Работа классного руководителя с родителями
учебно-методический материал

Работа классного руководителя должна заключать не тольо работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с родителями

Подготовила:

Поминова Надежда Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ – СОШ №2 города Аркадака

 «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»

(Лев Кассиль)

Работа классного руководителя   должна   заключать в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Важную роль в   формировании   личности ребенка играет то, какую работу проведет учитель с родителями. Ведь никто не знает больше   о своих детях, чем мама и   папа.

Цель: 

Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания   и однонаправленности   стремлений   школы и семьи   в развитии личности   ребенка, мотиве его   учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого   потенциала и т.д.

Задачи:

 1. Просветительская-научить родителей   видеть и понимать   изменения, происходящие с детьми.

 2. Консультативная-совместный психолого-педагогический    поиск   методов эффективного воздействия   на ребенка в процессе   приобретения   им общественных    и   учебных навыков.

3. Коммуникативная-обогащение   семейной   жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и   родителей.  

Направления и формы взаимодействия семьи и школы: 

1.Изучение условий семейного   воспитания.

2.Информирование    родителей о содержании   учебно- воспитательного процесса.

3.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским   комитетом.

5.Совместная деятельность родителей и учащихся:

     -умственное   развитие

     -воспитание   нравственной культуры

     -воспитание эстетической   культуры

     -воспитание физической культуры и здорового   образа   жизни

     -воспитание трудолюбия и профориентация

6. Информирование   родителей о ходе и   результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся

  1. Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет. Если Вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, если Вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  5. Не спешите с выводами. Хорошо обдумайте, что вы услышали от родителей.
  6. То, о чем поведали вам родители, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов.
  7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили вам родители, с кем-либо еще, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  8. Готовясь к встрече с семьей ученика, помните, что родители хотят услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
  9. Каждая встреча с семьей ученика должна закончиться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть обязательно отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Принципы общения с родителями:

●      Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

●      Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

●      Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Формы работы с родителями:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Если классный руководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение семьи ученика обычно проводится до начала учебного года или в начале первой четверти.

При первом посещении ученика надо обратить внимание на следующие вопросы:

1) наличие у ученика учебного места;

2) как содержатся его учебные принадлежности;

3) выполняется ли режим дня;

4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;

5) какие обязанности в семье выполняет ребенок, как помогает родителям по дому и по хозяйству;

6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;

7) чем и как поощряют ученика родители, какая система наказаний есть в семье;

8) есть ли единство требований матери и отца к ребенку;

9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником домашних заданий;

10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, туристические поездки.

Посещения на дому могут быть вызваны определенными причинами. Например, ученик заболел и пропустил несколько занятий по неизвестным причинам, или он совершил недостойный поступок, или запустил учебу. Во время посещений детей на дому учитель накапливает ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Лекция— это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. 
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.

Учитель заранее выявляет наиболее интересный и ценный опыт семейного воспитания, договаривается с родителями об их участии в обмене опытом, помогает им грамотно его изложить, рекомендует нужную литературу. Тема конференции должна быть конкретной, интересной. Например:

– Как приучить детей к труду.

– Как мы помогаем детям хорошо учиться.

– О культуре поведения школьника.

– Об организации внеклассного чтения.

– О поощрениях и наказаниях в семье.

И др.

Конференции проводятся по такому плану:

1) вступительное слово классного руководителя о задачах и порядке проведения конференции;

2) краткие доклады (сообщения) родителей по теме конференции;

3) выступления родителей по заслушанным докладам;

4) подведение итогов классным руководителем.

В каждой семье возникает много трудностей в процессе воспитания. Важно показать здесь пути их преодоления, опираясь на опыт семейного воспитания.

В заключительном слове можно предложить родителям рекомендации и памятки по рассматриваемой теме. К конференции следует подготовить выставку педагогической литературы, можно использовать фрагменты кинофильмов, где показаны различные жизненные ситуации. Это поможет оживить активность участников. Можно использовать чтение отрывков из художественной литературы, где показаны эпизоды общения детей и родителей, положительные и отрицательные поступки детей и реакция на них родителей.

Чтобы заинтересовать родителей чтением педагогической литературы, надо сделать ее краткий обзор. Классный руководитель в заключительном слове рассказывает о содержании выставленных книг, показывает их оформление, зачитывает интересные места.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность

Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  1. особенности здоровья ребенка;
  2. его увлечения, интересы;
  3. предпочтения в общении в семье;
  4. поведенческие реакции;
  5. особенности характера;
  6. мотивации учения;
  7. моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:

1. Когда он родился, то…

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было….

3. О здоровье можно сказать следующее…

4. Когда вопрос встал о подготовке к школе, то мы…

5. Его отношение к школе было…

6. В первые годы учебы он учился в основном…

7. Ему нравились такие предметы, как…

8. Отношение к учителю…

9. Общаясь с одноклассниками…

10. Трудности в воспитании связаны с …

11.Хотелось бы, чтобы учитель обратил внимание на…

Родительское собрание. Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администратор, педагоги службы дополнительного образования и др. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания.

Взаимодействие с родительским комитетом

Для повышения эффективности обучения и воспитания, учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих свое место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы. Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы школы.

Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволяет:

●      Повысить педагогическую культуру родителей как основы раскрытия творческого потенциала родителей;

●      Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;

●      Развить систему сотрудничества с семьей в интересах ребёнка;

●      Сформировать общие подходы к воспитанию;

●      Развить систему совместного изучения личности ребёнка, его психологических особенностей;

●      Выработать близкие по сути требований к уровню воспитанности ребёнка;

●      Организовать помощь в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося;

●      Создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя с родителями

Доклад  с  презентацией  о  формах   работы   классного  руководителя  с  родителями....

Работа классного руководителя с родителями учащихся (из опыта работы)

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начался переход начальной школы на  стандарты второго поколения. Одной из отличительных черт проек...

Совещание при директоре. Сообщение о работе классного руководителя с родителями

Сообщение о работе классного руководителя с родителями...

«Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»

Педагогический совет «Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...