Классный час по теме "Толерантность"
классный час (1 класс)

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка классного часа29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

В связи с актуальностью данной проблемы мной была разработана игра для учащихся начальной школы «Страна Толерантности».

Практическая значимость игры состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить воспитанников толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию детей, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель игры: Воспитание культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Задачи:

Обучающие:

1) Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;

2) Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

3) Диагностика различий среди участников тренинга.

Развивающие:

4) Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

5) Развитие творческого потенциала воспитанников.

Воспитательные:

6) Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

7) Формирование атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в коллективе.

Методы работы:

Беседа, игра, упражнения, методы арт- и музыко-терапии, работа в группах, диагностическая методика, релаксация, творческие задания.

Возраст участников: учащиеся 7-12 лет

Материалы и оборудование:

• мультимедийное оборудование, презентация;

• CD-проигрыватель,музыкальное оформление: песни - " Из чего наш мир состоит", Семицветик – «Дети земли»«Дорога добра»«Дружба» в исп. гр. Барбарики,; «Улыбка», музыка из к/ф «Усатый нянь»«Дети Земли».

• тексты стихов - Б. Заходер «Мы – друзья»; Акрамова Галия из Башкортостана «Люди на свет рождаются разными.», Л. Полякова «Быть легче добрым или злым?».

• карточки с проблемными ситуациями для каждого участника.

• шкатулка с зеркалом.

• обруч с лентами.

Структура занятия:

1)Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.

2) Второй этап –теоретическо-практический: знакомство с темой игры, игровые и творческие задания;

3)Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.

В результате занятия дети смогут:

формулировать и понимать, что значит понятие "толерантность"; пояснять, почему терпимость является необходимым условием сохранения мира (в коллективе, в обществе, в мире);

прогнозировать, разрабатывать и претворять в жизнь пути решения конфликтов;

выражать собственную позицию.

При проведении и реализации таких игр я жду от воспитанников следующих результатов:

• понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;

• развития терпимости и уважения к разным людям;

• формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;

• умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;

• развития творческого потенциала.

Ход проведения игры:

Первый этап

На экране презентация

1 СЛАЙД

Дети заходят в зал под музыку (песня " Из чего наш мир состоит") и рассаживаются на свои места.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что мы собрались здесь, сегодня все вместе. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в страну, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям – страну Толерантность.

Страна Толерантность. Что это означает? Что скрывается за воротами этой страны, нам предстоит сегодня узнать. Путешествуя по стране Толерантности, мы отдохнём, поиграем и споём, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.

На пути нам встретятся необычные города: город Дружбы народов, город Доброты, город Взаимопонимания, город Согласия, город Улыбка, город Мудрецов, город Загадок.

И первый город на нашем пути – город Дружбы народов. Посмотрите, из окон выглядывают дети разных стран. Да вот же они (слайд 2) жители разных стран.

- Попробуйте найти сходства, которые сближают и роднят детей разных стран.

Дети: У всех есть нос, рот, глаза, уши, пять пальцев на руке.

- Посмотрите, какие эмоции на лицах.

Дети: Они радуются, веселятся, улыбаются.

- На Земле проживает более 3000 народов. Каждый из них отличается от других своей культурой, песнями, танцами, языком, на котором люди думают и говорят.

Вы знаете, что приветствия разных стран особенные. Я приглашаю вас всех в центр. Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из другой страны и я предлагаю всем вам под звучащую музыку поздороваться, используя разные способы приветствия своих товарищей.

- Задание понятно?

Задание 1Демонстрация приветствий разных стран. Учащиеся получают карточки с приветствиями из разных стран и выполняют действия.

• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

• потереться носами (Новая Зеландия);

•пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

• показать язык (Тибет);

• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Итак, начали…

(звучит песня группы Семицветик - «Дети з емли»)

- У всех получилось? Интересно было?. Спасибо.

Есть ценности, которые существуют независимо от человека: небо, природа, солнце, – и ценности, непосредственно связанные с человеком и его жизнедеятельностью. Все они помогают человеку не только жить, но и стать лучше – духовно, нравственно более совершенным. Вот, например, ДРУЖБА. Какое хорошее, доброе слово! Наверно, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу. Дружба – это бесспорная общечеловеческая ценность!

- Кто с кем может дружить?

Дружить могут дети и взрослые, люди на разных концах Земли, дружить могут народы разных стран. Многие народы в нашей стране и в нашем крае живут в мире и согласии, помогают друг другу в беде, вместе празднуют радостные события.В народе говорят:

«Если дружба велика – будет Родина крепка»

«Народная дружба и братство дороже всякого богатства»

Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов, нападавших на Россию.

- Чтобы понимать друг друга, не враждовать, мы должны проявлять доброту, гуманность, милосердие, терпение.

-А вы сможете назвать, одним словом, синоним к этим понятиям?

А вот этот синоним и есть слово «Толерантность»

Толерантность – это милосердие

Толерантность – это доброта души

Толерантность – это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение

Послушайте, какое стихотворение написала девочка Акрамова Галия из Башкортостана

Люди на свет Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Да, действительно все дети на планете разные, дети разных национальностей и разного цвета кожи, дети, разного вероисповедания и, говорящие на разных языках, дети, живущие в разных условиях. И поэтому мы с Вами должны с уважением, и пониманием относится к таким разным, не похожим друг на друга детям, быть терпимыми и толерантными к различиям.

