Классный час "Толерантность и мы"
классный час (4 класс)

Юлия Викторовна Марышева

Классный час " Толерантность и мы" разработан для учащихся начальной школы и содержит основные понятия о толерантности, задания для индивидуальной и групповой работы, игры и жизненные ситуации. К методической разработке прилагается презентация и раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx33.03 КБ
Файл tolerantnost_4_klass.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Толерантность и мы»

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных ёнародов;
  • формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент. Вступительное слово учителя.

Притча «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

- Чему учит нас эта притча?

ВЫВОД: Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Сегодня мы познакомимся с новым понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (чтение, разбор)

-  Кому знакомо это слово? Что оно обозначает?

2. История понятия толерантность.

Учитель: Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие "толерантность".

3.Знакомство с понятием «Толерантность» (видеоролик)

- Вывод. Так что такое толерантность? (дети зачитывают с карточек)

  • Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).
  • Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
  • Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)
  • Толерантность – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. (Российский)

- Что общего в этих определениях? (ответы детей)

Умение жить в мире и согласии со всем миром. А это значит – дарить людям любовь, быть терпимым, уметь прощать.

4.Тестирование. 
        
А хотите ли вы, определить,  насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  • Ты разговариваешь с ним.
  • Ты говоришь, что все мальчики - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Физминутка. Что такое толерантность! (топаем\ хлопаем)

Бессердечность

Доброта

Конфликт

Сострадание

Зазнайство

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Дружба

Ложь

Сотрудничество

Жадность

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого человека таким, какой он есть

Гнев

Снисходительность

Зависть

Уважение человеческого достоинства

5. Работа в группах (Дети получают кусочки разбитого сердца с названиями: принятие другого, уважение, милосердие, прощение, сотрудничество, сострадание)

      а) Назовите свои группы, объясните как это название связано с толерантностью.

      б) Проверим слаженность работы в группах. Чтение стиха по кусочкам.

1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?

2.Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.

Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

3.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

4.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов 
Ты всегда прийти на помощь.

5.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.

Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

6.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

Все вместе (хором): Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

в) Картинный диктант. (Что обозначает картинка? Группы встают и объясняют)

г) Кто быстрее? (Вставить нужные слова в определения)

д) Разбор ситуаций ( Каждая группа зачитывает свою ситуацию, объясняет, как нужно поступить, если все правильно, то на доску вывешивают свой кусочек пазла)

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

3 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

4 ситуация.

Твои родители запрещают тебе дружить  с мальчиком (девочкой),  потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

5 ситуация.

Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить  ему о долге или лучше промолчать?

6 ситуация.

Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания. Как вы поступите?

Вывод:  

Итак, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, что удалось нам сложить? Какие качества помогли вам достичь результата? Относятся ли они к понятию «Толерантность»?

6.Поиграем в игру «Клубочек» 2 группы детей у доски.

-Разматывая и передавая клубочек другому нужно назвать качество , помогающее жить в мире со всеми.

- Что же у нас получилось? мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот также связаны между собой люди в обществе.  Поэтому нужно учиться понимать друг друга и взаимодействовать.    Кто быстрее смотает обратно?  

       

 7. Итог урока

Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

 Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

Пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же,

как хотите, чтобы они поступали с вами.

  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

Раздаточные материалы :

  • Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).

  • Толерантность - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)

  • Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

  • Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

  • Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)

  • Толерантность – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. (Российский)

1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?

2.Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.

Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

3.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

4.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов 
Ты всегда прийти на помощь.

5.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.

Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

6.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

3 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

4 ситуация.

Твои родители запрещают тебе дружить  с мальчиком (девочкой),  потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

5 ситуация.

Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить  ему о долге или лучше промолчать?

6 ситуация.

Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания. Как вы поступите?

                                                                                   Памятка «Как правильно себя вести»

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

                                    Пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же,

как хотите, чтобы они поступали с вами.

  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

                                                                     Памятка «Как правильно себя вести»

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

                                   Пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же,

как хотите, чтобы они поступали с вами.

  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

Памятка «Как правильно себя вести»

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

                                    Пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же,

как хотите, чтобы они поступали с вами.

  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

Памятка «Как правильно себя вести»

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

                                   Пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же,

как хотите, чтобы они поступали с вами.

  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

Принятие другого

Уважение

Милосердие

Прощение

Сотрудничество

Сострадание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь

Слайд 10

Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность ! Вы все разные кто то любит читать, кто-то заниматься спортом, кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе. Ты нам нужен!

Слайд 11

дружба уважение расположение человеколюбие « Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь ……… к другим людям» «Если мы хотим быть любимы, то надо также проявить ……..» « Лучшее, что есть в жизни человека,- это его ……..с другими людьми» Кант «Секрет успеха в обществе прост: нужна сердечность и ………к другим» Эмерсон

Слайд 12

Толерантность- это свойство характера человека, позволяющее ему быть ……., уметь …….. с существованием чего-либо, кого-либо, быть ……..к чему-либо, кому-либо.

Слайд 13

Толерантность – это способность человека терпимо относиться к тем, кто думает и поступает не так, как ты.

Слайд 14

Толерантность – это уважение к другому!

Слайд 15

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира.

Слайд 16

Все мы разные, и это хорошо!»

Слайд 17

Какой ты ? Младший братишка сломал твою игрушку… 1) Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно … 2)Ты ударишь его…

Слайд 18

Ты поссорился со своей сестрой… 1)Ты попытаешься объясниться с ней… 2)Ты обижаешься и мстишь ей за это…

Слайд 19

Ты не согласен с кем-нибудь… 1)Ты все-таки слушаешь его… 2)Ты не даешь ему говорить…

Слайд 20

В классе учитель уже спросил тебя… 1)Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…» 2)Ты предоставишь другим возможность ответить….

Слайд 21

Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными… 1)Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять… 2)Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…

Слайд 23

В каждом человеке солнце, только дайте ему светить Сократ Смотрите на людей с мыслями, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо. К.Г.Паустовский К.Г.Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...