Однажды свершившееся чудо - ЖИЗНЬ!
методическая разработка

Толоева Дилек Михайловна

Цель – учить бережному отношению к жизни, ценить каждое ее мгновение.

Задачи:
– создать условия для активной творческой деятельности каждого участника;
– стимулировать самостоятельный поиск нужной информации и оформление ее в оригинальной форме (плакат, стих).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_odnazhdy_svershivsheesya_chudo_-_zhizn.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Однажды свершившееся чудо – жизнь!»

Цель – учить бережному отношению к жизни, ценить каждое ее мгновение.

Задачи:
– создать условия для активной творческой деятельности каждого участника;
– стимулировать самостоятельный поиск нужной информации и оформление ее в оригинальной форме (плакат, стих).

Учитель: Добрый день, дорогие коллеги! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами проживем в мастерской, которая называется “Жизнь… (продолжите, пожалуйста. Участники предлагают разные варианты: прекрасна, неповторима, как песня, … ) как чудо!

Выразите отношение к теме словом, междометием, фразой, предложением. “Ух, ты! Интересно! Вау! Сюрприз для нас….”.

Открываем слайд, на котором написано:

“Есть только два способа прожить свою жизнь.
Первый – так, как будто чудес не бывает.
Второй – так, как будто все на свете чудо!”

Как вы думаете, кто мог сказать эти слова? (Поэт, мечтатель, лирик, влюбленный…)

А сказал эти слова Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, один из основателей современной физики.

Кто считает, что чудес на свете не бывает?

А кто думает, что все на свете чудо? Уважаемы коллеги, разве не чудо, что каждый день восходит солнце, наступает новый, неповторимый в жизни день. Я иду в школу, глубоко вдыхаю воздух и думаю: “Какое счастье на свете жить!”

Приведите примеры ваших чудес жизни.

Послушайте стихи Валентина Берестова о чудесах жизни:

“Это чудо жизни, 
Этот нежный взгляд 
Встретил я впервые 
Много лет назад. 
Встретил на уроке
В пятом классе “А”
И решил: “Стрельцова спятила с ума!”

“Привычный круг, привычная работа
Жизнь без чудес. К ним даже вкус исчез.
Живешь, и вдруг тебя полюбит кто-то.
За что? Про что? Вот чудо из чудес”.

А разве не чудо, коллеги, что мы дышим, видим, ходим?

Чудеса связаны со счастьем. А счастье не зависит от материального благополучия. Наполеон достиг всего, к чему стремятся люди – славы, власти и богатства, но он сказал, находясь на острове Св. Елены: “В моей жизни никогда не было хотя бы шести счастливых дней”. Однако слепоглухонемая Элен Келлер утверждала: “Моя жизнь прекрасна!” Вы, наверное, не поверите, что даже мытье посуды на кухне может вызывать состояние счастья. Если вам интересно узнать об этом, прочитайте книгу “Я хотела видеть”, ее написала Боргильд Даль. Эта женщина была слепой 50 лет – “У меня был только один глаз, и он был весь покрыт рубцами. Я могла видеть только сквозь крошечное отверстие в левой части глаза”. Боргильд Даль не позволяла жалеть себя. Она стала бакалавром искусств Миннесотского университета, стала профессором журналистики и литературы, преподавала в течение 13 лет. Когда ей было 52 года, после операции она стала видеть в 40 раз лучше, чем раньше. Сейчас перед ней открылся удивительно прекрасный мир. Вот что она пишет: "Я играю с белой мыльной пеной в миске для мытья посуды, я погружаю руки и набираю пригоршню крошечных мыльных пузырьков и рассматриваю их при ярком свете и в каждом различаю переливающиеся цвета маленькой радуги”.

Вот вам, коллеги, пример того, что нужно ценить каждый момент жизни, и благодарить судьбу за то, что мы видим, слышим и ходим.

Напишите, пожалуйста, слово

Ж
И 
З
Н
Ь

Выберите понравившуюся букву и напишите новое слово, связанное со словом “жизнь”. (Ж – жизнь, живой, жучок, желание, живопись, жалость, жестокость, жизнедеятельность, игра, жадность

И – интересная, искусство, интеллект, идея, идеология

З – знания, загадочная, здоровье, зима, закат, заря, золотой, “Зенит”, земля, золото, звезда, здравие, зло, злорадство, забота

Н – непредсказуемая, необычная, новизна, наука, новости, надежда, ненависть, неизбежность, нравственность, нелепость, народ, непобедимость.

Вспомните пословицы, поговорки, афоризмы о жизни. Конкурсантыа называют несколько пословиц.

Затем Мастер раздает пословицы, афоризмы о жизни.  (Приложение 1) 

Участники работают в группах (можно сделать 2-4 группы). Выберите одну или несколько пословиц, афоризмов о жизни, которые чем-то вас “зацепили”, понравились и запишите их. Команды зачитывают выбранные пословицы.

А сейчас попробуйте дать определение жизни. Выразите это словами и рисунком. Что такое жизнь? Работа в группах.

