Занятие "В царстве смекалки"
план-конспект занятия (3 класс)

Левина Светлана Сергеевна

Внеурочное занятие для 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_v_tsarstve_smekalki.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

Класс: 3

Направление ВД: общеинтеллектуальное

Тема: «В царстве смекалки»

Цель – расширение знаний по математике, развитие познавательной сферы, а также формирование познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач.

Взаимосвязь с урочной деятельностью:

  • УМК «Школа России»
  • Предмет - математика
  • УУД по плану:

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: уметь обобщать и классифицировать по признакам, решать задачи на смекалку.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать других

Личностные: знать коллективные формы общения, уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Задачи:

        Образовательные: Актуализация знаний и расширение представлений о понятии «математика». Способствовать формированию интереса к урокам математики, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.

        Воспитательные: Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики, как необходимого условия для саморазвития. Создание условий для формирования познавательного интереса.

        Развивающие: Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы. Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления). Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).

Форма проведения занятия: занятие-игра.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация, геометрические фигуры, эмблемы команд.

Структура занятия:

  1. Организационно-мотивационный момент
  2. Определение темы и цели занятия
  3. Игра (1 тур)
  4. Физминутка
  5. Игра (2 и 3 туры)
  6. Подведение итогов и рефлексия

Реализация УУД на занятии:

УУД

Задание детям

Познавательные

Решите задачи на смекалку

Регулятивные

Проверьте свою работу

Коммуникативные

В парах составьте выражения

Личностные

Оцените свою деятельность на занятии

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационно-мотивационный момент

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

- Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов. Все мы утром делаем зарядку, а ещё есть зарядка для ума. Вот сегодня мы ей и займемся.

Слушают, настраиваются на занятие

Определение темы и цели занятия

- Начнём своё путешествие в ЦАРСТВО…а вот какое царство, вы узнаете, когда расшифруете слово.

Учитель делит детей  на две команды с помощью геометрических фигур.

«Расшифруй тему» (работа в группе)

70-43  К                     90-37  А

50-16   С                    80-49  Л

60-25   Е                    40-14  К

90-61  М                    80-28  А    

34        29        35        27        52        31        26        53

- Молодцы, мы с вами отправляемся в ЦАРСВО СМЕКАЛКИ. Девизом нашего занятия будут слова – СМЕКАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ. А сопровождать нас будет кто? Сейчас узнаем.

- Возьмите листы и по моей команде выполняйте задания.

Графический диктант (индивидуально)

3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

- Добавьте глазки, ротик и ушки-антенны. У вас получился Знайка Математики. Он будет нас сопровождать (учитель такого же помещает на доску, только размером больше).

- В Царстве Смекалки, в Числовом государстве вместе с числами и знаками жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Но однажды случилась беда - Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал, да делать нечего и решил отправиться на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

- Какие же задачи мы перед собой поставим?

- А как же мы поможем?

- Да, знания по математике нужны и в обычной жизни, и в сказках. Вот мы и проверим ваши знания, умения, способности по математике в этой необычной ситуации.

Делятся на команды

Расшифровывают тему занятия

Выполняют графический диктант

- помочь Ивану-Царевичу отыскать Василису Прекрасную.

-мы будем считать, отгадывать, решать примеры, задачи.

Игра

– А кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив 1-е задание. На спасение Василисы отправятся русские богатыри – у нас это две команды. В конце путешествия мы узнаем, какой же богатырь найдет Василису первым. А для этого мы будем соревноваться.

- Осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть математическим. Команды, представьтесь. Придумайте девиз и выберете капитана команды.

- Прежде, чем приступить к игре хочу вам напомнить, что играет вся команда. Жетон получает тот ученик, который дал правильный  ответ. По количеству набранных жетонов мы определим, во-первых, самого активного ученика, во-вторых, победившую  команду. Но, прежде чем дать ответ, хорошенько подумайте, не спешите.

Чтоб все в игре прошло без заминки,

Её мы начнем, ну конечно, с разминки!

Числа сходятся где-то во тьме

И глаза начинают светиться!

И кругом только умные лица,

Потому, что считаем в уме.

Итак, турнир я открываю,

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать

Быстро всё в уме считать.

Первый тур:

Работа в паре: разложите карточки лесного лото в порядке уменьшения, откройте четные числа, какое слово у вас получилось?

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

К О Щ Е Й

- Кто же похитил Василису?

Ответ: Кощей.

- Но Кощей не хочет сдаваться и задаёт нам каверзные вопросы.

Устный счёт: (игровое поле на слайде, см. Приложение)

•        Задание: Составьте примеры на умножение и деление с результатами из квадрата.

•        Задание: Составь все возможные трёхзначные числа, используя цифры – 1, 4 8, так, чтобы они не повторялись. Дайте характеристику любому числу.

Логические задачи (каждой команде по очереди задаются вопросы):

1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?(3)

2. Тройка лошадей пробежала  30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?(30)

3. Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось?(6)

4. У линейки 4 угла, если  один угол срезать, сколько углов останется?(5)

5. К 7 прибавить 5.  Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать» ?(12)

6. Сколько цветов у радуги?(7)

        Физминутка

Второй тур:

- Идёт Иван-Царевич дальше. А тут для него новое испытание - камень придорожный с надписью: «Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький». Призадумался добрый молодец, по какой дороге идти – не знает.

- Поможем Ивану-Царевичу выбрать верную дорогу.

Второй  тур мы  начинаем,

Победителей  узнаем.

Есть здесь ребусы,  шарады.

За  разгадку  всем  награды.

«Отгадай ребус»

•        Задание: Из данных чисел нужно выбрать и записать три числа, которые в сумме составляют 60. Запишите все возможные варианты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 20,27

Проверка по слайду:

21+19+20=60

27+3+30=60

25+15+20=60

27+21+12=60

21+9+30=60

Задачи на смекалку (кто быстрее отгадает, см. Приложение)

Третий тур:

Игра «Угадай фигуру» :

Содержание игры: по существующим признакам  назовите  геометрическую фигуру.

1.        Четыре стороны, четыре прямых угла, все стороны равные.  (Квадрат)

2.        Три угла, три вершины, три стороны.  (Треугольник)

3.        Четыре угла, четыре стороны, стороны не  равные.  (Четырёхугольник)

4.        Четыре прямых угла, четыре стороны, противоположные стороны равные. (Прямоугольник)

Задание на смекалку:

- Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков. Нарисуй, как это сделать?

Отвечают на вопросы.

Ответы:  6*6=36, 2*6=12, 1*6=6, 6*7=42, 56:8=7, 63:9=7

Ответы: 148, 184, 418, 481, 814, 841.

3

30

6

5

12

7

-квадрат

-треугольник

-четырёхугольник

-прямоугольник

Подведение итого и рефлексия

- Вот мы и справились. С нашей помощью освободил Иван Царевич Василису Прекрасную, вернулись наши герои в свою сказку, в царство смекалки. Благодарят нас за помощь. И говорят: Ребята! Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный удивительный мир чудес, красоты, добра. Дружите с математикой. Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности и сможете помочь ещё многим героям.

- А сейчас давайте вы сами оцените, как же вы работали сегодня на занятии. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.У меня получилось…

8.Меня удивило…

9.Я попробую…

Подсчитывается число жетонов, объявляется команда победительница, называются лучшие участники игры.

- Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к математике «царице всех наук» через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической задачей,  а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы  в вашей жизни не было не решенных задач.

Отвечают на вопросы. Продолжают предложения. Считают жетоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В царстве смекалки

внеклассное мероприятие по загадкам...

Викторина «В царстве смекалки» Математика

Внеклассное мероприятие по математике  Викторина «В царстве смекалки», которое познакомит детей с тайной рождения кроссворда (Страницы истории)....

Интеллектуальный конкурс « В царстве смекалки»

развивать логическое и образное мышление учащихся в ходе выполнения заданий, навыки устного счета, внимание; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к математике, содействовать воспит...

Конспект внеурочного занятия "В царстве смекалки"

Конспект внеурочного занятия "В царстве смекалки"...

Внеклассное занятие по математике «В царстве смекалки»

Цели мероприятия:- расширить математический кругозор; -приобрести опыт коммуникативной, творческой работы, предметной    компетенции;-формировать психологическую готовность учащихс...