Программа гражданско-патриотического воспитания « Свет Солнца»
рабочая программа

Программа гражданско-патриотического воспитания     « Свет Солнца»

Разработчик: Григорова Надежда Михайловна

                          учитель начальных классов

                         1 квалификационной категории

Пояснительная записка

 «Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?»

 

                                                    Д. С. Лихачёв.

4. Цель программы

  Воспитание и развитие личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

 

 

 

 

 

                                           

 

5. Задачи программы

  • повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  •  развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • формирование у учащихся ответственности, гражданской  активности, стремления к самореализации;
  •  воспитание толерантности;
  • формирование чувства гражданского долга;
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

6.  Исполнители  

мероприятий программы

Учащиеся 1–4-х классов, педагогический коллектив  школы, родители, общественность, органы местного самоуправления.

7. Планируемые результаты программы

  • повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся.
  • воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну.
  • снижение уровня правонарушений обучающихся.
  • сформированность гражданско—правовой компетентности школьников.
  • развитие у обучающихся  потребности в изучении истории своего края и Отечества.
  • дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx56.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Никольская основная общеобразовательная школа»

Программа гражданско-патриотического воспитания

« Свет Солнца»

Разработчик: Григорова Надежда Михайловна

                          учитель начальных классов

        1 квалификационной категории

Гатчинский район, село Никольское

2016 – 17 гг

Пояснительная записка

 «Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?»

                                                    Д. С. Лихачёв.

Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В.Ломоносова, В.Г.Белинского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева и др. Все они отмечали, как важно воспитать в ребёнке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. Актуальность проблемы патриотического воспитания находит подтверждение в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др

Моя программа « Свет Солнца» является программой гражданско - патриотического воспитания школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей от 7 до 11 лет. Данную программу я веду с 2016-17 учебного года, на данный момент она реализуется на базе 2 «а» класса МБОУ « Никольская ООШ». При составлении программы учтены возрастные и психологические особенности обучающихся начальной школы.

Нормативно – правовые основания для разработки программы.

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года.

2.Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ

3."Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

4.Международная конвенция о правах ребенка

5.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

6.Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" (от 11.06.2005 г. №422)

7.Концепции воспитания в Ленинградской области от 16 ноября 2015 г. N 2871-р

8. Областной закон « О патриотическом воспитании в Ленинградской области» от 28.10.15

9. Программа воспитания в ООШ

Обоснование программы


За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации .В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Практически во всех субъектах Российской Федерации мероприятия по организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных организаций и их физическому развитию включены в различные региональные программы.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения.

 Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами — это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Любовь к родному краю, гордость за свою малую родину имеют огромное значение для

развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства.

Представления у учащихся младших классов расширяются понемногу. Формирование системы обобщенных знаний о явлениях общественной жизни происходит лишь к концу 1-2 класса. Всему этому немало способствует изучение детьми нравственных суждений, оценок, понятий, а также познавательного интереса к окружающему миру.

Важным представляется вывод психолога А.Г. Ковалёва о том, что эмоциональное отношение людей друг к другу являются исходным процессом формирования многих нравственных чувств. Такие чувства, как дружба, патриотизм, гуманизм вначале проявляются в форме привязанности ребёнка к родителям, коллективу детей и формируются на основе часто повторяющихся эмоций.

Психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которое составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, он тем самым приобрёл эмоциональный опыт, который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

Основной формой знаний являются представления, которые на протяжении школьного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными.

В настоящее время в школе сложилась определенная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, выставки, конкурсы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, обществознания, в процессе внеклассной работы, организации Уроков Мужества.

Общественные опросы и работа с детьми показывают, что среди молодых людей большими темпами растет преступность, увеличивается число наркоманов, падает нравственность, возникает стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства.

Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и

принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о родном крае и родной стране, в которой он живет.

Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.

Концептуальные основы

Гражданин-лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Слово гражданин имеет и высокий политический смысл — так называют сознательного члена общества, заботящегося о его благе. С этим значением связаны выражения гражданский долг, гражданское мужество. Именно о таком гражданине писал Н.А. Некрасов в стихотворении «Поэт и гражданин»: Поэтом можешь тыне быть, но гражданином быть обязан! Поэзия, проникнутая пафосом любви к Родине, общественнойпроблематикой, называется гражданская поэзия, или гражданская лирика. 

Воспитание гражданина это воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, к родному дому, к родной улице, формирование у него чувства привязанности к родной земле и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа.

Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя политически, нравственно и юридически дееспособным.