Социализация. Каждая группа презентует и объясняет продукт своего творения.

1-я группа – Жизнь – это счастье и радость, это прекрасные моменты, сны, стремление и преодоление преград. Это дар природы, счастье иметь кого-то родного…Это река, которая всегда движется вперед. Рисунок в ярких тонах: голубая речка, зеленая травка, улыбающееся солнце, цветочки, улыбки…

2-я группа – Жизнь, как река – обратно не течет; все, что совершается – невозвратимо.

Рисунок очень трогательный: бросаем зернышко в землю, появляется росток, затем бутон, расцветает цветок, он радуется жизни, радует нас, но затем он увядает и в конце концов умирает. Так и в жизни: рождается ребенок, растет, заканчивает школу, получает образование, работает, но все в жизни не вечно…

3-я группа – Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни.

На рисунке счастливая семья.

4-я группа (мальчики) – Жизнь – это борьба. На рисунке мужчины с автоматами.

В завершении мастер-класса напишите стихотворение в стиле синквейн.

Жизнь 
Какая? 2 прилагательных 
Что делает? 3 глагола 
Предл., оценивающее жизнь   
Синоним слова “жизнь”

 Жизнь
 Неповторимая, прекрасная
 Учит, помогает, наставляет
 Жить надо здесь и сейчас
 Чудо

Прочитайте свои стихи.

А сейчас давайте запишем последнее слово в ваших стихах, которое ассоциируется со словом “жизнь”. (Полет, восторг, драгоценность, загадка, чудо, неизбежность, игра, неожиданность, действительность, любовь, свобода, судьба). Вот что такое жизнь! Жизнь коротка и нужно ценить каждое мгновение жизни.

Дай вам бог прожить долгую счастливую жизнь. Я думаю, что каждому из вас  есть, за что благодарить жизнь.

Закончите предложение “Я благодарю жизнь за…” (…за то, что я живу; … за то, что у меня такие прекрасные родители; …за то, что я учусь в этой школе; … за то, что у меня много друзей; … за то, что у меня есть любимый человек; … за то, что я такая; … ).

А я благодарю вас за эти минуты, ваши мысли, откровения, высказывания.

Что было интересно (важно) для вас сегодня? (Посмотрел на жизнь другими глазами. Поняла, что чудеса рядом, нужно только их увидеть. Не заметила, как “пролетел” классный час – было очень интересно. Понравилось сочинять стих. Узнала столько новых высказываний о жизни. Впечатлил рассказ о живописце без кистей. Нравилось работать с текстом и находить высказывания о жизни. Мне понравилось сочинять определение жизни и изображать это в рисунке. Задумалась о том, правильно ли я всегда поступаю. Благодарю вас за этот классный час.)

“Я мыслю – значит, я существую”, – утверждал французский философ Декарт. “Я познаю, чувствую – значит, я существую”, – хочется сказать после “проживания” этой мастерской. Прекрасно, что такое чудесное событие было!


Вообще мастер-класстын структуразы мындый

Первый шаг мастерской – “индукция” (“наведение”). Системообразующим элементом мастерской является проблемный вопрос “Кто считает, что чудес на свете не бывает? А кто считает, что все на свете чудо?” Вопросы заставили ребят задуматься, взволновали их, создали эмоциональный настрой, включили подсознание, область чувств каждого ученика, создали личное отношение к предмету обсуждения.

Второй шаг – “самоконструкция” – индивидуальное создание гипотезы: “Приведите ваши примеры чудес жизни”. Работа со словом “жизнь”, выстраивание ассоциативного строя.

Третий шаг – “социоконструкция” – групповая работа. Работа с пословицами, афоризмами о жизни. Участники свободны в выборе; каждая группа зачитывает выбранные афоризмы и аргументирует свой выбор. Затем группы создают свой “продукт” – объяснение словами и в рисунке слова “жизнь”.

Четвертый шаг – “социализация” – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, “подано” всем; все мнения должны быть услышаны, все гипотезы – рассмотрены. Социализация – это сравнение своего проекта с другими в ходе общения, афиширования, т. е. вывешивания проектов. Социализация может быть групповой или индивидуальной.

Пятый шаг – “разрыв”. Происходит внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему “Как можем мы, здоровые физически, жаловаться на жизнь, не ценить ее?” Участники осознают неполноту или несоответствие своего старого знания новому. Они углубляются в проблему, ищут ответы на свои вопросы о жизни.

Шестой шаг – “рефлексия” – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Сочиняют стих о жизни в стиле “синквейн”, затем говорят о том, за что они ей благодарны. Они рассказывают о своих чувствах, ощущениях, которые возникли у них в процессе работы. Происходит тренировка способности самопознания и самокоррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудо в жизни христианина

Материал к уроку ОРКСЭ...

Мультимедиа урок по Основам православной культуры "Чудо в жизни христианина"

Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь....

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Чудо в жизни христианина".

Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей; что чудо не связано с волшебством; что чудо-не удовлетворение каприза, а проявление по...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

"Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....