Роль учителя начальных классов и воспитателя ГПД в адаптации первоклассников
статья (1 класс)

Давыдова Ирина Николаевна

Данный материал содержит презентацию опыта воспитателя ГПД на городском семинаре по преемственности о роли деятельности воспитателя ГПД в успешной адаптации первоклассников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Роль учителя начальных классов и воспитателя ГПД в адаптации детей первого класса в школе.

Воспитатель ГПД  ГБОУ СОШ №450 Курортного района г.Санкт- Петербурга Давыдова Ирина Николаевна

Сотвори для ребенка маленькое чудо, и он ответит большой волшебной сказкой.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учиться ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Януш Корчак 

1.Введение.

Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности школьника будет характеризовать весь период школьного возраста.

 Большинство детей, поступающих в первый класс, достаточно подготовлены к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Но, вместе с тем, первоклассник, принимая эти новшестваоказывается в ситуации  психологического и физиологического напряжения. А если ученик ещё после уроков остаётся в группе продлённого дня, то это напряжение усиливается.  Чем быстрее это напряжение сглаживается, тем быстрее ребёнок адаптируется в школе и больших успехов добьётся в обучении

2.Основная часть.

 Сейчас многие учителя начальных классов, помимо своей основной деятельности, включаются в работу группы продлённого дня своего класса. Как воспитатель ГПД будущих первоклассников, учитель  ещё до начала учебного года должен  продумать и спланировать свою работу так, чтобы в процессе решались определённые задачи:

-  создание возможности для решения учебно- воспитательных и оздоровительных задач в комплексе

- формирование воспитывающей образовательной среды в целом

- развитие личности каждого ребёнка: формирование детского интеллекта, развитие мышления, восприятия, воображения, памяти, творческого потенциала

-дальнейшее развитие коммуникативных  навыков у ребят: умению работать в коллективе, делиться, договариваться.

Исходя из данных задач и учитывая возрастные особенности детей, педагог вырабатывает режим дня и систему занятий в группе, создаёт развивающую среду, обеспечивающую внеурочную познавательную, игровую, оздоровительную и творческую деятельность.

С первых дней работы ГПД воспитатель все свои силы направляет на создание благоприятного психологического климата, чтобы ребёнку хотелось остаться в школе после уроков, было стремление заводить новых друзей, учиться чему-то новому не только на основных уроках, но и на дополнительных занятиях в группе продлённого дня.

Педагог  должен создавать для ребенка ситуации успеха в играх во внеурочной деятельности, в общении с ребятами, которые посещают группу. Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе особенно домашние дети. С правилами поведения на уроке ребят знакомит классный руководитель, с правилами поведения в группе продленного дня воспитатель. Учитель и воспитатель должны выработать единую систему правил и требований  для первоклассников, объяснив разницу пребывания на уроках и в группе. Вообще, классный руководитель, воспитатель и родители должны находиться в постоянном диалоге, решая проблемы, делясь успехами. В создании такой атмосферы сотрудничества большая роль принадлежит воспитателю ГПД.

Стоит помнить педагогу и о том, что многое в жизни первоклассников ещё связано с игрой. Игра для них – один из главных способов постижения окружающего мира. С помощью игр дети учатся пользоваться окружающими предметами, изучает мир человеческих взаимоотношений, утверждается в группе сверстников. Без игры невозможно представить мир детства. Поэтому очень важно учитывать этот игровой фактор в процессе адаптации первоклассника в группе продленного дня.

В период адаптации необходимо вовлекать ребенка игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения для формирования детского коллектива, большое внимание следует уделить здоровьесберегающим технологиям, формировать у ученика представление о здоровом образе жизни и т.д. В обществе сверстников ребёнку предоставляется возможность подумать о себе и людях, окружающих его, попытаться понять, как устроен новый  мир вокруг него, найти себе друзей среди сверстников и ребят, которые находятся рядом.

Отдельно нужно сказать о значении прогулок. Для первоклассников это не только возможность отдохнуть и подвигаться после основных уроков, это источник накопления и обобщения знаний, необходимых на уроках окружающего мира, изобразительной деятельности, труда, физкультуры и даже музыки. Здесь дети наблюдают, анализируют, обобщают, играют в подвижные игры, спортивные эстафеты, собирают природный материал для будущих уроков, они обогащают свой социальный опыт в новом коллективе, учатся коммуникации.

3.Заключение.

Огромна роль учителя как педагога ГПД в успешности прохождения первоклассником адаптации в школе, здесь играет роль многогранность профессии учителя начальных классов: утром он учитель, его ведущая деятельность- учебная, а после уроков общение с ребятами  проходит в  более неформальной обстановке, здесь важны  личность педагога, его чуткость и внимание к каждому ребёнку, готовность поддержать, выслушать, помочь, умение заметить и развить творческие и интеллектуальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы ШМО учителей начальных классов и воспитателей ГПД

Анализ работы ШМО учителей начальных классов  за 2009-2010 уч.год...

Портфолио учителя начальных классов и воспитателя ГПД.

Образец портфолио учителя начальных классов и воспитателя ГПД....

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...

Эссе "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"

Представленный материал содержит эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"....

Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»

Рассуждение на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...

Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»

В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...

Роль учителя начальных классов в социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

О влиянии учителя на социальную адаптацию детей , оставшихся без попечения родителей...