урок – экскурсия «Толерантность – это…».
план-конспект

  • Познакомить воспитанников с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.
  • Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных национальностей.
  • Развивать коммуникативные возможности воспитанников, умения правильного общения в коллективе.
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tolerantnosti.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: урок – экскурсия «Толерантность – это…».

Цели:

  • Познакомить воспитанников с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.
  • Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных национальностей.
  • Развивать коммуникативные возможности воспитанников, умения правильного общения в коллективе.
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности.

Оборудование: 2 сердечка, название улиц, города, слова: Любовь, Доброта, Удача, Красота, Радость, Печаль, Волшебник, картинки русские, мари, удмурты, чуваши,  тексты, клубочек, каравай, солонка, полотенце.

Ход:

 Педагог:

           Всем говорю я:

“Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил  такой прекрасный,
Потому что в нём и ВЫ и Я!”

  1. ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!

Всем разным, но равным!

  1. Всем, желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!
  2. Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот день!

Педагог:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы  очень рады, что собрались здесь сегодня все вместе. Посмотрите в глаза нашим гостям,  друг другу, возьмитесь за руки. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в путешествие по городу, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям – городу Толерантность.

А теперь отправляемся в путешествие.

Педагог:

Перед вами схема путешествия, улицы в нашем городе необычные: улица Доброты, улица Дружбы народов, улица Взаимопонимания, площадь Согласия, улица Крылатых выражений.

Педагог:

Город Толерантность. Что это означает?

  1. - Толерантность - это милосердие.
  2. - Толерантность - это сострадание.
  3. - Толерантность - это уважение.
  4. - Толерантность - это доброта души.
  5. - Толерантность - это дружба.
  6. Толерантность – это сотрудничество
  7. Толерантность  - уважение человеческого достоинства
  8. Толерантность - уважение прав других людей
  9. Толерантность  - признание равенства других
  10. Толерантность  - умение владеть собой
  11.  Толерантность - умение слушать
  12.  Толерантность - способность к переживанию
  13.  Толерантность  - чуткость
  14.  Толерантность - чувство юмора
  15.  Толерантность - доверие
  16.   Толерантность - гуманизм
  17.  Толерантность - взаимопонимание
  18.   Толерантность - самостоятельность
  19.   Толерантность - сочувствие

 Педагог:

Что скрывается за воротами города, нам предстоит сегодня узнать. Давайте войдем и узнаем. Улица Доброты – главная улица города Толерантность. На ней живет сказка.

 Итак: “Жила была сказка” (Сценка)

Автор: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Любовь: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Автор: - Подумал волшебник и сказал:

Волшебник: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Автор: - Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (выходят 5 девочек)

Волшебник: - Вот выбирай. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь: - Они все прекрасны, не знаю, кого и выбрать…

Волшебник: - Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Автор: - Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась .

- А кого выбрали бы вы? Почему?

Автор: - Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Педагог:

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте.

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

Педагог:

Мы попадаем  на улицу Дружбы народов.

На этой улице нас встречают люди разных национальностей. Их в нашей республике проживает около 90. Самые большие по численности народы: это русские, марийцы, татары, чуваши. Каждый народ отличается своей самобытной культурой, традициями, народными промыслами, своим гостеприимством. Хлебом и солью нас встречает русский народ. 

   1.      Русские - основное население Российской Федерации. В республике Марий Эл их проживает  345 тысяч человек.  Главным  занятием русских издавна было земледелие. Землю пахали деревянной сохой, косулей, плугом. В хозяйстве держали  лошадей, коров, овец, реже свиней, а также птицу  кур, уток, гусей. Огородничество у русских было развито слабо. Выращивали картофель, капусту, морковь, репу, лук, огурцы. Занимались кустарными промыслами. Основой питания с древнейших времен был хлеб.  В широком употреблении были щи из свежей и кислой капусты с мясом, рыбой, грибами. Среди напитков  были квас и чай. Мясо русские ели в основном по праздникам. Предпочитали говядину и баранину.

         Марийская земля стала родиной для многих поколений русских, которые не только сохранили здесь национальные черты, обычаи, но и развивали бытовые, семейные, нравственные, культурные традиции. Из поколения в поколение они передавали опыт межнационального общения, сотрудничества и дружбы. Русское население в основном проживает в городе Йошкар – Оле, Волжске, Козьмодемьянске, в Юринском, Килемарском, Медведевском, Звениговском районах. С целью возрождения, сохранения и развития культуры, духовного богатства русского народа, его обрядов, обычаев и традиций в декабре 1997 года был создан Республиканский центр русской культуры.

 (Упражнение “Бутон”).  (Звучит “Волшебная музыка.”)

Педагог:  

– А теперь закройте глаза, представьте себе весенний день, светит солнышко, дует тёплый ветерок, вы сидите на полянке, вокруг вас много-много цветов. Найдите самый красивый цветок. Назовите его своим именем, рассмотрите своё имя. Каждый из вас неповторим. Сделайте глубокий вдох, возьмитесь за руки, вместе поднимите руки вверх. Вот какой получился у нас сад имён! Вместе мы целая поляна!

А теперь крепче возьмитесь за руки. Постарайтесь вместе одновременно встать, не отпуская рук.

– Вот какой расцветающий бутон получился у нас. Бутон нашей дружбы!

 

А теперь отправляемся в гости к марийскому народу. 

  1. Марийцев  проживает в республике  312 тысяч  человек.  Они принадлежат к финно – угорской языковой семье. Марийцы делятся на три группы: луговые, горные, восточные.

С  древних времен марийцы занимались охотой, рыболовством, собирали ягоды, грибы, разводили пчел, держали коров, овец, свиней, кур, уток, гусей. В огородах выращивали картошку, рожь, лен, коноплю. В старину из конопли и льна марийцы ткали ткань, из которой потом шили одежду. Праздничная одежда марийского народа была белого цвета, и ее украшала красивая вышивка.  Праздники в марийских деревнях были веселые: с угощениями, играми, состязаниями.. Мальчики и мужчины соревновались в ловкости и силе, девочки и девушки демонстрировали свое умение и мастерство в вышивке, в приготовлении национальных блюд. Самые известные из марийских блюд — вареники-подкоголи, блины-команмелна, ватрушки.

             Своей напевностью и мелодичностью отличаются марийские песни.

Марийская песня

3.        Республика Марий Эл стала родной для многих поколений удмуртов. В республике их проживает 2 тысячи человек. Они принадлежат к финно – угорской языковой семье. В основном проживают в Мари – Турекском районе республики.  Традиционным занятием  удмуртов  было земледелие. Выращивали морозоустойчивые зерновые культуры. Меньшую роль играли огородные культуры — капуста, огурцы, редька. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу. Занимались  охотой, рыболовством, пчеловодством, лесными промыслами, а также прядением, ткачеством. Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, почти вся была домашнего производства.

         Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. В традиционном питании удмуртов преобладал  хлеб, разнообразны были супы, каши, напитки. Мясо употреблялось в качестве приправы. В небольшом количестве потреблялось молоко и молочные продукты. В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, заклинаниями. Широкое развитие в среде удмуртов получило песенное и танцевальное искусства, пение и танцы сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – гуслях, свирелях, волынках.

          Удмуртский танец.

  1. Приятно оказаться в гостях у чувашского народа. На территории республики их проживает 7 тысяч  человек. Чуваши, как и марийцы, занимаются пчеловодством. Посуду они изготовляли из глины и дерева. Чуваши очень любили украшать резьбой мебель, деревянную посуду, ворота.  Чувашские девушки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами. У чувашей есть много сказок, пословиц, поговорок, песен и танцев. Чуваши пели песни во время посиделок, хороводов, гуляний и праздников. Они играли на таких инструментах, как волынка, гусли, барабан и гармонь. Чувашские праздники сопровождались национальными играми. В одну из них предлагаем поиграть и вам.

А теперь мы находимся на улице Взаимопонимания

Предлагаем вам заглянуть в библиотеку и узнать. Что обозначает слово толерантность на разных языках мира

  1. На испанском языке – толерантность это способность признавать чужие идеи и мнения;
  2. На английском языке – толерантность это готовность быть терпимым, снисходительным.
  3. На китайском языке – толерантность это быть великодушным по отношению к другим  людям.
  4. На русском языке – толерантность это способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, спокойным).

Педагог:

Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры и споры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Ведь не имеет значение к какому народу принадлежим. Мы все жители планеты Земля, граждане единого человечества.

1 чтец:

    На Земле под синим небосводом

    Создано немалое народом.

    Разных стран, обычаев, культур.

    И любой народ велик и мудр.

2 чтец:

    Будь толерантен – попросту терпим,

    К культурам и обычаям иным,

    Все в мире важно, все его лицо

    И все достойно быть, в конце концов.

 (Игра «Клубочек»)

Педагог:

Давайте  поиграем в игру. У меня в руках клубочек (передавая и разматывая клубочек другому нужно назвать положительное качество своего соседа ему на ушко) Например: Ты самый добрый.

Педагог:

Что же у нас получилось. Мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот также связаны между собой люди в обществе.

Педагог:

Вот и заканчивается наше путешествие по городу Толерантность, возвращаться мы будем по улице Крылатых выражений. Эта улица украшена плакатами, на которых написаны мысли выдающихся мудрых людей. Давайте прочитаем их.

  • Добру человек у человека учится.    Ч. Айтматов.
  • Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.    А.Н. Толстой.
  • Доброму все друзья.
  • Кто добро творит, того Бог благословит.
  • Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
  • Педагог:

Вот мы и очутились снова на улице Доброты. 

   

Оздоровительная минутка “Сотворим в себе солнышко дружелюбия”.

Педагог:

 – Ничто живое не может жить без тепла, так и настоящий человек не может жить без крепкой и верной дружбы.

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет.

Давайте сотворим в себе солнышко нашего дружелюбия.

(Звучит “ Волшебная музыка”)

Педагог:

– Закройте глаза.

– Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь, Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт добро. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к вашим звёздочкам лучики, несущие  милосердие, сострадание, уважение,  доброту,  дружба, сотрудничество,  уважение, чуткость,  доверие, гуманизм, взаимопонимание, самостоятельность, сочувствие. Звёздочка стала большой, как солнце.... Оно несет всем тепло. Это звёздочка вашего     дружелюбия. Откройте глаза. (убрать тучку)

 – Частичку своего дружелюбия подарите друг другу. (руки перед собой)

-Мы разные?  

-Мы равные?  
-Нам нет  преград для дружбы?
-Друг друга будем уважать?

-Нам ссориться не нужно!

Песня

«Дети Земли.»

 Ля-ля-ля

  1.  Нет ничего прекрасней на планете

 Минуты той, когда смеются дети.

     С тобой мы очень разные, но все же

 Улыбками своими так похожи!

 Я руку протяну тебе навстречу,

       И станет наша дружба только крепче!

       И пусть не огорчают расставанья,

      Ведь дружбе не помеха расстоянье.

Припев: Мы такие разные –

В этом весь секрет!

Разрисуем красками

Этот белый свет!

Мы такие разные,

Дети всей Земли!

И наполнить радостью

Землю мы смогли!

И наполнить радостью

Землю мы смогли!

  1. Мы вместе соберем со звезд улыбки,

И рассмешим планету без ошибки!

И вся она засветится от счастья,

   В погожий ясный день и в день ненастья!

Ля-ля-ля

Припев:2 раза

Итог занятия.    Рефлексия.

Педагог:

Мы надеемся, что наше мероприятие даст начало той большой дружбе, которую вы пронесете через всю школьную жизнь.

Автор: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Любовь: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Автор: - Подумал волшебник и сказал:

Волшебник: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Автор: - Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (выходят 5 девочек)

Волшебник: - Вот выбирай. Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь: - Они все прекрасны, не знаю, кого и выбрать…

Волшебник: - Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Автор: - Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась .

- А кого выбрали бы вы? Почему?

Автор: -Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....