Программа дополнительного образования "Школа общения"
рабочая программа

Солдатова Елена Николаевна

Программа дополнительного образования "Школа общения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Гимназия «Сириус»

 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ОБЩЕНИЯ»

                   

                                                         

Солдатова Е.Н.,       учитель  начальных  классов.

2022г.

Пояснительная записка

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

Программа внеурочной деятельности «Школа общения» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности,  на основе авторских программ Т.А. Ладыженской «Речь. Речь. Речь», Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности»,  на основании письма   Департамента  общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.

С поступлением в школу ребёнок попадает в социально значимую деятельность, во взаимодействие с людьми разного возраста и разных социальных групп. Поэтому данная программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и  взрослыми в разных социальных ситуациях. Программа призвана формировать у школьников  готовность слышать и слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Программа ориентирована на личностный подход, способствует самоопределению младшего школьника. Развитие происходит в сфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний. Программа направлена  на развитие речевой деятельности. Уроки и занятия организуются так, чтобы ребёнок оказался в ситуации, глее он должен добывать необходимые ему знания и активно их применять. Такая работа содействует расширению лингвистического кругозора, развивает стилистическое чутьё, развивает и совершенствует способности создавать и оценивать тексты.

Программа опирается и на коллективные формы обучения. Младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать.

 Особенности программы – её интегрированный характер. Программа является комплексной, так как сочетает в себе курсы окружающего мира, истории, краеведения, русского языка и литературы, способствует формированию  навыков создания и  использования правильной устной и письменной речи.

      Курс разработан на основе требований новых ФГОСов и предназначен для использования во внеурочной деятельности учеников 2 – 4 классов.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека,  его ум и здоровье  - это превеликая ценность на земле  и что счастье его самого,  родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, становиться  образованным, духовно – нравственным  человеком.

Цель программы:  формирование культуры общения и развитие коммуникативных умений младших школьников в разных ситуациях общения.

Задачи:

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Содействовать развитию гуманистических и нравственных идеалов у
    учащихся.
  4. Развивать способность к самореализации и адаптации в социальной среде.
  5. Воспитание патриотизма.
  6. Воспитание толерантности.

Программа составлена на основе  учета следующих принципов:

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. 

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип ориентации на идеал. 

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Принцип полисубъектности воспитания. 

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. 

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

           Принцип гуманизма лежит в  основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно направленные: когда содержание становится актуальным для каждого  ребёнка;
  • стимулирующие: когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным  проблемам  и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание, активизирующие,   пробуждающие  творческие    способности    личности,    её эмоциональную сферу.

Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий,  видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - в группу практических методов входит:

  • метод упражнений;
  • игровой;
  • соревновательный.

Принципы и методы реализации программы определяют формы организации занятий:

По типу взаимодействия используются занятия:

• коллективные (занятия проводятся по одному направлению одним педагогом или педагогом-психологом со всем коллективом обучающихся);
• групповые (занятия проводятся с отдельными группами обучающихся);
• индивидуальные.

По виду деятельности обучающихся:

• лекция;
• практикум;
• экскурсия;
• деловая игра;
• поисковое занятие;
• проектное занятие;
• занятие-семинар и т.д.

Из нетрадиционных форм занятий наиболее часто в реализации данной программы будут использованы:

• практикумы, акции, мероприятия (КТД);
• занятие-презентация.

      Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Она разработана по урочному принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на три  года обучения,  за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность.

Режим занятий основывается на санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах.

Сроки реализации

В соответствии с целями и основными задачами программы предусмотрен рабочий план реализации программы на  три  учебных года.

Ожидаемые результаты:

К концу 3 года обучения  должны овладеть такими социальными умениями:

  • правилами вежливого общения со сверстниками и взрослыми;
  • знаниями этикета публичных выступлений и общения, уметь  владеть  собой, принимать  и выполнять правовые и моральные  обязательства;
  • умением работать с информацией, сравнивать её;
  • создавать проекты, уметь  совместно с взрослыми организовать  КТД, работать коллективно.

Система контроля 

Способность учащихся к рефлексии.

Личностный рост участников программы.

Диагностика уровня сформированности личностных качеств  участников программы

В начале и конце учебного года проводится диагностика. Для диагностики используется следующий инструментарий:

1) Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

2) Тест Лири

        3) Оценка отношений подростка с классом

4) Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

 Результаты диагностики предоставляются каждому участнику программы индивидуально. По итогам тестирования составляются сравнительные таблицы для анализа и подведения итогов работы по программе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ.
    становление      гуманистических       и      демократических       ценностных      ориентации многонационального российского общества;
  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-воспитание   художественно-эстетического   вкуса,   эстетических   потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
    принадлежности;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

-развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных         социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных   ситуаций,

-умения сравнивать поступки  героев литературных произведений со своими  собственными  поступками, осмысливать поступки героев;

Метапредметные    результаты

     формирование     регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-овладение  способностью  принимать   и   сохранять   цели   и   задачи  внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;

-формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять эффективные способы достижения результата;

-формирование     умения     понимать     причины    успеха/неуспеха    внеурочной     деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

- овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  в  соответствии  с целями  и      задачами  осознанного построения речевого высказывания в  устной и письменной формах;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение  логическими  действиями   сравнения,   анализа,  синтеза,  обобщения, установления причинно-следственных связей;

