Игровая программа "Час толерантности"
классный час (3 класс)

Никитина Татьяна Сергеевна

Знакомство учащихся с понятием "толерантность", толерантное отношение" через упражнения "Волшебный микрофон",  "Комплименты", "Изгой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_tolerantnosti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

         

                   Сценарий игровой программы  «Час  толерантности»

                                                            

                                                             Составитель: Т.С.Никитина,

                                                          Учитель начальных классов

                                                                            ГБОУ СОШ №458 г.Санкт-Петербург


                       

                                                   

                             

Цель:  познакомить с понятием толерантность и основными, относящимися к нему, категориями: терпимость, милосердие, сострадание, прощение, сопереживание, принятие, доброта.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»;
  • Учить понимать проблемы других людей;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Воспитывать стойкое неприятие всякого насилия, воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Оборудование: оборудование для демонстрации презентации, презентация «День Толерантности», микрофон, волшебная палочка. Музыкальные композиции: «Родина моя», «Большой хоровод», ватман, ножницы, карандаши, клей, фишки.

Участники: дети от 5-ти до 18-ти лет.                                         

                                                    Ход занятия

    Дети входят в зал под музыкальную композицию «Родина моя».

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас на праздник, радости, дружбы, терпения и уважения. 16 ноября отмечается Международный День толерантности. Сегодня мы с вами узнаем, что же такое толерантность и как стать толерантным человеком. За активное участие и за правильные ответы будут выдаваться фишки. И в конце нашего праздника, подсчитав фишки, мы узнаем, кто же из нас самый активный и эрудированный. Итак, что же такое толерантность, кто знает? (Ответы детей). Толерантность – это качество личности. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют два или несколько человек, которые отличаются друг от друга цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением, привычками и т.д. Толерантным считают такого человека, который принимает другого таким, какой он есть, не осуждая его и не смеясь над ним.

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это всё земное.

То, на чём стоит планета вся!»

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы.

Открывают что-то где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета, крови не твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

Давайте мы с вами подумаем: как же нам стать толерантными? (Предположения детей).

1. Принимать людей такими, какие они есть, какими их создала природа;

2. Уважать чувства и интересы других людей;

3. Быть добрым, милосердным, отзывчивым;

4. Помогать в беде, проявлять сострадание;

5. Быть терпимым к чужим мнениям, верованиям и поведению;

6. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Сегодня во многих точках планеты идёт война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней и смерти. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощи. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам. (Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев). Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чём не повинный народ. Сегодня беда коснулась одних людей, где идут войны, а завтра беда может коснуться нас. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. К сожалению, ещё не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придёт время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться и конфликтовать.

Чего ради нам ненавидеть друг друга?

Мы все заодно, живём на одной и той же планете,

Мы – экипаж одного корабля.

1 ребёнок:

Толерантность – это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасение.

2 ребёнок:

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда, 
Закрепи ты в мире!

3 ребёнок:

Доверяй своим друзьям!
Будь терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

4 ребёнок:

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга, 
Если дружбы в сердце нет!

5 ребёнок:

Очнитесь, люди! Мы же все равны!

Душа ведь не имеет цвета кожи.

Мы – граждане одной большой страны.

Земля ей имя. Нет её дороже.

Очень часто бывает, что ребята, которые живут в одном доме, дворе, учатся в одном классе несколько лет – очень мало знают друг о друге. Не знают, кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда хорошо знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, понять его, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять и принять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо, то и терпимость. Надо учиться жить, не ущемляя, как своих интересов, так и интересов других людей. Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые помогут нам стать дружными и терпимыми друг к другу и окружающим нас людям.  Пусть сегодня каждому из нас станет тепло и радостно от наших улыбок.

Упражнение «Волшебный микрофон».

Все встают в круг. Каждый, кто получает микрофон, отвечает на два вопроса:
• Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?) 

• О чём вы мечтаете?

Ребята, что нового вы узнали друг о друге?  Что вас удивило, что понравилось? Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только на занятиях. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми –  жить на свете было бы просто не интересно.

Упражнение «Комплименты» 

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нём хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул – узнает о себе много хорошего, все остальные ребята, взяв в руки волшебную палочку, превратятся в добрых волшебников и  расскажут про положительные качества этого человека. После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», обсуждаем с детьми то, что они почувствовали во время этого упражнения.

Упражнение «Изгой» 

Ведущий сообщает каждому ребёнку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило, самому озорному, сообщается слово ворона. Задание детям:

Не говоря того слова, что им сказали, а произнося лишь звуки, которые

издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

Как вы узнали, где ваша группа? Легко ли было найти своих? Обращаясь к вороне: «Почему никто не обращал на тебя внимания?», « Как ты себя чувствовал?» Ребята, почему вы не обращали на него внимания? Хотели ли вы быть на месте вороны? Тяжело ли быть не похожим на всех? Как вы в следующий раз отнесётесь к такому человеку? 

Пословицы и поговорки:

* Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

* Друг познаётся в беде.

* Сам себя губит, кто других не любит.

* Одна пчела мёду не натаскает.

* Один в поле не воин.

* Один за всех и все за одного.

* В согласном стаде и волк не страшен.

* Жизнь дана на добрые дела.

* Научись терпеть в малом – вытерпишь в большом.

* Не рой яму другому – сам в неё упадёшь.

Творческая работа «Толерантный мир».

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. Затем следует обсуждение. Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...) Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, причёской, цветом глаз.) Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, свой внутренний мир. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим, кем то очень любим  и нужен всем остальным. (Наклеиваем изображения на ватман).

Музыкальная композиция «Большой хоровод» (все встают в большой, дружный хоровод. Прощаются.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС) «Что такое толерантность» Возраст: 2 класс

Описание:Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 3...

Игровое занятие по теме: "Толерантность"

материал для занятия с детьми второго класса....

Игровая программа "Путешествие в страну Толерантности"

Цель программы: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.Задачи:1....

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Толерантность!» 1 класс

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ (КЛАССНЫЙ ЧАС)«Я,ТЫ,ОН,ОНА-ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!»  1 класс...

Интегрированное игровое занятие для детей с ЗПР "Что такое толерантность?"

Занятие строится в игровой форме. Для детей с ОВЗ проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из раз...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...

Конспект внеклассного игрового занятия "День толерантности"

В занятии приведены подвижные игры разных народов, в которые можно поиграть с детьми как в школе, так и на улице. С помощью игр дети знакомятся с особенностями жизни народов других республик....