Мир шахмат
план-конспект занятия (1 класс)

Петрова Яна Сергеевна

Вводное занятие по шахматам. Знакомство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята. Как  вы думаете кто я? Я королева шахмат.  Еще меня называют ферзь , потому что  я   передвигаюсь по шахматной доске разными способами. Я рада приветствовать вас в нашем шахматном государстве. Это королевство  не найти  ни на одной географической карте. Здесь живут 32  незатейливые на вид шахматные фигурки на 64 клеточном поле. Вот и всё шахматное государство. Его обитатели подчиняются строгим законам  и соблюдают древние обычаи. Я приглашаю вас совершить путешествие в славную страну шахмат,в которой мы узнаем историю

Звуки.  Что происходит? Голос.

«Я - волшебник Ытамхаш заколдовал некоторые фигуры и всё перепутал в Шахматном королевстве. Чтобы расколдовать их , вы должны преодолеть множество препятствий»

- Какой ужас! Посмотрите , на доске не хватает некоторых фигур.Ребята, скажите оставить всё как есть или расколдуем фигуры?  ( А как же мы будем играть, если нет всех нужных фигур)

Голос :  Вот вам  схемы-карты, двигаясь по которым, вы выполните все задания и расколдуете своих друзей.

-Ведь трудностей мы не боимся, правда, ребята!?.

На карте ( экран ) появляется стол. Это подсказка. Где найти задание? Найдите у себя под столом задание и положите перед собой.

Шахматы- это настольная игра для двоих . Первый закон: чтобы играть вдвоем соблюдайте правила. А какие правила нам нужно соблюдать?  не спорить,а договариваться; слушать друг друга……

Загадка на экране:

Чтобы фигуру отгадать,

Пазл нужно нам собрать. ( Голос)

На экране часы ( время 1мин)

- Что у вас получилось? Молодцы.

На экране появляется фигура – пешка

 Посмотрите на экран. Где мы найдем пешку? ( учительский стол)

А вот и второй закон : игру всегда начинают белые фигуры, поэтому игроки с белыми значками идут за фигурой. (Слайд : где спрятана пешка и куда ставить.).

Посмотрите внимательно , поставьте на нужную клеточку шахматную фигуру.

Шахматная Пешка – маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.

Мы выполнили первое задание и смело можем двигаться дальше.

Нервный смех …не думал, что вы справитесь с заданием ( голос)

Следующие задание (говорит голос) . вот вам и задание.

Послушай пример и найди глазами в классе ответ. Встаньте, как животные у отгадки .

1+3=4( слон), 10-4=6( конь),5+2=7 (верблюд),1+1=2 ( лев), 2-2=0(  бегемот),3+3=6(дракон),4+1=5( зебра)

- А какие шахматные фигуры похожи на животных?

Шахматный Конь. Фигуру коня никогда ни с кем не перепутаешь. Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Прежде всего, гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! В славянских странах за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном. Шахматных коней у противников по два.

Есть еще одна фигура с названием животного. Это

Шахматный Слон. А фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы в Эрмитаже. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Кстати, слоны перевелись не только в России. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже... шутом! Слонов в каждой армии по два.

- Кого вы еще изображали? Почему именно их?  

В современных классических шахматах используется всего два вида шахматных животных – конь и слон. Но в древних видах шахмат, а также в некоторых современных разновидностях этой игры, использовались и другие фигуры-животные. мало кто слышал о существовании таких шахматных фигур как вербЛЮд, лев, жираф, кентавр, крокодил, крот, дракон, динозавр, зебра, бегемот, змея, сокол,.Из них можно собрать целый шахматный зоопарк.

На экране подсказка ( где должна стоять фигура на поле). Игроки с черными значками найдите в классе это число, там волшебник спрятал эти фигуры.

Посмотрите на экран. Поставьте правильно спасенные фигуры.

Вы такие молодцы!

Ха-ха-ха , справились. Следующее задание еще сложнее ( голос).

- Ребята, мы справимся. Задание на экране. Кто прочитает?

   Соедини тень короблей (  выполнение на рейбуке)

Изначально шахматы появились в Индии. В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью ( слайд с фигурой. Подпись Индия)

Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться ( слайд с изображением башни )

. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две. Дети с белыми значками найдите в классе карточку- подсказку, там и спрятаны наши фигуры. Возьмите и садитесь с ними на свои места.

( слайд, где стоят фигуры на шахматной доске)

- Поставьте фигуры на свои места на шахматном поле. (Подсказка на экране.)

- Молодцы! Справились. Я в вас верю.

 Посмотрите Все  ли фигуры на месте? Правильно не хватает одной. Самой важной.

Голос : Даааа, не ожидал, что вы справитесь. Я отдам вам последнюю фигуры, если вы разгадаете ребусы, которые я подготовил.

- Ребята, посмотрите на экран, что изображено на картинке? ( ребусы)

- Какое слово получилось?

- Король.

Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает!

На демонстрационной шахматной доске и на диаграммах в шахматных книгах, задачниках и тетрадях король выглядит немного иначе, обычно это изображение царской короны с крестом наверху. В каждом войске (шахматных наборах соперников) королей всего лишь по одному: чёрный и белый ( фото на экране). В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.

Посмотрите на экран , где найти последнюю фигуру? ( коробка)

- Игроки с черными значками найдите , пожалуйста, эту фигуру. Возьмите ее и садитесь.

( слайд , где стоит фигура на доске).  Поставьте фигуру на свое место.

- Ребята, мы выполнили все задания... Теперь все 32 фигуры дома и занимают 2 ряда. Ура! Вы  молодцы!

Давайте проверим себя .  Посмотрите на поле ,что здесь ни так? Правильно, фигуры потеряли свой домик. Помогите каждой фигуре вернуться на свое место.

 Огромное вам спасибо, что помогли фигурам  добраться домой. И в награду за это я вам подарю раскраски шахматных фигур, что бы вы помнили нас и никогда не забывали. Вы всегда можете попасть в мою страну. На обратной стороне вы найдете ее адрес.  В нашем городе  очень любят играть в шахматы.  У нас даже есть свой шахматный клуб, который находится по адресу Дончука 8а.И здесь, в Доме творчества детей и молодежи тоже играют в шахматы. Каждый желающий может записаться в  кружок.

А сейчас я предлагаю вам  побыть фигурами. Я раздам вам шапочку. А вы должны встать туда, где живет эта фигурка. Подсказка на слайде.

-  Ребята, вам понравилось наше занятие ? Если Вам всё понравилось положите свою шапочку в коробку с веселым смайликом. Если что-то не понравилось , то с грустным. Мне тоже очень понравилось с вами работать. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Шахматы и оригами"

Данный проект был представлен на Х научно-практической конференции, проходившей в нашем городе в 2010 году, в номинации "Юные исследователи". В архиве презентация и защитное слово. В своей работе учен...

Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".

Разработка сценария мероприятия по шахматам....

Путешествие в страну шахмат

Тема:Путешествие в королевство шахматКласс:2-3Школа: МОУ СОШ № 4Г. Пыть-ЯхУчитель: Рахимова Ф.ФЦели и задачи :Образовательные:повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фиг...

внеурочная деятельность 1 класс шахматы

данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?

ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...