.

- Внешняя защита.

Впишите внешнюю (природную) защиту глаза.

Молодцы. Скажите, что влияет на наше зрение? Почему сейчас это одна из главных проблем?

- зависимость от гаджетов.

Да, действительно, вы правы.

- А как вы думаете, освещённость может влиять на наше зрение? Как?

Что будет с глазами, если мы зайдем в помещение, где яркое освещение. Что будет, если мы войдём в помещение, где темно?

Выдвинете гипотезу.

Начните со слов: Предположим, что…

Предположим, что яркое или недостаточное освещение влияет на ухудшение зрения.

Ребята, у нас на столах лежат приборы.. При помощи этого прибора сейчас мы проверим, хватает ли света нашим глазам в кабинете. Мы уже знаем, что по (гигиеническим правилам) СанПину норма должна  составлять – 450 Люкс.

 (измеряем)

Какое же первое правило: «Как беречь глаза»

  1. Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться (слайд)

Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.

Мы с вами говорили, что на наше зрение влияют гаджеты. Как же ими нужно пользоваться?

Направим датчик измерения освещённости на наш дисплей. Посмотрите какая освещённость. Как вы думаете, сколько времени мы должны с ним работать?

- 15 минут.

Второе правило называется.

2. Правило: Чем меньше, тем лучше (слайд)

 Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут.

После того, как мы провели время за гаджетом или телевизором, что необходимо сделать?

5)Гимнастику глаз 

 Фото. У вас на партах лежит фото, напишите пункт плана: гимнастика глаз и вклейте её.

Ребята, а

 - Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.

Итак, подходит к концу наш консилиум. К каким выводам мы пришли в результате?  (ответы)

Как нужно беречь глаза?

Какую гипотезу мы выдвигали?

Мы доказали ее?

Где нам пригодятся знания данной темы?

Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила, которые мы свами выделили.

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Бойко Алина

Тема проекта

Мухи. Необыкновенное в обыкновенном.

Актуальность проекта

Про мух говорим мы не думая сразу,

Что муха на лапках разносит заразу.

Мы мух отчего-то с рожденья не любим

И как же легко беззащитных мух губим.

Объект исследования

Комнатная муха

Цель проекта

Для учителя: ознакомление учащихся с особенностями строения, поведения, вредом и пользой, приносимой мухами.

Для ученика: узнать о мухах как можно больше (о строении, поведении, видах мух, их вреде и пользе)

Тип проекта

Исследовательский, краткосрочный,

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный этап

•        Выбор темы и уточнение названия

•        Постановка цели и задач, составление плана и выбор методов исследования

Теоретический этап

•        Определение источников информации

•        Работа с источниками информации, уточнение плана и методов исследования

Практический этап.          

Нами были опровергнуты 2 гипотезы, что муха не падает с потолка потому, что что ей в этом помогают крылья

  Муха не падает с потолка потому, что у неё на лапках есть специальные коготки – крючки.

•        Мотивирование к исследовательской деятельности

•        Актуализация опорных знаний

•        Постановка проблемной ситуации

•        Исследование

•        Рефлексия деятельности

Аналитический этап

•        Обработка собранных материалов и полученных данных

•        Изготовление продукта

Презентационный этап

•        Подготовка выступления

•        Защита проекта

Рефлексивный этап

•        Анализ результатов работы

•        Определение перспектив работы над проектом

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выявление особенностей строения лапки мухи, которые позволяет ей не падать с потолка.

Гипотеза исследования:

  • возможно, что на лапках насекомого имеются крошечные приспособления,  выделяющие капельки клейкого вещества, помогающего ей удерживаться на потолке.

Методы исследования:  изучение под электронным микроскопом препарата «Лапка мухи».

Оборудование для проведения исследования: электронный микроскоп, препарат «Лапка мухи».

Ход исследования: 

Мы перешли к 3  ГИПОТЕЗЕ: «Возможно, что на лапках насекомого имеются крошечные приспособления,  выделяющие капельки клейкого вещества, помогающего ей удерживаться на потолке».

Для доказательства этой гипотезы мы обратились к сети Интернет.

Дело в том, что на лапках насекомого имеются крошечные подушечки-желёзки, выделяющие капельки клейкого вещества из смеси сахаров и жиров.  Причем, этого клейкого вещества выделяется ровно столько, чтобы муха могла оторвать лапку при ходьбе.

