«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С МУЗЕЯМИ ГОРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)»
статья
Музей обладает целым рядом достоинств, отличающих его от других учреждений культуры. Для детей с нарушением слуха эти особенности – возможность получить эстетическое удовольствие и новую информацию. Посещение музеев значительно расширяет возможности сурдопедагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием учащихся с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для педагогов и родителей | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
(НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С МУЗЕЯМИ ГОРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)»
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Таким образом, можно сделать несколько выводов:
- во-первых, музей – очень сложный феномен и дать ему исчерпывающее, бесспорное и всех устраивающее определение нелегко;
- во-вторых, понимание музея как средства приобщения к культурным ценностям можно считать утвердившимся, поскольку, являясь формой существования традиций в культуре, музей, становится своеобразным осознанием себя в традиции и может научить «как думать, чувствовать и действовать в обществе» (М.Мид). Поэтому, приобщение к культуре средствами музея становится и острой социальной потребностью, от решения которой зависит в значительной степени выживание нашего общества и сохранение его культурно-исторической памяти.
Как свидетельствуют исследования (А.Г. Бойко, Н.Р. Вдовина, О.И. Карпухин, И.М. Коссова и др.) музеи играют важную и значительную роль в формировании личности. Они, являясь центром хранения историко-культурного наследия, способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории.
Образовательная среда музея не только расширяет кругозор и дает определенные знания, но и является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствуя формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры.
Образовательная среда, являясь открытой системой, обладает целостностью и динамичностью, способностью к саморазвитию. Образовательная среда музея, как часть социокультурного пространства, объединяя элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, является средством формирования культурного опыта личности.
Н.П. Макарова утверждает, что среда детского музея становится образовательным пространством для младших школьников, когда в его деятельности реализуются обучающая, развивающая и воспитательная функции. На основе этого автор представляет модель образовательной среды детского музея, включающую в себя три основных компонента:
- Материальный, к которому относятся архитектура здания, дизайн внутренних помещений, фондовые коллекции, оборудование, т.е. вещественные компоненты среды;
- Проектно-процессуальный, представляющий программное обеспечение, способы и формы организации людей;
- Личностный, т.е. не овеществленные элементы среды (культурная, психологическая атмосфера) – посетители музея, работники.
Присвоение культурного опыта в музейной образовательной среде в логике: от усвоения знаний, формирования образа до освоения орудийных действий и нравственных норм – осуществляется в специально организованной деятельности, в условиях музея, который не только является хранителем материальных и духовных ценностей культуры общества, но где возможно реальное восприятие и освоение социокультурного опыта и знаний прошлых поколений через знаковые системы, музейные предметы, экспозиционные материалы, «культурные тексты» (культурно-исторические памятники, здания, книги, рукописи, интерьер, картины и др.), научно-вспомогательный материал.
«Сегодня музей – это не только носитель культурных традиций, но и мощное средство воспитания и образования человека», это не просто место для проведения досуга, но, прежде всего пространство реального соприкосновения с опытом и знанием прошлых поколений.
Направление музейной работы в системе социокультурной деятельности с детьми с нарушением слуха
Говоря о ребенке с нарушениями слуха, Л. С. Выготский отмечает, что все культурное развитие такого ребенка будет протекать по иному руслу, чем нормального, и качественный характер развития в обоих планах будет существенно различным, так как дефект создает одни затруднения для органического развития, а другие – для культурного. В связи с этим часто нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие особого ребенка».
Систематические посещения музеев дают возможность формировать личность ребенка через приобщение к миру искусства и исторических памятников.
Посещение музеев, содержание бесед должно быть таким, чтобы оно помогло ребенку, имеющего нарушение слуха, создать в своем воображении целостную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на тупи постижения культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства.
Посещение музеев с детьми создает условия для решения следующих задач:
- приобщить детей с нарушениями слуха к познанию культурных ценностей через посещения музеев;
- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, то есть оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре по средствам общения с памятниками истории и культуры;
- формировать способности к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
- формировать потребности и навыки общения с памятником, с музеем;
- развивать способность к эстетическому восприятию и сопереживанию;
- формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Известную сложность представляет проблема отбора и последовательность тех исторических и культурологических фактов, которые в своей совокупности и должны воссоздать в сознании ребенка целостный процесс возникновения, становления и развитие окружающей действительности. На помощь приходят музеи разного профиля (исторические, художественные, естественно-научные, литературные и т.д.), изучение экспозиций которых в комплексе способствует возникновению единой и гармоничной картины мира.
Музей обладает целым рядом достоинств, отличающих его от других учреждений культуры. Для детей с нарушением слуха эти особенности – возможность получить эстетическое удовольствие и новую информацию. Посещение музеев значительно расширяет возможности сурдопедагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием учащихся с нарушением слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и выпуск публикации о достопримечательностях САНКТ-ПЕТЕРБУРГА в прикладной программной среде Paint
Занятие проводится в виде заседания редакционного совета газеты «Всё о Петербурге»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
"Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха"
"Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха"....
Опыт создания мотивирующей образовательной среды на примере урока по йоге.
Урок по йоге матевирует детей к образовательной деятельности....
"Создание специальной развивающей среды для детей с нарушением слуха в начальной школе" (из опыта работы)
Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, формирование основ жизненной компетентност...
Статья на тему «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С МУЗЕЯМИ ГОРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА)»
Музейная образовательная среда как средство формирования культурного опыта личности ребенка с нарушением слуха....
СТАТЬЯ «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С МУЗЕЯМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.»
Для педагогов начальной школы и родителей....