Конспект Классного часа "Вежливость и доброта – это не просто слова!"
классный час (2, 3 класс)

Бачиева Галина Александровна

Может быть использован для учащихся 2-3 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._ch._vezhlivost_i_dobrota_-_eto_ne_prosto_slova.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Вежливость и доброта – это не просто слова!» 

Цели:  

  • Формировать этические представления, знания о категориях добра и зла; понимание важности вежливого отношения к окружающим.
  • Воспитание стремления совершать добрые дела.

Задачи:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • развивать умение работать с проблемными ситуациями;
  • формировать умение совместно работать в группе;
  • развитие познавательного интереса, самооценки;
  • воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения занятия:

  • Проблемный метод
  • ИКТ
  • Деятельностный метод
  • Рефлексия
  • Беседа
  • Дискуссия

Способы организации деятельности:

  • Фронтальный,
  • Коллективный
  • Групповой

Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся внутренней готовности совершать добрые дела, способности чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную.

Оборудование:

  • раздаточный и демонстрационный материал (пословицы, ситуации, вежливые слова)
  • минусовка песни «Если добрый ты»,
  • весы,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация,
  • компьютер.

  1. Организационный момент

Учитель: Дорогие ребята! Мы проводим сегодня интересное занятие. Расшифруйте запись и скажите - О чем пойдет речь на занятии? Определите тему классного часа ВдЕаЖвЛзИдВрОаСмТуЬоИжДйОцБяРюОлТэА!" (дети расшифровывают запись, глядя на экран.)

  1. Постановка темы и цели урока

Формулирование темы.

– Ребята, давайте сформулируем какие задачи мы должны решить в ходе беседы?

  1. Освоение нового материала

- А для чего людям нужна доброта, вежливость? (учащиеся отвечают)

Учитель: Доброта, правила вежливости вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Не даром в народе столько пословиц и поговорок сложено о доброте и вежливости.

А) составить пословицы

Жизнь дана на

злое калечит

Доброе дело и

а его добрые дела

За добро

говори смело

Про доброе дело

добром плати

Не одежда красит человека

добрые дела

Добра ищи,

само себя хвалит.

Доброе дело

а худо само придет.

Доброе слово лечит, а

в воде не тонет.

 

Учитель:   Каково же значение этих слов? Что значив ВЕЖЛИВОСТЬ и ДОБРОТА

 

Б) Работа по определению лексического значения слов «доброта» и «вежливость»

На доске записаны толкование этих слов из словаря Ожегова, детям надо определить о каком из 2-х этих слов идет речь:

 Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

Доброта  –  душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Ребята, а можно ли назвать вежливого человека добрым?

- Почему?

- ВЕЖЛИВОСТЬ - Первый шаг к доброте. А начинается вежливость с ДОБРОГО СЛОВА. Поэтому я предлагаю вам открыть Словарь вежливых слов. Это так называется игра.

В) Поэтическая игра "Словарь вежливых слов" (слова напечатаны на отдельных карточках и висят на доске.)

Игра «Словарь вежливых слов»

1. Растает ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

2. Зацветёт старый пень,

Когда услышит (добрый день).

3. Если солнышко садиться,

По деревьям золотится,

Говорим при встречи

Всем знакомым (добрый вечер)

4. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

5. Дети вежливые и развитые

Говорят, встречаясь, (здравствуйте).

6. Когда нас бранят за шалости,

Говорим прости (пожалуйста).

7. Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он как торпеда

Налетел из-за угла,

Но представьте: зря от Вити

Ждал я слова (извините)

8. И в России, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

9. Будет легче нам ехать и идти,

Когда пожелают (счастливого пути)

– Что вы вспомнили благодаря игре? Какие ещё вы знаете вежливые слова? Используете ли вы их в своей речи?

 

Вывод: Значит, мало знать вежливые слова, нужно ими пользоваться, не забывать их говорить.

Г) Учитель: - У нас на уроке сегодня гости. Угадали, кто это? Из какого произведения? (Алексей Николаевич Толстой Золотой ключик или Приключения Буратино)

Сценка «Мальвина и Буратино»

Мальвина. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуй, Мальвина!

Мальвина. Что это ты не весёлый сегодня? Может быть задания не выполнил?

Буратино. Плохо я справился с заданием.   (злобно восклицает) Потому что не умею себя сдерживать.

Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино. Вот ещё кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

 Мальвина. Буратино, ответь пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино. Что значит – каким тоном? Обыкновенным.

Мальвина. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

Буратино. Не было этого, не было, не было.

Мальвина. Ну вот, опять ты за свое. А когда ты говоришь папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» или «Хочу в школу, хочу в школу»- разве это не было сказано капризным голосом?

Буратино. Может быть я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, не стал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» Он обиделся почему- то и ушёл.