Вопросы гражданственности всегда были в центре внимания общественной и педагогической мысли России, они отражали объективное состояние развития общества на определённом историческом этапе и действующую идеологию. Первое руководство по граждановедению в России появилось во время правления Екатерины 2, это многократно изданная книга «О должностях человека и гражданина». Эта книга являлась примером педагогическо - этнического апофеоза правительственной власти.

В те времена педагогика ещё не занималась вопросами воспитания и понимания человека и гражданина, появились слова человек и гражданин, но их значения никто не знал, так как разъяснений не было. Эти слова заменяло понятие «подданный», это человек который беспрекословно подчинялся власти. Однако педагогическая мысль и философия ориентировались на воспитании гражданских качеств. В 18в. Идеальный гражданин - это человек, главным качеством, которого является патриотизм.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до

самопожертвования, к его защите. Это важнейшая черта характера человека.

Понятия патриот и гражданин тесно связаны между собой. Патриотическое воспитание является одной из важных частей воспитания в общем. Патриотическое воспитание включает в себя социальные, целевые, функциональные и организационные аспекты.

Патриотическое воспитание в школе— это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Гражданско-патриотическое воспитание – этонравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. « Систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» (из программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг)

Концепция воспитания в Ленинградской области

Концепция воспитания в школах Ленинградской области реализуется более 10 лет. Она стала одной из основ деятельности учителей по воспитанию у школьников патриотизма, традиционных и семейных ценностей. В образовательных организациях области созданы разнообразные воспитательные системы, накоплен определенный опыт объединения потенциала социокультурной среды региона и разных типов образовательных организаций.

Это позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине.

Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс развития личности, как система действий по интеграции человека в обществе, освоения им комплекса социальных ролей, как средство трансляции культуры, предполагая при этом формирование у детей способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения.

Главный результат воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области – гражданственность и патриотизм молодых людей, заканчивающих школу, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность, как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.

Целостная и гармоничная система отношений личности молодого человека в важнейших сферах жизни определяет чувство его глубинной сопричастности к Родине. Любовь к Родине в настоящее время проявляется не только в стремлении человека сделать ее более сильной и могущественной в экономическом и военном отношении. Важна нацеленность человека на активное участие в жизни общества, окружающего социума, более гуманные

и справедливые отношения. Без этого невозможно повышение качества

жизни людей, критериями которого выступают хорошее образование, здоровье, продолжительность жизни и социальное благополучие.

Таким образом, патриотическое воспитание должно быть направлено на создание условий формирования и развития чувства хозяина своей Родины – поселка, города, области, страны.

Патриотизм предполагает осознание и прочувствование человеком ценности культуры, традиций и жизненного уклада своей родины, понимание неразрывности связей нашего государства, его культуры и истории с другими странами и народами.

Настоящий патриот – не националист, он с уважением и заинтересованностью относится к другим странам и народам, признает равноценность и равноправие разных мировых культур и цивилизаций.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

 В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир»,  танцевальный и театральный кружки, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала  младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

На воспитание этих качеств личности и направлена программа воспитания «Свет Солнца»

Цель воспитания и задачи

Цель гражданско-патриотической программы воспитания :

воспитание и развитие личности гражданина и патриота России с

присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения, обладающих чувством национальной гордости,

гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи гражданско-патриотической программы воспитания 

Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:

  •  повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
  •  развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
  • формирование у учащихся ответственности, гражданской  активности, стремления к самореализации;
  •  воспитание толерантности;
  • формирование чувства гражданского долга;
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Направления деятельности

Основные направления программы воспитания « Свет Солнца» сформированы мной на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:

- 1 луч «Свет Души» (духовно – нравственное направление)

- 2 луч « Свет Здоровья» (спортивно -  патриотическое направление)

- 3 луч « Свет  Победы»         (военно – патриотическое направление)

- 4 луч « Свет Времени»      (культурно-историческое направление)

1.Луч « Свет Души»

Цель: воспитание и развитие человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • высоконравственного;

Задачи:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

Целевая установка:

воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Формы реализации:

  • тематические беседы, классные часы, литературно- музыкальные композиции;
  •            изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • проведение совместных праздников;
  • экскурсии, целевые прогулки по историческим и культурным местам Ленинградской области и Санкт-Петебурга;
  • участие в конкурсах, викторинах, праздниках, выставках детского творчества разного уровня;
  • проведение совместных мероприятий с родителями;
  • встречи знаменитыми земляками;
  • социальные акции «Дабропочта», «Помоги однокласснику»
  • проектная деятельность.

Ожидаемый результат:

эстетически и интеллектуально развитый человек, хороший сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра), должен уметь работать в коллективе, находить общий язык и т.п. ,работать для блага коллектива,  обладает волей, целеустремлённостью, настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли.

