Классный час по правовому воспитанию «Никогда не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства других людей»
классный час (2, 3, 4 класс)

Рябинина Оксана Николаевна

Классный час о правах и обязанностях детей. Дети должны  не только знать свои права и обязанности, но уметь ими пользоваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по правовому воспитанию

«Никогда не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства других людей»

Право – это все то, что истинно и справедливо.

Виктор Гюго

Цель. Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
  2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  4. Воспитывать уважение к другим людям.

Планируемые результаты:

- получение необходимых знаний о содержании конкретных прав и обязанностях детей;

- установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

- умение различать хорошие и плохие поступки;

- достижение социально полезного поведения учащегося, проявляющееся в осознанном правомерном поведении в общественных местах, соблюдении дисциплины и порядка в школе, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей;

Технологии: проблемные, приёмы активизации познавательной деятельности детей, личностно- ориентированные; коррекционно- развивающие; элементы здоровье-сберегающих, ИКТ.

Оборудование: игровые задания для учащихся, карточки для заданий,  ручки, сигнальные «светофоры», мультимедийный проектор, экран, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений,

  1. Настрой на работу.

Организационный момент.

Сегодня на классном часе нас ждёт интересная работа, необычные задания. А для того, чтобы наше занятие прошло интересно, увлекательно мне потребуется ваша помощь и поддержка.

- А начать хотелось бы с тёплых, приятных слов…. Постарайтесь найти такие слова для своих одноклассников.

Упражнение «Комплимент»

  1. Целеполагание.

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

В которой люди счастливы всегда.

Друг друга не обидят никогда.

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы.

    В этих стихах прозвучало главное право любого человека - право на жизнь. На жизнь в родной стране без войн и унижения.

   Как вы думаете, что нужно для того, чтобы, когда вы выросли, вы стали бы умными, здоровыми, крепкими, успешными людьми?

(забота, любовь, защита, хорошие условия, образование…….)

А что нужно для этого знать? Ответить на этот вопрос нам помогут первые буквы в слове – отгадке.

«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух).
«Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак).
«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит).
«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк).
«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка).

-  Какое же ключевое слово получилось? ( Права.)
-  Правильно, это слово ПРАВА.  Мы сегодня отправимся в путешествие, где будем с вами говорить о ваших правах.

А что такое право?

ПРАВО — есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

— Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

— Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

Но как же появились права человека?

   Все вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад.  Тогда же и появились и главные вопросы:

 Что могут люди делать и что не могут?

 Что они обязаны делать и чего не обязаны?

 На что имеют права и на что не имеют?

Попробуйте сформулировать цель нашего занятия

(Учащиеся формулируют цель ……..)

3. Актуализация знаний.

I. Рассказ учителя.

-Сегодня мы поговорим с вами о правах и обязанностях детей. Вы должны  не только знать свои права, но уметь ими пользоваться.

        Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове. Чего вам будет не хватать?..(ответы детей)

        Больше всего вам будет не          хватать общения, друзей, потому что мы все люди и живём в обществе людей.

Каждый человек имеет чувства, потребности, характер. Как же сделать, чтобы такие разные, непохожие люди всё ж таки жили с уважением друг к другу? Для этого существуют правила, которые определяют отношения между людьми. Жизнь заставила людей установить много разных правил, и мы встречаемся с ними на каждом шагу. А какие правила вы знаете? (ответы детей)

  • правила школьника,
  • правила для пассажиров,
  • правила посетителей в музеях и театрах,
  • правила безопасного поведения на воде…
  • правила дорожного движения…

Но есть такие правила, которые обязательны для всех граждан страны, кто бы они не были взрослые или дети. Эти правила устанавливают порядок в государстве, обязанности каждого гражданина и его права. Эти права приняты Государственной Думой и утверждены Президентом РФ и их называют государственным законом.

 Как называется главный закон нашей страны? (Конституция РФ). Раздел о правах человека – один из важных в Конституции нашей страны.

Конституция

Конституция у нас одна,

В ней права от А до Я.

Каждый, заглянув в неё,

Защитит своё жильё.

Защитит она и честь и имя,

И расскажет об обязанностях твоих в России.

Все права и все свободы закреплены

В статьях лучшего Российского закона,

И право трудиться и право лечиться,

Все они от рожденья твои!

II. Знакомство с Конвенцией прав ребёнка.

         - К сожалению, жизнь, здоровье, счастье детей всего мира не достаточно защищены. 250 млн. детей в мире живут за счёт тяжёлого труда, грабежей. 30 млн. детей в мире не могут учиться. Каждый год от болезней умирают 5 млн. детей. Расширяется торговля детьми, от которых отказались родители

        - 10 декабря 1948 года в городе Нью-Йорк  в ООН (международная организация, задача которой поддержка мира и безопасности во всём мире) разные народы мира решили и постановили, что все люди имеют равные права. Так была принята общая Декларация прав человека. Но взрослые могут защитить себя от злодеев, а дети ещё не в состоянии этого сделать. Поэтому в 1989 году представители прогрессивных стран мира, в том числе и наша страна, подписали Конвенцию о правах детей. Конвенция – это международный договор. Наша страна 15 сентября 1990 года, подписав договор, взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права. Поэтому каждому ребёнку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше.

 Сегодня мы попутешествуем страницами Конвенции прав ребёнка.

Учащиеся зачитывают некоторые статьи Конвенции: (во время чтения идёт показ презентации)

Ст 1:      Ребёнком считается каждый человек возрастом до 18 лет.

Главным  правом  ребенок

Наделяется с пеленок.

Ты родился и живи,

Маму с папою люби

 Ст 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.

Ст 4:     Все дети без исключения находятся под защитой государства. Государство обязано защищать  права ребёнка. 

Имею я право нормально питаться, 
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Ст 7:     С момента рождения ребёнок имеет право на имя и получение гражданства, а также право знать и своих родителей и право на их заботу.

Мальчишки и девчонки, 
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один: 
“Я – полноправный страны гражданин!”

- Какой документ получает человек при рождении? (показ свидетельства о рождении).
- Имя каждому дано и у каждого оно одно!
- Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя. Но были времена, когда человека лишали такого права - это рабы, узники фашистских концлагерей, где вместо имени присваивали номер.

Ст 16:   Никто не имеет право унижать достоинство ребёнка, угрожать его здоровью и жизни.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Ст 23:  Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

И ребенок – инвалид

Не заброшен, не забыт.

Мы сотрем границы все,

Чтобы мир во всей красе

Был доступен и широк,

В нем счастливым быть ты мог!

Ст. 28: Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Ст 33: Ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Есть ещё такое право:

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь подарить.

Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.

Если жизни угрожают

И пытаются убить,

Значит право на защиту

Можно смело применить.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

Ст 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость – 
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить 
На эти дороги.

Дети - Ну, а как же остальные

Очень нужные права?

Учитель - Вам для этого ребята

Декларация нужна.

Открывайте, изучайте

И права не нарушайте.

Чтобы жить в счастливом мире

Вам нужны ещё права:

На здоровье, на защиту, на свободу и на жизнь.

Эти главные права пригодятся вам всегда!

Задания для команд

1 конкурс «Права и обязанности».

(команды получают конверты с заданием)

Обозначь в скобках: права - П;   обязанности – О

  Береги школьное имущество. ( . . . )

  Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. ( . . . )

  Соблюдать правила дорожного движения  ( . . . )

  Соблюдать правила личной гигиены.  ( . . . )

  Прилежно учиться.  ( . . . )

  Пользоваться библиотекой, спортзалами.  ( . . . )

  Охранять природу, памятники культуры  ( . . . )

  Заботиться о жизни и охране здоровья.  ( . . . )

  Соблюдать правила поведения.  ( . . . )

  Учиться.  ( . . . )

  Звонить по телефону ( . . . )

  Играть с друзьями  ( . . . )

  Читать книги  ( . . . )

(за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу)

2 конкурс «Разбор ситуаций» 

(Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.)

Инсценировка ситуаций.

      - Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

    -  Можно ли не допускать ссор?

    -  В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

    -  Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

За правильный и полный ответ по 2 балла

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе – 
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Папа.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, папа, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у нас, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!

Папа.
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать – 
Все вместе: Права у всех равны.

  1. Вежливость.

– Воспитанный человек постоянно контролирует себя, постоянно оценивает свои

поступки. По поведению мы судим о человеке. Одни поступки мы хвалим, считаем их культурными, другие – осуждаем. Нужно придерживаться правил, которые складывались в отношении между людьми много лет. Одни из них записаны как законы, которые дают нам права и обязанности, другие – как правила поведения.

              В. А. Сухомлинский говорил: «Никогда не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства других людей»

Ст.3  Конвенции ООН о правах ребёнка гласит: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Каждый нуждается в защите и общении».

3 конкурс «Блиц опрос» 

(по одному,  дети выбирают карточки и сразу отвечают,

                        за каждый  ответ по 1 баллу):

  1. Ты пришёл в школу. Какое первое слово должен сказать?
  2. Тебе помогли раздеться и повесить одежду. Что нужно сказать?
  3. Ты шёл по коридору и случайно кого-то толкнул. Что нужно сказать?
  4. Чтобы тебе с удовольствием помогли не надо забывать одно волшебное слово. Какое?
  5. Человек сделал доброе дело и его надо поблагодарить. Какие слова ты скажешь?
  6. Вся семья садится обедать. Какие слова ты скажешь всем?
  7.  Мальчик звонит по телефону другу, чтобы пригласить его в кино, а к телефону подходит его старшая сестра. Как он поступит?
  8.  Мальчик звонит другу и приглашает в гости — поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы друг не обиделся?

Игра со всем классом

Вот в углу стоит мальчонка,                    
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (
запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить – 
Это (
разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (
запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (
разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (
запрещается).

Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить –
Это (
разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (
запрещается).

4 конкурс капитанов «Светофор вежливости»  ( сигнальные «светофорчики»)

Условия : вежливо – зелёный цвет, невежливо – красный.

За каждый правильный ответ – по 1 баллу

  1. В школьном коридоре разговаривают учителя, среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя, сказал «Добрый день, Елена Петровна!»
  2. – Извините, пожалуйста, я толкнула вас не нарочно, - сказала девочка в трамвае.
  3. В коридоре идет учительница в руках у неё книжки, тетради, карты. Навстречу ей ученик: «Добрый день», - и пошёл дальше.
  4. Ты идёшь с другом по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Ты тоже сказал: «Добрый день!»
  5. «Дайте мне хлеба», - обратился мальчик к продавцу.
  6. После обеда Коля сказал бабушке: «Спасибо, борщ очень вкусный».

     5 конкурс «Собери слово»

За  правильный и быстрый ответ –  2  балла

Н О К Е В Н И Ц Я ,  О Н К Т И С УТ И Я Ц, Г О У С А Р Д Т С О В

 

  1. Конкурс «Правонарушения».

(Узнать сказку, где нарушались права сказочных героев, назвать права, которые нарушались)

       

Для того чтобы преступникам не удалось осуществить свои намерения каждый ребёнок должен знать некоторые правила.

 Игра «Да. Нет». Игра проводится со всеми детьми. Отвечают хором.

  1. Не садись в машину с незнакомыми людьми. Да или нет?
  2. Никогда не говори, что ты один дома. Говори, что мама или папа не могут подойти к телефону или перезвонят позже. Да или нет?
  3. Не оставляй открытыми двери и окна, если ты дома один. Да или нет?
  4. Всегда бери сладости у кого-либо, даже если это незнакомец. Да или нет?
  5. Никогда не впускай в дом незнакомых людей. Да или нет?
  6. Можно играть и гулять хоть до утра. Да или нет?
  7. Никогда не играй с безопасными предметами. Да или нет?

V. Подведение итогов

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Над миром пролетают годы,

Приходит лето за весной,

Мы все – как дети у природы

И что же нам делить с тобой?

Пускай различны цветом кожи,

Поем на разных языках,

Но дети мы, и тем похожи.

И мир – у нас с тобой в руках.

Пусть будет мир на всей планете

И в каждой маленькой стране.

Пусть весело смеются дети

И все забудут о войне.

Слово учителя:

У нас сегодня в гостях ___________________________________. Ему предоставляется слово для подведения итогов мероприятия.

             Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

             Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

              Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

В конце мероприятия исполняется песня «Наши права»

   Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

   И законы уважать,

Малышей не обижать

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

   На учебу есть права,

И на отдых есть права

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

   На заботу есть права,

На работу есть права

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

   Свод законов есть большой,

Вместе мы его с тобой

Учим в школе,

Учим в школе,

Учим в школе.

   Чтоб сумел их применять,

Смог себя ты защищать,

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе.



Предварительный просмотр:

песня «Наши права»

Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

И законы уважать,

Малышей не обижать

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

На учебу есть права,

И на отдых есть права

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

На заботу есть права,

На работу есть права

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

Свод законов есть большой,

Вместе мы его с тобой

Учим в школе,

Учим в школе,

Учим в школе.

Чтоб сумел их применять,

Смог себя ты защищать,

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе.

песня «Наши права»

Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

И законы уважать,

Малышей не обижать

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

На учебу есть права,

И на отдых есть права

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

На заботу есть права,

На работу есть права

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

Свод законов есть большой,

Вместе мы его с тобой

Учим в школе,

Учим в школе,

Учим в школе.

Чтоб сумел их применять,

Смог себя ты защищать,

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе.

песня «Наши права»

Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

И законы уважать,

Малышей не обижать

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

На учебу есть права,

И на отдых есть права

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

На заботу есть права,

На работу есть права

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе

Свод законов есть большой,

Вместе мы его с тобой

Учим в школе,

Учим в школе,

Учим в школе.

Чтоб сумел их применять,

Смог себя ты защищать,

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО классных руководителей" О воспитании у школьников добрых чувств к людям"

Данный доклад поможет учителям и классным руководителям понять, что недопустимо унижение личности ребёнка, его человеческого достоинства....

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность. Каким быть"

Данное мероприятие помогает ребятам понять, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего, своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отнош...

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе: " Внутренний мир человека. Кто «Я» такой?"

Формирование у учащихся знаний о социально – правовом статусе ребенка....

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность"

Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе....

классный час по правовому воспитанию

декларация прав человека...

Классный час по правовому воспитанию в 1 классе Тема: "Мои права и обязанности"

Классный час по правовому воспитанию в 1 классе  Тема: "Мои права и обязанности"Цель:формировать правовую культуру и правовое сознание детей .Задачи:1. Расширять и закреплять ...