Тематика родительских собраний по программе «Путь к успеху
материал (2 класс)

Нагимова Ильсеяр Саетовна

Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении по программе " Путь к успеху" 1-2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematika_roditelskih_sobraniy_po_programme_-put_k_uspehu.docx61.22 КБ

Предварительный просмотр:

                 Тематика родительских собраний по программе

«Путь к успеху»:

Тематический план 1-2 классы

№№

п/п

Темы занятий

Всего час

1

Особенности  современной школы и современных требований к школьникам

2

2

Психическое развитие и формирование личности младшего школьника

2

3

Первые трудности обучения

2

4

Мальчики и девочки учатся по-разному

2

5

У нас такие дети, каких мы заслуживаем

2

6

Отношения в семье как основа  взаимопонимания

2

7

У здоровых родителей – здоровые дети

2

8

Выбираем досуг на здоровье себе и детям

2

9

Современная действительность и нравственно-духовное воспитание в семье

2

10

Много ли человеку нужно для счастья?

2

Содержание программы

1. Особенности современной школы и современных требований к школьникам

Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении. Особенности обучающих программ, требования к учащимся. Перспективы развития образовательного учреждения. Психологическая служба школы. Ответственный по профилактике ПАВ. Медицинский работник в школе и др. Роль родителя в успешном обучении ребенка. Факторы риска и факторы защиты.

Форма проведения занятия: лекция-информация, беседа.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании.-2002.-№3.

2. Концепция профилактической работы с родителями «Путь к успеху»

3. Комлев Ю.Ю. Тенденции наркотизации подростково-молодежной среды в Татарстане. – Казань.- 2006.

4.  Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – М.- 2002. – с. 11-13.

5.Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России    М, 1999.

2. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника

Социальная ситуация развития  младшего школьника. Новая социальная роль ребенка - школьник. Ведущий вид деятельности. Возрастные новообразования. Особенности поведения ребёнка в период кризиса 7 лет. Мотивация к учебной деятельности. Особенности развития личности. Адаптация к новым требованиям. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: практикум.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-  М.- 1993.

2.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной  деятельности. – М.-1992.

3. Дубровина И.В. О единстве воспитания и обучения младших школьников.-   М.- 1987.

4. Поливанова К.Н.. Психология возрастных кризисов.-   М.- 2000.

5. Елагина М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению.-  М. -1999.

6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков.  / Под ред. Эльконина Д.Б., Драгуновой Т.А. - М.- 1987.

7. Новиков Р.О. Помощь в семье младшему школьнику.-  Харьков.- 1999.

3. Первые трудности обучения

Типичные трудности обучения: трудности адаптации, трудности обучения грамоте, чтению и письму, нарушения речи и т.д. Отклонения от обычного поведения ребенка.  Психофизиологические и социальные причины этих нарушений. Виды помощи детям в освоении учебного материала, выполнении домашних заданий, в преодолении барьеров общения. Необходимые условия для преодоления ребенком трудностей и т.д. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия:  групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1.Слободянник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.-  М.- 2003.

2.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии.-  М.- 2001.

3.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.- 2001.

4. Галкина В.Б. , Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. //Дефектология. 1999. №3.

5 .Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.- 1997.

6. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников.-  СПб.- 2004.

7. Вергелис В.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. –СПб.- 2000.

8. Жукова И.С., Мастюкова С.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. -М.- 1993.

9. Гиперактивные дети: коррекция псимоторного развития. Под ред. М. Пассольта.- М.- 2004.

10.Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму.-  М. -1991.

11.Макарьев И.С. Если ваш ребёнок -  левша. –СПб.- 2003.

12.Тревога и тревожность. Хрестоматия. /Сост. Астапов В.А.-  СПб.- 2001.

4. Мальчики и девочки учатся по-разному

Роль отца и матери в гендерной социализации ребёнка. Факторы формирования гендерной идентичности. Преимущества и недостатки в умственных  и речевых способностях девочек и мальчиков. Особенности эмоциональной регуляции. Особенности мотивации в учебной деятельности. Создание оптимальной среды обучения для мальчиков и девочек. Учёт половой принадлежности в использовании методов поощрения и наказания. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: практическое занятие с разбором практических ситуаций.

Рекомендуемая литература по теме:

1.Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование. //Вопросы психологии.- 1990г. -№3.

3. Клёцина И.С. Гендерная социализация.- СПб.- 1998.

5. Хасан Б.И. Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. //Вопросы психологии.- 1997.- №3.

6. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному. Руководство для учителей и родителей.- М.- 2004.

7. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира.- СПб.- 2003.

5. У нас такие дети, каких мы заслуживаем

Семья как социальная ценность  Функциональные семейные роли. Семьи зрелые и незрелые. Критерии зрелой семьи. Типы воспитания детей в незрелой семье. Понятие о психическом здоровье (биологический, психологический и социальный уровни), факторы и условия психического здоровья детей. Виды родительской любви, отрицательно влияющие на психическое здоровье ребёнка. Безоговорочная и безусловная материнская любовь – основа психического здоровья ребёнка. Роль отца в воспитании и развитии детей. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: мини-лекция, полипозиционная дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Практическая психология для педагогов и родителей. / Под ред.Тутушкиной М.К. - Спб.- 2000.

2. Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей.-  М.- 1992.

3. Максимов. М. Не только любовь.-  М.- 1992.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью.- М.- 1992.

6. Целуйко В.М.  Психология неблагополучной семьи.-  М.- 2003.

7. Женщина и семья.  Материалы Республиканского Центра охраны семьи,   материнства и детства. /Под ред. А.А. Князева.- Казань.- 1998.

6. Отношения в семье как основа  взаимопонимания

Виды отношений в семье: психофизиологические, психологические, социальные, культурные. Родительские роли. Этика внутрисемейных отношений. Ролевые приоритеты семьи, климат домашнего уюта. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: мини-лекция, практическое занятие.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния.- М.- 1997.

2.Шепель В.М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма.- М.- 1996.

3.Журналы: COSMOPOLITAN, Домашний очаг, Материнство, Наш малыш,    PARENTS.

4. Голод С.И. Стабильность семьи.-  Л.- 1984.

5. КеллиГ., Тибо Дж. Межличностные отношения в семье. Теория взаимозависимости.-  М.- 1994.

6. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе.- М.-1986.

7. Желдак И.М. Искусство быть семьёй: Практическое руководство.- Минск.-  1998.

8. Матушкин С.Е. У вас растут дети.-  М.- 1994.

9. Культура семейных отношений. / Сборник статей.-  М.- 1985.

7. У здоровых родителей – здоровые дети

Здоровье как ценность и основа  счастливой жизни. Понятие здоровья как физического, психического и социального благополучия. Роль эмоциональной напряжённости в нарушении здоровья человека и его поведения. Влияние стресса на жизнедеятельность взрослого и ребёнка. Саморегуляция поведения родителя. Причины эмоциональных срывов детей. Создание здоровьесберегающих условий в семье для предотвращения эмоциональных срывов у детей. Поведение родителей во время эмоциональных срывов у детей. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: практикум.

Рекомендуемая литература по теме:

1.Федоренко Л.Д. Психологическое здоровье в условиях школы. -  СПб.- 2003.

2.Дехтяр Б.С. Антистрессовая аптека. -  М. -2000.

3.Орлова Л.В. Семья, дом, квартира.-   М.- 1991.

4. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу.-  Л.- 1989.

5.Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.-  Л.- 1988.

6.Зимняя И.А. Внутрисемейное общение – показатель здоровья семьи.- М.-  1993.

7.СелевкоГ.Н., Селевко А.Г., Левина О.Г. Найди себя.- М.- 2001.

8.Дружинин. В.Е. Психическое здоровье детей. - М.- 2002.

8. Выбираем досуг на здоровье себе и детям

Здоровьесберегающий досуг как мера психопрофилактики эмоционального напряжения. Досуг в двух категориях: отдых – разрядка и отдых – зарядка, снимающие напряжения и стрессовые состояния. Другие виды полезного досуга: хобби, увлечения, музицирование, рисование, кулинария, техника, спорт, коллекционирование, рукоделие, общение, уход за домашними животными. Типы личности по отношению к организации домашнего досуга. Учёт родителями мотивации досуга детей и совместимости по типологии досуговой деятельности. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: презентация проектов родителей.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Жуков И. Золотая энциклопедия домашних праздников.-  Самара.- 2005.

2.Детская литература на аудиокнигах.-  2006.

3.Хобби, увлечения. Семейный архив на основе родословного дерева. //Сост.  Хамитова И.Л. –СПб.-  2005.

4.Семья в библиотеке. Сб. /под ред.  Варопаевой Г.Л. -М.- 2004.

5.Кириллова У.Н. Семейный досуг. Мода и красота.-  Ростов-на-Дону.- 2001.

6.Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы.-  СПб.- 2003.

9. Современная действительность и нравственно-духовное воспитание в семье

Понятие духовности (философский, нравственный, психологический, религиозный аспекты). Основные нравственные категории: совесть, вина, забота, одиночество, свобода, страх. Условия в семье для воспитания этих качеств личности у ребёнка. Внутренний (духовный) мир взрослых членов семьи. Расхождение ценностных ориентаций взрослого и детского поколения. Условия формирования независимой, устойчивой к внешнему давлению и принуждению, личности, способной отстоять и защитить своё мировоззрение. Обучение ребёнка совладающему поведению в социально нормативных формах проявлений. Этапы обучения: могу – хочу – буду – есть. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: практикум, дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

 1.Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы.-  СПб.- 2003.

2. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ./ Ред. Пилиповский В.Я. –М.- 1992.

3. Фалькович Т.А.,Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы роботы с родителями. –М.-2005.

4. Либина Г. Как воспитать ребёнка удачником?-  М.- 1997.

5. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев.- 1982.

6.Рожков В.И., Байбородова Л.В.. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль.- 2003.

7. Предки о воспитании юных. Книга для родителей и учителей. /Сост. Веселов Г.П. Прошина З.Я., Тростенцова Л.А. –М.-1994.

8. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребёнка.-  М.- 1991.

9. Максимов М. Не только любовь.-  М.- 1992.

10.ХаррисТ. А. Я-хороший, ты-хороший. -М.- 1993.

11.Захаров А. И. Преемственность в прародительской и родительской семье. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы межд. н-практ. конф.  Вып. 2.-  СПб. - 1996.

12.Гармаев А. Психопатический круг в семье. –Иваново.- 1999.

13.Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей.-  СПб.- 2000.

14.Гиляшева И. Н., Игнатьева Н. Д. Межличностные особенности ребенка.-  М.- 1994.

15.Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.- 2001.

10. Много ли человеку нужно для счастья?

Счастье – проживание человеком состояния удовлетворённости жизнью в момент  взаимодействия с объектами окружающей жизни, когда они расцениваются им как цель, условие, средство и содержание его счастья и дают ему ощущение свободы «Я». Если родители признают право  своего ребёнка на счастье, как равного им субъекта, если это является их мировоззрением, то они способствуют ему в обретении и проживании счастья, как в семейной, так и в школьной действительности. Признак счастья – удовлетворённость жизнью в какой-то её момент или в целом. Путь к счастью начинается с успеха. Умение достичь цели в решении учебных и практических задач. Результат – чувство удовлетворённости, ведущее к состоянию успеха и радости, на основе которых формируются вера в собственные силы, утверждение в жизни и в себе самом. В этом состоянии человек испытывает упоение от самого процесса решения задачи, он «проживает» счастье. Успех наиболее полно достигается при реализации природных задатков ребёнка, для развития которых необходимо создать условия для соответствующего вида  творческой деятельности. Творческое самовыражение как способ преодоления хандры и стресса. Нацеленность ребёнка на процесс приводит его к удовольствию, в этом случае у него уменьшается тревожность, возрастает познавательная потребность. Вывод: чтобы ребёнок был здоров и счастлив, чтобы у него не было эмоциональных срывов, в его жизни должно быть всегда место творчеству. Факторы риска и факторы успеха.

Форма проведения занятия: Ток-шоу.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Вуджек Т. Тренировка ума (Упражнения для развития повышенного интеллекта).- СПб.-1997.

2. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов.-  СПб.- 1994.

3. Самановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.-  Ярославль.- 1996.

 4.. Шумаков С.А., Безбородова Н.Я.  От игры к самовоспитанию.-  М.- 1993.

5.  Креативный ребёнок. /Сост. Барышева Т.А., Щекалов В.А. - Ростов- на- Дону.-  2004.

6.. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М.- 2000.

7.. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. -  Харьков.- 1996.

8. Джон Холт. Залог детских успехов.-  М.- 1996.

9. Маджи Т. Как воспитывать счастливого, уверенного в себе ребенка.

10.Глен Д.  Гармоничное развитие ребёнка. - М.- 1996.

11. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда.  Харьков.-  СПб.- 1996.

12.Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. –СПб.- 1994.

Тематический план и содержание программы 3-4 классы

Тематический план

№№

п/п

Тема занятий

Кол.

Час.

1

Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет

2

2

Права и обязанности  детей. Права и ответственность родителей.

2

3

Воспитательный потенциал семьи

2

4

Социально-ролевые функции членов семьи

2

5

Любовь в семье как моральная ценность

2

6

 Воспитание доброты и трудолюбия в условиях семьи

2

7

Общение как основной фактор воспитания в семье

2

8

Детско – родительские конфликты в семье

2

9

Развитие способностей ребёнка в семье

2

10

Семейные традиции в воспитании детей

2

Содержание программы

1.Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет

Особенности социализации девочек и мальчиков. Психологические различия мальчиков и девочек. Половозрастные особенности трудностей  обучения. Различия мотивационно – волевой  сферы. Различия в учебной деятельности. Особенности совместной деятельности девочек и мальчиков. Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек. Особенности полового воспитания девочек и мальчиков. Дифференцированный подход к половому воспитанию мальчиков и девочек. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: мини-лекция, групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1.Герасимов В.П. Особенности учебной деятельности младших школьников в связи с подвижностью нервных процессов.-  М.- 1986.

2.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учёт и коррекция.- М.- 2002.

3.Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. –М.-  2002.

4.Бабанский Ю. Оптимизация процесса обучения. – М.-  1977.

2. Права и обязанности  детей. Права и ответственность родителей.

Мировые проблемы социальной политики в области охраны детства. Проблемы защиты детства в нашей стране. Конвенция о  правах ребенка. Права и ответственность родителей. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: консультация со специалистом, беседа.

Рекомендуемая литература по теме:

1. « Конвенция о правах ребенка»

2. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве. Полный сборник кодексов РФ.-М.

Видеофильмы:

1.«Курение и дети»

 2.«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

3.«Наркоманы о вреде наркотиков»

3. Воспитательный потенциал семьи.

Эмоциональные отношения родителей к ребенку. Семья для ребенка является одновременно и средой общения, и воспитательной средой. Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей. Родительские позиции и родительские установки. Адекватная родительская позиция. Гибкость и  прогностичность родительской позиции. Типы семей. Методы семейного воспитания. Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М.-1985.
  2. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары.- 1998.
  3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.- 2000.
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.-2000.
  5. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.-   М.- 2000.
  6. Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.

7..Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.

8..Фролин А. Азбука для родителей. – Л.-1991.

4. Социально – ролевые функции членов семьи.

Сущность материнства и отцовства в полоролевой социализации ребёнка. Биологические и социальные функции материнства и отцовства. Социально – психологические причины материнских установок. Типы матерей. Роль отца в воспитании детей.  Типология отцов. Слагающие родительского авторитета, методы и условия его формирования. Причины снижения авторитета отца или матери.  Авторитет и авторитарность. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1.Зайцев А.Г., Зайцев Г.К. Педагогика счастья (Валеология семьи).-  СПб.-  2002.

2.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр.и доп. – М.-  2000.

3.Куровская С.Н. Роль матери в воспитании детей // Планета-семья.  -2004. - № 5.

4.Эдда Ле Шан. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М.- 1990.

5. Любовь в семье как моральная ценность.

Виды любви: братская;  материнская; эротическая; любовь человека к самому себе; любовь к Богу и др. Формы проявления любви. Особенности родительской любви. Формирование чувств ребенка под воздействием родительской любви. Способы выражения любви к ребенку. Искаженные формы родительской любви. Последствия равнодушного отношения родителей к детям. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: круглый стол.

Рекомендуемая литература по теме:

1.Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. – М.- 1994.

2.Куровская С.Н. Любовь в семье как моральная ценность //Планета-семья. – 2004.- № 5.

  1. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М.- 1990.
  2. Лекарство для души; Пер. с англ. / Сост. Дж.Кэнфилд,М.В.Хансен.-  М.- 2004.
  3. Леонтьев Д. Семья, сама себя лечащая: [О семейной психологии] // Семья и школа.-  1991.-  № 12.

6.Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М.Л.Осипова, Г.А. Бутрим, И.А.Мельничук и др./Под общ. Ред. М.П.Осиповой, Г.А. БугАа.-  Минск.- 2003.

7.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Минск.-1982.

 8.Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий.-  М.-   2001.

6. Воспитание доброты и трудолюбия в условиях семьи.