А два коготка, помогают отдирать мухе лапку после приклеивания. Так что для насекомого проблема не в том, чтобы сесть на потолок, а в том, чтобы оторваться или ходить по нему.

Познакомившись с этой информацией, мы ещё раз обратились к микроскопу и действительно увидели на лапке мухи не только коготки, но и маленькие подушечки.

Таким образом, мы пришли к выводу, что 3 гипотеза  ПОДТВЕРДИЛАСЬ.

Продукт проекта

Устный журнал «Муха – вред и польза»

Перспектива проекта

Выступление с беседой о мухах перед старшими дошкольниками.

Проблема проекта

Про мух говорим мы не думая сразу,

Что муха на лапках разносит заразу.

Мы мух отчего-то с рожденья не любим

И как же легко беззащитных мух губим.

Вот глупые люди! Мы даже не знаем

Какая  же польза от мухи бывает.

Ведь мухи не только сидят на варенье.

Они  производят для нас удобрение.

Ещё может муха нести исцеление.

Для птиц муха вкусное угощение.

Но вот что про мух непонятно мне:

Как мухи удерживаются на потолке?

Проблема!  Решили открыть эту тайну,

Исследовать то , о чём мы не знаем.

Виды  мух

Комнатная муха, в отличие от некоторых других видов, не кусается, но ее присутствие в доме само по себе неприятно. Некоторые виды мух также могут кусаться, как, например, слепень. Он нападает на домашний скот(например, на лошадей), а также и на людей. Укусы его острого хоботка чрезвычайно болезненны. Кровь пьют только самки слепней. Науке известно около 3000 видов слепней; перед спариванием самцы часто собираются стаями. Как самки, так и самцы питаются нектаром цветов, при этом опыляя цветущие растения. 
Насекомые используют всевозможные способы мимикрии — от подражания неживым предметам до разных видов маскирующей окраски. Ещё один популярный тип защиты — подражание ядовитым и опасным существам.

Так поступили члены отряда скорпионовых мух — скорпионницы обыкновенные. Эти обитатели тенистых влажных парков окрашены в зеленоватый цвет и имеют две пары прозрачных крыльев, покрытых тёмным рисунком. Длинное брюшко самца скорпионницы заканчивается миниатюрными клещевидными придатками, а последние членики самого брюшка вздуты, запрокинуты на спину и окрашены в яркий, насыщенный красный цвет. Сразу узнаёшь «прототип» — опасный ядовитый «хвост» скорпиона. У самок нет столь хорошей мимикрии: последние членики брюшка не вздуты, но тоже окрашены в красный цвет — лучше плохая маскировка, чем никакой!

 Мухи семейства журчалок выбрали образец для подражания среди своих родственников — перепончатокрылых (ос, пчел, шмелей). Яркая жёлто-чёрная окраска ос так и кричит: «Не тронь, хуже будет, обладатель ядовит!». И поэтому птицы их не трогают.  Мух-журчалок, или сирфид, около 4500 видов. Необыкновенно разнообразны личинки сирфид. Личинка пчеловидки обыкновенной живет и питается на дне водоемов. У нее последние три сегмента брюшка образуют длинную (до 15 см!) дыхательную трубку. У личинок темностом, обитающих в древесине мертвых стволов, развились из дыхалец особые скребки, которыми они скребут твердую древесину. 
 Личинки многих сирфид обитают в колониях тлей и являются их лютыми врагами — одна взрослая личинка может высосать за день 200 тлей. Личинки журчалок из рода микродон живут в муравейниках и по внешнему виду совершенно непохожи на личинок мух. Долгое время их принимали за моллюсков. Личинки шмелевидок живут в гнездах шмелей и питаются мертвыми личинками шмелей и отбросами. А взрослые шмелевидки очень похожи на шмелей.   Мухи-журчалки умеют неподвижно парить в воздухе. Они могут передвигаться, скользя в воздушных потоках вверх, вниз, назад, вперед и вбок. Журчалки могут надолго зависать в воздухе, подлетая к цветущим растениям, нектаром которых они питаются, тем самым принося пользу, опыляя цветы. У них чрезвычайно большие глаза. В полете они, как следует из их названия, издают журчащие звуки.

 Другая муха выбрала для подражания работягу пчелу. Ильница-пчеловидка названа так не случайно: ее личинки все лето развиваются в иле прудов, прежде чем в августе превратиться в мух, а взрослая муха как две капли воды похожа на пчелу. Причем не только окраской, но и поведением: также за собой ножки при посадке на цветок и взлете «подволакивает», будто пыльцой отягощенные. 

