Экологическая игра "Знатоки природы"
методическая разработка (1 класс)

Демченко Наталья Сергеевна

Разработка экологической игры-соревнования «Знатоки природы» предназначена для детей старшей группы ДОУ и учащихся 1-х классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra_znatoki_prirody.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра «Знатоки природы»

для детей старшей группы ДОУ «Колобок» и «Машенька» и учащихся 1-х классов МБОУ «СОШ№12».

Цели:

• уточнить и обобщить знания детей о природе: о животных, птицах, растениях;

• формировать у детей элементы экологического сознания и культуры;

• формировать умение разгадывать загадки о растениях, ягодах, грибах, называть животных, узнавать их по голосам;

• продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы;

• активизировать словарный запас детей;

• развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию;

• увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности;

• воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Материалы и оборудование:

картинки из жизни природы;

оборудование для игры «Угадай кто?»;

фонограмма «Голоса леса»;

картинки с правилами поведения в лесу;

призы для награждения детей;

эмблемы для команд;

звукозапись – голоса птиц и зверей

Вступительная беседа.

-Чтобы сберечь природу нашей планеты, мы примем участие в экологической игре «Знатоки природы».

- Итак, сегодня в игре принимают участие 2 команды из ДОУ «Колобок» и «Машенька» и сборная команда учащихся 1-х классов школы№12.

- Мы рады приветствовать вас, дорогие  участники игры, болельщики, гости и жюри.

За судейским столиком у нас: заместитель директора по УВР М.Н. Глухова, учитель-логопед С.Е. Дорофеева и психолог Т.А. Важенина.

Судьи будут оценивать нашу игру.

- Ребята, сегодня мы поговорим …. А о чем, вы сами догадаетесь.

Пять царств, в которых организмов много,

Мы называем матушкой -... (природой).

- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о природе.

-  В природе выделяется пять царств. Что за царства? Кто может сказать? (Животные, растения, грибы, бактерии, вирусы). Сегодня мы отправимся в путешествие по трём царствам природы.

Природу надо не только любить, охранять,  беречь и приумножать, но её надо изучать.

Правила игры: прежде чем ответить на вопрос, члены команды имеют право посовещаться, обсудить ответ и выбрать того, кто будет отвечать. Нельзя выкрикивать, подсказывать другой команде. Помните: вы соперники! Приступаем к выполнению заданий конкурсов по сигналу колокольчика. Мы же в школе!

Каждый конкурс жюри будет оценивать баллами.

Команды прошу занять свои места.

- Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам откроются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!

1. Конкурс «Представление команд» (название, девиз, эмблема). На правах хозяйки первой к этому конкурсу приступает сборная команда учащихся 1–х классов МБОУ СОШ №12.

2. Домашнее задание. Чтение стихов. Жюри оценивают.

3. Разминка  - игра «Да» или «Нет». (каждой команде по 2 вопроса).

  1. Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет)
  2. А, рассекая гладь пруда,  умеют плавать гуси? (Да)
  3. А если солнце снег согреет, он станет льдом  холодным? (Нет)
  4. А крокодил собрать букет из белых лилий  может? (Нет)
  5. Верблюд способен - дай ответ - идти  3 дня без пищи? (Да)
  6. Скажите, злые  холода для обезьян опасны? (Да)
  7. (вопрос для всех команд) В конце спросить пришла пора: а вам понравилась игра? ( Да)

- Команды размялись, пора в путь-дорогу! Первое царство на нашем пути – «Животные».

Конкурс 1-й. «Собери паззлы».

Каждая команда получает по два набора разрезанных картинок, которые нужно собрать. Побеждает та команда, которая раньше всех закончит работу. Чья команда готова, поднимите руки «домиком». Покажите, как нужно поднять руки?

- Готовы? Приступаем по сигналу колокольчика!

Конкурс 2-й. «Узнай животное».

Капитаны получают конверт, в котором находятся картинки как диких, так и домашних животных. Участники команд делят животных на группы, обосновывая свой ответ.

Конкурс 3-й. «Узнай по голосу».

- Ребята, сейчас мы отправимся в лес: побродим, прислушаемся к звукам леса, узнаем, какие животные здесь живут. Послушаем и распознаем их голоса.

- Я приглашаю команду 1 класса занять место для прослушивания задания.

- Как хорошо в осеннем лесу! Но пора возвращаться. Наш путь лежит в следующее царство – царство «Растений». Мне помогут ассистентки - ученицы 2 а класса.

Конкурс 1-й. Загадки о растениях.

Загадки 1-й команде:

1. Держит девочка в руке облачко на стебельке.

    Стоит дунуть на него — и не будет ничего. (Одуванчик)

2. Осень лес позолотила,

    Ягоду нам подарила,

    Витаминов много в ней,

    С ней любой пирог вкусней,

   На полянке, погляди-ка,

   Темно-красная…(Брусника)

3. Я капелька лета на тоненькой ножке,

    Плетут для меня кузовки и лукошки.

    Кто любит меня, тот и рад поклониться.

    А имя дала мне родная землица.      (Земляника)

4. На моховой кочке,

    Посреди болот

    В аленьком платочке

   Ягодка растет.

   Хоть на вкус она кисла,

   Людям ягодка мила.    (Клюква)

5. Из маленького зёрнышка

    Растёт большое солнышко. (Подсолнух)

Загадки 2-й команде:

1. Из-под снега расцветает,

    Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

2. Русская красавица стоит на поляне,

    В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

3. А вот кто-то важный

    На беленькой ножке.

    Он с красной шляпкой,

    На шляпке горошки.    (Мухомор)

4. Путник часто ранит ноги -

    Вот и лекарь у дороги.  (Подорожник)

5. На болоте уродилась,

    В мягкой травке притаилась.

    Желтенькая брошка —

    Ягодка...     (морошка).

Загадки 3-й команде:

1. Цветок — как бубенчик,

    Беленький венчик.

    Цветёт он не пышно,

    Звенит ли — не слышно.  (ландыш)

2. Прилетают в гости к ней

    Стайки алых снегирей.

    По ветвям они снуют,

    Красны ягодки клюют.  (Рябина)

3. Я расту на сосне,

    Белки очень рады мне.  (Сосновая шишка)

4. Что же это за девица:

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьет,

   А в иголках круглый год?  (Елка)

5. Ах, не трогайте меня!

    Обожгу и без огня.  (Крапива)

Конкурс 2-й. «Составь рассказ по картинке».

Каждой команде дается конверт с 1 большой картинкой и несколько маленьких картинок-помощниц. Нужно составить рассказ по данной картинке. На составление рассказа даётся  5 минут. Команды приступают к обсуждению по сигналу.

Третье царство перед нами – «Грибы».

Конкурс 1-й. «Попади в цель».

Каждая команда по очереди должна бросить гриб и попасть точно в цель (обруч). Получает больше очков та команда, у которой окажется больше попаданий.

Конкурс 2-й. «Грибной аукцион».

Побеждает команда, которая по очереди назовёт больше всех грибов. Любых. Называть можно любые грибы, а вот есть тоже можно любые? (ответы детей)

- И с этими заданиями все команды справились. А почему вы справились? Почему вам было легко отвечать на все вопросы? (потому что мы много знаем о природе, любим природу, заботимся и охраняем ее).

- Можно ли, не выходя из дома, заботиться о природе? (Можно, мы можем экономить воду, закрывая кран; сдавать макулатуру, строить кормушки, скворечники и т.д.)

- Заканчивая наше путешествие, давайте составим памятку о том, чтобы природе не вредить, а помогать.

У вас на столе лежат экологические знаки. Попробуйте рассказать, что они обозначают.

Команды по очереди выбирают знак и о нем рассказывают. (потом складывают его обратно в конверт).

Ведущий:

Глобус

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

 

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

 

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

 

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу».

- Ребята, сбережём планету нашу? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Природа – наш зеленый дом»

Проект создан в виде театрализованного представления, включающего в себя стихи, сценки, инсценировки песен и т.д....

Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"

Экологический праздник для 3  классов и театрализованное представление на экологическую тему ....

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Экологическая игра "Природа вокруг нас"

Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, закреплении позитивного экологического опыта в ситуациях успеха. Игра способствует приобретению зна...

Экологические проблемы природы Донского края.

Разработка занятия по курсу "Доноведение"...

Экологический проект «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры»

Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды....