Конспект внеурочного занятия на тему "Учусь искать информацию"
план-конспект занятия (4 класс)

Назарова Нина Октябристовна

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Форма работы: кружок

Тема занятия: Учусь искать информацию

Цель занятия: построение простейшего способа поиска информации и формирование положительного опыта его применения.

Планируемые результаты:

 Предметные: формировать умение искать и выделять информацию из различных источников,

умение ставить и формулировать проблему.

● Личностные: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

Класс: 4

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа

Класс 4

Учитель Рябинина Л.И.

Отметка за проведение _________

Студенты: Назарова Н.

Методист

Подпись_________

Конспект внеурочной деятельности


Курс «Мир деятельности»

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная

Тема: «Учусь искать информацию»

Цели деятельности учителя: построение простейшего способа поиска информации и формирование положительного опыта его применения.

Планируемые результаты:        

познавательные:

- умение ставить и формулировать проблему

-искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий

личностные:

-умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Форма проведения: кружок

Дата проведения: 20.04.2022

Челябинск, 2022

Ход внеурочного занятия

Этап

Время

Содержание деятельности

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение

 к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть и очень хотим начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Тогда вперед!

- Прочтите слова, разгадайте одно общее слово, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. (слайд 2)

— А ученики часто работают с информацией? 

— Что ученики делают с информацией? 

— Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как ИСКАТЬ информацию. Недаром известный премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Слайд 2, анимация 2). 

— Если вы будете узнавать новое, то какой урок будет у вас?

— Как вы действуете на уроке открытия нового знания? ( слайд 3)

Настраиваются на урок.

Да.

Информация.

Да.

Воспринимают, сообщают, ищут, пользуются…

Урок открытия нового знания.

Мы открываем новое знание сами, для этого сначала выполняем шаги первого этапа урока, чтобы выяснить, что не знаем, а затем шаги второго этапа – сами находим способ

Л: Смыслообразование.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний, введение в ситуацию.

Основной

— Какие виды источников информации вы знаете? (Слайд 4)

— Какие ещё есть источники информации?

-Почему на слайде отмечено только три источника информации?

— Приведите примеры, когда вам нужно найти информацию?

— Почему для вас важно САМИМ УМЕТЬ ИСКАТЬ нужную информацию?

— Как же ученику САМОМУ найти информацию, что ему необходимо для этого сделать?

— Оказывается, чтобы ученику найти нужную информацию, ему надо ответить на три важных вопроса. Посмотрите на них, они стоят в неправильном порядке (Слайд 5).ГДЕ? ЧТО? КАК?

— Каждому вопросу соответствует своё действие, свой шаг. Посмотрите на эти шаги, они тоже перепутаны.

— Как вы думаете, что нам нужно сейчас сделать?

— Верно. Молодцы!  

-Ребята, давайте поставим перед собой цель и сформулируем тему урока. 

-Ребята, давайте прочитаем рассказ ученика «Как я искал информацию для проекта». Все шаги поиска информации Матвей выполнил верно. Подумайте, как вы можете воспользоваться его рассказом.

-С чего вы начнёте свою работу? (Слайд 6)

— Что надо сделать потом?

— Итак, у вас есть план, по которому вы будете действовать, и рассказ Матвея. Сейчас мы раздадим на каждую парту белый лист А4, по три карточки с вопросами и по три карточки с действиями ученика при поиске информации. Разложите правильно карточки на листе белой бумаги и приклейте, чтобы у вас получился ответ на вопрос: «Как найти информацию?»

— Для выполнения работы вам даётся 5 минут. Действуйте смелее. Я желаю вам удачи!

— Посмотрите на слайд «Как найти информацию» и скажите, что в нём необходимо заполнить? (Слайд 7)

— Верно. А как обозначены действия ученика?

— Давайте разберёмся. На какой вопрос нужно ответить, чтобы определить предмет поиска информации? И назовите его. (Слайд 7)

—Что символизирует значок напротив вопроса «Что я ищу?»

— На какой вопрос отвечает ученик, когда выбирает источник информации?

—Что символизируют значки напротив этого вопроса?

— Назовите вопрос, на который надо ответить, чтобы выбрать способ поиска.

Что обозначают стрелки от источников информации? (Выбираем нужный способ в зависимости от источника информации. Если ученик выбрал источник информации – сеть Интернет, значит, ему надо будет пользоваться одной из поисковых систем, поэтому здесь изображены значки поисковых систем. Если ученик выбрал источник – книгу, тогда ему надо найти книгу, например, в библиотеке. Если ученик спрашивает у другого человека, тогда он выступает в роли «понимающего», для этого ученику надо правильно задать вопрос и понять ответ.)

— Что будет результатом поиска информации?

— Да, это результат поиска информации. Объясните, что символизируют значки рядом со словами «получаю текст»?

— Объясните, почему важно при поиске информации получить результат?

 — Молодцы, вы успешно разобрались с заданием «Как найти информацию».

-Какую цель мы ставили?

— Достигли вы цели?

— Какой следующий шаг ученика на уроке?

— Для этого предлагаю вам заполнить Карту поиска информации. Посмотрите на слайд ( слайд 9) вам  нужно вставить последовательно вопросы, на которые надо ответить ученику, чтобы найти нужную информацию.

— Назовите вопрос первого столбика.

— Какой ответ записан во второй строке первого столбика?

— Ответьте на вопрос второго столбика и дополним предложения. (Чтобы ответить на вопрос «Где я ищу?», надо выбрать источник информации, это может быть другой человек, поэтому после слова «спросить» дописываю слова «другого человека»)

 

— Назовите вопрос третьего столбика. Допишите во второй строке третьего столбика, как вы будете действовать, если выберете этот источник. (Сначала надо задать вопрос, затем получить ответ и понять основную мысль автора, учащиеся аналогично продолжают заполнять второй и третий столбики, комментируя по очереди: «Источником информации может быть книга, поэтому после слова «прочитать» дописываем «в книге или журнале». Чтобы воспользоваться книгой, надо сначала найти книгу в библиотеке или в магазине, прочитать содержание и выбрать нужный текст. Источником информации может быть сеть Интернет, поэтому во втором столбике после слова «найти» дописываю «в Интернете». Чтобы воспользоваться этим источником, надо сначала войти в поисковую систему, написать правильно запрос и выбрать нужный текст.

— Посмотрите на картинки, в каком виде может быть представлен в результате поиска информации текст?

-Молодцы, вы составили Карту поиска информации.

— Ребята, а только ли на уроках вы будете использовать данный эталон?

Другой человек, книги, Интернет

Телевидение, радио, газета.

Потому что ученик чаще всего пользуется именно этими источниками информации

Ответы учащихся.

Что, Где, Как.

Расставить в правильном порядке.

Узнать, как самому найти информацию.

«Учусь искать информацию»

Ответы детей.

Сначала мы внимательно прочитаем рассказ.

Найдём вопросы, на которые отвечал себе Матвей, и расставим их в правильном порядке; соотнесём эти вопросы с действиями (шагами), которые сделал Матвей.

Выполняют задание.

Левый столбик.

В виде картинок.

Что я ищу?

Отвечая на этот вопрос, ученик определяет предмет поиска, то есть формулирует тему, основную мысль или ключевые слова и записывает их, поэтому значок тетради и ручки поместили напротив вопроса «Что я ищу?».

Где я ищу?

Это значки с изображением источников информации: вопрос другому человеку, книга, сеть Интернет, а многоточие обозначает, что могут быть и другие источники информации.

Как я ищу?

Выбранный текст.

Текст может быть представлен письменно или устно, текст может быть представлен в форме видео или аудио.

Ответы учащихся.

Узнать, как найти информацию.

Да, у нас есть эталон «Как найти информацию»

Будем учиться применять новое знание.

Что я ищу?

Определяю тему поиска.

Где я ищу?

Как я ищу?

В виде рукописного текста, в виде аудиофайла, видеотекста.

Нет, знание способа поиска информации нам пригодится на внешкольных занятиях, в жизни, когда надо найти какую-либо информацию.

П: Извлечение необходимой информации.

К: Выражение своих мыслей с достаточной точностью.

П: Оценка процесса и результата деятельности.

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

— Какую цель вы сегодня ставили на уроке?

— Какой результат вы получили?

— Назовите вопросы, на которые нужно ответить ученику, чтобы самому найти информацию?

— Что необходимо делать ученику на каждом этом шаге?

— Что получит ученик в результате выполнения шагов алгоритма?

— В какой форме может быть представлен текст?

-А теперь пришло время для оценки результатов своей работы на уроке с помощью «Лесенки успеха».

Узнать, как ученику самому найти информацию.

Мы составили эталон «Как найти информацию».

«ЧТО я ищу?», «ГДЕ я ищу?», «КАК я ищу?»

Определить предмет поиска, выбрать источник информации и применить соответствующий способ поиска.

Ученик получит текст.

В письменной, устной – аудиозаписи, видеозаписи.

Р: Оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)

В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Конспект внеурочного занятия \'\'В мире информации\'\' по теме \'\'Знакомые незнакомцы\'\' (1 класс)

Название курса: «В мире информации».Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.Цель: формирование представление у обучающихся о лесном обитателе - еже.План...

Конспект внеурочного занятия (курс «В мире информации») «Вот и осень пришла» (1 класс)

Цель:развитие умения работать с таблицами, расширение кругозора об осени.  Планируемые результаты:Личностные:  проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослым...