Программа воспитания в начальной школе
рабочая программа (2, 4 класс)

Ольга Николаевна Мишина

Программа воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitat.rabota.docx120.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Салтыковская основная школа»

    -филиал МКОУ

    «Придорожная СШ»

    им.А.С.Новикова-Прибоя  

 

 

 

                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель учитель начальных классов:  

Мишина О.Н.,

 

 

 

 

 

2020

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

        На 1 сентября 2020 В полных семьях воспитываются 7 учащихся,  2 ребенка (…….) из неполной семьи. ……-  из многодетной семьи.  ……. – ребенок с ОВЗ, занимается по адаптированной программе. Малообеспеченных семей, которые требуют особого внимания со стороны учителя и школы, нет.  Социально неблагополучных семей нет.

        Большинство семей имеют хорошее благоустроенное жилье.  Всем детям созданы хорошие условия для успешного воспитания, учебного труда и отдыха. У каждого ученика есть свой уголок для выполнения домашнего задания.

Большинство детей  поддерживают дружеские отношения между собой и вне школы.

        Важное значение для организации учебно-воспитательной работы и жизнедеятельности класса имеет состояние здоровья учащихся. Все родители проявляют пристальное внимание к здоровью своих детей и понимают его важность.

        Учащиеся 2 класса и 4 класса с желанием ходят в школу, хотят учиться лучше, получать хорошие отметки, стремятся выполнить все задания учителя и с радостью откликаются на просьбы. Большинство родителей  заботятся о детях, волнуются за их учебу, интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности.

      Поведение, в целом, в классе хорошее, но сознательного подхода к дисциплине со стороны учащихся еще нет. Общий эмоциональный фон класса – ровный и спокойный.

Каждый ученик имеет индивидуальное поручение и старается  ответственно его выполнять.      Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу. Такая организация дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

Классный руководитель изучает и учитывает состояние эмоционально-психологических отношений в классе. В классе нет ярко выраженных группировок, многие дети с удовольствием помогают друг другу, поздравляют друг друга с днем рождения.

Ведущую роль в организации жизнедеятельности класса на данном этапе играет учитель, а дети и их родители являются активными и надежными помощниками. Родители оказывают большую помощь в организации внеклассных мероприятий.

      Исходя из вышеизложенного, в предстоящем  году классному руководителю необходимо работать над развитием любознательности, сплочением детского коллектива

      Круг общения детей в селе не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.

В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. В классе все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность учащихся и учителя.

Таким образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы.

В процессе воспитания школа сотрудничает с Домом культуры , администрацией  сельского поселения, КДН и ЗП, ПДН ОВД  района. Дети принимают участие в проектах, конкурсах и мероприятиях муниципального уровня, регионального и Всероссийского уровня. Начали принимать участие в проектах Российского движения школьников.

.

Анализ

воспитательной работы за 2019-2020 учебный год

Основными задачами работы 1, 3 классов на 2019-2020 учебный год в плане воспитательной деятельности были:

     ♦  формирование у детей гражданско-патриотического сознания,

         духовно-нравственных ценностей гражданина России;

     ♦  совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие

         навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков

         и формирование методов бесконфликтного общения;

     ♦  поддержка творческой активности учащихся во всех сферах

         деятельности;

     ♦  развитие детского коллектива  как основы для

         межвозрастного конструктивного общения, социализации,

         социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося;

     ♦  совершенствование системы семейного воспитания, повышение

         ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая

         и экономическая защита личности ребенка.

Основная цель: 

развитие эстетической культуры учащихся, развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому мышлению.

      Приоритетными направлениями в воспитательной работе коллектива являлись:

  1. Художественно-эстетическое: День Знаний, конкурс рисунков «Наш край», походы, экскурсии, традиционный осенний праздник «Здравствуй, осень золотая!»,  , выставка фотографий о природе «Край родной», мастерская Деда Мороза, классный час-путешествие в мир книги, игра «Поделись улыбкою своей».
  2. Гражданско-патриотическое: классный час «Красота спасет мир», КВН «А ну-ка, мальчики!»,   Международный День толерантности, беседа «Нормы жизни в обществе», пресс-конференция «Маленькие тайны большой природы», неделя добра, День Государственной символики; митинг, посвященный 9 мая, личностно-ориентированный классный час «Лесенка моих достижений» и т.д.
  3. Физическое  воспитание: игры «Веселые старты»,  дни Здоровья, круглые столы «Профилактика употребления табачных изделий, алкоголя, наркотических веществ»,  информационно – просветительские беседы, походы, экскурсии.
  4. Профилактика детской безнадзорности, подростковой преступности, работа с неблагополучными семьями.
  5. Развитие детского самоуправления.

Основной формой воспитания была совместная творческая деятельность классного коллектива и классного руководителя через коллективные творческие дела, другие формы воспитательной работы:

- беседы, интерактивные классные часы, часы общения, конференции, встречи с интересными людьми, индивидуальные консультации, диалоговые формы общения, акции;

- трудовые дела (дежурства, субботники, экологические десанты, благоустройство школьной территории;

- общешкольные мероприятия (праздники, познавательные и интеллектуальные программы; олимпиады, викторины, спортивные мероприятия, конкурсы, дни профилактики, круглые столы, походы по родному краю).

Деятельность по развитию детского самоуправления

Основные задачи:

  • обучение детей приемам организаторской деятельности;
  • формирование нравственных ценностей, обогащение духовного мира.

  В течение 2019-2020 учебного года проводилась активная внеклассная работа с учащимися. Коллектив старался участвовать в школьных и районных мероприятиях, тем самым  получили грамоты, дипломы и сертификаты. В конце учебного года коллектив был награжден грамотой  в учи.ру за активное участие в жизни класса и школы, за ум, активность, хорошие знания и за умение дружить. Хочется отметить, что все концерты, утренники, праздники без их участия не проводились.

 По карте определения обобщенного развития социального благополучия ребенка имеют высокий уровень 4 человека, средний уровень 5 человек. По оценке воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте - хорошая. Из 35 баллов возможных коллектив набрал 28 баллаов.

 В течение учебного года проводилась оценка уровня развития ученического коллектива. В классе велась карта обобщенного показателя социального благополучия ребенка.

Работа с родителями

  Совершенно ясно, что без участия родителей в организации воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями в классе занимает  определённое место. Они активные помощники в проведении внеклассных мероприятий, в ремонте класса. В течение учебного года были проведены родительские собрания на разную тематику.

Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи  в 2019-2020 учебном году можно считать решенными. Положительными результатами  за прошлый  учебный год являются:

-повышение количества и качества проведённых классных мероприятий.

-повышение активности учащихся при проведении школьных и районных мероприятий.

Но осталась и проблема:

-снижается посещаемость родителями родительских собраний;

Решение:

1. Продолжить формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни.

2. Продолжить эстетическое воспитание

3. Усилить работу по профилактике правонарушений среди учащихся класса.

4.  Привлекать родителей к активному участию в воспитательной и учебной работе в классе и в школе.

5. Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

    Итак, я проанализировала воспитательную работу за прошедший учебный год. Воспитать нравственные качества личности невозможно за один год, нужно время. Кому–то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину,  нужно сделать один шаг, а кому–то придется преодолеть долгий путь.

   Воспитательные задачи, поставленные перед ученическим коллективом 1, 3 классов на 2019 -2020 учебный год  выполнены успешно.

                 

                     2. ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ  НА 2020-2021  УЧЕБНЫЙ ГОД

          Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе ( в классе ) – личностное развитие школьников, проявляющееся:

  1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
  2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
  3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);
  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чѐм-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своѐ мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности классных ключевых дел, поддерживать  традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в классе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне классного сообщества;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. организовывать для детей классные экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  10. развивать предметно-эстетическую среду класса и реализовывать ее воспитательные возможности;
  11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

  1. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

  1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные классные дела, в которых принимают участие все или большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогом и детьми. Это  комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогом в единый коллектив.

Для этого в классе используются следующие формы работы

На внешкольном уровне:

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:

-патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при непосредственном участии Школы, с 9 мая 2016 года шествие жителей п. Соцземледельский с портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно);

-экологическая акция «Бумажный бум» (в сборе макулатуры активно участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки; макулатура сдается в приемные пункты);

-акция «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества школьники готовят творчески оформленные письма и отправляют их по почте выпускникам школы, проходящим на данный

момент срочную службу в Армии) и др.

  • открытые дискуссионные площадки – комплекс открытых дискуссионных площадок.

- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;

  • проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:

  • спортивно-оздоровительная деятельность: соревнования, эстафеты, «Веселые старты» и т.п. с участием родителей в командах;

  • досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей, бабушек и дедушек;

-концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.

На школьном уровне:

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все уч-ся

-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);

-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы;

Предметные недели в начальных классах;

  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
  • «Посвящение в первоклассники»;
  • «Посвящение в пятиклассники»;

  • церемонии награждения (по итогам года) школьников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:

-еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей;

-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе

«Лучший класс школы».

На уровне классов:

  • участие школьников в реализации общешкольных и классных ключевых дел;

                        проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,.

  • На индивидуальном уровне:
  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела класса;
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками и педагогом;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.2.Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

позволяющие привлечь их внимание к экономическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курс внеурочной деятельности « Тропинка к здоровью», «Разговор о правильном питании»  направлены на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Чудеса своими руками», направлен на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.