А что я ему плохого сказал? Нехорошо он поступил, правда, ребята? (зал отвечает)

Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали, ты поступил плохо. Нужно следить за своими     словами. «Доброе слово бальзам для души, а дурное - яд»

     Учитель: Не только слова должны быть у нас вежливыми, не только сказаны они должны быть уважительным тоном, но и поступки должны быть ДОБРЫМИ, такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

  1. Практическая работа.  

Учитель: Давайте рассмотрим ситуации. Работа в группах.

Ситуация 1.

Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил малыша-первоклашку. Твои действия?

а) пронесешься мимо;

б) поднимешь малыша, извинишься;

в) постараешься не допустить подобной ситуации.

Ситуация 2.

Решили устроить дискотеку, пользуясь отсутствием родителей дома. Но, увлекшись, перестали контролировать свое поведение: включили на полную мощность музыку вашей любимой рок-группы, на что последовала немедленная реакция возмущенных вашим поведением соседей. Например, в дверь постучала соседка-старушка, которая, почувствовав недомогание, решила прилечь и вздремнуть. Несколько раздраженным тоном она просит вас прекратить это безобразие. Ваши действия?

а) нагрубить старушке;

б) извиниться и приглушить звук;

в) отомстить «вредной» старушке, увеличив звук до предела;

г) не допустить подобной ситуации.

Ситуация 3.

Тебя раздражает некто из твоего класса ну просто до невозможности! Твоя реакция:

а) будешь сдержанным по отношению к нему, не выдавая своих чувств;

б) дашь волю своим чувствам – при всех выскажешь все, что ты думаешь о нем;

в) придумаешь обидное прозвище или за глаза высмеешь его недостатки;

г) решишь привлечь друзей, одноклассников на свою сторону и вместе с ними попытаешься бойкотировать не понравившуюся тебе особу;

Ситуация 4.

Зима. Гололед, очень скользко. Вы с друзьями возвращаетесь из школы. Впереди вас идет женщина с полными сумками. Вдруг она, поскользнувшись, падает. Из сумок выкатились апельсины, яблоки, а может быть картошка. Ваши действия?

а) вы дружно и весело смеетесь, считая ситуацию комической и нелепой;

б) окажете помощь пострадавшей: поможете подняться, соберете рассыпавшиеся фрукты и овощи, спросите о самочувствии и т.п.;

в) равнодушно пройдете мимо, сделав вид, что ничего не заметили;

г) подойдете и спросите – не нужна ли вам помощь?

д) воспользуетесь ситуацией, чтобы поиграть в футбол с рассыпавшимися фруктами и овощами.

Ситуация 5.

Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

а) вы крикните прохожему: -Сколько времени?

б) придете домой, когда нагуляетесь, а маме скажете, что у вас не было часов;

в) подойдете к прохожему и скажете: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, который час?

Ситуация 6.

Ты едешь в трамвае. На остановке входит старушка. Как ты будешь действовать?

а) встанете со своего места и скажите: - Бабушка, садитесь, пожалуйста;

б) будете смотреть в окно и сделаете вид, что не заметили старушку;

в) скажете товарищу, что старшим надо уступать место.

Ситуация 7.

3. "Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница и беседует с учителем из параллельного класса. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал".

- Какую ошибку допустил Костя?

а) рассказать о прочитанной книге надо на уроке литературного чтения;

б) нужно поздороваться, перебивать старших нельзя;

Ситуация 8.

4. Шёл Боря домой из школы. Видит - по улице слепой человек идёт и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой.

 - Как бы вы поступили на его месте?

а) подождете рядом, чтобы не мешать;

б) будете смотреть как он переходит дорогу, вдруг оступится…;

в) поможете перейти улицу

Ситуация 9.

По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках были: сумка, 3 книги и свёрток. Одна книга упала.

«У Вас книга упала» - закричал мальчик.

«Разве?» - удивился прохожий.

«Конечно. У Вас было 5 предметов, а осталось 4».

- Что вы скажете об этом мальчике?

а) ОН умный мальчик, знает математику;

б) ОН добрый мальчик, подсказал прохожему;

в) ОН невоспитанный мальчик. Книгу надо было поднять и отдать прохожему со словами «Возьмите пожалуйста»

  1. Подведение итогов. Вывод.

Учитель: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

Устанавливаю чашечные весы.

-На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).

-Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»). 

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.

- В конце нашего занятия я дарю вам памятку: «Основные правила культурного поведения.»   И тест для самопроверки «вежливый ли ты человек»

  1. Рефлексия.

Продолжите предложения: Я узнал … Я понял … Мне понравилось … Мне не понравилось …

  • Все ли знания вы получили о вежливости и доброте?  Разговор на эту тему мы продолжим на других занятиях.

Основные правила культурного поведения

1.  В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.  

2.  Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.  

3.  Вежливые слова (“пожалуйста”, “спасибо”, “будьте добры” и т. п.), сказанные грубым голосом

или развязным тоном, перестают быть вежливыми.  

