Мир шахмат
план-конспект занятия (1 класс)
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята. Как вы думаете кто я? Я королева шахмат. Еще меня называют ферзь , потому что я передвигаюсь по шахматной доске разными способами. Я рада приветствовать вас в нашем шахматном государстве. Это королевство не найти ни на одной географической карте. Здесь живут 32 незатейливые на вид шахматные фигурки на 64 клеточном поле. Вот и всё шахматное государство. Его обитатели подчиняются строгим законам и соблюдают древние обычаи. Я приглашаю вас совершить путешествие в славную страну шахмат,в которой мы узнаем историю
Звуки. Что происходит? Голос.
«Я - волшебник Ытамхаш заколдовал некоторые фигуры и всё перепутал в Шахматном королевстве. Чтобы расколдовать их , вы должны преодолеть множество препятствий»
- Какой ужас! Посмотрите , на доске не хватает некоторых фигур.Ребята, скажите оставить всё как есть или расколдуем фигуры? ( А как же мы будем играть, если нет всех нужных фигур)
Голос : Вот вам схемы-карты, двигаясь по которым, вы выполните все задания и расколдуете своих друзей.
-Ведь трудностей мы не боимся, правда, ребята!?.
На карте ( экран ) появляется стол. Это подсказка. Где найти задание? Найдите у себя под столом задание и положите перед собой.
Шахматы- это настольная игра для двоих . Первый закон: чтобы играть вдвоем соблюдайте правила. А какие правила нам нужно соблюдать? не спорить,а договариваться; слушать друг друга……
Загадка на экране:
Чтобы фигуру отгадать,
Пазл нужно нам собрать. ( Голос)
На экране часы ( время 1мин)
- Что у вас получилось? Молодцы.
На экране появляется фигура – пешка
Посмотрите на экран. Где мы найдем пешку? ( учительский стол)
А вот и второй закон : игру всегда начинают белые фигуры, поэтому игроки с белыми значками идут за фигурой. (Слайд : где спрятана пешка и куда ставить.).
Посмотрите внимательно , поставьте на нужную клеточку шахматную фигуру.
Шахматная Пешка – маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.
Мы выполнили первое задание и смело можем двигаться дальше.
Нервный смех …не думал, что вы справитесь с заданием ( голос)
Следующие задание (говорит голос) . вот вам и задание.
Послушай пример и найди глазами в классе ответ. Встаньте, как животные у отгадки .
1+3=4( слон), 10-4=6( конь),5+2=7 (верблюд),1+1=2 ( лев), 2-2=0( бегемот),3+3=6(дракон),4+1=5( зебра)
- А какие шахматные фигуры похожи на животных?
Шахматный Конь. Фигуру коня никогда ни с кем не перепутаешь. Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Прежде всего, гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! В славянских странах за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном. Шахматных коней у противников по два.
Есть еще одна фигура с названием животного. Это
Шахматный Слон. А фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы в Эрмитаже. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Кстати, слоны перевелись не только в России. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже... шутом! Слонов в каждой армии по два.
- Кого вы еще изображали? Почему именно их?
В современных классических шахматах используется всего два вида шахматных животных – конь и слон. Но в древних видах шахмат, а также в некоторых современных разновидностях этой игры, использовались и другие фигуры-животные. мало кто слышал о существовании таких шахматных фигур как вербЛЮд, лев, жираф, кентавр, крокодил, крот, дракон, динозавр, зебра, бегемот, змея, сокол,.Из них можно собрать целый шахматный зоопарк.
На экране подсказка ( где должна стоять фигура на поле). Игроки с черными значками найдите в классе это число, там волшебник спрятал эти фигуры.
Посмотрите на экран. Поставьте правильно спасенные фигуры.
Вы такие молодцы!
Ха-ха-ха , справились. Следующее задание еще сложнее ( голос).
- Ребята, мы справимся. Задание на экране. Кто прочитает?
Соедини тень короблей ( выполнение на рейбуке)
Изначально шахматы появились в Индии. В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью ( слайд с фигурой. Подпись Индия)
Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться ( слайд с изображением башни )
. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две. Дети с белыми значками найдите в классе карточку- подсказку, там и спрятаны наши фигуры. Возьмите и садитесь с ними на свои места.
( слайд, где стоят фигуры на шахматной доске)
- Поставьте фигуры на свои места на шахматном поле. (Подсказка на экране.)
- Молодцы! Справились. Я в вас верю.
Посмотрите Все ли фигуры на месте? Правильно не хватает одной. Самой важной.
Голос : Даааа, не ожидал, что вы справитесь. Я отдам вам последнюю фигуры, если вы разгадаете ребусы, которые я подготовил.
- Ребята, посмотрите на экран, что изображено на картинке? ( ребусы)
- Какое слово получилось?
- Король.
Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает!
На демонстрационной шахматной доске и на диаграммах в шахматных книгах, задачниках и тетрадях король выглядит немного иначе, обычно это изображение царской короны с крестом наверху. В каждом войске (шахматных наборах соперников) королей всего лишь по одному: чёрный и белый ( фото на экране). В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.
Посмотрите на экран , где найти последнюю фигуру? ( коробка)
- Игроки с черными значками найдите , пожалуйста, эту фигуру. Возьмите ее и садитесь.
( слайд , где стоит фигура на доске). Поставьте фигуру на свое место.
- Ребята, мы выполнили все задания... Теперь все 32 фигуры дома и занимают 2 ряда. Ура! Вы молодцы!
Давайте проверим себя . Посмотрите на поле ,что здесь ни так? Правильно, фигуры потеряли свой домик. Помогите каждой фигуре вернуться на свое место.
Огромное вам спасибо, что помогли фигурам добраться домой. И в награду за это я вам подарю раскраски шахматных фигур, что бы вы помнили нас и никогда не забывали. Вы всегда можете попасть в мою страну. На обратной стороне вы найдете ее адрес. В нашем городе очень любят играть в шахматы. У нас даже есть свой шахматный клуб, который находится по адресу Дончука 8а.И здесь, в Доме творчества детей и молодежи тоже играют в шахматы. Каждый желающий может записаться в кружок.
А сейчас я предлагаю вам побыть фигурами. Я раздам вам шапочку. А вы должны встать туда, где живет эта фигурка. Подсказка на слайде.
- Ребята, вам понравилось наше занятие ? Если Вам всё понравилось положите свою шапочку в коробку с веселым смайликом. Если что-то не понравилось , то с грустным. Мне тоже очень понравилось с вами работать. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Шахматы и оригами"
Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе учен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-61284-1476086822.jpg)
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
Путешествие в страну шахмат
Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/18/picture-107175-1350562201.jpg)
внеурочная деятельность 1 класс шахматы
данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-1004707-1518083712.jpg)
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-947416-1515778792.jpg)
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...