Классный час "Дружба начинается с улыбки"
классный час (3 класс)

Павлова Светлана Владимировна

Классный час по теме "Дружба начинается с улыбки", направлен на формирование нравственных качеств младших школьников. Разговор идет о правильном взаимоотношении,  о таких понятиях, как друг, товарищ, приятель; о дружбе с родителями, природой, животными, с книгой....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_druzhba_nachinaetsya_s_ulybki.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Дружба начинается с улыбки»

Цель:1.Раскрыть сущность понятий «дружба» «друг».

          2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую

             роль играют друзья в нашей жизни.

          3.Содействовать формированию дружного коллектива.

Учитель: А чтобы узнать, о чем будем говорить на классном часе, я предлагаю вам послушать песню.

(Звучит песня «Когда мои друзья со мной»).

- О чем эта песня?

- Значит, о чем будем говорить сегодня?

Тема нашего классного часа «дружба начинается с улыбки».

Сегодня мы будем обсуждать несколько серьёзных вопросов.

  • Как вы понимаете слово «дружба»?  
  • Кто такой друг?  
  • Что значит дружить?  
  • Хорошо ли быть без друзей?

Для введения в тему используется игровое упражнение «Найди себе подобного»

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

        – Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение

Работа в парах.  Запишите на листочках ответы на вопросы, используя 1слово

–  Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
–  Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

зачитайте ответы

Вывод: у всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягким, светлым и т.п.

Учитель:   Говорят, что дружба – это любовь без крыльев. Дружба – это дар, данный человеку.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда.
Если рядом друзья настоящие!

 Учитель.  Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».                                        

- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.                                                                    - Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!  Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

 

  Посмотрите на доску: ТОВАРИЩ,  ДРУГ, ДРУЖБА.

– Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если у вас общие интересы, симпатия, то можно назвать этих ребят – товарищами.

  Дружба же - это высшая степень товарищества. Она приносит радость и удовлетворение от общения.  Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь своего друга, подругу, то есть тех, с которыми тебе интересно общаться, играть, читать новую книгу или секретничать.

 

Учитель:  Ребята, а что такое «дружба»?  В своих мини-сочинениях вы рассуждали об этом. Вот некоторые отрывки из них.

 (Чтение отрывков).

 

Учитель:   Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Привязанности, общности интересов. Такое объяснение слову «дружба» дано в словаре Сергея Ивановича  Ожегова.

А вот как понимает слово «Дружба» ваш ровесник.

- Что такое Дружба?-

Спросила я у птицы.

- Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

- Что такое Дружба?-

- Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

- Дружба – что такое?

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и взрослые, и дети!

Учитель:  Ребята, перед вами дерево. На уроках русского языка мы говорили о том, что из корня может вырасти не только растение-дерево, но и слова. Какие это будут слова?

                        (Однокоренные)

Подберите однокоренные слова к слову дружба.

(Дружба, дружить, друг, подруга, дружный, дружелюбный, дружно, дружище, друзья, дружок,  …)

1 уч.  Если есть друзья на свете –

         Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

 2 уч. Мы и в дождь, и в снег и в стужу

         Будем весело шагать.

         При любой погоде дружим –

         Дружбы этой не порвать.

Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

– С чего начинается дружба? …

С голубого ручейка  

Начинается река,
Ну а дружба начинается …(доскажите словечко)  с улыбки.

Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

Учитель:  Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит. Как называют такого человека?

Учитель: А кого можно назвать другом? Продолжите предложение  «Друг – это тот, кто …»

               (Понимает меня;   с кем мне хорошо;   кто мне всегда поможет;  

                верный человек;   с кем я могу поделиться секретом;   выручит из  

               беды;   умеет прощать обиды;    не будет  кричать на друга,  

               обзывать (оскорблять, унижать)).

Учитель:  Вот определение слова «друг»: «Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

Учитель: Послушайте притчу о дружбе.

Как-то два друга  много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Учитель: – О чем эта притча, чему она учит нас?

–  Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

 Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Учитель:        Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.

Сейчас мы с вами поиграем.

        

Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если предлагаемые качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами.

Один ученик распределяет слова в два столбика:

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Враньё. Сострадание. Верность. Драчливость. Предательство. Справедливость. Взаимовыручка. Грубость. Обидчивость.

-  Прочитаем ещё раз качества, какими должен обладать настоящий друг.

Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод: хороший ли я друг?

Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться быть настоящим Другом.

Учитель: А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.

(Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.)

Учитель: Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? Иногда это сделать трудно.  Давайте посмотрим несколько сценок по рассказам В. Осеевой.

Рассказ «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки – первоклассницы: Соня и Вера. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. Они с гордостью всем говорили:

- Мы – подружки! Мы во всем, во всем одинаковые!

Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:

-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

-Да, ты стала хуже ...

Учитель:  Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?

         Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?

«До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли

по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье.

Девочки побежали.

—   Сними свой плащ, мы накроемся вместе!   — крикнула на бегу Таня.

—   Я не могу, я промокну!   — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

—   Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

—   У Маши был плащ, а я шла в одном платье,   — сказала Таня.

—   Так вы могли бы укрыться одним плащом,   — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

—   Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Учитель:  Что означают слова воспитательницы «Ваша дружба до первого дождя»??

«Заколка»

Маша потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она очень расстроена и готова заплакать. Рядом стояли два одноклассника – Петя и Максим. Заметив это, Петя стал смеяться над Машей, называть её Машей-растеряшей:

- Ну и Маша. Маша – растеряша!

А Максим подошел к ней, попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерянную заколку.

Учитель:  Кто из мальчиков оказался настоящим другом?

                 А какой совет вы можете дать Пете?

(Другу всегда помогай,  друга всегда выручай.  Не жди, когда тебя попросят о помощи,  учись сам видеть, кому она нужна. Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию. Добрые дела всегда нужны и приятны людям.Помогать друг другу, не бросать в беде.)

Учитель: А иногда бывает и так.

Ученик.      Как начну конфеты есть,

                 У меня дpузей не счесть.

                 А закончились конфеты

                 И дpузей в помине нету.

                 За конфету каждый дpуг,

                 Так и pвет ее из pук.

                 Hу зачем мне дpужба эта?

 Я и сам люблю конфеты.

Учитель: – Сейчас вы только учитесь дружить. Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

- кого можно назвать другом?

Ученики:

-Друг – это интересная книга, которую читаешь.

- Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.

- Друг – это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

- Друг – это игрушки, которые выслушивают меня, когда мне плохо.

- Друг – это мой непослушный щенок.

- А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой? (Высказывания учащихся)

Учитель зачитывает отрывки из сочинений учащихся о дружбе:

1) Дружба – самое необходимое в жизни. Истинный друг это тот, кто поможет в беде, тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни.

2) Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе – мы сила!

3) Дружба – одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые трепетно относятся друг к другу.

Какое надёжное и ёмкое слово – Дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но всё-таки  самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало жизни, мы здесь родились, растём, взрослеем.

1) Дружба — это тёплый ветер,                     2)  Дружба — это только счастье,

    Дружба — это светлый мир,                             Дружба — у людей одна.

    Дружба — солнце на рассвете,                          С дружбой не страшны ненастья,

    Для души весёлый пир.                                     С дружбой — жизнь весной полна.

 3) Друг разделит боль и радость,                    4)  Верь, храни, цени же дружбу,

     Друг поддержит и спасёт.                                 Это высший идеал.

     С другом — даже злая слабость                         Тебе она сослужит службу.

     В миг растает и уйдет.                                 Ведь дружба — это ценный дар!

А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы.  Какие вы знаете?

Вот некоторые из них.

 (Читают ученики по очереди.)

Основные законы дружбы.  

                                               

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Учитель: – Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

-Вы согласны с этими  законами дружбы? (ответы детей)

- Принимаем их? (Да.)

  Эти законы я оставляю  вам  и надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, будете стараться выполнять законы дружбы.

Учитель: Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Давайте вспомним их. Закончите пословицу.

Нет друга – ищи, а нашёл  –  … (береги)

Друзья познаются в …         (беде)

Старый друг лучше…         (новых двух)

Человек без друзей, что …  (дерево без корней)

Не имей сто рублей, а …   (имей сто друзей)

Дружба  – не гриб, в лесу…  (не найдёшь)

Учитель: Перед вами лежат рисунки яблок. Когда на дереве появляются первые, ещё незрелые яблоки, то какие они? (зеленые)

А когда яблоки созреют, нальются теплом солнца, сладостью, то какими они чаще всего становятся? (желтые)

Подумайте, а вы уже научились дружить? Наши «яблочки» созрели для настоящей дружбы?

Если «да»,  то возьмите желтое яблоко, если кто – то ещё не созрел, а только учиться быть настоящим другом, то возьмите зелёное  яблоко. Теперь свои яблочки прикрепите к дереву дружбы.

- Каких яблок больше на нашем дереве дружбы?

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Тогда  все наши яблочки согреются теплом и светом! Зеленых яблок со временем не останется, все они станут желтыми, золотистыми, дружными!

Учитель: А закончить наш классный час я предлагаю песней о дружбе.

(Звучит песня «Песенка друзей».  Дети поют её все вместе.)

Учитель: Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и самого терпеливого кота Леопольда:              

– Ребята, давайте жить дружно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружба начинается с улыбки"

Цель классного часа - помочь детям лучше узнать друг друга, способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки....

Классный час в начальной школе "Дружба начинается с улыбки"

Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены...

Классный час с презентацией "Дружба начинается с улыбки"и с музыкальным приложением

Так давайте, давайте дружить,Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.Если дружбой всегда дорожить,То любое желанье исполнится.На данном классном часе дети работают в группах, в парах, создают законы дру...

Классный час на тему: "Дружба начинается с улыбки"

Развивать у детей коммуникативные способности, учить общаться в коллективе, воспитывать нравственные ценности....

Классный час "Дружба начинается с улыбки"

Внеклассное мероприятие.      Использован интересный по содержанию ма­териал, происходит смена видов деятельности: музы­кальная пауза, работа в группах по составлению посл...

Классный час "Дружба начинается с улыбки"

Тематический классный час для учащихся 2 класса...

Классный час "Дружба начинается с улыбки!"

Классный час "Дружба начинается с улыбки!"...