Знакомство с окружающим миром в рамках занятий в группе продленного дня.
консультация

Демидова Наталья Сергеевна

 Большими возможностями в группах продленного дня  обладают экскурсии и прогулки. Они могут значительно расширить кругозор обучающихся,  пробудить у них глубокое  понимание окружающего, изучать что-то новое, интересное. Наблюдать и описывать увиденное.

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_gpd.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с окружающим миром в рамках занятий в группе продленного дня.

            Режим группы продленного дня предусматривает различные виды деятельности,  направленные на всестороннее развитие учащихся. Большими возможностями в этом отношении  обладают экскурсии и прогулки. Они могут значительно расширить кругозор обучающихся,  пробудить у них глубокое  понимание окружающего.

             К сожалению, в практике школ воспитательные и познавательные возможности экскурсий и прогулок используются не в полной мере. Прогулки подчас сводятся только к удовлетворению двигательной активности детей, повышению работоспособности.  Это не удивительно, например наблюдения за природными явлениями, знакомство с жизнью города, села и т. п., почти не осуществляется.

              При проведении экскурсий и прогулок мало внимания уделяется вопросам формирования детского коллектива, взаимоотношений между ребятами; недостаточно участия самих ребят в подготовке и организации этих форм работы. В массовой практике, как правило, дети редко выполняют на экскурсиях  задания  поискового характера, способствующие формированию  их познавательных интересов.

              В педагогической  литературе обстоятельно рассмотрены  вопросы  классификации прогулок  и экскурсий ,  методика их проведения, позволяющая воспитателю применить их в системе , а значит, решать разнообразные задачи формирования личности: развивать наблюдательность, побуждать познавательный интерес, определенное нравственно-эстетическое отношение  к окружающему, творческую активность.

              К примеру, в группах продленного дня с младшими школьниками часто проводятся прогулки-наблюдения в школьный парк, в сквер. Эти прогулки не требуют от воспитателя большой подготовки, могут проводиться в любое время года, потому что всегда найдется , что наблюдать в окружающей жизни: сезонные изменения растений и животных, труда людей. Основное при проведении такой прогулки выбрать наиболее удачный маршрут, подумать рассказ о наблюдаемом предмете  или явлении, определить вопросы для беседы, способствующие пониманию наблюдаемого.

                Так, по темам, связанным с сезонными изменениями в природе, с детьми МБОУ БГЛ 2 г. Брянска были проведены мной ряд прогулок-наблюдений в Майский парк. Анализируя,  осенние изменения,  обращался к «живому объекту» несколько раз: в начале дети наблюдали первые признаки осени, затем золотую осень, наконец позднюю. На прогулках выявлялись отличительные признаки одного дерева от другого (форма кроны, цвет кроны, листья и т.д.), сравнивались вид деревьев и поведение птиц в разные периоды осени. И всегда  обращаем внимание детей на красоту природы в любую пору, при любой погоде.

                 Для развития у ребят наблюдательности хорошо проводить конкурсы «Кто самый наблюдательный?», «Кто лучше расскажет?» , игры «Что это за дерево?», «Признаки дерева» и т.п.

                   Еще больше возможностей для подобной познавательной работы во время творческой прогулки, на прогулке-задании. К сожалению, эти виды прогулок недооцениваются и проводятся редко, хотя на них целесообразно закреплять некоторые темы уроков.

                   Прогулки-задания  могут включать сборы гербариев, коллекций полезных ископаемых, лекарственных растений, природного материала для изготовления поделок, поиск определенных объектов.

              Подобные игры-задания развивают у детей наблюдательность, смекалку умение ориентироваться на местности, воспитывают чувство коллективизма взаимовыручку.

                В группе продленного дня во время  ежедневных прогулок можно многое сделать по выработке и закреплению  правил дорожного движения, навыков культурного поведения- соответствующие ситуации встречаются постоянно. Но целесообразны и специальные прогулки-практикумы, на которых эти задачи являются  основными, а воспитатель преднамеренно создает ситуации, когда учащиеся должны действовать соответственно правилам.

                Младшие обучающиеся любят прогулки – развлечения на которых проводятся подвижные игры, спортивные викторины, веселые эстафеты. Они закрепляют умения и навыки, полученные на уроках физкультуры, развивают ловкость, смекалку, укрепляют опорно-двигательную систему. Поэтому на каждой прогулке независимо от ее вида и сезонных условий можно и нужно отводить время для развлекательной деятельности.

                 Ценны в познавательном и воспитательном отношении прогулки – экскурсии по улицам города, связанным с историческими событиями или играющим важную роль в культурной и общественной жизни города. При правильном отборе объектов и умелой беседе они стимулируют интерес к событиям, желание узнать больше.

                 Педагогическая эффективность прогулок повышается именно благодаря возможности тесно связывать их с другими  формами воспитательной работы, организуемыми в помещении: эстетическими беседами, занимательными часами, играми-путешествиями, оформлениями уголков.

                Экскурсии – обсуждения, нравятся детям особенно. Можно сочетать с играми-путешествиями, конкурсами, викторинами. Дети группы продленного дня нашего лицея часто посещают музей Братьев Ткачевых,  каждый раз узнаем что-то новое и интересное, то на что в предыдущий раз внимание не обратили. Дискутируем и обсуждаем увиденное, на кружке рисования пытаемся повторить увиденное и добавить что-то новое, свое.

 Можно и нужно привлекать  ребят к подготовке и организации экскурсий и прогулок, что бы сформировать у них соответствующие навыки, научить ответственности, любви к природе и родному краю.

                 Как мы видим , режим продленного дня  позволяет связывать все виды и формы внеурочной деятельности обучаемых  в единую систему, а привлечение дополнительных  педагогических сил расширяет сферу общения детей со взрослыми, что способствует нравственному становление личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Учебно-методическое пособие для занятий в группе продленного дня. Составитель: воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности....

Занятие в группе продленного дня "Знакомство"

Знакомство для учеников первого класса- это первое впечатление о коллективе, в котором будет находиться многие годы. Поэтому необходимо сделать этот волнующий момент менее волнительным и более интерес...

Огромный мир. Путешествия по странам мира. Занятие в группе продленного дня

Наглядное пособие для занятия по курсу "Огромный мир", которое следует после ознакомления с родной страной....

Конспект занятия в группе продленного дня «Знакомство с лекарственными растениями»

I. Организационный момент.II. Сообщение темы.Воспитатель. Сегодня у нас интереснейшее занятие. Сегодня мы отправимся... К кому вы узнаете, отгадав загадку. Кто из сказочных героев лечил африканск...

«Использование ИКТ на занятиях в группе продленного дня в рамках реализации ФГОС»

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности воспитателя группы продленного дня и органично дополняет традиционные формы работы вос...

Конспект по истории города в рамках познания родного города на занятиях в группе продленного дня

Материал содержит в себе конспект занятия и презентацию по истории города ("Английская ферма, серебрянный пруд") в рамках познания родного города в группе продленного дня....