- Нельзя судить о человеке по его принадлежности к этой или иной расе или народу. Судить о человеке надо по его поступкам.

А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

Я вижу перед нами город Доброта. Давайте туда заглянем.

У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

Подумайте и выберите, какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля. (Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, подчеркивают их на фигурке человека)

добрый сильный преданный

весёлый улыбчивый чуткий

смелый честный внимательный

агрессивный злой нечестный

равнодушный лживый раздражительный

А каким быть легче – добрым или злым?

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один. (Л. Полякова)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, вы со мной согласитесь, что нужно учиться доброте.

Давайте с вами зажжем солнце Доброты.

Дети берут обруч, к которому привязаны желтые ленты – лучи, образуют «солнышко» и по очереди называют качество, помогающее жить в мире со всеми.

Что же у нас получилось. Мы все связаны друг с другом. Вот также связаны между собой люди в обществе. А чтобы люди понимали друг друга нужны правила, которые мы сейчас составили.

Как вы думаете, почему мы зажгли солнце доброты?

- Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в город Загадок.

Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать.

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать.

• Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

• Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

• Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

• Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холле?

• А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

• Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

• Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

• Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

Впереди город Взаимопонимания

Звучит стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья»

С виду мы

Не очень схожи:

Петька толстый,

Я худой,

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том,

Что он и я -

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем.

Даже вместе.

Отстаем!

Дружба дружбою,

Однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

— Что-то, Вова,

Позабыл! — И я забыл.

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

— Я как тресну!

— Он как даст!

— А я как дам.

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

— Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

- Ребята, скажите, пожалуйста, отчего это такие закадычные друзья повздорили?

- Мы все разные, даже друзья и поэтому мы должны научиться слышать, понимать и чувствовать друг друга.

- Ну что ж, давайте поиграем в игру «Пойми меня» и поучимся понимать и чувствовать друг друга.

- Я приглашаю вас построиться в шеренгу. Игроки каждой команды выстраиваются спиной к ведущему в затылок друг другу. Первый игрок поворачивается к ведущему, который показывает заранее подготовленный несложный рисунок (цветок, домик и т. п.). Цель каждого игрока – нарисовать на спине впереди стоящего то, что он «увидел», т. е. почувствовал, а тот в свою очередь пытается изобразить картинку на спине следующего. Так до последнего игрока, который рисует окончательный вариант на лежащем перед ним листе. Выигрывает та команда, чей рисунок хоть отдаленно напоминает оригинал.

Итак….начали…

(звучит песня «Дружба» в исп. гр. Барбарики)

- Давайте поиграем с вами в игру «Это здорово!»

Давайте мы все сейчас встанем, и по очереди будем говорить о любом своем положительном качестве, умении или таланте. Например«Я умею танцевать»; «Я умею садиться на «шпагат»«Я умею быстро мыть полы». В ответ на каждое такое высказывание все те, кто слушает, должны хором отвечать«Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

- Скажите, чему нас учит эта игра?

-Правильно, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то умеет хорошо танцевать, отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то вышивать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, но нам хорошо вместе. И каждый из вас нам нужен! Поэтому мы должны ценить и любить друг друга, то есть быть толерантными по отношению друг к другу, мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.

Смотрите- город Улыбок (звучит песня «Улыбка»)

Упражнение «Волшебное озеро»

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую воспитатель заранее кладет небольшое зеркало круглой формы. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, воспитатель задает детям вопросы:

— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?

— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

- Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

Толерантность проявляется и дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.

В школе, как и везде,все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различая. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

Практическое задание.

Вы вытягиваете по 2 карточки, на которых написаны проблемные ситуации, ваша задача обсудить в командах способы поведения в той или иной ситуации, выбрать вариант ответа или придумать свой, записать его (это сделают помощники, и объяснить свой выбор.

 Задания:

1. Какой ты дома?

1. Младший братишка сломал твою игрушку…

Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…

Ты ударишь его…

Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

2. Ты поссорился со своей сестрой…

Ты пытаешься объясниться с ней…

Ты обижаешься и мстишь ей за это…

Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

3. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…

Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…

Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…

Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

2. Какой ты в школе?

1. В классе учитель уже спросил тебя…

Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте,говоря«Спросите меня…»

Ты предоставишь другим возможность ответить….

Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

2. Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…

Для меня это не важно.

Ты подсмеиваешься над ним.

Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

3. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка.

Ты пытаешься разнять и примирить их.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

Ваш вариант ответа

Как вы поступите?

Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь.

Ты все-таки слушаешь его…

Ты не даешь ему говорить…

Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Пожилая женщина медленно идет.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ваш вариант ответа.

Как вы поступите?

Выполнение и объяснение заданий

Сегодня мы с вами путешествовали по стране, которою вы не найдете на карте, но найдете в своем сердце, душе, мыслях – по стране Толерантности. Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч.

Давайте хором весело скажем:

Если каждый будет друг другу терпим

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...