Воспитательная система класса
учебно-методический материал (2 класс)

Ишкова Мария Николаевна

Материал будет полезен для кклассных руководителей 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishkova_m.n._sosh_17_vospitatelnaya_sistema.docx178.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 17» ГОРОДА ГУБКИНА

Воспитательная система класса

Ишкова Мария Николаевна

Классный руководитель 2 «В» класса

Губкин, 2022 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Информационная справка………………………….…..…………………….3

Актуальность и основные направления работы ……………………………6

Цели и задачи воспитательной системы………………….………..………..7

Принципы жизнедеятельности классного сообщества …………………….8

Виды деятельности и формы работы по реализации программы ………....9

Этапы и сроки реализации воспитательной системы ……………………..12

Анализ результативности воспитательной системы ………..…………….13

Заключение ………………………………………………………………..…17

Список литературы ………………………………………………………….18

Приложение ……………………………………………………………….....19

                             1.  Информационная справка

2 «В» класс – общеобразовательный класс МАОУ «СОШ № 17». Обучается в нём 30 учащихся: 16 девочек и 14 мальчиков. Возрастной состав: 28 ч. - 2013 г.р., 1 ч- 2012 г.р., 1 ч. 2014 г.р. Коллектив сформировался с первого класса, основной его состав сохранился до сих пор. За период обучения выбывших и прибывших детей не было. Коллектив работоспособный, уровень познавательной активности детей высокий, успеваемость хорошая, ребята интересуются общественными делами и с удовольствием выполняют общественные поручения. Не успевающих и пропускающих занятия без уважительных причин учащихся нет. По отношению к учителям и классному руководителю обучающиеся уважительны и доброжелательны. По отношению к учебным занятиям класс дисциплинирован и организован. Домашние задания по предметам ребята выполняют регулярно.

        Состояние учебной деятельности достаточно хорошее. Большая часть обучающихся активно работает на всех уроках, но есть два ученика, которые занимают пассивную позицию. Большинство ребят со слуховым типом памяти и способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Учеников с замедленным типом мыслительной деятельности двое. По результатам тестирования 82% учащихся владеют навыками самостоятельного умственного труда. Познавательная активность ребят высокая, они с удовольствием ходят в школу и успешно учатся.

100 % учащихся охвачены дополнительным образованием. Направления увлечений класса отражены в следующей диаграмме

       

             В классе реально действуют органы самоуправления. Ребята со всей ответственностью относятся к своей «должности», однако действуют они в силу возрастных особенностей преимущественно по инструкции классного руководителя. В большинстве случаев учащиеся могут организоваться для выполнения коллективных дел, но при согласовании действий и распределении поручений иногда возникают затруднения. Ученики класса общаются между собой в урочное и внеурочное время, отношения между детьми доброжелательные. Актив класса пользуется авторитетом.

      К внеклассным мероприятиям дети относятся с большим интересом: с удовольствием организовывают и принимают в них участие. После мероприятия обязательно обсуждают, что было не так, и стараются сами осознать свои ошибки. Многие дети в классе любят читать и с большим желанием посещают библиотеку.

         Все ученики воспитываются в благополучных семьях, дети всегда опрятно одеты, имеют необходимые школьные принадлежности. У учащихся в достаточной степени сформировано чувство долга и ответственности. Ребята трудолюбивые и отзывчивые, соблюдают дисциплину как на уроках, так и во внеурочное время.

К недостаткам классного коллектива можно отнести неумение терпеливо и внимательно выслушивать друг друга, а также то, что дети хорошо видят и квалифицируют чужие недостатки, но при этом не умеют выявить собственные. Работа в этом направлении ведется.

Социальный паспорт класса

           В полных семьях воспитываются 27 детей. Условия воспитания в этих семьях хорошие. Дети живут в надлежащих семейных условиях, где им оказаны должные доброта, внимание и забота.

           В неполных семьях проживают 3 ученика, но эти дети не обделены вниманием со стороны мам и бабушек. Четверо учащихся воспитываются в многодетных семьях. У всех детей созданы условия для выполнения домашнего задания, дополнительного образования.

Состав семей отражен в диаграмме:

с одним ребёнком – 10 семей

с двумя детьми – 16 семей

с тремя детьми – 4 семьи

                   

Образование родителей отражено в диаграмме:

всего родителей- 57

среднее специальное – 31

среднее профессиональное - 8

неполное высшее -2

высшее профессиональное – 16

                   

Большинство родителей интересуются жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета. Родители одобряют выбранное направление воспитательной работы, а также ценностные приоритеты данной воспитательной системы. Папы и мамы активно участвуют в жизни класса и школы: регулярно посещают родительские собрания, оказывают помощь при организации и проведении внеклассных мероприятий, экскурсий, праздников.  

Общие сведения о классном руководителе

Классный руководитель 2 «В» класса Ишкова Мария Николаевна          в 1995 году окончила Старооскольский педагогический колледж и получила квалификацию учителя начальных классов, в 2006 году закончила Белгородский государственный университет по специальности русский язык и литература. Педагогический стаж составляет 23 года. С 2009 года работает в МАОУ «СОШ №17». С 1 сентября 2020 года является классным руководителем данного класса.

К наиболее характерным чертам педагога относится профессионализм, ответственность, доброжелательность, способность к самообразованию и саморазвитию, справедливость и любовь к ученикам, а также организаторские способности. К ценностным ориентирам педагога можно отнести ориентацию на гуманистические принципы, уважение личности ребенка, саморазвитие и целеустремлённость в профессиональной деятельности.

         Мария Николаевна - творческий педагог, внедряющий в практику инновационные технологии: информационно- коммуникативные, технологии личностно- развивающего диалога, здоровьесберегающие технологии; успешно использует приёмы арт- педагогики; регулярно проводит тренинги, направленные на сплочение классного коллектива.

