Статья "Совместная проектная деятельность учителя начальных классов и школьного библиотекаря"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Еньшина Наталия Викторовна

Данный материал является обобщением моего опыта совместной работы, как учителя начальных классов, со школьной библиотекой на протяжении всех 4-х лет обучения детей в начальной школе. Здесь представлены варианты проектной деятельности, которую можно организовать в формате подобной совместной деятельности. Работа вызвала положительный отклик со стороны детей, способствовала развитию интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_uchitelya_i_bibliotekarya.odt18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная проектная деятельность учителя начальных классов и школьного библиотекаря с целью создания для младших школьников единого читательского пространства

(из опыта работы)

        

Есть замечательное высказывание: «На Земле есть три главные ценности — это хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не оборвалась нить жизни, и книга, чтобы не заканчивалась связь времен». Со времени своего появления книга стала, и остается поныне, одним из лучших средств образования и воспитания человека.

        К сожалению, мы с вами знаем лучше многих, что с каждым годом дети читают все меньше и все больше утрачивают интерес к литературе. С появлением телевидения и развитием компьютерных технологий поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе событий и самых последних достижений науки совсем не обязательно читать. Да и родителям проще не устраивать семейные вечера с прочтением книг, а дать ребенку в руки планшет или телефон, чтобы малыш не отвлекал взрослого своими вопросами. И связь времен рушится.

        Теперь наши дети знают о трех богатырях не из былин, а по сюжету мультфильмов про Шамаханскую царицу. А многие сказки знают только в переложении мультфильма про Машу и Медведя.

        Да, мы учим детей читать. Умение читать является универсальным учебным действием, важным для освоения всех учебных предметов. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед начальной школой задачу овладения учащимися основными видами чтения как средством интеллектуального развития. Но чтение без увлечения, без интереса — это чтение по принуждению. Такое чтение развивать не может.

        В.А.Сухомлинский утверждал, что «уметь читать — это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». Можно научить ребенка читать, но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Поэтому наша главная задача, как учителей начальных классов (как, впрочем, и всех учителей), это пробуждение интереса к чтению книг, формирование потребности в чтении. Свое участие в этом процессе я вижу в приобщении детей к чтению и формировании юного читателя через создание в классе и школе единого читательского пространства.

        Конечно, для такой работы формата урока недостаточно. И здесь мне очень повезло. Дважды. Во-первых, наш класс находится рядом со школьной библиотекой, и во-вторых, руководит нашей библиотекой неравнодушный человек – Барулина Ирина Олеговна. Конечно, форм совместной работы учителя начальных классов и школьного библиотекаря много. Но я не ставлю перед собой задачу рассказать вам обо всех. Я остановлюсь лишь на тех, которые использовала сама: современных, интересных и, как мне кажется, очень результативных.

        О проекте «Всероссийская школьная летопись» я узнала благодаря именно школьному библиотекарю. Она была не только инициатором нашего участия в этом проекте, но и оказала максимальную помощь при разработке макета и оформления нашей Книги класса.

Программа «Всероссийская школьная летопись» разработана в рамках Указа Президента РФ об объявлении в России «Десятилетия детства» и «Концепции развития детского и юношеского чтения в России». Ее целью является «создание Летописи поколений на основе коллективных книг, написанных школьными, детскими и юношескими сообществами путём вовлечения в проект всех школ и детских учреждений России». Одна из составляющих частей этой программы – инновационный образовательный проект «Книга класса».

Это сейчас все изданные Книги выложены на сайте. А когда мы начинали, можно было посмотреть только несколько страниц. Ирина Олеговна очень помогла нам, разыскав в Санкт-Петербурге школы, которые уже принимали участие в проекте, встречалась с коллегами, которые курировали школьный проект и готовы были поделиться опытом.  

В Книгу класса могут войти рассказы и стихотворения, эссе, фотографии и рисунки и многое другое. В ходе работы ребята получают навыки командной проектной деятельности. Конечно, в зависимости от возраста детей вклад педагога в данный проект будет разным. И чем младше школьники – тем больше педагогического труда. А у меня на тот момент был первый класс.

«На мой взгляд, только начав обучение в школе, довольно смело было сразу принять участие в таком грандиозном проекте. Как можно написать летопись класса, если класс – это еще не коллектив, а просто тридцать три ребенка, обучающихся вместе?!  Многие ребята познакомились друг с другом только на линейке 1 сентября.

  • Но ведь это и здорово, – решили мы, – в книге будем рассказывать о том, как создавался наш классный коллектив!  Наша Книга класса – это рассказ о первых шагах на школьном пути, о зарождающихся традициях, о начале школьной дружбы, о детских мечтах и стремлениях, об открытии себя в творчестве и открытии для себя мира. Наша Книга класса – это замедленная съемка, показывающая кадр за кадром, как взрослеют и меняются первоклашки за год. Наша Книга класса – это уникальная машина времени, позволяющая и по прошествии многих лет вернуться в детство и вспомнить, как все начиналось.» Именно так я анонсировала нашу Книгу класса.

