Внеклассное мероприятие. Викторина «Мы за чистоту русского языка».
план-конспект занятия (3 класс)

Блистанова Татьяна Васильевна

Привлечение внимания к проблеме чистоты русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_chistota_russkogo_yazyka.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие. Викторина «Мы за чистоту русского языка».

Цель мероприятия - привлечение внимания к проблеме чистоты русского языка

Задачи:

- развивать правильное произношение ,употребление слов в речи;

- привить любовь к русскому языку;

 -воспитать у учащихся культуру речи.

Форма проведения: викторина.

  1. Вступительное слово.

В день солнечный июльский,

Цветы, цветы вокруг

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес!

И в радости и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну "Русскоград" Где же нам ее найти? На каком материке? Что же это за страна? 

 - Это страна, где люди говорят красиво, правильно, четко и точно излагают свои мысли.

В русской речи, в русской речи,
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.

В страну “Чистых слов” может попасть любой человек, который любит свой родной язык и знает правила и выполняет их.

Когда ты хочешь молвить слово,

мой друг, подумай- не спеши.

             Оно бывает то сурово,

             То рождено теплом души.

             Оно, то жаворонком вьётся,

             То медью траурной поёт.

             Покуда слово сам не взвесишь,

             Не выпускай его в полёт.

             Им можно радости прибавить,

             И радость людям отравить.

             Им можно лёд зимой расплавить

             И камень в крошку раздолбить.

             Оно одарит и ограбит,

             Пусть ненароком, пусть шутя.

             Подумай, как бы им не ранить

             Того, кто слушает тебя.              

  1. Чтобы пройти в страну «Чистых слов» надо разгадать поговорки
  1. Шуюхоро чьре ошохор и шатьслу (Хорошую речь хорошо и слушать.)
  2. Кев вижи – евк усьич. (Век живи — век учись)
  3. Ковака ловаго, ковата и чьре. (Какова голова, такова и речь).
  4. Гдако ришьгово –майду. (Когда говоришь – думай.)

  1. В любой стране принято быть вежливым , следующее задание давайте вспомним вежливые слова. Каждой команде предлагается карточка, в которой спрятались вежливые слова, за каждый правильный ответ 1 балл

здравствуйте, извини, простите, пожалуйста, будьте добры,

до свидания, спасибо, привет

  1. Сейчас вы услышите историю одного мальчика, которую рассказал один из школьных его друзей, и надеюсь, что вы сможете помочь ему в этом.

Рассказ школьного портфеля.

                 Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

                    Ему уже 12-ть лет.

                    Но говорит он до сих пор

                    Не «коридор»,а «колидор».

                   «Дилектор» входит в кабинет…»

                   «Закрой магАзин на обед….»

                   «Хозяйка моет стаканЫ…»

                   «Секёт свеклу…»

                   «Пекёт блины…»

                   И до меня дошёл черёд:

                   Портфель он пОртфелем зовёт.

                   Но мне не зря родную речь

                   Судьбой доверено беречь.

                   И я придумал не шутя:

                   Пусть и его зовут ПетЯ.

                  - ПетЯ!- несётся со двора,-

                    Тебе домой идти пора!

                  - Не трогай малыша, ПетЯ!

                   Ведь ты большой ,а он дитя!

                    ПетЯ обижен на ребят:

                   -Скажите, в чём я виноват?

                   Я не ругался, не грубил

                   И никого не оскорбил.

                  За что же среди бела дня

                    Отняли имя у меня?

Скажите, ребята, в чём же провинился был Петя?

А вы знаете правила ударения?

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

  1. Правильно произнеси слова:

ТОРТЫ, ВОРОТА, СТАКАНЫ, ТУФЛЯ, СВЁКЛА, РАКУШКА, БАНТЫ, ЩАВЕЛЬ, КОМПАС

  1. А теперь в предложенном предложении расставьте ударения, чтобы предложение получилось правильным

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

  1. Собери пословицу.

«Собрание пословиц – это свод народной опытной премудрости, цвет здорового ума, житейская правда народа», - пишет В.И.Даль.

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Век живи … (век учись).
Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).