           Ишкова М.Н.- активный участник профессиональных и творческих конкурсов: 2021 г.-  Победитель грантового конкурса УК Металлоинвест "Вместе с моим городом!", проектная работа «Театральная радуга»; 2021- призёр муниципального конкурса видеороликов «Дружим играя»; 2019 г.- Победитель регионального конкурса профессионального мастерства «Я - педагог-исследователь».

           К увлечениям педагога можно отнести активный отдых на природе, путешествия, участие в театральных постановках, рукоделие, чтение и кулинарные увлечения.

         2. Актуальность и основные направления работы

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

Воспитание – важная составная часть процесса образования, проходящего в современной школе и нацеленного на развитие человеческой личности, создание условий для формирования у ребенка социально-значимых качеств, для его самореализации. Успешное осуществление этих целей возможно лишь при сотрудничестве семьи, школы, общества и государства.

Специфика обучения и воспитания в начальной школе предполагает особые требования к установлению целей воспитательной работы на каждом году обучения, к отбору средств воспитательной деятельности, к проведению педагогом самоанализа воспитательной деятельности по итогам работы за год, на основе которого будет корректироваться предложенная программа в последующем. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом».

          Главная задача начальной школы – помочь обучающемуся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.

          Методологическими основами воспитательной системы класса стали современные подходы и концепции воспитания – концепция системного процесса воспитания, авторы В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, концепция воспитания коллективной творческой деятельности И.П. Иванова, концепция по развитию ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций Н.Е. Щурковой. Воспитательная система направленна на интеграцию всех воспитательных воздействий, развитие творческих способностей и формирование умений для научного поиска. В воспитательной системе гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания,  принципы самоуправления, равенства, взаимопомощи и солидарности.  

Воспитательная система призвана создать условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это главная ценность на Земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, развивать творческий потенциал, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

Основные направления воспитательной работы с 1 по 4 класс:

Первый класс – адаптация ребенка к школе, преодоление психологических трудностей, помощь ребенку в определении своего места в классном коллективе, формирование познавательного интереса.

Второй класс -  формирование условий для развития классного коллектива на основе формирования нравственных ценностей и понятий («дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие»).

Третий класс - становление коллектива, формирование умения подчинять свои интересы общим.    

Четвёртый класс – посвящен формированию самостоятельности, умению формулировать собственную гражданскую позицию и отстаивать ее методами, принятыми в демократическом обществе.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  1. умение выслушивать до конца;
  2. не принимать за ребенка решения, а побуждать его сделать это самостоятельно.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.               

          3.  Цели и задачи воспитательной системы

Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей каждой отдельной личности через обеспечение целостного и систематического подхода к воспитанию и развитию личности ученика с учётом возрастных изменений.

Задачи:

  1. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей
  3. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков
  4. Создать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  5. Повышение педагогической и психологической культуры родителей.

          Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся, станет эффективным способом профилактики их антисоциального поведения.

          Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся (уровень начального общего образования) позволяет выделить в ней такой перспективы на   создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия чело века, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.                                                                                                    

       На основе вышеизложенного определены основные концепции данной воспитательной системы:

1)необходимость духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания личности; 

2) творческое развитие личности в процессе воспитания;

3) системность и комплексность воспитания;

4) необходимость коллективного творчества.

4. Принципы жизнедеятельности классного сообщества

Вся деятельность по реализации воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы. Система основана на следующих принципах:

  • Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя.
  •   Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
  • Принцип воспитания в деятельности. Участие детей в групповых работах дает им непосредственные навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя восполнить.
  • Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
  • Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
  1. Виды деятельности и формы работы по реализации программы

      Ведущим видом деятельности является познавательная деятельность: психологические практикумы, серия классных часов «Мой режим дня», «Мы и наши поручения», «Дорогами добра», «Давайте жить дружно!» (Приложение 1), проекты «Мир моих увлечений», «Быстрее! Выше! Сильнее!», создание портфолио класса, участие в викторинах, олимпиадах и конкурсах различных уровней, фестивалях исследовательских работ и творческих проектов.

     Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы-посвящения, посещение музеев, посещение библиотеки, часы интересных встреч с ветеранами и известными людьми, классные часы под различными рубриками.

    Трудовая деятельность: работа по благоустройству школы и классного кабинета, субботник, генеральные уборки, дежурство по классу, украшение рекреаций, выставка технического и прикладного творчества и т.д.

    Общественно-полезная деятельность: школа актива, работа по уборке и благоустройству школьной территории, помощь ветеранам и пожилым людям.

     Художественно-творческая деятельность: подготовка и представление театральных постановок, новогодний утренник, рождественские посиделки, участие в различных выставках, конкурсах, посещение театра, праздники ко Дню защитника Отечества и Международному женскому дню.

     Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, экскурсия в «Орлёнок», праздник «Веселые старты», ежедневные физкультминутки.

     Инновационные формы деятельности: интерактивные формы проведения классных часов, творческие мастерские, устные журналы, квест- игры, путешествия, «круглые столы» с приглашением психологов, родителей, работников правоохранительных органов, медицинских работников, встречи с представителями различных профессий.

Формы и способы работы классного руководителя по управлению и развитию воспитательной системы:

1) Индивидуальная формы работы с обучающимися:

- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам;

- поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.);

- индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

- коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
 

2) Групповые формы работы

- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

- организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности);

- проведение классных часов, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержке активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение;

          - однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;

- празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;

- выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся  освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

3) Формы работы с учителями-предметниками в классе:

- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания;

- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;

- приглашение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

4) Формы работы с родителями обучающихся или их законными представителями:

- регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;

- помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;

- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

                                   Основные направления воспитательной системы

  • Здоровье- формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей.
  • Интеллект- определение «зоны ближайшего развития» обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами.
  • Общение- формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта.
  • Нравственность- формирование у учащихся нравственной культуры и миропонимания.
  • Творчество-  создание условий для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Значит, главные качества, которые должен развить у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и самостоятельностьответственность и открытость, искренность.
  • Досуг и семья- создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга.
  1. Этапы и сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года и будет реализована в 2020-2024 годах.

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Основные этапы реализации программы:

I этап – подготовительный- проектирование системы (август 2020 г. - декабрь 2020 г.);

II этап –становление системы (январь 2021 г. – май 2021 г.);

III этап – основной/практический- стабильное функционирование системы (сентябрь 2021 г. – март 2024 г.);

IV этап– аналитический/обобщающий (апрель-июнь 2024 года).

На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором.

На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы». Призыв классного руководителя:            «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.

Нам третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре один за другим лозунги: «Делай как лучшие из нас!» Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу его создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного коллектива.

Четвёртый этап это диагностико –аналитический, включающий в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Ожидаемые результаты данной воспитательной системы

Целенаправленная деятельность всех участников программы способствует приближению к ожидаемому результату воспитательной системы:

  1. Развитие у учащихся творческих и интеллектуальных способностей, сформированность осознанного познавательного интереса и готовность к продолжению образования.
  2. Воспитание чувства гордости за свое Отечество, интереса к культуре родного народа, знание истории Родного края его традиций, а также уважения к другим народам и странам.
  3. Уважительное отношение к государственной символике. Бережное отношение к государственной и общественной собственности. Гордость за честь школы, достижения одноклассников.
  4. Плодотворное взаимодействие семьи и школы в воспитании полноценного гражданина и патриота.
  5. Воспитание нетерпимости к грубости, лжи, антисоциальному поведению.
  6. Стремление к физическому совершенству, воспитание силы воли, ответственного отношения к своему здоровью.
  7. Повышение коммуникативной культуры и стремление к самосознанию, самоуправления, самосовершенствованию. Воспитание решительности, готовности прийти на помощь, умения отстаивать свое мнение.

Воспитательная система – это тот ресурс, который позволяет решить все многообразие целей и задач воспитательного процесса и одновременно исследовать его эффективность, поэтому главным ожидаемым результатом и итогом работы воспитательной системы класса является модель личности выпускника основной школы.

Высокая творческая и познавательная активность детей, желание сотрудничать в различных видах деятельности, доброжелательные и дружелюбные отношения друг к другу для меня являются показателем того, что воспитательная система класса функционирует и имеет положительные результаты. По мере реализации данная воспитательная система корректируется.

             7.Анализ результативности воспитательной системы

Аналитико-диагностическая деятельность в классе проводится совместно с психологом школы. С её помощью и при её консультациях были проведены различные методики, которые позволили оценить все перечисленные критерии определения эффективности учебной и воспитательной работы в классе. Для диагностики учебно-воспитательного процесса в классе за 2020-2021 учебный год и первое полугодие 2021-2022 учебного года как классным руководителем, так и психологом, были проведены следующие методики:

    - методика  М.И.Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;

    -тест А.А.Андреевой «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;

     - диагностики потребности в самосовершенствовании Г. Д. Бабушкина;

- анкета  «Я и моя семья»;

- тест «Каков ваш творческий потенциал?»

Характеристика успеваемости

     Система воспитательной работы включает в себя не только воспитательную работу с обучающимися, но и работу с активом класса по самоуправлению, работу с родителями. В соответствии с планом воспитательной работы обучающиеся активно участвуют в мероприятиях как школьных, так и городских. Воспитанники Марии Николаевны показывают достойные результаты: 2020 г. - Муниципальный этап Всероссийского детского конкурса научно- исследовательских и творческих работ "Первые шаги в науке", Чуриков Александр, 3 место; команда класса стала призёром интеллектуальной игры «Всезнайка» среди учащихся общеобразовательных школ города; 2021 г. – Муниципальный конкурс, посвящённый Дню космонавтики, Сотников Арсений, 2 место; 2021 г.- Муниципальный этап Всероссийского детского конкурса научно- исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я- исследователь", Ряполов Иван, 1 место (гуманитарная секция), Сотников Арсений, 1 место (естественнонаучная секция); Апатенко Виктория, Богомолова Элеонора, Жиляков Александр, Кривошеева Анна, Чуриков Александр являются победителями Международного турнира «Математические ступеньки» среди учащихся 2 классов (Мир конкурсов от Уникум); Дурнев Максим, Прасолова Полина в данном мероприятии стали призёрами; Богомолов Максим, Кочеткова Анна, Сергеева Алина, Толмачев Иван заняли призовые места в Международном интеллектуальном турнире «Азбука Знаний» для учащихся 2 классов (Мир конкурсов от Уникум).

       2022 год- Апатенко Мария, Дурнев Максим, Поян Полина, Сергиенко Ксения, Кривошеева Анна, Черникова Дарья, Шабанов Макар награждены дипломами за Успешное прохождение базового онлайн- курса «Русский язык!» на учебной платформе Учи.ру.

         Ребята успешно занимаются в учреждениях дополнительного образования и спортивных школах, достигают высоких результатов. 2021 год- Жиляков Александр стал призёром соревнований по плаванию, Ряполов Иван занял 2 место в открытом первенстве Губкинского городского округа по карате, высокие результаты имеет Богомолова Элеонора (фигурное катание). 2022 год- Ерофеев Сергей, Толмачев Иван заняли 2 и 3 места соответственно в первенстве Губкинского городского округа по дзюдо. 2022 год- Ряполов Иван победитель первенства Белгородской области по карате.

       В системе проводится работа по духовно-нравственному направлению обучающихся и воспитанию в них любви к Родине, родному краю, поэтому много мероприятий, направленных на знакомство с родным краем, народными традициями «Край, в котором я живу», «Улицы моего города», «Профессии наших родителей», «Традиции нашего края», «Моя Родина- Россия».

       Созданы условия для формирования творческой активности каждого школьника, используются разные формы внеклассных занятий: прогулки «Как прекрасен этот мир», экологические акции «Восстановим хвойные леса», «Кто в лесу хозяин?», игры «Кто с кем дружит в весеннем лесу?», поездки – экскурсии «Улицы, памятники нашего города», в краеведческий музей, городскую библиотеку.

       Традицией стали праздники «Осенний бал», «День матери», «Новогодний карнавал», «Богатырские игры», «Мамин день», «Веселые старты». Особое место в воспитательной работе занимает повышение педагогической культуры родителей: провожу дни открытых дверей, лекции, конференции, посещение семей обучающихся, переписка с родителями, консультации, ролевые игры, родительские вечера. Благодаря накопленному опыту и приобретенным знаниям, продолжим работу в следующих классах.

       По итогам 2020-2021 учебного года (без отметочная система)  все 30 учащихся класса успешно выполнили задания Муниципального мониторинга учащихся 1 классов. По итогам первого полугодия 2021- 2022 учебного года в классе: 8- отличников, 18 – хорошистов. Успеваемость по классу 100%, качество знаний 87% (Приложение 2). У класса есть огромный потенциал, большинство из ребят стремятся к хорошим знаниям. Есть в классе также группа детей, которые требуют дополнительного внимания (поддержки) классного руководителя, родителей и учителей-предметников (Нурматов Артур, Уварова Мария). Возможности этих учащихся реализованы не полностью, в этом направлении необходимо работать. Большинство учащихся осознают важность учения, отсюда достаточно высокая успеваемость и заинтересованность в процессе учения. Класс достаточно работоспособный. На уроках учащиеся активны, внимательны, сообразительны, любознательны, владеют навыками самостоятельного труда, проявляют интерес к учебной деятельности, добросовестно относятся к выполнению классных и домашних работ.

Общая характеристика дисциплины.

Дисциплина в классе находится на надлежащем уровне. Но есть и дети с неустойчивым вниманием (Нурматов Артур, Уварова Мария), которые с трудом концентрируются на занятиях, не могут долгое время высидеть на одном месте. Но большинство учащихся стараются выполнять правила поведения в классе. Они учатся правильно реагировать на происходящее, отвечать за свои поступки. Дети весьма активны, общительны, обладают разнообразными талантами, большинство отличаются яркой индивидуальностью. Но наряду с этим отмечалось единичные случаи агрессивного отношения друг к другу, так же были замечены ссоры и обиды.

Уровень воспитанности учащихся

      Изучив сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся по методике М. И. Шиловой, (Приложение 3), можно сделать вывод, что учащиеся класса имеют хороший уровень воспитанности за исключением нескольких учеников. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость. Общий уровень воспитанности класса – 4,6 балла при максимуме 5 баллов, 13 человек обладают высоким уровнем воспитанности, 14 – хорошим, 3 – средним. Учащихся, имеющих низкий уровень воспитанности не выявлено. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию.

Удовлетворенность родителей жизнедеятельности класса

Уровень удовлетворенности родителей учащихся был выявлен при помощи анкетирования (Приложение 4) и отражен в следующей диаграмме:

Из диаграммы видно, что родители удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка (они получают информацию регулярно один раз в две недели от классного руководителя), но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать. С детьми проведена диагностика «Я и моя семья» (Приложение 5).

Уровень сплоченности и развития классного коллектива

      По результатам проведенной диагностики (методика Андреева А.А. Приложение 6) можно констатировать высокий, но недостаточный уровень сплоченности детского коллектива.

         Что касается участия в самоуправлении класса, то 100% учащихся включены в данную деятельность коллектива. Уровень самоуправления в классе находится на высоком уровне. Яркого лидера в классе нет, хотя можно выделить небольшую группу учащихся, которые обычно стараются занять лидерскую позицию в микрогруппах.

        Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).

Общая характеристика общественных поручений учащихся класса

     В классе сформированы активные группы по направлениям. (Приложение 7). Учащиеся проявляют большой интерес к общественным делам, стремятся проявлять творчество при выполнении общественных поручений.  Ребята понимают, что выполнением своих поручений они помогают учителю, школе, всем своим одноклассникам и самим себе. Уровень творческого развития учащихся диагностирован при помощи теста «Каков ваш творческий потенциал» (Приложение 8).

    В классе действуют органы самоуправления, ребята достаточно ответственно относятся к своим должностным обязанностям. Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказывать помощь своим одноклассникам. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

Большинство ребят заняты в сфере дополнительного образования: посещают кружки и спортивные секции. Подробную информацию о занятости учащихся можно посмотреть в приложении 9.

Уровень физического развития и здоровья детей

Из 30 учащихся по результатам медицинского обследования одна ученица имеет специальную группу здоровья, трое учащихся занимаются по третьей подготовительной группе, 6 учащихся занимаются в первой основной группе, остальные 20 учащихся занимаются по второй основной группе. В классе есть дети с ослабленным зрением (6 человек), для которых рекомендованы I-II парты в кабинетах. Родители внимательно относятся к здоровью детей. Отклонения в здоровье не оказывают отрицательного влияния на учебу ребят.

                                                 8.Заключение

    Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни.

Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя и других учителей, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.

Основываясь на социологических исследованиях, актуальным в настоящее время является содержание воспитания должно складываться и опираться на представления, что человек, живущий в современном мире готовый к самореализации в социальной сфере – это:

  • семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода,
  • ученик, воспитанник ОУ, знакомый с историей своей школы, развивающий ее традиции,
  • россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, готовый к труду на благо и процветание общества,
  • член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, готовый реализовать и защищать свои права и интересы, способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы, милосердия по отношении к другим людям,
  • житель своего города, микрорайона, с любовью относящийся к месту своего проживания,
  • человек призванный решать личные, социальные проблемы, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.

Утончая и облагораживая внутренний мир ребенка, необходимо помочь ему приблизиться к пониманию высоких истин и заставить звучать тонкие струны детской души. Путь трудный, но, несомненно, верный. Следует отметить, что каждый ребенок – индивидуальность и находится в поиске жизненных ориентиров, поэтому требует особого подхода в воспитании.

Список  литературы

1. ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Национальная доктрина образования РФ.

3. Примерная программа воспитания https://fgosreestr.ru/registry/primernaja-programma-vospitanija/ 

4. Российская педагогическая энциклопедия http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm

5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред.Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

6. Караковский В.А. Воспитание для всех. – М.: НИИ школьных технологий, 2008, 240 с.

 7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,1992.

7.Подласый, И.П. Особенности воспитательного процесса: Педагогика. Том 2. [Электронный ресурс] http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogika-tom2-podlasyiy-i.p/Page-8.html

8. Программа развития воспитания в системе образования России Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996 г.

9. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / Под ред.Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2004 - 160 с

11. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы. М., 2004г.

12. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление - М.: ЦГЛ, 2003. - 200 с

13. Шилина З.М.Классный руководитель: искусство воспитания. – М., 2007 г.

Приложение 1

Внеклассное мероприятие

Час общения «Давайте жить дружно!»

Цель:

выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умению дружить, беречь дружбу.

Задачи: способствовать формированию дружного классного коллектива; воспитывать доброжелательность, чувство ответственности за окружающих людей, уважения друг к другу; умение видеть красоту в простом и обыденном, дарить тепло и доброту; формировать нравственные качества обучающихся; углубить знания школьников о культуре поведения; создание условий для раскрытия и реализации творческого потенциала учеников.

Оборудование: проектор для демонстрации презентации, театральные куклы для инсценировки сказки, глобус, выставка книг о дружбе.

1. Мобилизующий этап. (Все стоят в кругу, взявшись за руки.)

                             Землю обогнули тоненькие нити,

                        Нити параллелей и зелёных рек,

                        Протяните руку, руку протяните,

                        Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

                        Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

                        От хорошей шутки тает даже снег.

                        Это так чудесно, если с вами рядом

                        Добрый и надёжный человек.

        2. Сообщение темы и целей занятия.

- Ребята, кто догадался, о чём мы сегодня будем разговаривать.

(О дружбе)

        -Совершенно верно. И тема нашего часа общения «Давайте жить дружно!» мы с вами  будем учиться дружить, беречь дружбу, дарить тепло и радость друг другу и нашим гостям.

        3. Раскрытие понятия «дружба».  

        Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу, посекретничать о своём.

Друзья
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты. 
                ***
Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна
А так же не всем по зубам.

Она — это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!

И скоро поймешь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!

***
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?


Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…

        Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, который дарит нам прекрасное общение друг с другом.

        Народная мудрость гласит:

        -        Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

        -        Друга ищи, а найдёшь - береги.

       - Дружба не гриб, в лесу не найдёшь. (Вместе с детьми объяснить смысл пословиц).

        Ребята подготовили  стихи о дружбе:

        Если есть друзья на свете-

        Всё прекрасно, всё цветёт.

        Даже самый сильный ветер,

        Даже буря не согнёт.

                             Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

                        Будем весело шагать.

                        При любой погоде дружим-

                        Дружбы этой не порвать.

        И любой из нас ответит,

        Скажут все, кто юн и смел:

        Мы с тобой живём на свете

        Для хороших, славных дел.

Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе с ней интересно

(рассказы детей о любимых книгах).

        Дружить можно с кем – то одним и со многими. Дружить можно  и в классе и во дворе, но самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, здесь мы рождаемся, растём и взрослеем. И самый верный друг – ваша мама., которая обязательно поможет в трудную минуту (рассказы детей о своих мамах).

        Друг – школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

        Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо (рассказы детей о любимых игрушках).

        -Ребята, а что можно делать вместе с друзьями? (Читать, играть, петь песни и , конечно же, танцевать. ( Танец «Чунга – чанга»).        

Такая дружба
Я свою соседку Олю
За косичку дёрнул в школе, — Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.

Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину,
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.

Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же – как горох об стену,
А весёлую Катюшку,
Обозвал я хохотушкой.

В сумку ябеды Ларисы
Я с утра подкинул крысу,
Та устроит в сумке нору, — Вот потеха будет скоро!

На весь класс одну Иришку
Уважаю, как мальчишку,
С Ирой я давно дружу –
Ей лишь кнопку подложу…

Иногда бывают и ссоры. Послушайте стихотворение:

        Однажды на лужайке подрались два козла,

        Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

        Один из них тихонечко приятеля лягнул,

        Другой из них тихонечко приятеля боднул.

        Один лягнул приятеля немного посильней,

        Другой боднул приятеля немного побольней.

        Один разгорячился, лягнул, что было сил,

        Другой его рогами под брюхо зацепил.

        Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

        Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

        Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

        На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

Да, такие отношения дружескими не назовёшь. Лучше если всё происходит как в сказке «РЕПКА».

4.Инсценировка сказки «Репка».

      5.Инсценировка и анализ художественных произведений

Две подружки (Н.Чабаевский)

Автор. Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они – маленькие, розовощекие, светловолосые – очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, и обе учились только на пятерки.

Девочки. Мы во всем, во всем одинаковые!

Автор. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме.

Соня. Я получила по математике 5, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковы.

Автор. Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно.

Мама. Да, ты стала хуже…

Соня. Я? Но ведь тройку получила не я!

Мама. Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела... А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

Уч. За что мама осудила Соню?

Какой смысл заключается в последней фразе мамы:

«А ты обрадовалась – и это значительно хуже»?

Что бы вы сказали Соне?

Три товарища (В.Осеева)

Автор. Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

Коля. Почему ты не ешь?

Витя. Завтрак потерял…

Коля. Плохо (откусывая большой кусок белого хлеба). До обеда далеко еще!

Миша. Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть.

А Володя подошёл и сказал:

Володя. Бери, ешь!

Уч. Как поступили Коля с Мишей?

Что сделал Володя?

бы вы сказали Вите?

Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание?

        5. Психологический мини – тренинг.  Игра «Ромашка».

-Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать друг? (Создаётся цветок – ромашка, на лепестках дети пишут пожелания – качества).

-А как растут ромашки? Давайте поиграем. По команде «Ромашка 1» вы приседаете по одному. «Ромашка 2» - по двое и т. д.

- Ребята, когда вы чувствовали себя уютнее?

- Дети отвечают, что уютнее чувствовали себя, когда собирались в группу по 2 – 3 человека.

         6. Стихи о дружбе.

                        Кто в дружбу верит горячо,                        

                        Кто рядом чувствует плечо,

                        Тот никогда не упадёт,

                        В любой беде не пропадёт,

                        А если и споткнётся вдруг,

                        То встать ему поможет друг!

                        Всегда в беде надёжный друг

                        Ему протянет руку.

Не стой в стороне равнодушно,

 Когда у кого – то беда.

 Рвануться на выручку можно,

 В любую минуту, всегда.        

                               И если кому-то поможет

                               Твоя доброта и дружба твоя,

                               Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

                         На свете живёшь не зря.

 Будь весел, чтоб радостней стало

 Тому, с кем подружишься ты,

 Чтоб каждому в жизни хватало

 Прекрасной людской доброты.

                              Услышишь ты песенку чью – то,

                              И станет светлее кругом:

                              Волшебное самое чудо

                             Мы дружбой недаром зовём.

 Раздаются порой голоса, что чудес никаких не имеется,

 Есть на нашей земле чудеса, но их надо найти, разумеется.

 Дружба – главное чудо всегда, сто открытий – для всех настоящее.

 И любая беда не беда, если рядом друзья настоящие.

                             Так давайте, давайте дружить,

                               Пусть не раз стихи вспомнятся.

                                Если дружбой всегда  дорожить,

                                То любое желание исполнится.

7. Подведение итогов.

Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова терпеливого и доброго кота Леопольда «Ребята давайте жить дружно». И мы надеемся, что этот час общения даст начало той большой дружбе, которую  мы пронесём через всю школьную жизнь.

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.

8. Рефлексия занятия.

-Что понравилось во время проведения занятия?

-Какие выводы вы для себя сделали?

Приложение 2.

Отчет успеваемости класса за 2021-2022 учебный год можно скачать, пройдя по ссылке https://disk.yandex.ru/d/DTcdDA8Ncc1-uQ

Приложение 3.

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся

Фамилия, имя

Долг и ответственность

Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное отношение к учению

Отношение к труду

Коллективизм и товарищество

Доброта и отзывчивость

Честность и правдивость

Простота и скромность

Культурный уровень

Средний балл

Уровень воспитанности

Апатенко Виктория

5

5

5

4

4

5

5

5

5

5

4,8

В

Апатенко Мария

5

4

5

4

5

5

5

5

5

5

4,8

В

Богомолов Максим

5

4

5

4

4

4

5

3

5

5

4,4

Х

Богомолова Эля

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

4,9

В

Босенко Нелли

5

5

5

4

4

5

5

5

5

5

4,8

В

Брежнева София

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

4,9

В

Герасимено Захар

5

4

4

5

4

4

5

5

5

5

4,6

Х

Гольцева Стефания

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

В

Дурнев Максим

5

5

5

4

4

5

5

5

5

5

4,8

В

Ерофеев Сергей

4

4

4

3

4

5

5

4

5

4

4,2

Х

Жиляков Александр

5

5

4

4

5

4

5

4

5

5

4,6

Х

Кочеткова Анна

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

В

Кривошеева Анна

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

В

Нестерова Виктория

5

5

5

4

5

4

5

4

5

4

4,5

Х

Нурматов Артур

3

4

4

3

4

3

4

4

5

4

3,8

С

Поян Полина

5

4

5

4

4

5

5

5

5

4

4,6

Х

Прасолова Полина

4

4

4

4

4

5

5

5

5

4

4,4

Х

Пьяных Виктория

4

4

4

3

4

4

4

4

5

4

4,0

Х

Русанов Виктор

5

4

5

4

4

5

5

5

5

5

4,7

В

Рябцов Александр

4

4

4

4

4

5

5

5

5

4

4,4

Х

Ряполов Иван

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

В

Сергеева Алина

5

4

4

4

4

4

5

4

5

4

4,3

Х

Сергиенко Ксения

4

4

4

4

4

4

5

5

5

4

4,3

Х

Сотников Арсений

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

4,6

Х

Сурненков Савелий

4

4

4

3

4

4

4

4

5

4

4,0

С

Толмачев Иван

4

3

4

4

4

5

5

4

5

4

4,2

Х

Уварова Мария

4

4

3

4

4

4

5

3

4

4

3,9

С

Черникова Дарья

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

В

Чуриков Александр

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

В

Шабанов Макар

4

4

4

3

4

5

5

4

5

4

4,2

Х

В классе     30    учеников

Имеют высокий уровень воспитанности     13  (43%)  4      

Имеют хороший уровень воспитанности     14 (47%)  4      

Имеют средний уровень воспитанности        3 (10%)   4      

Имеют низкий уровень воспитанности          0  (0%)     4      

Приложение 4.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в школе. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:

ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ:

Вопросы

Да

Нет

Трудно сказать

Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы: Уровнем преподавания;

Организацией школьного быта;

Оформлением классов;

Отношениями между школьниками в классе;

Вашими отношениями с классным руководителем;

Отношениями вашего ребенка с классным руководителем;

Отношением вашего ребенка к школе в целом

В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?

 Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?

Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»?

Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?

Приложение 5

Анкета «Я и моя семья»


Цель: предназначена для изучения уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни младшего школьника.
Диагностику проводит педагог-психолог.
Инструкция: Ребенку предлагается ответить на 9 вопросов.
1.Тебе нравиться твоя семья?
Нравиться
Не очень нравиться

Не нравиться
2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
Да

Бывает по-разному

Нет
3. Тебя часто наказывают за проступки?
Да

Бывает по-разному

Нет
4. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам?
Да

Бывает по-разному

Нет
5.Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья, похожая на ту в которой ты сейчас живешь?
Хотел бы

Не знаю точно

Не хотел бы
6. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
Да, делаю сам без просьб

Не всегда

Нет
7.Часто ли ты слушаешь своих родителей?
Часто

Иногда

Почти никогда
8. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
Да

Бывает по-разному

Нет
9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
Часто

Иногда

Почти никогда
Обработка результатов:
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
Интерпретация результатов (Уровни сформированности семейных отношений и ценностей):
Высокий уровень (выше 18) – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.
Средний уровень (10-18) – существует взаимопонимание и взамопомошь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устаивают школьника, привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимании. С отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.
Низкий уровень (ниже 9)- школьники в семье чувствуют себя не комфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность о удовольствию. Испытывают серьезные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не собираются поменять. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

Таблица 2

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2020 г

25 %

75 %

0 %

2022 г

40 %

60%

0%

Приложение 6

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

(разработана А.А. Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

 4 - совершенно согласен;   3 - согласен;

2 - трудно сказать;  1 - не согласен;  0 - совершенно не согласен.

Таблица

1. Я иду утром в школу с радостью.

4   3    2   1   0

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

4   3    2   1   0

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4   3    2   1   0

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

4   3    2   1   0

5. У меня есть любимый учитель.

4   3    2   1   0

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

4   3    2   1   0

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

4   3    2   1   0

8. У меня есть любимые школьные предметы.

4   3    2   1   0

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

4   3    2   1   0

  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

4   3    2   1   0

Обработка результатов. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления, где в числителе указывается общая сумма баллов ответов всех учащихся, а в знаменателе  произведение количества учащихся на общее количество ответов (10). Например, общая сумма ответов 15 учащихся составляет 420. Тогда 420 : (15 * 10) = 2,8. Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:

Таблица 1.

Низкий уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Средний уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Высокий уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

0-2,5 (0%)

2,6-2,9 (45%)

2,9 и выше (55%)

Приложение 7

Актив класса

Учебный сектор

Культурный сектор

Трудовой сектор

Информационный сектор

Спортивный сектор

Ряполов Иван (староста класса)

Апатенко Мария

Богомолов Максим

Босенко Нелли

Апатенко Виктория

Жиляков Александр

Поян Полина

Уварова Мария

Сотников Арсений

Сергеева Алина

Ерофеев Сергей

Богомолова Элеонора

Гольцева Стефания

Герасименко Захар

Сергиенко Ксения

Кочеткова Анна

Брежнева София

Чуриков Александр

Дурнев Максим

Нурматов Артур

Сергеева Алина

Прасолова Полина

Шабанов Макар

Нестерова Виктория

Сурненков Савелий

Черникова Дарья

Рябцов Александр

Пьяных Виктория

Рябцов Александр

Толмачев Иван

   

Приложение 8

                    Тест «Каков Ваш творческий потенциал»


Цель методики: диагностика творческого потенциала, креативности. Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала. Творческий потенциал - это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности. Уровень творческого потенциала можно определить с помощью предлагаемого ниже опросника.

ОБРАБОТКА
Подсчитайте общее количество баллов следующим образом: за ответ «а» - 3 балла, за ответ «б» - 1 балл, за ответ «в» - 2 балла.

Вопросы:1, 6, 7 определяют границы Вашей любознательности,2, 3, 4, 5 - веру в себя,8 и 14 - постоянство,9 - амбициозность,10 - зрительную память,11, 12 - слуховую память,13 - Ваше стремление быть независимым,15, 16 - способность абстрагироваться,17 - степень сосредоточенности. Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажут уровень Вашего творческого потенциала.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 Уровни выраженности: 46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.

22-45 баллов. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть и проблемы, тормозящие процесс творчества. Во всяком случае Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.

21 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

ИНСТРУКЦИЯ: «Мы предлагаем Вам ответить на следующие вопросы. Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант ответа».

Текст опросника

1. Считаете ли Вы что окружающий Вас мир может быть улучшен?

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных  

 изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы

 значительную пользу в той сфере деятельности, в которой Вы

работаете?

а) да;

б)да,  при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важную роль,

 что сможете что-то принципиально изменить?

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы,

 что осуществите свое начинание?

а) да;

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно

не знаете?

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) неизвестное меня не интересует; в) все зависит от характера этого

дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли

Вы желание добиться в нем совершенства?

а) да;

б) нет, я хочу научиться только самому основному;

в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.

8. Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;

б) решаете махнуть рукой на эту затею, так как понимаете, что она

нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно,

что препятствия непреодолимы.

9. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в

ней;

в) преимуществ, которые она обеспечивает.

10. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте,

по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.  

11. Сразу же после какого-то разговора Вы сможете вспомнить, о

чем шла речь?

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не смогу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

12. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то сможете

повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно.

13. В свободное время Вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.

14. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие,

только когда:

а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;

б) Вы более-менее довольны;

в) Вам еще не все удалось сделать.

15. Когда Вы один, то:

а) любите мечтать о каких-то вещах, даже, может быть,

абстрактных;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей

работой.

          16.Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о

          ней:

а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;

б) только наедине с собой;

в) только там, где будет не слишком шумно.

17. Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:

а) можете отказаться от нее, если выслушиваете убедительные

аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;    

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком

сильным.

По итогам результата анкетирования набранное количество баллов – 48, что говорит о том, что у педагога заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.

                                                                                                                                                                        Приложение 9

Занятость обучающихся во внеурочное время

Ф.И.О ребенка

Название секции, кружка

Место проведения занятий

От какого

учреждения

Ф.И.О. тренера,

руководителя

Время занятий

пн

вт

ср

чт

пт

сб

1

Апатенко Виктория

плавание

«Дельфин»

ДЮСШ

№ 1

Прохорова Т.П.

17.30

17.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

2

Апатенко Мария

плавание

«Дельфин»

ДЮСШ

№ 1

Прохорова Т.П.

17.30

17.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

3

Богомолова Элеонора

Фигурное катание

ДС «Кристалл»

ДЮСШ

№ 1

Рукавицына М.С.

13.30-16.00

13.30-16.00

13.30-16.00

13.30-16.00

13.30-16.00

балет

ТЦ «Радуга»

ДЮСШ

№ 1

Иванова М.А.

18.00-19.00

18.00-19.00

18.00-19.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

4

Богомолов Максим

самбо

ДЮСШ №3

ДЮСШ

№ 3

Макушин И.Н.

16.00-18.00

16.00-18.00

16.00-18.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

5

Босенко Нелли

вокал

ДК «Строитель»

ДК «Строитель»

Машкет Анна

18.00-19.00

18.00-19.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

Танцевальная студия «Time»

ДК «Строитель»

ДК «Строитель»

Золотарёва А.В.

19-00-20-00

19-00-20-00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

6

Брежнева София

Танцевальная студия «Time»

ДК «Строитель»

ДК «Строитель»

Золотарёва А.В.

19-00-20-00

19-00-20-00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

7

Гольцева Стефания

Белошвейка

СОШ № 17

Дом творчества

Белозёрская Е.М.

15.30

15.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

8

Герасименко Захар

Арт- коллаж

СОШ № 17

Дом творчества

Кочкина И.И.

13.00-14.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

9

Дурнев Максим

плавание

«Дельфин»

ДЮСШ

№ 1

Прохорова Т.П.

14.30-15.30

14.30-15.30

15.00-16.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

10

Ерофеев Сергей

Арт- коллаж

СОШ № 17

Дом творчества

Кочкина И.И.

13.00-14.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

11

Жиляков Александр

плавание

«Дельфин»

ДЮСШ

№ 1

Прохорова Т.П.

14.30-15.30

14.30-15.30

15.00-16.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

12

Кочеткова Анна

Арт- коллаж

СОШ № 17

Дом творчества

Кочкина И.И.

13.00-14.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

13

Кривошеева Анна

Белошвейка

СОШ № 17

Дом творчества

Белозёрская Е.М.

15.30

15.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

14

Нестерова Виктория

Арт- коллаж

СОШ № 17

Дом творчества

Кочкина И.И.

13.00-14.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

15

Нурматов Артур

плавание

«Дельфин»

ДЮСШ

№ 1

Иванова Е.А.

17.30-18.00

17.30-18.00

17.30-18.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

16

Поян Полина

Музыкальная школа

Музыкальная школа

Музыкальная школа

Машкова С.В.

15.00-15-45

15.00-15-45

15.00-15-45

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

17

Прасолова Полина

вокал

ДК «Строитель»

ДК «Строитель»

Обьедкова А.А.

16.00-17-00

16.00-17-00

16.00-17-00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

18

Пьяных Виктория

плавание

«Дельфин»

ДЮСШ

№ 1

Писарева А.С.

18.30-19.00

18.30-19.00

18.30-19.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

19

Русанов Виктор

    Робототехника

СЮТ

СЮТ

Кущенкова Т.Н

14.30-15.30

14.30-15.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

20

Рябцов Александр

Арт- коллаж

СОШ № 17

Дом творчества

Кочкина И.И.

13.00-14.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

21

Ряполов Иван

           карате

Клуб «Тигрёнок»

ДЮСШ

№ 2

Лысенко Н.Н.

15.30-17-00

15.30-17-00

15.30-17-00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

22

Сергеева Алина

Арт- коллаж

СОШ № 17

Дом творчества

Кочкина И.И.

13.00-14.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

23

Сергиенко Ксения

вокал

ДК «Строитель»

ДК «Строитель»

Машкет Анна

18.00-19.00

18.00-19.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

24

Сотников Арсений

Арт- коллаж

СОШ № 17

Дом творчества

Кочкина И.И.

13.00-14.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

25

Сурненков Савелий

Арт- коллаж

СОШ № 17

Дом творчества

Кочкина И.И.

13.00-14.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

26

Толмачёв Иван

плавание

«Дельфин»

ДЮСШ

№ 1

Писарева А.С.

18.30-19.00

18.30-19.00

18.30-19.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

27

Уварова Мария

Классическая хореография

Дом творчества

      ДЮСШ

№ 2

Кучерявых Л.А.

15.30

15.30

15.30

15.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

28

Черникова Дарья

плавание

«Дельфин»

ДЮСШ

№ 1

Прохорова Т.П.

14.30-15.30

14.30-15.30

14.30-15.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

29

Чуриков Александр

    Робототехника

СЮТ

СЮТ

Кущенкова Т.Н

14.30-15.30

14.30-15.30

плавание

«Дельфин»

ДЮСШ

№ 1

Писарева А.С.

18.30-19.00

18.30-19.00

18.30-19.00

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

30

Шабанов Макар

Арт- коллаж

СОШ № 17

Дом творчества

Кочкина И.И.

13.00-14.30

«Театральная радуга»

МАОУ «СОШ № 17»

МАОУ «СОШ № 17»

Ишкова  М.Н.

14.00-15.00

                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...