Игровая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Шахматы» направлен на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

  1. Модуль «Школьный урок»

Реализация педагогом воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках

явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  1. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в классе помогает педагогу воспитывать в детях

инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Детское самоуправление в классе осуществляется следующим образом

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой СОШ и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ внутриклассных дел;

через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе

Модуль 3.6. «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для

воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • ежегодные походы на природу, организуемые в классе классным руководителем и родителями школьников, после окончания учебного года;
  • регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах классным руководителем («Природа зимой», «В гости к осени», «Приметы весны» и т.п.);
  • выездные экскурсии

3.7. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • Участие в конкурсах рисунков «Все профессии важны»
  • Выполнение классных проектов «Профессия».

  1.  Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

           Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда класса, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,

предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком класса и школы в целом. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой класса как:

  • благоустройство классного кабинета, осуществляемого классным руководителем вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, эмблема, галстук детского движения, элементы школьной формы и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных

происходящих в жизни школы знаковых событий;

  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.9.Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классного руководителя и обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

На индивидуальном уровне:

  • обращение родителей к классному руководителю для решения острых конфликтных ситуаций;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в классе, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

  1. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в классе совместной

деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.

Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с

  • качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
  • качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
  • качеством существующего в школе ученического самоуправления;
  • качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
  • качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
  • качеством профориентационной работы школы;
  • качеством организации предметно-эстетической среды школы;
  • качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в классе воспитательной работы является перечень

выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогу, и проект направленных на это управленческих решений.

  •                                               ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
  • 2-4 КЛАССЫ

Ключевые общешкольные дела

Дела

Класс

Ориентировочное время  проведения

Ответственные

Торжественная линейка         «День знаний»

2-4

1.09.2020

вожатая, кл.руководитель

класса

Мероприятия месячников безопасности  и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка   схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная  эвакуация учащихся из здания)

2-4

сентябрь

Кл.руководитель, учитель ОБЖ

«Поговорим об этикете».

2-4

сентябрь

Кл.руководитель

Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья

2-4

сентябрь

Учитель физкультуры

Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения

(правовые, профилактические игры, беседы и т.п.)

2-4

октябрь

вожатая, соц.педагог,   кл.руководитель

День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа.

2-4

октябрь

вожатая,

кл.руководитель

«Золотая         осень»:          Конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала.

2-4

октябрь

Классный руководитель

Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное

родительское собрание

2-4

ноябрь

вожатая, классный руководитель

День правовой защиты детей.  Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье.

2-4

ноябрь

Уполномоченный по ЗПУОО

Соревнование по пионерболу

2-4

ноябрь

Учитель физкультуры

Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение класса, оформление окон,

2-4

декабрь

вожатая, классный

руководитель

конкурс         рисунков,         поделок, утренник.

Школьный         этап         конкурса

«Неопалимая купина»

2-4

декабрь

Классный руководитель

«Снежные забавы»

2-4

январь

Учитель физкультуры

Час памяти «Блокада Ленинграда»

2-4

январь

Классный руководитель

Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: спортивный праздник; турнир знатоков истории; виртуальная экскурсия в зал трудовой и боевой славы; выставка рисунков «Несокрушимая и легендарная».

2-4

февраль

вожатая, классный руководитель, учитель

физкультуры

Неделя начальных классов (викторины, интеллектуальные игры, конкурсные программы)

2-4

февраль

МО         учителей         начальных

классов

Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». День науки в школе: защита проектов и

исследовательских работ

1-4

март

Заместитель директора по УВР, классные руководители

8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам,

бабушек, девочек, утренник «Я песню милой маме посвящаю»

2-4

март

Вожатая,         классный

руководитель

Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра

2-4

апрель

вожатая, классный

руководитель

День         космонавтики:         конкурс

рисунков

2-4

апрель

Вожатая,         классные

руководители

Конкурс лучших тетрадей, дневников и учебников

2-4

апрель

классный руководитель

Мероприятия месячника ЗОЖ «Здоровое поколение». Закрытие школьной спартакиады. Весенний День здоровья. Акция "Школа против курения". Туристические походы.

2-4

май

вожатая, классный руководитель, учитель

физкультуры

День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», концерт в ДК, проект «Окна Победы»

2-4

май

вожатая, кл.руков

Торжественная линейка «Последний звонок»

2-4

май

вожатая, кл.руков.

класса

Курсы внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность во 2-4 классах «Салтыковской ОШ»-филиал МКОУ «Придорожная СШ» имени А.С.Новикова-Прибоя

Количество часов        в неделю

Социальное

«Разговор о правильном питании»

1

Общеинтеллектуальное

«Шахматы»

«Мир информатики»

1

Спортивно-оздоровительное

«Тропинка к здоровью»

1

Общекультурное

«Чудеса своими руками»

1

Проектная деятельность

Участие в предметных проектах

В течение года

Всего

4

Самоуправление

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время  проведения

Ответственные

Выборы лидеров, активов  классов, распределение обязанностей.

2-4

сентябрь

Классный руководитель

Работа         в         соответствии         с

обязанностями

2-4

В течение года

Классный руководитель

Отчет перед классом о проведенной работе

2-4

май

Классный руководитель

Профориентация

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время  проведения

Ответственные

Месячник профориентаций в школе:

- конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны – выбирай на вкус!», беседы

2-4

январь

Вожатая,         классный

руководитель

Школьные медиа

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное время  проведения

Ответственные

Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей в социальной сети ВКонтакте «Салтыковская школа в сети»

2-4

В течение года

Классный руководитель

Видео-,         фотосъемка         классных мероприятий.

2-4

В течение года

Классный руководитель

Детские общественные объединения

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время  проведения

Ответственные

Трудовая акция «Школьный двор»

2-4

октябрь

Вожатая

Социально-благотворительная акция «Подари ребенку день»

2-4

октябрь

Вожатая

Благотворительная ярмарка-продажа

2-4

ноябрь

Вожатая

Благотворительная акция «Детский орден милосердия»

2-4

декабрь

Вожатая

Акция «Дарите книги с любовью»

2-4

февраль

Вожатая

Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом:  «Чистое село - чистая планета», «Памяти павших»,  «Посади дерево», «Подарок младшему другу»,

«Здоровая перемена» и др.)

2-4

апрель

Вожатая

Участие в проектах и акциях РДШ

2-4

В течение года

Вожатая

Экскурсии, походы

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время  проведения

Ответственные

Посещение         выездных

представлений театров в школе

2-4

В течение года

Классный руководитель

Посещение         концертов         в         Доме

культуры поселка

2-4

В течение года

Классный руководитель

Виртуальная экскурсия в        музей

Боевой и Трудовой Славы

2-4

октябрь

Кл.руководитель

Сезонные экскурсии в природу

2-4

По плану класс.рук.

Классный руководитель

Поездки         на         новогодние представления         в         драматический театр

2-4

декабрь

Классный руководитель

Туристические походы «В поход за здоровьем»

2-4

Май

Классный руководитель

Организация предметно-эстетической среды

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное

время  проведения

Ответственные

Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам

2-4

В течение года

Классный руководитель

Оформление классных уголков

2-4

В течение года

Классный руководитель

Трудовые         десанты         по         уборке

территории школы

2-4

В течение года

Классный руководитель

Трудовой десант по уборке памятника «Павшим в годы войны»

2-4

Сентябрь, апрель

Классный руководитель

Праздничное украшение кабинетов, окон кабинета

2-4

В течение года

Классный руководитель

Работа с родителями

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное время  проведения

Ответственные

Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий:, «Подари ребенку день»,

«Бессмертный полк»,  «Зарница», новогодний утренник, «Мама, папа, я – отличная семья!», «Детский орден милосердия», классные

«огоньки» и др.

2-4

В течение года

вожатая, классный

руководитель

Общешкольное         родительское

собрание

2-4

Октябрь, март

Руководитель школы

Педагогическое         просвещение родителей по вопросам воспитания детей

2-4

1 раз/триместр

Классный руководитель

Информационное оповещение через школьный сайт

2-4

В течение года

кл.руков

Индивидуальные консультации

2-4

В течение года

Классный руководитель

Совместные         с         детьми         походы, экскурсии.

2-4

По плану классных руководителей

Классный руководитель

Работа Совета профилактики с

неблагополучными  семьями  по вопросам воспитания, обучения детей

2-4

По плану Совета

Председатель Совета,

соц.педагог

 

Классное руководство  

 (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей)

 

 

Школьный урок

(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

 

 

  

1.        Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

                  Диагностика №1 «Рамочка для фотографии»

Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки.

Данная диагностика позволит мне определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника.

Диагностика №2 «Краски»

Учащиеся получают краски и листы, на которых нарисовано по 10 кружков. Называю 10 предметов, а учащиеся должны самостоятельно определить в какой цвет раскрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

2.        Диагностика по изучению детского коллектива

Диагностика №3 «Что у меня на сердце»

Раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

- «Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят: «У меня легко стало на сердце» или «У меня тяжело на сердце». Давайте, определим с вами, когда может быть на сердце тяжело или легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению. Эта диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, пути их преодоления.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»

Счастье видеть мир и рассказывать о нем людям, умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем. Особый наст...

Программа "Туризм и художественное воспитание в начальной школе"

Программа расчитана на учащихся начальной школы. В программе предусмотрены темы: азбука туризма, природа и мы, краеведение, художественное творчество...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Воспитательная программа учителя начальных классов «Мы живём в России». гражданственно-патриотическое воспитание в начальной школе

   В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности; программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческ...