Экскурсии в музейной комнате.
проект

                                                 Введение.

       У ненецкого народа сложились добрые традиции по отношению к природе. Общаясь с ней, он из поколения в поколение отбирает по крупицам все самое ценное, подвергая его испытанию временем, стремится не нарушить взаимное доверие между природой и человеком. Так и рождение ребенка – это часть существования и взаимопонимания человека и природы. Первый крик ребенка, родившегося в тундре, оповещает природу, что родился еще один его полноправный хозяин, его частица, его защита. И весь жизненный цикл проведет с ним, мирно сосуществуя, и дополняя друг друга. На протяжении многих веков ненецким народом вырабатывались правила нравственности, по которым жил каждый человек и целые поколения. Богатство традиций, в основе которых доброта, мудрость, преемственность, свидетельствуют о силе и духовном здоровье народа.

         В настоящее время кочевой народ до сих пор сохраняет эту неразрывную связь с природой от рождения до ухода в загробный мир.  Вершиной культуры и вершиной воспитания детей в кочевой семье является отношение к священным местам, духам, народным обычаям. К священным местам, духам обращаемся и в момент рождения ребенка, и в момент обретения счастья – создание семьи, и в момент ухода из жизни. Пока существует наш народ со своей необычной культурой, не закончится связь поколений сохраняющих, передающих и уважающих традиции и обычаи своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_mne_sladki_detskih_dney_vospominanya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

  Окружная заочная научно-практическая конференция обучающихся, студентов и педагогов «Будущее Ямала»

возрастная категория:

Номинация: Творческая работа (экскурсия)

Тема:

«Мне сладки детских дней воспоминанья…»

                                                                                           Экскурсоводы:

                                                                        Ядне Игорь, ученик 3 «А» класса

                                                     Ядне Мирослава, ученица 2«Г» класса.

МКОУ ТШИ среднего общего образования.                                                     Руководитель:

учитель родного языка и литературы                                                                 

                                                                                  Желкайдарова Татьяна Дмитриевна.

п.Тазовский

 2015г.

                                                 Введение.

       У ненецкого народа сложились добрые традиции по отношению к природе. Общаясь с ней, он из поколения в поколение отбирает по крупицам все самое ценное, подвергая его испытанию временем, стремится не нарушить взаимное доверие между природой и человеком. Так и рождение ребенка – это часть существования и взаимопонимания человека и природы. Первый крик ребенка, родившегося в тундре, оповещает природу, что родился еще один его полноправный хозяин, его частица, его защита. И весь жизненный цикл проведет с ним, мирно сосуществуя, и дополняя друг друга. На протяжении многих веков ненецким народом вырабатывались правила нравственности, по которым жил каждый человек и целые поколения. Богатство традиций, в основе которых доброта, мудрость, преемственность, свидетельствуют о силе и духовном здоровье народа.

        В настоящее время кочевой народ до сих пор сохраняет эту неразрывную связь с природой от рождения до ухода в загробный мир.  Вершиной культуры и вершиной воспитания детей в кочевой семье является отношение к священным местам, духам, народным обычаям. К священным местам, духам обращаемся и в момент рождения ребенка, и в момент обретения счастья – создание семьи, и в момент ухода из жизни. Пока существует наш народ со своей необычной культурой, не закончится связь поколений сохраняющих, передающих и уважающих традиции и обычаи своего народа.

      Цель: знакомство с жизнью, бытом и обычаями ненецкого народа.

Задачи:

  1. Дать представление о некоторых особенностях жизни ненецкого народа, национальных традициях и обычаях в чуме.
  2. Воспитание у детей интереса к изучению своей страны, уважение к укладу, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.
  3. Воспитание любви и уважения к истории ненецкого народа.
  4. Воспитание бережного отношения к музейным предметам.
  5. Развитие познавательной активности и кругозора младших школьников.

Оборудование: запись фильма «Ненцы. Уроки предков».

Методы и приемы:

-вовлечение в прошлое;

-использование музейных предметов.

                                      Нани торова! Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы рады вновь приветствовать вас в своём гостеприимном ненецком чуме.

           Как известно, у ненцев нет традиционных народных праздников, но есть дни большой радости. Это - день рождение ребенка, создание новой семьи, приезд желанных гостей и родных.    

Мой край.

Кто не был в тундре нашего Ямала,

Не ночевал, в снегу прорыв нору,

Не шел, когда над тропкой на ветру

Живая туча комаров плясала,

Кого, невесть откуда налетая,

Слепая вьюга не валила с ног,

Кто не искал среди болот дорог,-

Как может он судить о нашем крае?

Вольготно, мол, живется на просторе

Стадам оленьим, бродит по снегам

Медведь – хозяин, а по берегам-

Обломки льдин, разбитых Карским морем…

Как скудно, как неверно мненье это!

Я приглашаю вас, друзья, сюда!

Сейчас Ямал – обжитая планета.

Везде, на нем – соленый пот труда.

Безбрежны, как моря, стада оленьи.

А рядом вышки, нефтяные в ряд

Построившись, моторов мощным пеньем

Любого новичка ошеломят!

Безлюдье? Воют волны и ветра?

Но слышите вы голоса иные:

Везде рабочий грохот топора

И новостроек песни молодые.

Горят бессонно звездные огни

Домов, перекликаясь над снегами.

 Мой дикий Север вырвали они

Из тьмы своими сильными руками.

И юный ненец севший за штурвал

Послушного гиганта самолета,

Он видит, как помолодел Ямал,

Познавший радость творческой работы!

Дремавший бесконечными веками,

Весь остров как бы вырос вдруг,

Был поднят над студеными волнами

Усилием веселых юных рук.

Он был вчера похож на старика,

Но юношей расправил плечи ныне.

Сейчас Ямал не снежная пустыня…

Полюбите наш край наверняка!

Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга.

В любой зайдите в чум – вас ждет всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою.

                                                                                                                                                                                                       

Рождение детей было радостным событием в жизни ненецкой семьи. Однако появление на свет ребенка не сопровождалось сложными обрядами.

        Пеленками ребенку служили мягкие шкурки оленьего или песцового меха; время от времени они просушивались у костра. На дно колыбели насыпали сухой мох. Ребенок, завернутый в шкурки, привязывался  к люльке ремешками и вынимался только тогда, когда нужно было заменить мох новым. При кормлении мать брала ребенка на руки вместе с колыбелью.

         Как у большинства народов Севера, роженица у ненцев считалась «нечистой», поэтому обычно роды происходили не в том чуме, где жила семья. Для нее ставили небольшой чум поблизости. Часто ненецкой женщине приходилось рожать во время перекочевок прямо на нарте. При этом муж сжигал те сани, на которых родила жена, закалывая тех оленей, которые везли сани. В богатых семьях роженице часто помогала опытная в таких делах женщина.

          Роженица после родов еще долгое время считалась «нечистой». Несколько дней она принимала пищу из рук бабки, затем производилось «очищение» огнем: роженица раздевалась и переходила через разведенный огонь, затем надевала другое платье и с этих пор могла приступать к выполнению домашних работ. Все вещи, с которыми соприкасались женщина и ребенок, «очищались» водой, которой была сварена березовая губка.

Ненецкая люлька представляет собой овальный короб с невысокими бортами и дугой в изголовье для полога. Как и все другие изделия из дерева, ее изготовлял мужчина – отец ребенка или кто-нибудь из родни. Ребенок закреплялся в колыбели с помощью ремешков, часто украшенных медными пуговицами или бисером.  Маленькая и легкая ненецкая люлька позволяет без усилий переносить в ней ребенка, перевозить его на нартах.

О колыбель моя, упряжка кочевая!

Ты колокольцами звенела в стужу, в зной.

Ты – чум родной. Ты – музыка живая.

И струны твои – вечно надо мной.

И предки наши все в тебе играли,

Кочуя, расстоянья измеряли,

Шли вместе с люлькой по стопам отцов.

Сияло небо как бескрайний кров.

Мы утками летели из гнезда,

Ручонки к солнцу нежно простирали.

Над нами вьюги выли и стонали,

А матери нам песни распевали, -

В тех песнях были радость и беда.

Взяв ребенка в колыбельке, мать могла пойти в гости в соседний чум. Дома люльку держат на постели или с помощью специальных ремней привязывают к шестам чума, чтобы ее можно было покачивать. В тундре оленеводы и сейчас используют  традиционную  колыбель, тогда как ненцы, живущие в городах или поселках, предпочитают покупные детские кроватки.

        По случаю рождения ребенка забивается молодой олененок,  одариваются подарками пожилые женщины, принимавшие роды. Как правило, это небольшие подарки: например, плетеная тесьма для кос, кусочки сукна, предметы для гигиенических процедур и т.д., повивальной бабке вручается нож, которым перерезалась пуповина.

Пока женщины и бабушки отмечают день рождения малыша, его братья и сестры бегают вокруг, опережая друг друга, в поисках следов нового человека на снегу, на песке у реки. Появление маленькой сестренки или братика очень озадачивает малышей, а взрослые задают им новую задачу, с которой им не справиться, как ни стараются. В конце концов,  дети смиряются с тем, что невозможно обнаружить следы малыша, и приходят к выводу: этот таинственный человек очень хорошо ориентируется на местности и умеет  выбирать такие  места, по которым не могут ходить другие. Ища его следы,  дети  выдумывают всевозможные небылицы: может быть,  он прилетел  на крыльях  или забрался в мешок  с  желтым  мхом, или пришел как нгэмунзи – образ сна, бесшумно и незаметно подкрадывавшего  к человеку. Этим  нгэмунзи  в  тундре  укрощают  чрезмерно  расшалившихся  к вечеру детей. Для того чтобы он им не снился в образе чудовища, его называют ласково – Нгэмунзикоця. Взрослые говорят: «Образ сна любит садиться вечером на глаза и делает их больными». Чтобы этого не случилось, дети стараются быстро закрыть глазки и без лишних напоминаний засыпают.

        Маленьким детям шили двухслойную меховую одежду с капюшоном, по покрою напоминающую малицу. Детские штаны делали сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носили до 4-5 лет, затем переходили на одежду взрослого типа только меньшего размера. Изготовлением одежды и обуви занимались  женщины, преимущественно летом. Новая одежда шилась раз в два – три года, обувь гораздо чаще.

    Воспитанием маленьких детей занимались матери. Малышей приучали следить за порядком в чуме, не кричать, не шуметь, с уважением относиться  к старшим. Лет с восьми мальчики под руководством отца и старших братьев выполняли несложные работы: выстругивали простые детали, помогали запрягать и распрягать оленей. Каждый оленевод  должен был виртуозно владеть арканом для поимки оленей. Сначала мальчики наблюдали за процессом его изготовления.

Хозяйственные функции ненецкой семьи находились в тесной связи  с основным занятием – оленеводством. В семье бытовало строгое разделение труда. Мужчины занимались выпасом оленей  и промыслами, а женщины – домашним хозяйством. Как и везде, одной из основных функций семьи оставалось рождение и воспитание детей. От момента рождения до 5-7 лет ребенок находился под опекой матери. Сложившиеся формы воспитания предусматривали максимальную самостоятельность детей. Их почти никогда не учили чему-либо специально. Дети сами следили за деятельностью взрослых и старались воспроизвести ее в игре, приобретая необходимые навыки. Игры детей главным образом  отражали  хозяйственные  занятия взрослых. Наиболее распространенные игрушки – миниатюрный аркан и лук со  стрелами, фигурки оленей. Девочки играли в куклы, состоящие из клюва утки или гуся и туловища из сукна. Они самостоятельно шили куклам одежду и украшали ее, осваивая необходимые женские навыки. Девочки практически всю женскую работу должны были выполнять к 13-14 годам. В прошлом этот возраст считался достаточным, чтобы выходить замуж. Большое воспитательное значение имел фольклор: сказки, загадки, считалки, которые расширяли кругозор детей и давали им необходимые нравственные установки.

Отец – оленевод брал сыновей с 10-12- летнего возраста  в стадо оленей, приучал подростков к самостоятельной работе: показывал и рассказывал особенности ухода за животными, поручал различную работу.

        Религиозная система ненцев была сложной и детально разработанной.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Она состояла из пантеона различных духов: дух неба – Нум, я ерв – хозяин земли, ид ерв – хозяин земли, яха ерв – хозяин реки, то ерв – хозяин озера. От них зависела удача в охоте, рыбалке, оленеводстве, поэтому расположение духов добивались жертвоприношениями.

         У ненцев были еще домашние духи. Домашние передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця « старухи чума» - покровительница женщин, деторождения и материнства. Она ассоциировалась с матерью – землей. Изображение старухи чума не имело деревянной или каменой основы. Оно состояло только из комплекта миниатюрной одежды. Иногда внутрь вкладывался кусок сукна, а место лица вставлялась металлическая бляшка. Во время родов женщина держала мяд пухуця в руках, чтобы роды прошли  легко.  После удачных родов « старухе чума» дарили новую одежду, надевая ее  поверх старой, или украшения. Она также хорошо помогала, как считали, во время болезней. Мяд пухуця передавалась от матери  к дочери. Наиболее  сильными считались фигурки,  изображающие умершую родственницу – шаманку. В отличии от других хэхэ, мяд пухуця положено было делать только бескровные жертвоприношение. Это характерно для духов – покровителей женщин у всех народов Сибири.

         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                 

                                              Заключение.

            Вы, наверное, уже обратили внимание, что духи моего рода одеты в новую одежду. Совсем недавно, три недели назад, в нашей семье случилось радостное событие – родилась девочка и в знак благодарности наши женщины сшили нашим богам новую одежду, чтобы они и в дальнейшем не оставляли нас.

На этом наша экскурсия закончена, спасибо за внимание!

                                  Список литературы:            

  1. Морозов Ю.А. « Ямал: грань веков и тысячелетий».-Салехард «Артвид», Санкт-Петербург «Русская коллекция», 2000.
  2.  Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. «Ненцы. Уроки предков».-  Санкт-Петербург  «Просвещение», 2003.
  3. Хомич Л.В. «Ненцы».- Санкт-Петербург «Просвещение», 1994.
  4. Хомич Л.В. «Ненцы».-  Санкт-Петербург «Русский двор», 1995.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Музейная экскурсия как средство формирования исследовательской активности учащихся 1 класса (ФГОС НОО)

Музейная экскурсия как средство формирования исследовательской активности учащихся 1 класса (ФГОС НОО)      Со школьной скамьи знакомы нам строки  великого А.С.Пушкина...

Урок по ОБЖ . 2 класс Тема: Экскурсия по городу «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!».

Закрепление правил дорожного движения в ходе беседы, через практическу часть - экскурсию....

Коррекционное занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"

Коррекционное занятие в сенсорной комнате с учениками 1-ых классов с оборудованием темной сенсорной комнаты...

Открытое занятие в сенсорной комнате "Здравствуй, Волшебная комната!"

Конспект открытого занятия с использованием интерактивного оборудования  тёмной сенсорной комнаты "Здравствуй, Волшебная комната!"...

Экскурсия и презентация конкурса экскурсоводов музеев и музейных комнат "Молва идёт о рыбаках, как о мужах известных. И чешуя на их руках, как отсвет звёзд небесных"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»Микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350тел. 8(34940...

Музей в чемодане "«Музейные экспонаты рассказывают: простые вещи солдатских будней». экскурсия

quot;Музей в чемодане"- одна из форм мини-экскурсии. Это мобильный музей. Экскурсию можно проводить в классе, на любой площадке....