Патриотическое воспитание—проблемы и подходы
статья

Камалов Айдар Ленарович

Рассматриваются особенности и  проблемы сегодняшнего патриотического воспитания молодежи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание—проблемы и подходы.

Какова цель патриотического воспитания? Вырастить  и поддержать  такое сознание у человека, которого волнует судьба своей Родины, который умеет гордиться своей Родиной, несмотря ни на что,  который готов преодолеть трудности, проживая их вместе со страной. Итог этого процесса  зависит от того, в  чьих  руках  он находится.  

В контексте темы возникают мысли о том, насколько вообще возможно сохранение того исторического наследия ценностных ориентиров, которое нам досталось от предков,  и даже не очень далеких?

Посмотрите на окружающий нас мир! Мы—россияне. Сегодня в  мире —жестко и остро! Рушатся традиционные человеческие ценности, границы становятся проницаемыми, ломаются стереотипы, складывавшиеся десятилетиями. Вызовы современного мира связаны с жестким давлением на нашу страну, наш менталитет, нашу психологию, которые вырабатывались веками, трансформировались стремительно, в последние десятилетия, но в русле общего  национально-межнационального развития.  На естественное развитие социально-экономическое накладывается искусственное давление со стороны, и вот уже мы видим как  среди молодежи формируются новые стереотипы, новые ценности.

Уже становится проблемой возможность передать наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры.  Обратим внимание,  «книжная культура» постепенно вытесняется  электронной. Сам процесс необратим, наверное, это надо принять, но что он несет новому поколению? Чтение книг перестало быть нормой, вместо долгого чтения книжного текста с вдумчивыми размышлениями автора и подсознательным осмыслением прочитанного, развития воображения — короткие, сжатые электронные тексты информации, как правило, разрозненные,  где для раздумий и размышлений немного места и времени.  Формируется, а может уже сформировалось «смс-поколение».

В последние десятилетия в воспитания подрастающего поколения, к сожалению, возникли проблемы. Трудности  в развитии страны ощутила на себе и система образования, и система воспитания. Думается, что это не вакуум, а своеобразная переоценка ценностей  своей страны, способным противостоять негативным воздействиям агрессивной внешней среды.

Особая роль в наше переломное время по-прежнему принадлежит школе, которая, несмотря на все трудности в развитии страны, ломку человеческих отношений,  наверное, сохранила себя, как главное звено в воспитательном процессе, сохранила связь поколений, .

Школа на сегодняшнем этапе  развития объединяет и  инновационное, востребованное современными реалиями  поле деятельности, и современного ученика и современного учителя, которые вынужден,  согласно требованиям времени меняться и менять свой подходы к образованию.  Гигантское расширение источников информации, возможность «по клику», мгновенно  получить необходимые сведения,  с одной стороны, создает огромные возможности, с другой, создает массу проблем. «Застрять» в интернете, уйти в игровую жизнь, выключившись из реальной,  завязнуть в массе информации и не суметь во всем этом разобраться самостоятельно, получить в «поводыри по жизни» неизвестного «интернет-воспитателя» -- вот немногие из тех проблем, с которыми столкнется юная душа.  

Поэтому нам, учителям, придется и приходится меняться вместе со временем, искать новые, подходящие под современные требования, подходы в образовании и воспитании,  изучать язык молодежи, компьютерную грамотность, новые способы самовыражения молодой личности

Но, как показывает практика, не бездумная погоня за инновациями «по всем направлениям» ради «соответствия  времени», а вдумчивое сочетание  в разных пропорциях, и не всегда в пользу  новомодному электронному увлечению, даст наилучшие результаты.  Время и практика могут постепенно сглаживать противоречия, «лед и пламень» могут соединиться.

Разве можно отодвинуть на задний план школьные музеи? Живые экспонаты, несущие в себе рисунок, запах, чувство времени? Как заменить настоящую полноценную поездку по местам боевой и трудовой славы, историческим местам  виртуальной экскурсией? На то она и называется полноценной.

 А школьные традиции – мероприятия в стенах и за пределами школы, посвященные знаковым событиям истории, тематические уроки,   экскурсии и походы, спортивные соревнования, вахты памяти,  митинги, организация почетного караула у памятника погибшим фронтовикам, где у многих фамилии такие же как у юных участников почетного караула?  Все они  знакомят учеников с важнейшими   ценностями, которые надо прочувствовать, пропустить через внутренний мир, соединить с семьей и через него с историей своей малой и большой Родины.

В 2000 г. мне пришлось посетить США  по программе изучения американской системы образования. Наша делегация посещала американские учебные заведения разного уровня, школы, колледжи. Нам демонстрировали чрезвычайно высокий уровень технической оснащенности учебных заведений, почти полную компьютеризацию классов, электронные журналы классов. Нас учили составлять различные проекты.  Но когда мы показали то разнообразие наших проектов, мероприятий, тематическое и содержательное, которое было у нас, американские кураторы признались, что им нечему нас научить в этом направлении.

При нашей школе работает геологический клуб «Геона», который собрал уже несколько поколений ребят, активно изучающих родной край.  Интересный опыт для работы и патриотического воспитания.  Работа клуба предполагает  и изучение исторического наследия в крае. Например, у нас—исторические места, связанные с именами Петра I,  поэта Е.А.Баратынского, ряда известных людей края. Есть замечательные архитектурные памятники, с учетом которых членами клуба разработан  туристический маршрут по историческим местам Заказанья, налажено сотрудничество с организацией «Благая весть» по изучению геологии и истории приказанских земель, ребята постоянно принимают участие в  тематических конференциях.  Живое прикосновение с  элементам истории само   играет большую воспитательную роль.

Активная гражданская позиция ценна сама по себе. Но она формируется. Патриотизм и любовь к Родине не возникают внезапно, Это годы и годы упорного педагогического труда с участием самых разных людей. И это не только школьные педагоги. Педагогическое воздействие со стороны семьи, старших товарищей, представителей разных государственных и общественных учреждений, ветеранов труда, ветеранов военных событий, старшее и старое поколение, которое помнит проблемы и трудности военного и послевоенного времени—все это то живое, что свяжет сегодняшнего молодого человека с историей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Терминологический словарь основных понятий темы «Комплексный подход к применению средств, форм и методов патриотического воспитания»

В данном словаре в алфавитном порядке собраны основные понятия по теме патриотического воспитания для учащихся начальных классов и их родителей. Словарь можно подразделить на две части: Родители и уче...

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из сво...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе, поиск и разработка инновационных методов и подходов.

В современных условиях идея патриотизма должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются значимые чувства, убеждения, устремления детей, ее готовность и способность к активным действиям для бла...

Духовно-нравственные воспитание: проблемы и решения. Из опыта работы

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию, но ценности личности, впервые начинают формироваться в семье. Во многих семьях воспитание опустилось до уровня материальн...