Использование приёмов и методов мнемотехники для освоения алгоритма мытья рук «Моем руки правильно»
материал (3 класс)

Ткаченко Наталья Викторовна

Чтобы облегчить ребенку с ОВЗ освоение культурно – гигиенических навыков, необходимо сделать процесс воспитания доступным и интересным. Для точного и четкого выполнения детьми правильной последовательности мытья рук и чистки зубов использую метод алгоритма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приёмов и методов мнемотехники для освоения алгоритма мытья рук «Моем руки правильно»

Цель гигиенического воспитания – дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, и выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические привычки. Культурно-гигиенические навыки мытья рук – важная составляющая часть культуры поведения. Воспитание у детей с ОВЗ навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил зависит их социализация во взрослую жизнь.

Чтобы облегчить ребенку с ОВЗ освоение культурно – гигиенических навыков, необходимо сделать процесс воспитания доступным и интересным. Для точного и четкого выполнения детьми правильной последовательности мытья рук и чистки зубов использую метод алгоритма.

Алгоритм - точное предписание о том, какие действии и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата поставленной задачи. Алгоритм мытья рук «Моем руки правильно» – это схема, в которой заложена определенная информация, помогающая учащимся с ОВЗ эффективно запомнить, воспроизвести и сохранить нужную информацию.

Для более быстрого ознакомления с алгоритмом, разбиваю его на этапы и даю пошаговую инструкцию. Формирую интерес детей к освоению этапов алгоритма посредством игры - используя мнемокарточки складывающиеся в мнемодорожку, которая отражает весь процесс алгоритма.

При освоении алгоритма мытья рук, мнемокарточки выступают своеобразными подсказками для детей. Многие действия, которые ребенок с ОВЗ не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого, легко усваивает, если эти знания закодировать в образ, который отражает модель действия или существенные черты изучаемого процесса мытья рук.

Перед работой с мнемокарточками учащиеся с ОВЗ должны ознакомиться с алгоритмом мытья рук «Моем руки правильно», разделить его на этапы и дать название каждому этапу. Названия должны быть краткими, состоящие из 1-3 слов. Этапы освоения алгоритма: «Моем руки правильно» поделим на шесть этапов:

  1. «Ладошка об ладошку» - намыливание ладошек до образования пены.
  2.  «Моем грязь между пальчиками»
  3.  «Моем каждый пальчик»
  4. «Не забудь про ноготки»
  5. «Моем запястья».
  6. «Смываем мыло, вытираем насухо»  

Затем детям предлагается заменить названия этапов картинками (мнемокарточками). «Ладошка об ладошку» - мнемокарточка «Ладошка с пеной», «Моем грязь между пальчиками» - мнемокарточка «Замок»,  «Моем каждый пальчик» - мнемокарточка «Ладошка с пальчиками ввиде человечков», «Не забудь про ноготки» - мнемокарточка «Лапа леопарда с когтями», «Моем запястья» - мнемокарточка «Браслет».

Когда будут подобраны все картинки, дети составляют мнемоцепочки из  идущих,  друг за другом мнемокарточек. При построении мнемоцепочек необходимо чётко следить за последовательностью построения и одновременно проговаривать отдельные действия (шаги).

 Для закрепления последовательности алгоритма мытья рук с использованием мнемокарточек, учащиеся с ОВЗ выполняют игровые задания. Детям предлагается, с помощью мнемокарточек, выстроить последовательность шагов по выполнению алгоритма. После выполнения задания происходит обсуждение понятности и применимости созданной модели, вносятся изменения, определяются причины трудностей. Также можно использовать творческие игровые задания, например, создание проблемных ситуаций творческого характера, для этого можно использовать сказочные образы, например, «Волшебник обратного времени», который показывает алгоритм в обратном порядке. Детям же нужно отгадать, что это за процесс и выполнить последовательность действий в прямом порядке.

Во время игры «Робот» дети говорят последовательность действий воспитателю, а он точно их выполняет. Все учащиеся следят за результатом и участвуют в обсуждении формулировки задания взрослому на каждом этапе. Затем воспитатель меняется местами с детьми.

Так у детей с ОВЗ возникает и постепенно формируется потребность соотносить свои действия с принятым алгоритмом. Они начинают понимать необходимость выполнения правил алгоритма в повседневной жизни.

Необходимо объяснить детям, что именно алгоритм позволяет осуществлять планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, разбивая их на отдельные шаги. Что только в процессе выполнения алгоритма развивается умение не упускать из виду цель, не забывать о ней на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию.

Работу по освоению детьми алгоритма  мытья рук считаю завершенной, если у детей с ОВЗ сформировался навык работы по образцу; дети могут выполнять инструкции взрослого.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.Мнемот...

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами

Отличительными  особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с учащимися с особыми образовательными нуждами

Отличительными  особенностями приёма мнемотехники являются системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное ...

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"

По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско...

01. " Использование приёмов мнемотехники на уроках в начальных классах как средство формирования связной речи "

Данный материал описывает особенности использования приёмов мнемотехники в работе с учащимися начальных классов. Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которые облегчают запоминание ...

моем руки правильно

Этапы гигиенического мытья рукШаг 1. Откройте кран и отрегулируйте воду до комфортной температуры.Шаг 2. Нанесите из дозатора на влажные руки 2,5–3 мл жидкого мыла.Шаг 3. Под теплой струей воды ...

"Использование приёма мнемотехники на уроках обучения грамоте и литературного чтения"

Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка-выручалочка. Мнемотехника - один из эффективных методов и приёмов в речевом развитии детей. Это система методов и приёмов, обе...