Особенности воспитания обучающихся начальных классов в группе продлённого дня через игровые технологии
статья

В данной статье описываются основные виды групповых игр, которые можно использовать воспитателем в группе продлённого дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности воспитания обучающихся начальных классов

через игровые технологии

   Игры являются универсальным средством познания детьми окружающего мира, творческого развития, так как они сочетают в себе как игровую, так и учебную задачу. Игра в начальной школе является своеобразной точкой пересечения целенаправленной деятельности воспитателя группы продлённого дня и потребностей ребенка. Разнообразие функций развивающих игр предлагает полное влияние на развитие личности. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают различные аспекты жизни, в частности отношения взрослых, и совершенствуют свои знания об окружающей действительности.

   Необходимо отметить, что если для детей игра – это веселое развлечение, то для педагогов данная форма обучения – сложная работа, которая требует порой немалой предварительной подготовки, выполнения ряда упражнений и огромного стремления сделать процесс обучения веселым, увлекательным и эффективным.

   А чтобы добиться этого воспитателю группы продлённого дня приходится учитывать не только личностные и психологические, но и физиологические особенности детей, проявляющиеся во время игры и непосредственно влияющие на ее ход и результаты. Это делается для того, чтобы дети могли с максимальной пользой использовать в реальной жизни полученный в процессе игры опыт. Ведь физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны, и учитывая этот факт, воспитатель может при помощи активных занятий одновременно воздействовать как на внешне проявляющиеся качества ребенка (сила, ловкость, подтянутость), так и на внутренние его особенности (ум, воспитание).

Игровые формы обучения. Особенности игровых технологий.

   Существует три группы игр, на которые сегодня опираются педагоги в воспитании детей младшего школьного возраста:

• игры, связанные с функционированием абстрактного мышления,

• игры, направленные на формирование, закрепление и развитие «образа я»,

• игры, рассчитанные на управление собственной памятью.

   Итак, первая и наибольшая группа детских игр связана с развитием у школьников абстрактного мышления, которое можно наблюдать даже у младенцев на первом году жизни (отметим, что абстрактное мышление развивается задолго до появления речи как способа выражения своих мыслей). Такие игры основаны на предоставлении ученикам определенных наглядных пособий для их дальнейшего логического анализа, определения их основных свойств и качеств, изучения форм и последующего представления этих предметов в пространстве.

   Вторая группа игр, направленная на формирование у детей «образа я», служит для укрепления чувства собственной идентичности и самосознания. Известно, что дети раннего возраста не проводят границ между собой и окружающим миром. Они ощущают себя единой его составляющей, зависят от него, а потому абсолютно не боятся потерять самого себя и свою индивидуальность. На этом факте и основаны игры, формирующие индивидуальные качества личности, развивающие присущие конкретному ученику способности до тех пор, пока маленький человек не осознает свое отличие и идентичность.

    Третья группа воспитательных игр служит для развития памяти ребенка. А если быть точнее, то такие игры прививают навыки воспроизведения впечатлений и способствуют их репродукции. Данные игры считаются особенно необходимыми именно для дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как эта категория ребят еще не научилась контролировать свою память и постоянно освежать в ней те или иные впечатления. Память, как известно, необходимо тренировать. Ролевые игры, постановочные игры, соревнования, конкурсы, игры на внимание и память помогают педагогам сформировать у учеников важный навык репродукции моментов и впечатлений, который пригодится им в будущем.

   Еще один значимый момент в игре – её коллективный характер. Пожалуй, нет ни одной по-настоящему интересной и полезной игры, рассчитанной на одного человека. А это значит, что в игре дети учатся общаться, уступать, отстаивать свое мнение, проявлять заботу о других, демонстрировать свои знания и умения, позиционировать себя в обществе и многому другому.

   Таким образом, можно сделать вывод, что игра, как один из излюбленных видов деятельности детей, помогает педагогу-профессионалу не только наладить контакт с учениками, но и эффективно организовать воспитательный процесс. Своевременное внедрение той или иной игры значительно облегчает обучение, развитие и воспитание.

    В заключение можно отметить, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации обуславливает то, что обучающиеся, увлеченные игрой, неосознанно приобретают определенные знания, умения и навыки, а применение игровых технологий позволяет сделать обобщение, осознать правила, которые только что усвоили, закрепить, воспроизвести полученные знания в системе каких-либо отношений, что способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, и является для воспитателя группы продлённого дня одной из важнейших целей работы. Исходя из этого, игровая технология воспитателя должна строиться как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, характером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Патриотическое воспитание обучающихся начальных классов"

Работа с родителями остаётся одной из важнейших в деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, знания психологии и педагогики. Такое важное направление как гражданско-патриотическое во...

Методическая разработка в помощь учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня.

Мероприятие составлено в форме концертной  программы с несколькими видами конкурсов, направленных на развитие мышления,     которые проводятся с помощью слайдовой презентации. Сцен...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2020 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2020 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

План-программа и отчет по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии в рамках методического объединения учителей начального общего образования в 2021 году

Представлены программа и отчёт по реализации эколого-просветительской деятельности и экологического воспитания обучающихся начальных классов гимназии  в 2021 году...

Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность

Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность"  с приложениями...