4.  Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.  

5.  Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.  

6.  С взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.  

7.  За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку.  

8.  Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.  

9.  Обращаясь к учителю, к товарищам, надо назвать их по имени. Невежливо в присутствии учителя говорить о нем: “Он, она” (“Она меня не пустила в класс”). Надо называть имя и отчество.  

10. Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.  

11. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.  

12. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.  

13. Бранные слова в твоей речи свидетельствуют о твоем бескультурье.

 Тест: вежливый ли ты человек

chuv_05_15_1Какую бы ты профессию ни выбрала в будущем, невозможно добиться успеха, если ты не умеешь уважительно общаться с другими людьми. Проверь себя – вежливый ли ты человек.
Прочти все пункты и ответь на каждый:

да, почти всегда – 2 балла
иногда – 1 балла 
нет, почти никогда – 0 баллов

1. Ты вскрываешь подарок при дарителе и сразу благодаришь за него.

2. Ты здороваешься с родителями друзей, к которым ты приходишь в гости.

3. Ты пропускаешь вперед старших при входе в двери.

4. Ты говоришь «спасибо» после обеда.

5. Каждое утро ты говоришь своим домашним «С добрым утром».

6. Ты говоришь своим домашним перед сном «Спокойной ночи!».

7. Ты никогда не отвечаешь на грубость другого человека.

8. Ты всегда здороваешься с одноклассниками, когда входишь в класс.

9. Ты стараешься выслушивать собеседников, не перебивая их.

10. Ты всегда доносишь мусор до урны.

11. Если ты встречаешься с друзьями, то приходишь на встречи вовремя, не заставляя других ждать.

12. Ты стараешься прекратить разговор, если кто-то начинает говорить тебе сплетни про других.

13. Порой ты говоришь приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение.

14. Иногда ты терпеливо выслушиваешь даже то, что тебя не очень интересует.

15. Ты стараешься не включать дома музыку громко, чтобы не потревожить ни соседей, ни домашних.

16. Ты уступаешь в транспорте место пожилым, беременным и мамам с маленькими детьми.

17. Если кто-то что-то обронил, ты наклонишься, чтобы помочь ему это поднять.

18. Обращаясь к взрослому человеку, ты стараешься назвать его по имени-отчеству (если знаешь) и употребляешь при этом вежливые слова: простите, извините, будьте добры, спасибо, пожалуйста и пр.

19. Ты здороваешься с соседями.

20. Ты извиняешься, если кого-то случайно толкнула.

21. Ты предупреждаешь родителей, куда ты ушла и когда вернешься.

А теперь посчитай, сколько баллов ты набрала:

0–10 Увы. Ты совсем не вежливый человек. Общение с тобой, будем говорить честно, порой бывает мучительным даже для самых близких тебе людей. Тебе явно надо работать над собой. Будем надеяться, что через некоторое время ты вернешься к этому тесту и на все вопросы ответишь «да, почти всегда». Совет: Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей.

11–15 В принципе, ты вежливый человек, но от случая к случаю. Тебе есть над чем работать, ведь ты общаешься уважительно далеко не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать твое расположение, ты готова на все, с остальными ты порой держишься холодно и отстраненно. Совет: Нравится тебе другой человек или нет, надо стараться вести себя ровно со всеми.

17–21 Молодец! Ты очень вежливый человек. (Надеемся, что ты честно отвечала на вопросы). Тебя можно назвать очень внимательным слушателем и собеседником. Ты хорошо воспитана, умеешь общаться с другими людьми, и поэтому окружающие тянутся к тебе, доверяют свои тайны. У тебя наверняка много друзей. Совет: Так держать!

Посмотри, на какие вопросы ты ответила «иногда» или «нет, почти никогда» и пересмотри свое поведение. По-настоящему вежливый человек должен на все вопросы этого теста ответить «да, почти всегда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...

Классный час "От чистого сердца простыми словами давайте , друзья, потолкуем о маме"

Данный час  о мамах может быть использован как к Дню Матери, так и к 8 марта....

Конспект классного часа "Урок доброты"

Классный час "Урок доброты" предназначен для учащихся 3 или 4 класса....

Сценарий воспитательного мероприятия - классный час "Хлеб всему голова - не просто слова"

Занятие для обучающихся начальной школы, направленное на расширение кругозора в области профессий и развитие бережного отношения к хлебу, как национальной ценности, и к труду человека....

Конспект занятия по теме "От чистого сердца, простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме"

Конспект окрытого занятия по внеурочной деятельности в 3 классе по программе "Этическая грамматика"....

Конспект классного часа "Простые секреты питания"

Взанимательной форме уч-ся узнают о правилах здорового и правильного питания....

Конспект классного часа "Число восьмое - не простое!" (3 класс)

Цель: расширение знаний детей о «международном женском дне» и развитие внимательности и мелкой моторики....