Понятия Добро и зло.  Формы проявления добра:  доброта, добродеяние (благодеяния), добродетель, справедливость, милосердие, сострадание и др. Средства воспитания доброты у детей. Трудовое воспитание. Средства воспитания трудолюбия. Главная развивающая функция труда – переход от самооценки к самопознанию. Подготовка  ребенка к труду. Воспитательные средства трудового воспитания. Пример родителей. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: полипозиционная дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Варюхина СИ. Истоки доброты. Беседы о нравственном воспитании детей в семье. – Минск.- 1987.
  2. Овчинникова И.Г. Согревая добром. – М.- 1999.
  3. Попов Линда Кэвелин, Попов Дэн, Кэвелин Джон. Путешествие в страну добродетелей.-  СПб.- 1997.
  4. Ханчин B.C. О доброте, добреньких и наших детях. – М.- 1993.

5.Даунис И. Из чего складывается трудолюбие?// Семья и школа.1985.-   № 11.

6.Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. –М.- 1990.

7. Общение как основной фактор воспитания в семье.

Эффективное общение в семье. Функции общения. Родительские барьеры общения: барьер занятости, барьер  возраста, барьер старого стереотипа, барьер воспитательных традиций,  барьер дидактизма. Влияние родительского общения на ребёнка. Семейное общение как основа семейных отношений и атмосферы в семье. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание3-е.-М.-  2001.
  2. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения.- М.- 1996.
  3. Казимирская И.И. Учись быть культурным. – Минск.- 1982.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.  – Ярославль.- 1997.
  5. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Минск.- 2003.

8. Детско – родительские конфликты в семье.

Понятие конфликта, его источники. Особенности семейного конфликта. Дисгармония семьи.  Деструктивность семьи. Возрастной кризис ребенка как фактор повышенной конфликтности. Личностный фактор родителей как причина семёйного конфликта. Внешние проявления детско-родительских конфликтов. Особенности проявления и протекания детско-родительских конфликтов. Пути выхода из конфликта. Предупреждение детско-родительских конфликтов. Правила  конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: обмен опытом.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Учебное пособие для студентов вузов. –Минск.- 2000.
  2. Буленкова Н. Семья – это любовь // Воспитание школьников.-2003.-№ 1.
  3. Гришина Н.В. Давайте договоримся.-  СПб.-  1992.
  4. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт. –Ярославль. – 2001.
  5. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. – СПб.-1996.

6.Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М. – 1999.

9. Развитие способностей ребёнка в семье.

Понятие  способностей. Индивидуальность и многогранность способностей. Качественные и количественные параметры способностей, мера их выраженности. Диагностика детских способностей. Виды способностей.  Критерии  проявления способностей. Создание в семье развивающей среды для раскрытия творческого потенциала детей. Условия активного развития творчества ребенка. Выявление способностей – как фактор успеха. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: круглый стол.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд. – М.- 2004.
  2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. –М.- 1990.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.- 1991.
  4. Куровская С.Н. Одаренность и развитие способностей ребенА как актуальная семейная проблема // Планета-семья. -2004.-  № 4.
  5. Одаренные дети; Пер. с англ./Ред. Г.В. Бурменской,  В.Н.Слуцкого. –М.- 1991.

6.Хахалин Л.Н. Загадки вашего ребенка. – М.- 1990.

7.Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.- 1999.

10.  Семейные традиции в воспитании детей.

Традиции и обычаи – два канала социализации ребенка. Их сходства и различия. Многофункциональность, специфичность, эмоциональная насыщенность традиций и обычаев. Семейные традиции как средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи. Созидательные и разрушительные, конструктивные и неконструктивные, истинные и мнимые традиции. Семейные традиции как  традиции гостеприимства. Родословная семьи. Факторы риска. Факторы защиты.

Форма проведения занятия: ток-шоу.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Дик Н.Ф. Семейные традиции в воспитании. –Ростов н/ Д.- 1993.
  2. Коул М. Культурно-историческая психология.-  М.- 1997.

3.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр.и доп.-  М.- 2000.

4.Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. –Минск.- 2003.

Тематический план и содержание программы 5-6 классы

№ п/п

Тема

Всего

кол.час

Теор.

Практ.

 1

Модернизация образования

1

1

 2

Информация о деятельности специалистов образовательного учреждения, работающих с родителями детей, обучающихся в 5-х и 6-х классах

1

1

 3

Психологические особенности младших подростков

2

1

1

 4

Адаптация – важное условие успешности в средней школе

2

1

1

 5

Учебная и вне учебная деятельность школьников  5-х и 6-х классов

2

2

 6

 Законодательство о браке и семье.

2

1

1

 7

Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

2

2

 8

Профилактика употребления младшими подростками ПАВ

2

2

 9

Предупреждение аддиктивного поведения младших подростков

2

2

10

Досуг родителей с детьми 5-х и  6-х классов

2

1

1

11

Консультации и помощь специалистов

2

1

1

Итого:

20

7

13

Содержание программы

  1. Концепция модернизация образования до 2010 г.

Общие положения концепции. Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении. Особенности обучающих программ, требования к учащимся. Перспективы развития образовательного учреждения. Факторы риска и защиты.

Форма занятия: Лекция-информация.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании.-2002.-№3.

2. Комлев Ю.Ю. Тенденции наркотизации подростково-молодежной среды в Татарстане. – Казань.- 2006.

3.  Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – М.- 2002. – с. 11-13.

4. Силласте Г.Г. Средства массовой информации в профилактике наркомании: состояние, возможности, перспективы. – Казань.-2006

2. Информация о деятельности специалистов образовательного учреждения, работающих с родителями детей, обучающихся в 5-х и 6-х классах

Психологическая служба школы. Педагог организатор, его функции. Социальный педагог, его возможности. Заместитель директора школы по воспитательной работе. Ответственный по профилактике ПАВ. Медицинский работник в школе и др.

Форма занятия: Лекция-информация.

3. Психологические особенности младших подростков

Кризис подросткового возраста и способы его преодоления. Психологические новообразования младшего подросткового возраста. Интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и поведенческая сферы личности младшего подростка. Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Интерактивный метод (Мозговой штурм).

Рекомендуемая литература по теме:

1. Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости. Казань, 2002.

2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- 2004.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

4. Психология человека от рождения и до смерти /под ред. А.А. Реана.- СПб.- 2002.

4. Адаптация – важное условие успешности в средней школе

Условия адаптации детей в 5-м классе. Психологическая адаптация. Социальная адаптация. Этапы адаптации. Компенсации при адаптации. Изменения, сопровождающие адаптацию. Срывы адаптации. Мотивационный кризис. Кризис самооценки. Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Анализ проблемных ситуаций.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей.-М.-2001.

2. Борба Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться,- М.- 2004

3. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М., 1992.

4. Практическая психология образования /под. ред. И.В. Дубровиной.- М.-1997.

5. Рабочая книга школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной.- М.-1991;

6. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

5. Учебная и вне учебная деятельность школьников 5-х и 6-х классов

Изменения в интеллектуальной и  мотивационной сферах.  Развитие эмоционально – волевых качеств. Трудности в учебе. Развитие и поддержка интересов детей в учебной и вне учебной деятельности. Формирование нормативного поведения школьников. Создание ситуации успеха и условий для самостоятельной работы детей. Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Работа в проблемных группах.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного: Кн. для родителей.-М.- 2002.

2. Латышина, Д.И. А. С. Макаренко о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов пед. вузов. - М.- 2003.

3. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.- М.-2004.

4. Педагогическая психология. / Под ред. Н.В. Клюевой. М.- 2003.

5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.- 1996.

6. Законодательство о браке и семье

Кодекс о браке и семье. Конвенция ООН о защите прав ребенка. Реализация и учет положений законодательства о браке и семье при воспитании ребенка. Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Мини-лекция. Интерактивный метод (Мозговой штурм).

Рекомендуемая литература по теме:

1. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка: (Теория и практика). – Владимир.- 2001.

2. Конвенция ООН о правах ребенка (извлечения) // Воспитание ребенка. – М.- 2002. – С. 8-10.

3. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2002.

7. Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

Ценности жизни. Занятия спортом, искусством, творчеством как условие формирования здорового образа жизни. Пример родителей – основа здорового образа жизни детей. Нравственные нормы – гарантии здоровья. Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Обсуждение результатов работы проблемных групп.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Амосов  Н.М. Раздумье о здоровье. М., 1987.

2. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Казань, 2002.

3. Касаткин В.Н., Парашутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.А. Программа профилактики курения в школе. –  Казань.-2004.

4. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов Ю.П. Луговская. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002.

5. Маленкова Л.И. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». / Домашнее воспитание. - №2, 1998. – С. 2-7

6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Новые дети»: Кн. для родителей и педагогов. – М., 2000. – 221 с.

7. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М., 1999.

8. Профилактика употребления младшими подростками ПАВ

Профилактика курения: пассивное и активное курение. Реклама табака и ее последствия. Профилактика употребления алкоголя. Реклама пива и ее последствия. Профилактика нарко- и токсикомании. Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Блинова Л.Ф. Зависимость как иллюзия независимости. Казань, 2002.

2. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т.  Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (5-6 классы): Методическое пособие. – Казань.-2002.

3. Карпов А.М. Самозащита от наркомании. Казань, 2002.

4. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от алкоголизации. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии зависимости от алкоголя: 3-е издание. – Казань.- 2005.

5. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. – Казань.-2001.

6. Касаткин В.Н., Парашутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.А. Программа профилактики курения в школе. –  Казань.- 2004.

7. Легкая ложь. Как табачная индустрия обманывает потребителей «легких» сигарет – Издание третье. Казань.- 2002.

8. Наркомания: как уберечь наших детей? Советы родителям: Методическое пособие. – Казань.- 2002.

9. Соловов А.В. Навыки жизни, программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.- Москва.- 2000.

10. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. Казань.-2002.

9. Предупреждение аддиктивного поведения младших подростков

Типы девиантного поведения. Аддиктивный тип девиантного повеления. Мотивы личности, склонной к аддиктивным формам поведения. Характеристики аддиктивной личности. «Комплекс неполноценности». «Бегство от реальности». Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Интерактивный метод (Ролевая игра).

Рекомендуемая литература по теме:

1. Айвазова А.Е. Психологические аспекту зависимости.- СПб.-2003.

2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И. Рожкова.- М.-2003.

3. Вострокутнов Н.В., Шалимов В.Ф. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. – М.- 2005.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.-М.-2003.

5. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Методическое пособие – Казань.-2006.

6. Залыгина Н.А., Обухов Я.Л., Поликарпов В.А. Аддиктивное поведение молодежи: Профилактика и психотерапия зависимостей.- Минск.-2004.

7. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. Казань.- 2002.

8. Обучение жизненно важным навыкам: Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов /  Сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.

9.Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск.-1999.

10. Шайдукова Л.К. Зависимости: выбор и преодоление.-Казань.-2005.

10. Досуг родителей с детьми 5-х и 6-х классов

Понятие гармоничных родительских отношений с ребенком. Связь детско – родительских отношений и межличностных отношений ребенка в детско – подростковой группе. Проблемы свободного времени. Способы и формы проведения досуга родителей с детьми. Виды дополнительного образования детей, существующие в образовательном учреждении и микрорайоне. Факторы риска и факторы защиты.

Форма занятия: Деловая игра

Рекомендуемая литература по теме:

1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Культура семейного досуга. М., 1998

2. Профилактика наркоманий у несовершеннолетних. / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. СПб., 2003.

3. Максимов В.В. Семейная книга. – СПб., 1996

4. Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе: (Модели праздничного досуга). – М., 1999

5. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986

6. Турыгина, С. В. Семейные праздники.- Екатеринбург.- 2002.

7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М., 1985.

8. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. Казань.- 2002.

Тематический план и содержание программы 7-8 классы

№ п/п

Тема

Всего

кол.час.

Теор.

Практ.

 1

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

 1

 1

 2

Специалисты образовательного учреждения – первая помощь родителям в воспитании их детей

 1

 1

 3

Индивидуально – психологические особенности детей 7-х и 8-х классов

 2

 1

 1

 4

Общение в развитии личности ребенка

 2

 1

 1

 5

Формирование целей и ценностей жизни

 2

 2

 6

Гражданское законодательство

 2

 1

 1

 7

Индивидуальное здоровье человека

 2

 1

 1

 8

Навыки противостояния давлению сверстников, действию рекламы как условие профилактики употребления ПАВ

 2

 2

 9

Предупреждение аддиктивного поведения школьников 7-х и 8-х  классов

 2

 2

10

Ответственность в детско – родительских взаимоотношениях

 2

 2

11

Круглый стол. Формирование адекватного, адаптивного поведения

 2

 2

 Итого:

20

 6

 14

Содержание программы

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

Цели профильного обучения. Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения. Предпрофильная подготовка. Профильная общеобразовательная подготовка. Взаимосвязь профильного обучения со стандартом общего образования и единым государственным экзаменом. Этапы введения профильного обучения. Реализация Концепции профильного обучения в образовательном учреждении. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Лекция-информация.

Рекомендуемая литература по теме:

1.Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи. Казань, 2004.

2.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М, 2002.

3.Шакирова Д.М. Вахрушева И.Г. Профилизация обучения: технологии, эксперимент, опыт.- Казань.- 2006

2. Специалисты образовательного учреждения – первая помощь родителям в воспитании их детей

Психологическая служба школы. Педагог организатор, его функции. Социальный педагог, его возможности. Заместитель директора школы по воспитательной работе. Служба ИДН. Связь образовательного учреждения с медицинскими учреждениями района и учреждениями  социальной защиты семьи.

Форма занятия: Мини-лекция. Интерактивный метод – мозговой штурм

3. Индивидуально – психологические особенности детей 7-х и 8-х классов  

Психофизиологические  и психологические характеристики детей 7-х  и 8-х классов. Основные достижения и ведущие линии развития. Общение – ведущий вид деятельности. Физическое, психическое и социальное развитие. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили, Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции. Механизмы социализации личности. Механизмы формирования и развития индивидуальности. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Полипозиционная  дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Личко Е.А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.

2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- 2004.

3. Абрамова Г.С.  Возрастная психология. М.- 2002.

4. Психология человека от рождения и до смерти /под ред. А.А. Реана.- СПб.- 2002.

5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

4. Общение в развитии личности ребенка

Этапы формирования коммуникативных способностей у детей. Виды общения. Коммуникативная направленность взрослых, уровни их общения. Эмпатия как внешний уровень коммуникации. Влияние содержания общения с родителями на отношение к ним ребенка. Проблема взаимоотношения «Отцов и детей». Общение в группе сверстников. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Интерактивный метод (Ролевая игра).

Рекомендуемая литература по теме:

1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М., 1986.

2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. СПб., 1995.

3. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей. М., 1996.

4. Кэмпбелл, Росс. Воспитание в общении: Пер. с англ. Росс Кэмпбелл. - СПб.- 2002.

5.Макаренко А.С. Книга для родителей. – Петрозаводск.- 1959.

6. Наркомания: как уберечь наших детей? Советы родителям. / Под ред. Р.Г. Садыковой. Казань.- 2006.

5. Формирование целей и ценностей жизни

Основные социальные потребности школьников 7-х и 8-х классов. Система базовых ориентаций: на себя, на предмет деятельности, на других людей. Нравственные ценности. Нравственное отношение в семье. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Полипозиционная  дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Братусь Б.С. Психология личности. Самара, 1999.

2. Ермакова Е.Ю. Воспитать человека. М., 2002.

3. Петракова Т.Н. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997.

4. Профилактика наркоманий у несовершеннолетних средствами культуры и искусства.  / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2002.

5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

6. Шадриков В.Д. Духовные способности. СПб., 1997.

6. Гражданское законодательство

Ограничение  дееспособности гражданина. Попечительство. Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным ограниченно дееспособным. Назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина. Реализация и учет положений гражданского законодательства при воспитании ребенка. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Мини-лекция и консультация специалиста.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных учреждениях РТ.- Казань.-2006.

2. Приложение 1 к письму Минобрнауки России от 21 сентября 2005г. №ВФ-1376/06

3. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2002.

7. Индивидуальное здоровье человека

Понятие и факторы здоровья. Человек как целостная система. Взаимосвязь психического и физического состояния. Приемы снятия эмоционального и мышечного напряжения: снятие стресса, активный отдых. Саморегуляция психического состояния. Режим труда и отдыха. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия:  Работа в проблемно – проектных группах.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Берк Р. Воспитание на основе здравого смысла. СПб., 2001.

2. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Методическое пособие – Казань.-2006.

3. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т.  Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (7-9 классы): Методическое пособие. – Казань.- 2002

4. Карпов А.М. Самозащита от стрессов.- Казань, 2005.

5. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование- Культура», 2002

6. Чепурных Е.Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании. // Народное образование. 1999. №10.

7. Шрайнер Кристиан Как снять стресс.- М.- 1993.

8. Навыки противостояния давлению сверстников, действию рекламы как условие профилактики употребления ПАВ

Развитие способности к распознанию и оценке рискованных ситуаций и обучение поведению в этих условиях. Умение завязывать дружбу и поддерживать дружеские отношения. Ценности дружбы. Виды критики, способы реагирования на критику. Поведение в конфликтной ситуации. Формирование навыков критического анализа к СМИ, рекламе и т.д. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Интерактивный метод (Ролевая игра).

Рекомендуемая литература по теме:

1.Лукашев С. Модели первичной профилактики, их выгоды и недостатки. // Internet.

2.Предупреждение подростковой и юношеской наркоманий. / Под ред. С.В. Березина и др. М., 2000.

3.Силласте Г.Г. Средства массовой информации в профилактике наркомании: состояние, возможности, перспективы. – Казань.- 2006.

4.Хасан Б.И.. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-метод. Пособие. – Красноярск.- 2003.

5.Шакирова Д.М. Сибгатуллина И.Ф., Сулейманов Д.Ш. Мышление. Интеллект. Одаренность: вопросы теории и технологии.- Казань.- 2005

6.Шатрова Л.А., Макарова Г.И. Амирханова С.В. -  Эффективность антинаркотической пропаганды в  Республике Татарстан: результаты социологических исследований в 2003 году. – Казань.-2004.

9. Предупреждение аддиктивного поведения школьников 7-х и 8-х  классов

Причины обращения подростков к наркотикам. Признаки употребления ПАВ. Феномен «жажды острых ощущений». Переносимость трудностей повседневной жизни. Внешняя социабельность. Стремление говорить неправду. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия:  Работа в проблемно – проектных группах.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. Пособие для родителей.-М.-2001.

2. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999.

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.

4. Идрисова А.А., Кудряшова Л.А. Наркомания: Как уберечь наших детей.- Казань.-2001.

5. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости. СПб.- 2004.

6. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., СПб., 1998.

7. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности.- Казань.-2002.

8. Сирота Н.А., Чистова Е.А., Суховерова З.И., Васильченко О.Ю. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.- М.-2000.

9. Шайдукова Л.К. Зависимости: выбор и преодоление.- Казань.-2005.

10. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р.  Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. – Казань.-2002.

10. Ответственность в детско–родительских взаимоотношениях

Формы родительской любви. Понимание родительской ответственности. Приемы формирования умения у детей самостоятельно принимать решения. Изменение родительских представлений относительно своего ребенка. Делегирование ребенку части ответственности. Создание атмосферы доверия и взаимного уважения. Ошибки и заблуждения родителей. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.- 1994.

2. Байков Ф.Я. Ответственность родителей. – Л., 1983.

3. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Кн. для родителей. – М., 1996

4. Корчак Я. Как любить детей: Избранные педагогические произведения. – М.- Воронеж, 1999.

5. Кэмпбел, Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. – М., 1992

6. Леви В.Л. Как воспитать родителей, или новый нестандартный ребенок. М., 2002.

7. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.-1995.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.

9. Торе Дела А. Ошибки родителей.-М.-1993.

10. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. – М., 1995.

11. Круглый стол. Формирование адекватного, адаптивного поведения.

Подведение итогов и получение обратной связи от участников.

Тематический план и содержание программы 9-11 классы

Тематический план

п/п

Тема

Всего

Кол. час.

Теор.

Практ.

 1

Философия образования

  1

 1

 2

Знакомство с профилактическими программами, действующими для школьников

  1

 1

 3

 Психологические особенности старшеклассников

  2

 

 2

 4

Самоопределение – основа успеха в жизни

  2

 1

 1

 5

Формирование духовно– нравственных ценностей личности

  2

 2

 6

Уголовное законодательство

  2

 1

 1

 7

ЗОЖ – необходимая норма каждой семьи

  2

 2

 8

Стратегии копинг – поведения в профилактике употребления ПАВ

  2

 

 2

 9

Портрет успешного человека

  2

 2

110

Как помочь самому себе

  2

 2

111

Ток – шоу: Развитие позитивного самопринятия

  2

 2

Итого:

 20

 4

16

Содержание программы

  1. Философия образования

Фундаментальные закономерности и тенденции развития образования. Человек в системе образования. Перспективы развития образования и обновление педагогики. Структура системы непрерывного образования. Многоуровневое образование и образовательные кластеры. Глобальные проблемы и образование. Факторы риска и факторы успеха.

Форма занятия: Мини-лекция и консультации специалистов

Рекомендуемая литература по теме:

1. Валеев Н. Доклад на августовской конференции в г. Заинск в 2007г.

2. Гершунский Б.С. Философия образования. М.- 1998.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с. 18-24.

4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.

5. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии.- М.- 2004.

6. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб., 1995.

7. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы (приложение №1 к приказу Минобразования России от 21.01.02 №193) // Воспитать человека. – М.- 2002. – с. 27-42

8. Современные подходы к формированию позитивного поведения к молодёжи: сб-к научн. Тр.  и мат. республ. научн. – практ.конф. Под общ.ред. И.Г. Вахрушевой. – Казань.- 2004.

9. Чепурных Е.Е. Воспитание подрастающего поколения – общая задача современной России // Воспитать человека. – М.- 2002. – с. 57-66

10. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.

2. Знакомство с профилактическими программами, действующими для школьников

Специалисты, работающие в области профилактики и коррекции семейных и подростковых проблем. Центры, комиссии, наркологические кабинеты: подростковый нарколог, подростковый психиатр, медицинский психолог и др. Социально – психологические центры. Телефоны доверия. Центры профориентации. Факторы риска и факторы успеха.

Форма занятия: Лекция-беседа.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Методическое пособие – Казань.-2006.

2. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т.  Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (7-9 классы): Методическое пособие. – Казань.- 2002.

3. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т. Программа «Линия жизни». дифференцированная профилактика наркозависимости в общеобразовательном учреждении. – Казань.-2002.

4. Касаткин В.Н., Парашутин И.А., Рязанова О.Л., Симонятова Т.А. Программа профилактики курения в школе. –  Казань.-2004.

5. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. -  М.:, 2002.

6. Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных  учреждениях РТ: Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению.- Казань.- 2006.

7. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.

8. Предупреждение насилия в школе. – Казань.-2001.

9. Программа для учащихся 8-9 классов «Уверенное НЕТ наркотикам»: Метод. разработка / Сост. А.В. Иванов, Э.Н Мингазова, А.Г. Жиляев, В.А. Ректор. Под ред. Ф.Ф. Харисова. – Казань.-2002.

10. Республиканская целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2007-2009гг.

11.Сборник инструктивно-методических материалов в помощь организаторам воспитательной деятельности. – Казань.- 2003.

12. Сборник методических материалов в помощь педагогам-психологам образовательных учреждений. - / Сост. Башинова С.Н., Захарова О.К. – Казань.-2005.

13. Сборник нормативных документов и методических материалов в помощь родительским общественным формированиям. – Казань.-2004.

3. Психологические особенности старшеклассников

Интеллектуальная зрелость. Оформление морально – нравственных принципов. Становление мировоззрения. Полоролевая дифференциация. Формирование системы социальных установок. Характерологические противоречия. Пора первой любви, романтических и интимных отношений. Факторы риска и факторы успеха.

Форма занятия: Интерактивный метод (Мозговой штурм).

Рекомендуемая литература по теме:

1.Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

2.Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.- 2004.

3.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.- 2001.

4.Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.-1995.

4. Самоопределение – основа успеха в жизни

Личностное и профессиональное самоопределение. Жизненное самоопределение. Выбор профессии – выбор жизненного пути. Сложности самоопределения. Инфантилизм и ответственность. Самооценка и выбор жизненной стратегии. Смысл жизни и смысл бытия. Факторы риска и факторы успеха.

Форма занятия: Анализ проблемных ситуаций.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.-М.-1991.

2. Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи.- Казань.-2004.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону.- 1996.

4. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения /под ред. С.Н. Чистяковой . – Тамбов.- 2003.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М.-1996.

6. Шакирова Д.М., Вахрушева И.Г. Профилизация обучения: технологии, эксперимент, опыт.-Казань.-2006.

5. Формирование духовно – нравственных ценностей личности

Проблема нравственного выбора. Обращение к источникам морали. Нравственные категории Добра и Зла. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек. Факторы риска и факторы успеха.

Форма занятия: Групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. Психологическое исследование. М., 1985.

2. Моральный выбор. / Под ред. А.И. Титаренко. М., 1986.

3. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997.

4. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека. Казань, 2000.

5. Чудновский В.А. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.

6. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

6. Уголовное законодательство

Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения. Преступление против здоровья населения и общественной нравственности. Принудительные меры медицинского характера. Факторы риска и факторы успеха.

Форма занятия: Мини-лекция и консультации специалистов.

7. ЗОЖ – должен стать нормой каждой семьи

Формирование и развитие здоровых интересов и потребностей у старших подростков. Развитие интеллектуальных способностей. Духовное совершенствование личности. Формирование навыков позитивной коммуникации. Организация здорового проведения досуга. Формирование навыков ЗОЖ средствами культуры и искусства. Факторы риска и факторы успеха.

Форма занятия: Работа в проблемно – проектных группах.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Вострокнутов Н.В. Семья и антинаркотическая профилактическая работа.- М. -2003

2. Колесов Д.В. Подросток: взросление и здоровый образ жизни: Кн. для родителей.-М.-2001.

3. Кругликов Р.И., Майзелис М.Я. Алкоголизм и потомство. – М.-1987.

4. Программа обучение здоровью /Под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной.-М.-2005.

5. Руководство по профилактике наркозависимости в образовательной среде./ Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. – СПб., 2003г

6. Самоорганизация несовершеннолетних и молодежи – развитие саморегуляции, формирование психологической компетентности и выработка личностной и социальной позиции в отношении злоупотребления психоактивными веществами.- М.:, 2003.

7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.- 1994.

8. Шаталова Г. Философия здоровья. – М.- 1997.

9. Шатохина Л.Ф., Рубана И.М. Проектный метод в обучении здоровью.- М.-2005.

10. Шакуров Р.Х. Теория психологии: Эмоции. Личность. Деятельность. -Казань- 2001.

8. Стратегии копинг – поведения в профилактике употребления ПАВ

Формирование у старшеклассников жизненных навыков и стратегий преодоления жизненных проблем и психотравмирующих событий. Развитие и совершенствование использования личностно – средовых копинг–ресурсов Особенности субкультур подростково–юношеских групп. Молодежные субкультуры как пронаркотические движения. Факторы риска и факторы успеха.

Форма занятия: Групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Вострокнутов Н.В. Семья и антинаркотическая профилактическая работа.- М. -2003

2. Руководство по профилактике наркозависимости в образовательной среде./ Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. – СПб., 2003г

3. Самоорганизация несовершеннолетних и молодежи – развитие саморегуляции, формирование психологической компетентности и выработка личностной и социальной позиции в отношении злоупотребления психоактивными веществами.- М.:, 2003.

4. Современные молодежные субкультуры (молодежные субкультуры как фактор наркотизации). Методическое пособие. Институт РАО.- М. – 2002г.

5. Шакуров Р.Х. Теория психологии: Эмоции. Личность. Деятельность. Казань, 2001.

6. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. Казань, 2002.

9. Портрет успешного человека

Форма занятия: Групповая дискуссия

Рекомендуемая литература по теме:

1. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности. Казань, 2002.

2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.-м.-2002.

3. Свергун О.Ю. Психология успеха, или Как стать хозяином своей жизни.- М.-2000.

4. Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск, 1999.

10. Как помочь самому себе

Последовательность действий самопомощи родителям. Удержание своих целей в сознании. Сохранение положительных представлений о ребенке. Изменение собственных установок. Обеспечение равных взаимоотношений родителей и детей в семье.  Определение своих прав и интересов. Степень открытости. Поведение при столкновениях. Приемы сохранения спокойствия. Методы релаксации.

Форма занятия: Практическое занятие с элементами тренинга.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., 2001.

2. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2000.

3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001.

11. Ток – шоу: Развитие позитивного восприятия картины мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика родительских собраний в 3 классе

В ресурсе отражены тематические родительские собрания и основные тезисы к ним. ...

Тематика родительских собраний и организация их проведения в школе.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным "жанром", чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педаг...

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

Тематика родительских собраний

В помощь классному руководителю...

Тематика родительских собраний школы раннего развития "Дошколенок"

Тематика родительских собраний школы раннего развития "Дошколенок" за 2011-2012 уч.год....

Тематика родительских собраний.

Темы родительских собраний в 1-4 классах....

Родительское собрание по программе «Путь к успеху» на тему: «Мальчики и девочки учатся по-разному»

Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствует сплочению родительского коллектива. Р...