 Толкунцы получили свое название потому, что самцы в период ухаживания за самками целыми стаями толкутся в воздухе. В странах с умеренным климатом эти танцы можно увидеть в течение всего лета. Самцы-толкуны приносят самкам дары (обычно мелких мух другого вида), которые самки поедают во время спаривания.  Однако самцы отличаются жадностью и часто отбирают свои дары у одной самки, чтобы перед спариванием отдать их другой. Некоторые даже убивают представителей своего собственного вида, чтобы преподнести их в дар самке. При нападении на жертву они вцепляются в нее своими сильными щетинистыми лапками; с виду толкуны напоминают разбойных мух, но, в отличие от них, имеют более круглую голову. 

 Падальные мухи способны  развиваться только во влажной  падали до ее высыхания. Поэтому их личинки: развиваются и растут в течение всего нескольких суток, особенно это заметно в жарком климате. Недаром считается, что потомство одной пары мух способно съесть быка быстрее, чем это может сделать лев. 

Есть среди мух и «честные» хищники. Мух-ктырей видел каждый — малопривлекательные и длинотелые, они окрашены в бурые тона и покрыты волосками разной длины, словно полиняли. Очень часто греются они в жаркие часы где-нибудь на стене, сил набираются перед охотой.    Охотятся ктыри и на мелких мух, и на прочих насекомых, даже на пауков, которых ловко подхватывают на лету прямо с паутины.  Ранней весной можно наблюдать «свадьбы» ктырей: летают парочки, одна муха за спину другой держится, делают круги над поляной, будто пейзажем любуются. Порой и более удивительное зрелище выпадает увидеть: сразу четыре мухи летят, сцепившись длинными ножками. Просто показательные выступления воздушных акробатов! 

 Муха-лягушкоедка откладывает свои яички в носовые ходы лягушки. Появившиеся личинки вгрызаются в стенку носовых ходов и глотки и буквально заживо съедают несчастное земноводное. Другие виды паразитируют в носовых ходах млекопитающих. В странах с тропическим и субтропическим климатом встречаются мухи, которые используют для прокорма своего потомства человека, внедряя личинки ему под кожу. После этого на коже остаются уродливые рубцы. 
 Существуют такие виды мух, которые действительно могут убить своим укусом, если медицинская помощь не будет оказана вовремя. 

 Самые смертоносные насекомые — африканские мухи цеце, разносчики многих тяжелых заболеваний, в частности так называемой сонной болезни. У большинства кровососущих насекомых кровь сосут только самки, самцы же употребляют в пищу нектар или пыльцу. Муха цеце является исключением: и самки, и самцы питаются кровью.  В длину тело мухи цеце достигает 10—14 мм. На голове у нее имеются широкие щупальца и длинный хоботок, с помощью которого она сосет кровь.  Муха цеце кусает жертву, впрыскивая в ранку обезболивающее вещество, поэтому жертва не чувствует боли. Количество крови, которое цеце высасывает, в 2 раза превышает ее собственный вес. От укуса мухи цеце у человека развивается сонная болезнь, в ходе которой увеличиваются лимфатические железы. Это заболевание приводит к смерти. В результате укуса мухи цеце переносимые ей микробы попадают в кровь укушенного животного или человека и могут вызвать лихорадку, судороги, обмороки.  Муха цеце развивается во влажной среде. Она обитает в Центральной Африке, населяя берега рек и озер. В борьбе с этими насекомыми-паразитами приходится вырубать целые леса, чтобы дать возможность почве проветриться и просушиться.  Муха цеце внешне отличается от обычной комнатной мухи. Обычно муха цеце имеет темную окраску; на ее теле заметен узор из бурых и кремовых пятен, полос и других отметин. Она несколько крупнее комнатной мухи; когда муха цеце сидит и отдыхает, она складывает крылья так, что они заходят одно за другое, как лезвия ножниц. Цеце питаются кровью млекопитающих (в том числе и человека), птиц и пресмыкающихся, причем, в отличие от прочих видов мух, источником пищи для них являются живые существа. Даже крокодилы, несмотря на свою толстую шкуру, не могут спастись от укусов мухи цеце! 
 Каждая самка цеце за свою жизнь производит не более 12 личинок. И у самцов, и у самок короткий срок жизни — не более 6 месяцев. 
 Мухи цеце кусаются в основном днем и очень редко — ночью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...