Статья на тему :"Воспитательная деятельность в начальной школе"
статья

Заец Светлана Владимировна

В своей статье я рассказываю о важности воситателной деятельности и его влияние на детей в началной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  Принято считать, что воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. И это правда , ведь это же в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для её осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства —  это и искусство и литературу и массовые средства распространения информации и учреждения культуры и учебные заведения, также и общественные организации. Воспитание,как таковое предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с всевозможными социальными институтами. Другими  словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, где он будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном конкретном обществе.  Естественно же,всё это, совершенно не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему окружающее общество для развития этих задатков.

  Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Воспитание человека не только социальная проблема, но и важная задача педагогической  практики и науки. Ключевая же роль в решении задач воспитания принадлежит как классному руководителю ,так и воспитателю группы продлённого дня. В современной школе нет работы более трудной и сложной, чем работа классного руководителя, деятельность которого очень многогранна, объективна  и многообразна.

   В последние годы произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям и к себе самому. Существенно снизилась ценность других людей и их степень участия в  жизни,  где на первый план вышло переживание и позиционирования себя, вследствие чего в обществе распространяется  существенный эгоизм. Наконец настало время серьезно задуматься над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота Родины.

   Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.

   Младший школьник ещё многого не знает и не умеет, а его социально-нравственный опыт пока недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься гражданским воспитанием уже в этом возрастном периоде. Младших школьников отличает жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления, следовательно — возникновение интереса к общественной жизни, отношениям в ней. Как и в дошкольном периоде, в жизнедеятельности маленьких школьников определяющее место принадлежит эмоциям, но укрепляется тенденция освобождения от импульсивности. Именно эмоции позволяют детям испытывать восхищение природой («Наша природа такая красивая!»), народными героями («Нигде нет такого героя, как Илья Муромец — большой, сильный, смелый, защитник нашей земли»). Нельзя не вспомнить русского философа И.А. Ильина, который настойчиво повторял, что уже в пять-шесть лет ребенок должен знать своих национальных героев, влюбляться в них. И этому будут способствовать не только знания, но и эмоции. В этот период развиваются важнейшие качества личности, в первую очередь нравственные: честность, доброжелательность и другие, усваиваются нравственные формы поведения, формируются мотивы поведения. У школьников в возрасте от семи до десяти лет происходят такие психологические новообразования, как произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия.

    К большому сожалению, на развитие определенной группы детей оказывают негативное влияние всевозможные социальные факторы, например такие как: отчуждение родителей или родственников другого поколения от детей,  всевозможные конфликтные ситуации, неполная семья, алкоголизм родителей, которые ведут к отклонению в невротическом статусе и задержке в развитии детей. Где видна неодинаковая «стартовая площадка» для воспитания, и поэтому, учитывая общие возрастные особенности, необходимо опираться на индивидуальный ,конкретный уровень, темп и путь развития каждого.

    В воспитательной работе на уроках, во внеурочной деятельности и в повседневной жизни используются такие приемы как:

·  создание всевозможных воспитывающих ситуаций, ролевые игры и их обсуждение;

· тематические классные часы

  Внеклассная деятельность :

·  тренинги для выработки коммуникативных умений;

· поручения, поощрения;

· чтение рассказов и сказок, их обсуждение;

· «Праздник вежливости»;

· анкетирование «Какой я друг».

Существенно важны все виды деятельности где существует «золотое» правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

     Одним из направлений работы по воспитанию гуманности является формирование у детей уважительного отношения к пожилым людям. С детьми проводится беседа о том, что некоторые пожилые люди часто болеют, живут далеко от своих родственников, поэтому у них нет возможности выращивать урожай в огородах и садах, редко встречаются друг с другом, родственниками. Эти люди нуждаются в нашей заботе и с удовольствием примут подарки от ребят. Младшие школьники нашей школы принимают в этой акции самое активное участие. Дети соревнуются не только в количестве открыток, но и в  качестве оформления. Невольно вовлекаются в эту работу и родители. Они помогают детям проявить фантазию в оформлении посылки. Впечатляет детей и количество собранных подарков сюрпризов.

  При планировании воспитательной работы с классом или группой  охватываю такие моменты, как сплочение коллектива ;

- привитие навыков культуры поведения в классе, школе, общественных местах;

- воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи;

-развитие трудовых навыков, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности;

-повышения интереса к учебным предметам; привитие навыков изучения природы родного края, развитие желания преумножать богатство природы и стремление к вступлению в ряды её защитников.

Также создаются условия для развития индивидуальности каждого отдельного школьника, выявляются среди них талантливые, одарённые дети, вырабатывается  желание больше знать, увлекаться наукой.

  Когда тети участвуют в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из – за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Взаимодействуя , дети больше сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта. Важно, главным системообразующим фактором воспитательной работы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно – ориентированный и творческий характер.

  В группе детей сформированы органы ученического самоуправления. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство развития и воспитания возраста младшего школьно возраста. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать такие качества человека, как самостоятельность, ответственность, инициативность,целеустремлённось,активность и многие другие. Самоуправление позволяет школьнику расширить пространство для проявления активности. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на школьное сообщество функций: обеспечения дисциплины и порядка в классе, создание условий для гражданского самоопределения учащихся.

  Активными в практике работы с классным коллективом стали уроки гражданственности и патриотизма,посещение музеев и встреч с ветеранами.В результате,  постепенно дети занимают активную жизненную позицию, идёт формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, формируется благоприятные условия для самореализации учащихся, потребность к саморазвитию, гуманистическое отношение школьника к окружающему миру, к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей, создаются условия для осознания учащимися своей причастности к судьбе своего Отечества, своей Родины, его прошлому, настоящему и будущему. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью я считаю значимым. Здоровьесбережение – также является важным направлением в воспитательной работе. Основная цель этой работы - воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, сформировать представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека, развить интерес к различным формам целесообразного  времяпрепровождения.

Одним из направлений воспитательной работы являются развитие творческих способностей детей. Более 90 % учащихся посещают внешкольные учреждения художественно-эстетического направления.

  Охват учащихся дополнительным образованием составляет 100%.

Родители являются главными союзниками, помощниками в воспитательной работе. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален. Семья- это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основа будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

  Основа же воспитательной работы – союз учителя, родителей, и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Исследовательская деятельность в начальной школе»

В настоящее время создаются условия для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной ин...

Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе"

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...

Научная статья на тему " Проектная деятельность в начальной школе".

Приведены результаты анализа опыта практической деятельности по организации проектной исследовательской деятельности школьников по естествознанию; выявлены проблемы формирования учебнопознавательных м...

Статья "Особая роль внеурочной деятельности в начальной школе"

Какую роль играет внеурочная деятельность в начальной школе...

Статья "Группа продленного дня как основная воспитательная деятельность в начальной школе."

Задачи продленного дня:дальнейшее расширение общественного воспитания (воспитательная работа);создание благоприятных условий для полноценного развития детей (образовательная, воспитательная, круж...

Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...