Методы воспитания младших школьников
статья

При работе с учащимися педагогу групп продлённого дня необходимо использовать различные методы воспитания и перевоспитания.

Под методами воспитания мы понимаем способы профессионального взаимодействия  педагога (учителя, воспитателя) и учащихся с целью решения воспитательных задач. Это возможно только при использовании совокупности методов и грамотно и адекватно поставленной цели в каждом индивидуальном случае, в соответствии с уровнем воспитанности детей. В статье рассмотрены различные подходы к классификации методов воспитания младших школьников, а также  некоторые, наиболее распространённые, методы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_vospitaniya_mladshih_shkolnikov.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методы воспитания младших школьников

Самой распространённой классификацией методов воспитания является классификация Щукиной И.Г., которая основана на критерии направленности – т.е. характеристике, которая включает в себя и целевую, и содержательную, и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой классификацией, можно выделить три группы методов:

1. Методы формирования сознания личности. (Методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности. (Пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления, формирования в опыте воспитанников положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации);

3. Методы стимулирования и  мотивации деятельности и поведения личности. (Методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение детей к улучшению своего поведения, развития положительной мотивации поведения, регулировка проявления положительных и отрицательных сторон личности через эмоционально-волевую сферу, торможение развития отрицательных качеств личности и стимулирование положительных.)

Существуют и другие системы методов воспитания.

Приведём  классификацию методов воспитания, предложенную Ю.К.Бабанским:

  1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
  3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

Как можно заметить, основным критерием данной классификации положена концепция деятельности.

В классификации методов воспитания, предложенной  В.А.Караковским, в основе лежит критерий – средство воспитания, и выделено шесть групп методов:

  1. Воспитание словом;
  2. Воспитание ситуацией;
  3. Воспитание делом;
  4. Воспитание игрой;
  5. Воспитание общением;
  6. Воспитание отношениями.

Рожков М.И. определил методы воспитания как «бинарные», т.е. «воспитание-самовоспитание». Каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются друг от друга тем, что они оказывают доминирующее воздействие на разные сущностные сферы человека: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, сферу саморегуляции,  предметно-практическую, экзистенциальную.

Рассмотрим некоторые методы воспитания, наиболее часто используемые в педагогическом взаимодействии между воспитателем и воспитанником.

Метод переубеждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у воспитанников, на формирование социально ценных мотивов поведения. Используя данный метод в работе с ребёнком, необходимо руководствоваться следующими приёмами:

-Создание положительного общественного мнения;

-Воздействие на ребёнка с помощью слова и деятельности;

-Создание условий для приобретения ребёнком положительного жизненного опыта.

Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий, изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приёмами:

 - Включение ребёнка в активную социально ценную деятельность;

-Оценка и поддержка положительных проявлений со стороны учащегося;

-Контроль и проверка выполнения предъявленных к ребёнку требований;

-Предъявление чётких запретов на негативные проявления учащегося.

Весьма перспективным в воспитательной работе с младшими школьниками является метод взрыва. Целью данного метода является стремительно разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребёнка. Конкретными приёмами являются:

-Доведение до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребёнка;

-Создание ситуаций глубокого переживания, которое приводит к эмоциональному м моральному удовлетворению и успокоению.

Каждый метод воспитания при определённых условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов является системное чётко выстроенное воспитание в коллективе, организация воспитания и самовоспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нравственное воспитание всегда было предметом особой заботы старшего поколения. Особенно на него начали обращать внимание те, кто был наделен властью государственной или церковной. Вокруг цели, ...

Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников средствами УМК «Планета знаний» выступление на педагогическом совете

УМК «Планета знаний» стал одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов Начав работать, я включилась...

Статья "Приёмы и методы театральной педагогики как средство развития и воспитания младших школьников"

В статье рассказывается об использовании приёмов и методов театральной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности....

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

«Квест как один из методов воспитания младших школьников»

Квест является одним из успешных  приемов среди игровых методов воспитания, который еще не получил широкого развития в школе. Выполнение заданий способствуют развитию коммуникации и социализации ...