Друзья … (познаются в беде).
За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
Поспешишь … (людей насмешишь).

Семеро … (одного не ждут).
Красна птица пером, а … (человек умом).
Цыплят по … (осени считают).

  1. Каждое слово замените одним словом с нужным суффиксом.

Тот, кто любит шутить, - .....

Житель Москвы - .....

Свойство доброго человека - .....

Тот, кто богат на выдумки - .....

Женщина-повар - .....

Музыкант, играющий на скрипе - .....

Специалист по химии - .....

Смелый человек - .....

Любящая мечтать - .....

Жадная девочка - .....

Жадный мальчик-…..

Участник игры - .....

  1. Найди ошибки в написании слов и исправь их:

1. Вернулся со школы.

2. Идти в концерт.

3. Пришел из завода.

4. Доехать на аэропорт.

5. Выехать с города.

6. Надевать куклу

  1. Отвечай, не зевай (конкурс капитанов)
  1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
    а) коня;
    б) бегуна;
    в) сапожника;
    г) 
    волка.

    2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
    а) соловей-разбойник;
    б) президент;
    в) 
    рак;
    г) милиционер.

    3. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
    а) земляника;
    б) 
    малина;
    в) вишня;
    г) крыжовник.

  1. 1. Какое растение существует?
    а) Петька-и-Василий Иванович;
    б) Том-и-Джерри;
    в) Саша-и-Маша;
    г) 
    Иван-да-Марья.

    2. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
    а) творожные;
    б) сметанные;
    в) 
    кисельные;
    г) масляные.

    3. Какой породы овчарок не существует?
    а) шотландская;
    б) немецкая;
    в) кавказская;
    г) 
    антарктическая.

  1. 1. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки?
    а) акула;
    б) 
    щука;
    в) пиранья;
    г) сом.

    2. Какое молоко никто не пил?
    а) коровье;
    б) кокосовое;
    в) козье;
    г) 
    птичье


3. Какая обезьяна существует?
а) мамуин;
б) 
бабуин;
в) папуин;
г) дедуин.

4.

1. На чем приносит новости сорока?
а) на лапах;
б) на блюдечке;
в) 
на хвосте;
г) на крыльях.

2. От чего яблоко падает недалеко?
а) 
от яблони;
б) от дома;
в) от забора;
г) от груши.

3. Два каких гуся жили у бабуси?
а) хороших;
б) 
веселых;
в) здоровых;
г) заморских.

Подведение итогов подсчёт баллов.

  1. Если ты хочешь судьбу переспорить,
    Если ты ищешь отрады цветник,
    Если нуждаешься в твердой опоре,
    Выучи русский язык!
  2. Он твой наставник – великий, могучий,
    Он переводчик, он проводник,
    Если штурмуешь познания кручи,
    Выучи русский язык!
  3. Русское слово живет на страницах
    Мир окрыляющих пушкинских книг.
    Русское слово – свободы зарница,
    Выучи русский язык!
  4. Горького зоркость, бескрайность Толстого,
    Пушкинской лирики чистый родник,
    Блещет зеркальностью русское слово –
    Выучи русский язык!
  5. Мир разобщенных безрадостно тесен,
    Спаенных мир необъятно велик,
    Сын мой, работай, будь людям полезен,
    Выучи русский язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ по русскому языку "Загадочные гласные"

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Выполняемые задания расчитаны на детей 7 - 8 лет и позволяют развивать устную речь, наглядно-образное и  логическое мышление, умение анализи...

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида...

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике "Своя игра"...

Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в рамках проведения декады русского языка и чтения «Да здравствует книга!»

Цель мероприятияПоказать роль и значение книги в жизни человека, формировать интерес к чтению книгЗадачи мероприятияЗадачи, направленные на достижения личностных результатов:- показать значение книги ...

Внеклассное мероприятие во 2 классе « Знатоки русского языка».

Цели проведения мероприятия:привитие любви к великому русскому языку,формирование интереса к нему как к учебному предмету,повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка...

Внеклассное мероприятие на тему "Наш родной русский язык"

Цели:- создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка как родного;- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку...