классный час
рабочая программа (4 класс)

Любарова Наталия Николаевна

тематическое планирование классных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании МО
учителей ___________

___________________

 «15» июня 2022 года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР
____________________

____________________

«15» июня 2022года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицей№533

Кунц М.Ю.

приказ № 263-Д

 _________________

«15» июня 2022 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Классный час (1ч)

(духовно-нравственное направление)

Класс/параллель 4а, 4б, 4 в, 4г, 4д, 4з

                                   Молева И.Н. высшая квалификационная категория

                                   Летуновская  Н.Е. высшая квалификационная категория                                                                                                                                            

                                   Любарова Н.Н.высшая квалификационная категория

                                   Кондратенко Н.Н. высшая квалификационная категория

                                 

Количество часов: 34ч

2022 – 2023 учебный год

                                                             

                                                   

Программа курса

«Классный час»

Пояснительная записка

Общая характеристика курса.

     

Исходными документами для составления рабочей программы по предмету являются:

  • Федеральный   государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от  06.10.2009.  № 373;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила …») (Зарегистрировано в МИНЮСТЕ России 18.12.2020 №61573)
  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)

     Данная рабочая программа может быть частично или полностью реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с использованием сайтов и порталов, рекомендованных Министерством образования и Комитетом образования Санкт-Петербурга.

Актуальность работы по данному направлению.

 

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам

   

Младший школьный возраст — оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.

Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.

Модифицированная программа

 

Цель программы.

Создать условия для формирования и развития ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.

 

Задачи программы. 

         Обучающие:

1. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа.

2. Обобщение моральных норм и правил поведения в обществе.

3. Поощрение инициативы и творческой деятельности.

4. Формирование объективной , адекватной самооценки.

5. Содействие  выполнению правил здорового и безопасного образа жизни.

Развивающие :

6. Развитие самосознания и самовоспитания.

7. Гармонизация отношений в коллективе  класса, формирование общественного мнения.

Воспитательные:

8.Формирование активной гражданской позиции, культуры поведения в обществе, воспитание личностных качеств.

9. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.

 

Ожидаемые результаты.

    1. Приобретение социальных знаний.

    2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

    3. Получение опыта  самостоятельного общественного действия.

    4. Повышение  культурного уровня.

Формы и содержание работы.

 Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Данная программа представляет возможность включить учащихся практически во все виды внеучебной деятельности (в игровую   и  познавательную деятельность, в проблемно – ценностное общение, в досугово – развлекательную деятельность, в творческую деятельность, в социально – значимую  и  оздоровительную деятельность).

Материалы для проведения классных часов подбираются по следующим направлениям: семья, дружба, здоровье, права и обязанности, познай себя, этикет, праздники, культура и искусство, профессии, природа.

Особенности форм работы.

Программа предполагает использование различных форм воспитательного воздействия:

- викторины, конкурсы;

- анкетирование;

- беседы, дискуссии;

- игры по станциям, ролевые игры;

- праздники;

- выставки;

- презентации;

- изготовление газет и журналов;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии (очные и заочные);

- КТД,

- тренинги,

- инсценирование.

 

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на  4 года (1-4 класс). 34 занятий в год (1 раз в неделю).

Продолжительность занятия зависит от возраста детей.

Педагогические принципы и подходы.

1. Учёт возрастных особенностей детей, соблюдение принципа преемственности.

2. Соответствие воспитания жизни.

3. Активное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: семьи, школы, ребёнка и т.д.

4. Принцип общественной направленности.

5. Принцип взаимодействия личности и коллектива.

6.  Принцип культура сообразности воспитания.

7. Побуждение детей  к активной самостоятельной деятельности.

8. Принцип диалогичности социального воспитания.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения

в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

- Использовать в речи слова вежливости.

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,

дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,

опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

 

 

 

 

 

 

Место курса в учебном плане

В 4 классе занятия планируется проводить 1часа в неделю. Всего 34 часа.

          В случае перехода обучающегося на Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в соответствии с индивидуальной маршрутной картой календарно-тематическое планирование содержит часы индивидуального изучения материала и часы консультаций:

 

Тема

Количество часов по плану

Распределение часов при работе по ИОМ

Часы на индивидуальное изучение материала

Часы консультаций по теме

  Аудиторная    нагрузка (контроль знаний)

1

Патриотическое и гражданское воспитание

12

9

2

1

 2

Сохраним нашу планету

2

1

1

3

О добрых чувствах

6

4

1

1

4

Человек в современном мире

6

4

1

1

5

Праздники

8

6

1

1

34

24

5

5


В случае пропусков занятий обучающийся самостоятельно осваивает материал в соответствии с индивидуальным планированием с использованием электронных ресурсов педагогов по темам, которые соответствуют содержанию программы. http://www.oo-lyceum-533.ru/ol.htm - ссылка на каталоги электронных ресурсов на сайте лицея. Индивидуальные консультации по предмету зафиксированы в маршрутной карте обучающегося и соответствуют разделам календарного планирования данной рабочей программы по предмету.

При наличии у обучающегося дистанционной системы взаимодействия с учителем, консультирование по предмету, дополнительные задания и другие формы обучения осуществляются в соответствии с Положением о дистанционном обучении лицея в форме, выбранной обучающимся при заполнении Договора о переходе на ИОМ.

Тематическое планирование

4 класс

Тема

Кол- во часов

Теория

Практика

1

Патриотическое и гражданское воспитание

12

6

6

2

Сохраним нашу планету

2

1

1

3

О добрых чувствах

6

3

3

4

Человек в современном мире

6

3

3

5

Праздники

8

4

4

34

17

17

4 год обучения (34 занятия)

Тема

Форма

УУД

1

1 сентября- день Знаний.

Правила поведения в школе и на улице

беседа

Нравственно-этическая ориентация

2

Что мы Родиной зовем

беседа

Нравственно-этическая ориентация

3

Я люблю путешествовать.

презентация

Поиск и выделение необходимой информации.

4

Мудрое слово древней Руси: час русской культуры

заочное путешествие

Развитие эстетических чувств.

5

Академия дорожных наук.

праздник

Понимание значимости позитивного стиля общения.

6

Личное пространство человека

Беседа,анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

7

.«Жить - значит действовать»

дискуссия

Принятие мнения другого человека.

8

Мы-одна страна !

беседа

Нравственно-этическая ориентация

9

Доброта - дорога к миру

беседа

Поиск и выделение необходимой информации.

10

Разрушаем планету - разрушаем себя.

беседа

Поиск и выделение необходимой информации.

11

Российские Кулибины

викторина

Постановка вопросов.

12

За правое дело стой смело

тренинг

Нравственно-этическая ориентация

13

Культура каждого народа неповторима

презентация

Поиск и выделение необходимой информации.

14

Новый год шагает по планете.

заочное путешествие

Развитие эстетических чувств.

15

Новогодняя дискотека.

праздник

Понимание значимости позитивного стиля общения.

16

Один час моей жизни: что я могу сделать для себя и других

беседа

Нравственно-этическая ориентация

17

«Каждый думает о том, как изменить мир, но никто не думает о том, как изменить себя…»

беседа

Нравственно-этическая ориентация

18

Ежедневный подвиг учителя

беседа

 Нравственно-этическая ориентация

19

Мужественные профессии

беседа

Целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.

20

Подвиг Ленинграда

презентация

Нравственно-этическая ориентация

21

Семейные ценности и традиции разных народов

беседа

Нравственно-этическая ориентация

22

Народная сказка как выражение народной мудрости

ролевые игры

Разрешение конфликтов.

23

Ценники и ценности: что не так в обществе потребления?

анкетирование

Целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.

24

.«Зеленые привычки»: сохраним планету для будущих поколений

КТД

Умение работать в группе.

25

Языки и культура народов России: единство в разнообразии

игра по станциям

Управление поведением партнёра.

26

О мальчиках и девочках.

дискуссия

Принятие мнения другого человека.

27

Памятники нашего города

создание газеты

Умение работать в группе.

28

«Может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать»

беседа

Нравственно-этическая ориентация

29

Есть такая профессия – Родину защищать

презентация

Поиск и выделение необходимой информации.

30

Герои мирной жизни

игра

Нравственно-этическая ориентация

31

Голубь мира- история символа

дискуссия

Принятие мнения другого человека.

32

Рекорды России

КТД

Умение работать в группе.

33

Заповедники России

презентация

Поиск и выделение необходимой информации.

34

Цифровое будущее: возможности и риски

презентация

Понимание значимости человека в современном мире

 

        Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть учащийся:

Личностные:

                    принимает и выполняет правила школьной жизни;

                    соблюдает  основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;

                    проявляет познавательный интерес к трудовому  процессу;

                    ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

знает о факторах, наносящих вред здоровью.

  Регулятивные:

                    принимает  учебную задачу под руководством учителя;

                    учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

                     принимает  элементарный  план действий при работе в группе;

                    определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;

                    составляет элементарный  план действий при работе в группе;

                    переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

                    вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;

                    вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;

                    оценивает свою работу по совместно выбранным  критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;

                    эмоционально рефлексирует свои действия;

                    готовит необходимые инструменты для занятия ;удерживает  организованное поведение во время занятия.

Познавательные:

                    отличает новое от уже известного под руководством учителя;

                    устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;

                    владеет элементарными навыками чтения информации;

                    сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по  заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;

                    выполняет работу практического действия под руководством учителя;

                    использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;

                    умеет выделять существенные признаки;

                    способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;

                    устанавливает последовательность основных событий в тексте;

                    действует по аналогии;

                    проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

 

Коммуникативные:

                    вступает в диалог; умеет слушать  и понимать речь других;

                    соблюдает  нормы речевого этикета;

                    оказывает  взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя,               принимает  правила работы в паре;

                    готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством  учителя);

                    умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;

                    понимает, что у других людей есть своя точка зрения;

                    умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).

                     

 

Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:

 

Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к труду, Отечеству, другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

3.  Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение деятельности в социальном пространстве, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя ответственности за других.

 

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Классный руководитель должен создавать условия для саморазвития и самовоспитания каждого ребёнка. Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Информационно-коммуникативные средства. 

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.

7. Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru

8. Презентации для детей «Это интересно» - Режим доступа: http://www.tavika.ru

9. Литературные презентации-Режим доступа: metodisty.ru, viki.rdf.ru,, lit-studia.ru

Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Экспозиционный экран.

3. Мультимедиа проектор.

Литература

1.      Азбука права: разработки занятий в начальной школе/авт.- сост. Н.Н.Бобкова.- Волгоград: Учитель, 2006.

2.      Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55

3.      Воспитательная система класса: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. – Псков,1998.

4.      Классные часы в 1-4 классах /авт.- сост.: И.В. Персидская и др. -  Волгоград: Учитель, 2006.

5.      Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт.- сост.:Ю.В.Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009

6.      Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]

7.      Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя.- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1985.г.

8.      Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.

9.      Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе / М.А.Бесова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.

10.  Энциклопедия хороших манер/ Составитель В.Пивовар – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...