2. Луч « Свет Здоровья»

Цель: воспитание и развитие человека:

  • с активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья;
  • неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Задачи:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
  • Формирование у воспитанников потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним, как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.
  • Профилактика правонарушений.

Целевая установка:

создание комплексной системы физического воспитания учащихся, направленной на формирование здорового образа жизни, на решение

вопросов спортивного совершенствования, физического и духовного развития обучающихся.

Формы реализации: 

  • спортивные соревнования, состязания, спартакиады, походы, показательные выступления;
  • военно-спортивные игры, секции;
  • экскурсии в воинскую часть г. Гатчина.
  • встречи с военнослужащими, сотрудниками силовых структур, ветеранами и участниками боевых действий.

Ожидаемый результат:

 развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

3. Луч« Свет  Победы»        

Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Цель: воспитание и развитие человека:

  • патриота;
  • знающего историю и культуру России и родного края;
  • способного осмысливать события  и явления во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • с активной жизненной позицией.

Задачи:

  • воспитывать осознание своих прав и прав другого человека.
  • формировать культуру проявления гражданской позиции.
  • формировать у воспитанников систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Формы реализации: 

  • тематические беседы;
  •            изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  •  коллективные творческие дела;
  •  конкурсы различного уровня;
  • встречи с интересными людьми;
  • встречи учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных

военных конфликтов;

  • социальные акции « Письмо ветерану»;
  • проектная деятельность;
  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры;
  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности,;
  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
  • проведение совместных праздников,литературно- музыкальные композиции;
  • экскурсии, целевые прогулки по историческим и культурным местам Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Ожидаемый результат:

 развитие у обучающихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного села и района. Любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям, ответственного понимания своего гражданского долга. Нравственное интеллектуальное и физическое формирования личности ребенка.

4. Луч « Свет Времени»

Цель: воспитание и развитие человека:

-любящего родной край как свою малую Родину;

 - знающего историю  своей страны,   области, района, села, его традиции, культурное наследие;

 - толерантного к людям разных народностей;

Задачи:

  • воспитание любви к Родине;
  • воспитание чувства прекрасного;
  • воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
  • формирование общечеловеческих ценностей.
  • создание установки на сохранение памятников боевой славы, имеющих культурную и историческую ценность;
  • изучать историю родного края;
  • формировать экологическое поведение.

Формы реализации: 

  • тематические беседы;
  • классные часы;
  • коллективные творческие дела;
  •  конкурсы, викторины на экологическую  и историческую темы;
  •  посещение музеев различной направленности;
  • изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  •  коллективные творческие дела;
  • классные часы, литературно- музыкальные композиции;
  • проведение традиционных общешкольных, сельских и волостных  праздников.

Ожидаемый результат:

верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений. Познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов. Развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа. Способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Принципы воспитания

Принципы – это наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность взаимодействия педагога и воспитанника

Остановлюсь только на тех принципах, реализация которых наиболее явно демонстрирует специфику гражданско-патриотического воспитания на основе положений ФГОС.

  1. Принцип нравственной позиции воспитателя: предполагает, что личность педагога является нравственным ориентиром  для учащихся

2.Принцип природосообразности: указывает на необходимость учета возрастных и гендерных особенностей учащихся в процессе воспитания

3. Принцип единства воспитания и  обучения: предполагает целостность образовательного и воспитательного процессов.

4.Принцип социально-средового многообразия: предполагает разноуровневую включенность в воспитание гражданина, патриота своей Родины таких факторов, как семья, ближайшее окружение, этнокультурная среда и т.п.

5.Принцип обеспечения межпоколенной преемственности: регулирует выбор взглядов, чувств и поведения на основе социально ценного опыта прошлых поколений, культивирует любовь к родному краю, чувство гордости за своих предков, преданность оставленному ими наследию.

6. Принцип гражданской идентификации личности: указывает на необходимость отбора и построения содержания патриотического воспитания с учётом реалий развития российской государственности в современных условиях – символы, социально-культурные ориентации

7. Принцип инвариантности: предполагает воспитание гражданина, патриота Отечества. Наряду с обогащением содержания патриотического воспитания конкретикой и культурно-историческими особенностями среды жизнедеятельности, большое значение имеет насыщение его ключевыми ценностями социально-государственной реальности; патриотическим смыслом жизнедеятельности, обеспечения блага Родины,

готовности к защите Родины, целостности государства как гаранта личной свободы, чувствами народности, коллективизма, гуманизма

     Эти принципы взаимосвязаны, и реализуются в единстве.

Механизмы реализации

Формы реализации концепции по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив;
  • установление партнерских отношений педагога, родителей, учащихся;
  • вовлечение родителей в совместную творческую деятельность и совместный досуг;
  • беседы, классные часы, читательские конференции;
  • проведение совместных праздников,литературно- музыкальные композиции;
  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;
  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры;
  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности,;
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;
  • встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
  • социальные акции, операции;
  • проектная деятельность.

Предполагаемый портрет выпускника

Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

В рамках когнитивного компонента у выпускника школы  будут сформированы:

• историко-географический образ, представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание основных прав и обязанностей гражданина,;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни

и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы «Выпускник должен научиться:

  • любить свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважать и принимать ценности семьи и общества;
  • быть любознательным, активным и  заинтересованным;
  • владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
  • быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,высказывать свое мнение; 
  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Диагностика

Методы педагогической диагностики представляют собой большое разнообразие: от традиционного основного в педагогике метода наблюдения до проективных методик. 

Цель диагностики: изучить качество гражданско- патриотического воспитания учащихся.

Задачи диагностики:

  1. Исследовать уровень сформированности патриотических ценностей у учащихся школы.
  2. Определить уровень гражданского самосознания и гражданской ответственности учащихся.
  3. Выявить степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учащихся, родителей) работой школы.

Определение результативности и эффективности гражданского образования и патриотического воспитания школьников в виде конкретной оценки предполагает, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик. Для определения оценки результатов работы школы по гражданскому -патриотическому воспитанию необходимо осуществить анализ важнейших сторон и направлений этой деятельности. Основное содержание включает в себя следующие моменты:

1.Сбор данных (информации) о состоянии гражданско- патриотического воспитания, об эффективности проводимых мероприятий. Источниками данных могут быть: наблюдения и исследования педагогов, результаты бесед, опросов, анкетирования; результаты и выводы различных проверок,

наблюдения и мнения руководителей школы.

2.Обработка данных. Анализ проделанной текущей работы, мероприятий.

3.Определение выводов об уровне и результатах гражданско- патриотического воспитания в школе, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению.

4.Графическое представление основных результатов анализа (диаграммы, таблицы, схемы и т. д.).

5.Информирование о данных анализа научных руководителей школы, а так же непосредственных участников эксперимента (родителей, учащихся, педагогов школы).

Методы и инструментарий:

1. Мотивационно-диагностический

- наблюдение;

-  анкетирование;

-   метод неоконченных предложений;

-   диагностика интерактивной направленности личности;

-   игра;

-   методика «Сфера интересов»;

-   проективная методика;

-   тестирование.

2.Мотивационно-ценностный

 - наблюдение;

-  анкетирование;

-  тестирование

-  метод неоконченных предложений;

-  цена и ценность

-  рисую счастливую жизнь;

-  пишу письмо;

3.Деятельностно-творческий

- «Нужна помощь»,

- «Дерево, посаженное тобою».

4.Контрольно- диагностический

Все представленные методики

Уровни организации процесса гражданско- патриотического воспитания школы.

1.Высокий уровень. Процесс гражданско- патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект - объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.

2. Средний уровень. Процесс гражданско- патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект - объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично.

3. Низкий уровень. Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект - объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

Этапы проведения диагностики:

Начальный

Промежуточный

Итоговый

Заключение

«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе…

…То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.»

Алексий II (Патриарх Московский)

Список литературы

1.А. Г. Ковалёв  «Социально-психологический климат коллектива и личность», Издательство «Мысль», 1983

2.А. Г. Ковалёв  «Психология личности» (3-е изд., 1970)

3.Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы //Открытая школа. 2000, № 1

4.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

5.Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003,№ 1.

6.Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

7.Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 112 .

8.Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В.И. Лутовинов. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2013. - 208 c.

9.Микрюков, В. Военно-патриотическое воспитание в школе / В. Микрюков. - М.: ВАКО, 2012. - 404 c.

10.Областной закон «О патриотическом воспитании в Ленинградской области» (от 28.10.2015 года)

11.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (от 13.01.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов.Моя малая Родина

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов. ...

программа гражданско-патриотического воспитания "Мрй родной край"

Данная программа составлена учителями начальных классов (авторы:Брызгаева Т.Т., Попова Г.Д., Батарина А.А.) на основе традициям школы , с целью сохранения любви к родному краю. Конечная цель: воспитат...

Программа гражданско - патриотического воспитания МОУ «СОШ с. Пигари» «Я – гражданин России»

Реализуя выполнение государственной Программы патриотического воспитания, мы ориентировались на  повышение статуса патриотического воспитани...

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - патриот»

Цель моей программы-формирование патриотических чувств и сознания воспитанников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, кр...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...