        Работа была проделана огромная. Проект растянулся на целый учебный год. Самое сложное оказалось заинтересовать в создании книги не детей, а взрослых. В результате совместной работы ребята лучше узнавали друг друга, учились формулировать свои высказывания.

        Мы обсуждали оформление книги, определяли события, о которых хотели бы написать, выбирали фотографии, рисовали автопортреты, записывали свои мечты. Мы – это мои ученики, я и библиотекарь. Постепенно увлеклись и родители учеников. Появились не только статьи, но и стихи. Некоторые из них родители и дети сочиняли вместе. Иллюстрации к книге были нарисованы мамой одной из учениц.

        Результатом стал, говоря канцелярским языком, продукт — книга, которую каждый ребенок воспринимает как свою самую главную книгу, т. к. в ее создании он участвовал сам, он — автор! Когда ребята получили книги, то в первые же дни книга была прочитана ими самостоятельно без малейшего принуждения. Многими не один раз.

Ну и еще один довод в пользу участия в проекте – это возможность попасть в историю своей страны. Ведь электронная копия книги хранится в Российской государственной детской библиотеке и Российской книжной палате.

На пороге второго класса я снова стала искать какие-то интересные формы работы, которые бы помогли повысить интерес детей к чтению. Одной из них стало дикторское чтение. Родители изготовили макет экрана телевизора. Ребята на переменах, по желанию, читали отрывок из любого произведения, который они готовили дома заранее, изображая дикторов телевидения. Эта работа оценивалась или на «5», или без отметки. А затем дети выбирали лучшего диктора за неделю. Ребята были в восторге. Очень старались. Стали больше читать. Улучшились и скорость, и качество чтения. Но не было дальнейшего выхода, не было развития. И тут библиотекарь предложила идею, которая нам с ребятами очень понравилась - волонтерские чтения.

        Лучшие дикторы приходили на переменах в библиотеку и для других ребят из разных классов читали книги, которые для них подбирали в библиотеке. Это был замечательный стимул! Мало того, что существенно расширился круг чтения детей (они каждый раз знакомились с новыми книгами), они почувствовали значимость себя, как ЧЕЛОВЕКА ЧИТАЮЩЕГО!

        К концу второй четверти число детей, желающих стать волонтерами чтения, увеличилось. Ребята очень старались, чтобы попасть в их число. А для этого надо больше читать, лучше читать, хотеть читать. Помимо этого, у детей формировался навык коллективного чтения, чтения на зрителя (повышалась уверенность в своих силах). Чтение становилось потребностью.

Так именно с моих ребят началось в нашей школе становление и развитие волонтерского чтения. Постепенно эта форма работы охватила всю школу. По итогам каждого учебного года наиболее активным ребятам вручался значок волонтера чтения. А в 2021 году один из проектов волонтерского чтения вошел в число лучших практик работы информационно-библиотечных центров Санкт-Петербурга.

В это же время у нас ребятами появляется идея создания еще одной книги - «Петербургский алфавит». В этом проекте мы решили максимально использовать материальную базу библиотеки. Наша библиотека хорошо оснащена: это не только 8000 единиц общего художественного фонда, это огромный мир познавательной литературы для младшего школьника. В компьютерном классе библиотеки установлены 4 стационарных компьютера с выходом в интернет. Ребята не только посещают образовательные сайты, но и учатся работать в программах.

В этом проекте мы объединили литературное чтение, окружающий мир, информатику и библиотечные занятия. Распределили между детьми буквы алфавита и приступили к работе.

Ребятам нужно было найти на указанную букву информацию о достопримечательностях города в литературных источниках или в Интернете. Затем отобрать наиболее интересный материал. Напечатать текст или найти его в Интернете, подобрать фотографии. Скомпоновать весь материал так, чтобы он поместился на странице, при необходимости скорректировать. Распечатать и оформить свою страницу. Конечно, вся работа была достаточно долгой и кропотливой, постоянно сопровождалась мной и школьным библиотекарем. Вклад в создание книги, как и отношение к работе, у всех ребят был разный, но важен был результат. Ведь мало было оформить свою страницу, надо было еще и презентовать ее классу. А более серьезных критиков, чем твои одноклассники, которые понимают суть твоей работы, могут ее оценить с точки зрения качества и трудоемкости, трудно представить. К концу учебного года книга была готова. Результат порадовал всех. А очередную книгу мы торжественно подарили библиотеке в День рождения школы, чтобы другие ребята могли знакомиться с городом, не выходя из класса.

        В третьем классе мы с детьми решили продолжить традицию совместной работы со школьной библиотекой и создать еще одну книгу – «Большую книгу сказок». Ведь все дети любят читать сказки. Но к третьему классу дети уже знают, что сказки имеют большое воспитательное значение. На примерах сказочных героев не одно поколение училось правилам поведения, культуре общения, да и просто безопасному поведению (вспомним про Красную Шапочку). Ребята хорошо усвоили, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А раз так, то почему бы самим не написать поучительные истории. В назидание потомкам! И здесь мы объединили не только литературное чтение и информатику (тексты ребята печатали сами), но и ИЗО, и технологию.

        И снова школьный библиотекарь поддержала наше начинание. Она помогала ребятам подбирать сюжеты для своих историй, давала советы по литературному изложению содержания. Конечно, сюжеты детских сказок достаточно просты. И никакого отбора по качеству подготовленного материала для включения сказки в книгу не проводилось. Ведь важен факт того, что ребята не просто сочиняют историю, а вкладывают в нее духовную идею. А, следовательно, пропускают эту идею через свою душу. Незаметно для себя, ребята учились анализировать литературное произведение, находить его части, использовать различные литературные приемы. Постепенно увеличились диапазон и количество прочитанных книг, в которых они хотели найти подтверждение своим мыслям.

        К сожалению, первый пандемийный год не позволил нам реализовать проект в полном объеме. Полностью оформить мы смогли только часть материала. В начале следующего учебного года, перейдя в 4 класс, ребята публично презентовали свою книгу и передали ее в школьную библиотеку. Но и этот сокращенный вариант нашей книги пользуется большой популярностью среди читателей школьной библиотеки.

Когда мы пришли в четвертый класс, и занятия начались в условиях пандемийных ограничений, то казалось, что уже никаких совместных проектов с нашей библиотекой в этом году не будет. Но никакой коронавирус не сможет стать преградой на пути инициативного человека. Ирина Олеговна пришла нам на помощь и предложила проект «Сыны полков». Точнее, она предложила сделать литературно-музыкальный проект, связав литературное чтение, окружающий мир (исторический модуль), библиотечные уроки и музыкальные занятия (внеурочная деятельность). Ребятам были предложены различные темы для выбора. И меня очень порадовало, что они выбрали тему о детях войны.

        Так началась наша работа над проектом «Сыны полков». Проект включал два этапа. На первом этапе ребята сначала знакомились с общими фактами участия детей в Великой Отечественной войне. Нужен был эмоциональный настрой на работу. Во время занятий в библиотеке обсуждались архивные фото и видеоматериалы. Затем ребятам нужно было прочитать произведение В.Катаева «Сын полка». И снова обсуждение и «выход» на детей – героев войны. Библиотекарь подготовила список детей и подростков – героев Великой Отечественной войны. Каждый ученик выбрал себе того, о ком он бы хотел рассказать. Затем шел сбор материала и подготовка презентаций. Первый этап проекта закончился библиотечным занятием – презентацией своего героя, который за это время стал очень близким и понятным, а не каким-то придуманным книжным персонажем.

        Вторая часть включала непосредственно создание литературно-музыкальной композиции с элементом инсценировки. Ребята трудились с полной отдачей. Ведь они, пережив судьбу своих героев, теперь хотели рассказать о них, и вообще о детях войны, другим детям. Ведь связь поколений не должна прерываться. Учитывая особенности обучения в период распространения коронавирусной инфекции, выступление ребят было записано на видео. Но администрация школы поняла необходимость живого общения для сохранения эмоционального накала выступления детей. И с учетом всех санитарных требований разрешила выступить перед учащимися других классов. Это было всего одно живое выступление, но оно показало, что вся работа была проведена не зря. Одухотворенные лица ребят, слезы на глазах детей и взрослых, и, самое главное, слова благодарности от юных зрителей, которые назвали это выступление самым значимым событием в учебном году.          

        Конечно, то, о чем я сейчас рассказала, это только часть нашей совместной работы со школьной библиотекой. Но мне кажется, что представленные формы работы — это реальная возможность изменить существующую ситуацию, дав возможность каждому ученику почувствовать себя поэтом, оформителем, писателем, критиком, редактором в одном лице; самостоятельно, незаметно и, главное, сознательно и с удовольствием окунуться в мир литературного творчества. Точнее – сотворчества.

Читателем человек становится (или не становится) в первое десятилетие своей жизни. Формирование сознательного читателя, читателя на всю жизнь, человека, который видит в книгах источник своего развития — цель, на достижение которой и направлена совместная работа учителя и школьного библиотекаря. В этом году у меня снова первый класс. И я не сомневаюсь, что сотрудничество будет продолжаться, что впереди у нас еще много разных и интересных совместных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время (из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)

АннотацияВ государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников. В ...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Проектная работа учителя начальных классов Коченовой И.О. на тему: "Мусор - проблема цивилизации".

Загрязнение окружающей среды - одна из важнейших проблем в наше время. С каждым годом растёт объём отходов, в том числе и токсичных. Все отходы представляют угрозу для окружающей среды, многие из них ...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....