-использование в речи вежливых слов;

-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни  героев произведений):

-оценивание    характера    общения    (тон,    интонацию,    лексику),    

-поведения    в общественных местах;

-правила  поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивание своего поведения и поведения окружающих (на уроке, на перемене)

-воспроизведение основных требований к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:

-оценивание внешнего вида человека:

Коммуникативные УУД:

-активное   использование  речевых   средств  для  решения  коммуникативных     и  познавательных задач;

- использование доброжелательного тона в общении;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной   деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов  сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   элементарных   правил нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей,   норм   здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие   навыков   устанавливать   и   выявлять   причинно-следственные  связи   в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ 3 ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛА:

№ раздела

ТЕМА

Кол-во часов

1.

«Речь, как реченька»

30

2.

«Что такое - хорошо, что такое - плохо?»

17

3.

«Жизнь дана на добрые дела»

17

Итого

64

Девиз участников программы:  «От малых успехов в игре к большим свершениям в жизни!»

Содержание календарно-тематического плана программы

Первый год обучения,  2 класс.  «Речь, как реченька»

Погружение в мир в мир общения, добра и красоты

Задачи:

  1. Познакомить детей с речью как одним из основных средств общения
  2. Изучить способы и приемы оформления устной и письменной речи как средства общения
  3. Показать роль речи в формировании культуры общения.

№ п/п

Для чего нужна речь

Всего часов

1

Введение в раздел. Слово сообщает, влияет, помогает.

1

2

Секреты волшебницы Речи.

1

3

Раз, два, три, четыре, пять, учись считалки сочинять.

1

Какая бывает речь

1

4

Говорим-слышим. Читаем-пишем.

1

5

Сначала думаем, потом говорим.

1

6

Устная или письменная.

1

Какую речь хочется слушать

7

Громко-тихо. Медленно-быстро.

1

8

Узнай по голосу. Каким тоном ты говоришь?

1

9

Выделяй главное.

1

10

Разговор без слов.

1

11

Сочини сказку.

1

12

Учись говорить правильно

1

Точнее, точнее, точнее

13

Знакомые незнакомцы.

1

14

Выбери слово.

1

15

Богатая ли у тебя речь? Выразительная речь.

1

16

Твой словарик.

1

Об одном и том же по-разному

17

Разговорная и деловая речь.

1

18

Ты и твой собеседник.

1

19

Художественная речь.

1

20

Словесные зарисовки.

1

21

Загадки. Сказочные истории.

1

Что такое текст

22

О чем говорит заглавие?

1

23

Опорные слова.

1

24

Основная мысль.

1

25

Как построить текст. Цепочка предложений в тексте.

1

26

Какие бывают тексты.

1

Пересказы, пересказы

27

Зачем нужен план.

1

28

Перескажи подробно.

1

29

Коротко, но ясно.

1

30

Выбери самое главное.

1

ИТОГО:

30

Второй  год обучения, 3 класс. «Что такое - хорошо, что такое - плохо?»

Задачи:

  1. Формировать основы нравственности и культуры общения
  2. Учить заповедям нравственности, этикету.

3.  Прививать любовь к Родине, родному краю.

№ п/п

Тема занятий

Всего часов

1.

Введение в программу.

1

2.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

1

3.

Благодарность.

1

4.

Бережливость.

1

5.

Дружба и дружелюбие.

1

6.

Заботливость.

1

7.

Любознательность.

1

8.

Любовь к маме, к Родине.

1

9.

 Милосердие.

1

10.

Ответственность.

1

11.

Отзывчивость.

1

12.

Трудолюбие.

1

13.

Уважение.

1

14.

Умение прощать.

1

15.

Храбрость и честность

1

16.

"Что такое - хорошо, что такое - плохо?"

2

 

ИТОГО:

17

Третий  год обучения.  4 класс. «Жизнь дана на добрые дела»

Реализация проектов, проведение коллективно-творческих дел, тематических акций.

Задачи:

1.  Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома через создание проектов и участие коллективно-творческих делах.

2.  Формировать у детей жизненную позицию на основе усвоения правил нравственного поведения

№ п/п

Тема занятий

Всего часов

1.

Игра «Путешествие в город вежливых»

2

2.

Десант «Любимая школа - чистая школа»

2

3.

Выставка «Содержи в порядке книжки и тетрадки»

2

4.

Викторина-игра «Мои любимые уроки»

2

5.

Неделя практических дел «Неделя добра»

2

6.

«Клуб Почемучек». Игры-вопросы для малышей

2

7.

 Акция «Ветеран живёт рядом»

2

8.

Презентации проектов учащихся «Жизнь дана на добрые дела»

3

 

ИТОГО:

17

Список использованной литературы

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
  5. ГИЦ Владос, 2002.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  8. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  9.  Ладыженская Т.А. «Речь, речь, речь», Москва АСТ, 1994 г.
  10. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  11. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.:

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  1. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  4.  Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
  5. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  6.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
  7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
  8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Программа дополнительного образования "Азбука общения"

Дополнительная образовательная программа .Возраст детей 7-8 лет. Срок реализации 2 года.Программа содержит пояснительную записку, основные задачи по годам обучения, методы обучения, формы проверки рез...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения

Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...