Конспект занятия "Я и мое имя"
план-конспект занятия (4 класс)

Занятие  по  внеурочной деятельности  "Я-гражданин" разработано для слабослышащих детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moe_imya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Я и моё имя.

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей.

Задачи:

  1. обучить детей правильно и полно называть имена;
  2. развивать речь, кругозор, внимание, любознательность;
  3. воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;
  4. коррекция всех мыслительных процессов.

Словарь: тезки, отчество, право на имя

Оборудование: ИСА, тетради, карточки, картинки с героями

Ход

  1. Орг. момент.

Внимательно послушайте загадку, и догадайтесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя

  1. Осн. часть.

Тема нашего занятия «Я и моё имя». Мы должны узнать, что такое имя, для чего оно нам нужно.

А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого).

Правильно, имена помогают отличать одного человека от другого.

А) Игра «Расшифруй слово»

У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и напишите это слово. (Дети пишут свои имена).

Замечательно. Ух, какие вы догадливые! Молодцы, ребята, всё угадали У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей) Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

(Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь).

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Ваши имена звучат по- разному. Например: Оля – Ольга.

Давайте поиграем в игру, я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя (воспитатель бросает ребенку мяч, называя сокращенное имя, ребенок возвращает мяч, называя полную форму имени).

Кирилл–

Саша –

Саша–

Вероника–

Роза–

Вот какие красивые у вас имена. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое. Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

 - Вероника, как зовут твоего папу? (Алексей). Значит, твое отчество Алексеевна. Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество по очереди. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим. Ребята, а вы знаете, что означает слово «тезки»? (Ответы ребят.)

Правильно! Тезки – это люди с одинаковыми именами. Кто носит ваше имя?

Б) Физминутка.

1, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. (Дети ходят врассыпную).

По извилистым дорожкам (Идут змейкой за ведущим).

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели (Повороты головы вправо, влево).

И на корточки присели. (Присесть на корточки).

Встали дружно, потянулись (Стоя на носочках, потянуться, руки вверх).

И, как кошечки, прогнулись. (Выпрямить спину).

А теперь прыжки на месте (Прыжки на месте).

И похлопаем все вместе (Хлопки в ладоши).

Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка.

Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дюймовочка- очень маленькая девочка, всего рост с дюйма.

Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу: (открывается табличка на доске)

Не имя красит человека, а человек имя.

Как вы понимаете эту пословицу?

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья. И, может быть, чьё - то ваше имя прославится за добрые дела и поступки.

Вы учитесь в одной школе, в одном классе. Я расскажу вам, что приключилось в одном классе.

         В) Упражнение "Закончи рассказ". 

Жила-была девочка. Имени я ее не помню. Только произошла с ней такая история. Играли девочки вместе во дворе и поссорились. Одна из них даже перешла в другую школу. Стали ей девочки и мальчики дружбу предлагать. Подойдет один — девочка говорит: "Не буду с тобой играть, ты — тощий, как велосипед!", другому сказала:" У тебя шея, как у жирафа!", девочке с голубыми глазами и светлыми волосами сказала, что она белобрысая. Ларису назвала "крысой", Олега — "очкариком", а дальше—больше. В классе появился Вовка — морковка, Олька — полька и т. д.

— Что произошло дальше? (Дети продолжают историю и объясняют, почему такой конец).

Всем было неприятно, когда девочка давала прозвища. У каждого есть имя, данное ему при рождении. Ребята, никогда никого не обзывайте.

А ведь ваши имена тоже что-то означают. Сейчас вы представите свое имя. По - одному будете искать лучик от солнышка, на котором написано ваше имя, называть, что оно означает и прикреплять к солнышку.

Посмотрите, как засверкали ваши имена в лучиках солнышка! Солнышко согреет теплом нашу группу, и все станут добрее и терпимее друг к другу.

А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми.

  1. Итог.

 Так, о чем мы сегодня говорили с вами? Что такое имя? Что означает твое имя? Как будем обращаться друг к другу? (по имени, никаких кличек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...