Работа в группе
методическая разработка (3 класс)

Юлия Евгеньевна Данилова

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_gruppah.odt31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Данилова Ю.Е., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №498 Невского района

Санкт-Петербурга

Обучение в группе: особенности работы с детьми начальных классов.

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы,  и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование технологии сотрудничества уже с первых дней пребывания ребенка в школе. 

 По мнению Г.А.Цукерман – автора курса «Введение в школьную жизнь», групповая работа  - это условие содержательной работы в предмете, а не просто форма «сидеть в группе».Под руководством учителя происходит обмен знаний детьми друг с другом. Именно в такой деятельности развивается «определяющая рефлексия»– индивидуальная способность ребенка, которая позволяет устанавливать границы знания и незнания, что умеет, а что нет.  Это позволяет саморазвиваться, достраивать свои знания (что и считается умением учиться). В результате общения «ребенок – ребенок» происходит формирование определяющей рефлексии, т.е. без внешнего стимула, поощрения, наказания со стороны взрослого. 

Работу в группах важно начинать сразу в рамках «Введения в школьную жизнь».Здесь еще не идет обучение ролям, позиции.  Идет получение опыта совместной работы по решению каких-то задач, которые окрашиваются  положительными эмоциями. Пока еще дети плохо знают друг друга, им предлагается разделиться на группы по 5–6 человек по желанию или по коррекции  самого  учителя. Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы в группе:  

1. Работать надо дружно. 

2. Обсуждение веди шепотом. 

3. Следи за временем. 

4. Не перебивай товарища. 

5. Выслушивай мнение каждого. 

При работе в группе я объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней, как правильно закончить работу и показать это учителю.Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Комментарии учителя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы. 

Таким образом, организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами.  Учителю важно знать об особенностях различных способов группового взаимодействия, чтобы эффективно использовать их для достижения конкретной цели. Опыт показывает, что отработанные формы существенно упрощают организацию работы в группах. 

Успешность групповой работы зависит от того,  насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы; целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Я занимались подбором и апробацией различных вариантов формирования групп школьников. Результат этой работы представлен ниже. 

 

Группа по желанию 

Учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах: 

1. Разделитесь на группы по … человек в каждой. 

2. Разделитесь на  одинаковые группы. 

«Случайная» группа 

Группа, формируемая по принципу случайности. 

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д. 

Группа, сформированная 

лидером 

 (капитаном, командиром). 

 

Формирование группы лидером. 

Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так: 

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске; 

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы). 

 Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования). 

 

 

Группа, сформированная 

учителем в соответствии 

с поставленными целями. 

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью». 

По теме работы 

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы. 

По уровню сложности задания. 

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутыйими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант. 

 

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила работы в группе, правила работы с пластилином

Приложение к уроку Китайский дракон...

Самооценка учащегося и оценка другим членом группы по работе в группе.

Оцени себя и обменяйся оценочными листами с любым членом твоей группы. Сравни свои оценки и оценки твоего сотруднич...

Выступление на семинаре-практикуме по теме "Организация работы в группах и парах. Из опыта работы"

Все учителя заинтересованы в том,  чтобы каждый ученик в его классе активно работал на уроках, чтобы на каждом уроке он  получал  хорошие знания....

РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ним...

Отчет работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за 2017-2018 учебный год.

Представленный материал - это отчёт работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за  год. Автор рассказывает о целях и за...

Участие в работе творческой группы. Приказ о создании рабочих групп.

Участие в работе группы по профессионально-общественному обсуждению проекта концепции модернизации учебного предмета "Искусство"....

Опыт работы по внедрению ФГОС НОО (работа в группе)

Приказ о работе в группе по внесению изменений и реализации проектов программ основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения....