Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа (1 класс)

Смольникова Людмила Александровна

Программа составлена для обучающихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved_1_kl.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО  

Заместитель  директора  по ВР

________________И.А. Швалева

«_____» ____________ 20_______г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБОУ СОШ с. Емаши  __________  А.Л. Клыков «_____»________2021 № _______

ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол от «___»______20___ г.

 № ____

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный краевед»

Возраст обучающихся7-8 лет( 1 класс)

Срок реализации программы -1 год

Автор-составитель: Смольникова Людмила Александровна,

учитель начальных классов, высшая категория

2021 -  2022 учебный год

Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности “Юный краевед” составлена в соответствии с - Федеральным законом  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Емаши

- Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ с. Емаши

- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в классах, работающих в условиях ФГОС.

  Программа «Юный краевед» реализует духовно-нравственное  направление внеурочной деятельности. 

 Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 7 – 8 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации  краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более  старшим школьникам.  

         В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, я предлагаю содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.

Программа детского объединения учащихся «Юный краевед» изучается  в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках  внеучебной работы.  Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных  работ.

Программа  носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого,  но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.  Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности,  уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.

Учебно-проектная  деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

постановка проблемы, формулирование темы;

целеполагание,  выдвижение гипотез;

ознакомление с литературой по данной проблематике;

овладение методами проектной деятельности

сбор собственного материала, его анализ;

обобщение, выводы;

защита работы.

Цели и задачи:

Углубить и расширить знания учащихся по истории Башкортостана, Белокатайского   района, села Емаши, школы.

Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками.

Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.

Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе.

Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.

Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

   Программа дополнительного образования «Юный краевед» предназначена  для детского объединения   учащихся 1 класса , занимающихся проектной деятельностью.

Программа рассчитана на  33 часа в год,  в неделю 1 час.

Личностные и метапредметные результаты освоение курса внеурочной деятельность

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

  • регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • познавательные – формировать навыки решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; анализировать объекты с выделением существенных инесущественных признаков;
  • коммуникативные – научить обучающихся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать умения координировать свои усилия с усилиями других; научить формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему в решении совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Содержание  программы

1. Моя родословная.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка, района, области.

Семейный альбом

     Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.

3. Герб семьи

2  . «Малая родина – мой посёлок, район»- 8 часов

Моя школа, мой класс, мои учителя

Мой дом.

История школы. Мои родители учились в этой школе….  Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

3. Начальные навыки туризма – 5 ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

Практические занятия:  1. Поход в лес.

4. Охрана природы – 4ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды, «Красная книга»

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

5. Поиск - 5ч.

Война – глазами очевидцев

Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

тема занятия

Всего часов

Дата проведения (по плану)

Дата проведения (факти-

ческая)

Раздел 1.      «Моя родословная»

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

1

7.09.21

2

Имя твое

1

14.09

3

Фамилия – флаг семьи

1

21.09

4-5

Моя семья. Семейные традиции.

2

28.09-5.10

6-7

Семейные гербы

2

12.10-19.10

8-9

Летопись семьи

2

26.10-9.11

10-11

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

2

16.11-23.11

Раздел 2  «Малая родина - мой поселок, район»

12-13

Моя школа  - мой дом.

2

30.11-7.12

14-15

Учителя нашей школы

2

14.12-21.12

16-17

Реставрация церкви в селе

2

28.12-18.01

18-19

Мой село, район. За что люблю.

2

25.01-1.02

Раздел 3 « Начальные навыки туризма»

20-21

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу.

2

8.02-15.02

22-23

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте, компасу.

2

22.02-1.03

24

Поход в лес

1

15.03

Раздел 4 «Охрана природы»  

25-26

Растительность нашего края.

2

22.03-5.04

27

Животный мир нашей местности.

1

12.04

28

Защита проекта «Наша экологическая тропа»

1

19.04

Раздел 5 «Поиск»  

29-30

Война глазами очевидцев.

2

26.04-3.05

31-32

Защита проекта «Это совесть моя с обелисков глядит»

2

10.05-17.05

33

Фотовыставка        “Живи, родной край!”

1

24.05

Всего: 33ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Программа внеурочной деятельности "Краеведы"

Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию социального и духовно-нравственного направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»

Рабочая  программа внеурочной деятельности  «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов  ( 2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед" рассчитана на внеурочную деятельность с 1 по 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы"...