Развитие артистических способностей у младших школьников (статья).
статья (1 класс)

Жук Елена Михайловна

Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческих способностей личности. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, иначе оно может угаснуть. И поэтому необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Самым эффективным средством является художественное творчество, и особое место здесь занимает театр. Именно в нём наиболее ярко реализуется педагогический принцип - учить, играя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artisticheskih_sposobnostey.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением финского языка Красносельского района Санкт – Петербурга

СТАТЬЯ

Тема:  Развитие артистических способностей у младших школьников.

Воспитатель: Жук Елена Михайловна

Дата: 14 марта 2019г.

План:

Цели: Формирование и раскрытие творческой индивидуальности у детей младшего школьного возраста.

- Работа над дикцией.

-Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения   и фантазии.

-Развитие импровизационных способностей.

-Развитие навыков сценического общения.

Задачи: Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения. Способствовать творческому самовыражению.

  1. Введение.
  2. Работа с детьми и родителями.
  3. Практическое занятие по актерскому мастерству.

«Весь мир театр, а люди в нем актеры»

В.Шекспир

Введение

      Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческих способностей личности. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, иначе оно может угаснуть. И поэтому необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Самым эффективным средством является художественное творчество, и особое место здесь занимает театр. Именно в нём наиболее ярко реализуется педагогический принцип - учить, играя.

Но нужны ли младшему школьнику навыки взаимного общения, коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все - от каждого? Творческая смелость детей, вера в свои силы. Нужны ли упражнения тренирующие память, воображение, чистоту речи, управление голосом. Все эти проблемы разрешимы и могут быть реализованы через приемы театральной педагогики.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество. Театральные игры – наиболее эффективная педагогическая технология развития творческой личности детей младшего школьного возраста. Именно в игре ребенок учится представлять себя в ином статусе и соответствовать ему, осуществляя самоконтроль.

Театральная деятельность организуется в период адаптации первоклассников к школе. Дети приходят в школу из разных коллективов, у них разные индивидуальные особенности. Это надо обязательно учитывать. Не принуждать детей к незнакомой им деятельности, а наблюдать, и понемногу вводить  в предлагаемую обстановку.

Работа с детьми и родителями

При организации театрального коллектива в классе на первое место ставятся задачи развития коммуникативных свойств личности, позитивных межличностных отношений. Выявляется уровень межличностных отношений младших школьников («лидер», «популярный», «принятый», «отвергнутый»). Здесь уместно провести опрос:

  • С кем бы ты хотел сидеть за одной партой, сыграть в этюде?- выявление дружеских отношений
  • Кого бы ты взял с собой в лодку, помещающую только двоих?- опора в случае опасности
  • Кого бы ты пригласил на день рождения?- выражение симпатии.
  • Кого бы ты выбрал командиром  класса или пригласил бы на главную роль в своем спектакле?- ориентир на лидера.

Для реализации задуманного на первом этапе необходимо:

  • Подготовка творческого (актерского) аппарата ребенка;
  • Теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными навыками сценического мастерства.

Особое внимание в начале работы с детским коллективом уделяется сказкам. Сказка доступна, знакома с раннего детства, а герои сказок близки и понятны. Сценарии многих сказок написаны в стихах, и поэтому детям проще заучивать роли.

Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают формированию навыков общения и умению вести диалог. А также правильно расставлять акценты, эмоционально окрашивать речь. Здесь хорошим дополнением для выражения эмоций является постановка движений, пантомимы, пластики, мимики, выразительной артикуляции.

Включаются игры на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.  В дальнейшем это помогает легче общаться со сверстниками и учителями.

Сначала с детьми  проводятся игры-инсценировки. Это своеобразная форма дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, или же свободного пересказа текста - сюжетно-ролевая игра.

В дальнейшем, когда творческий коллектив сформирован, игры-инсценировки проведены, характеры актеров определены - приступаем к подготовке театральной постановки. Самое главное в подготовке к спектаклю - это правильное  прочтение текста произведения. Чем полнее его воспримут дети, тем легче им будет потом на сцене. Поэтому чтение должно быть как можно более эмоциональным, используя интонации, и другие способы выразительности.

Алгоритм подготовки театральной постановки:

  • Обсуждаем с детьми выбор пьесы или инсценировки. Чтение.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.
  • Поиск музыкального решения отдельных эпизодов.
  • Подготовка декораций и костюмов.
  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
  • Репетиция в костюмах и декорациях.

Именно в процессе репетиции, работы над ролью, взаимодействия с другими артистами, происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им норм социального поведения.

  • Показ театральной постановки зрителям.

После спектакля проводится обсуждение, где дети оценивают свои успехи и неудачи. Во время беседы выясняется, насколько критично они относятся к собственной игре.

    Творчеству детей способствует контакт педагога с родителями детей. Очень важно, когда мамы и папы небезучастны к творчеству своего ребенка, а активно сотрудничают. Без родительской помощи не обходится ни одна постановка. Они участвуют в создании декораций, изготавливают костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы родителей, являются театральные  новогодние постановки. Родители сами готовят новогодние спектакли, привлекая детей к участию в них. Это всех очень сближает. А дети смотрят постановку, и критикуют родителей. Это очень забавно. Всё это обогащает внутренний мир, сближает, учит всех членов семьи взаимопониманию, На родительских собраниях, в классе, всегда представляю новую затею, предлагаю обсудить способ участия, и очень приятно, когда родители отзываются на просьбы помочь и даже поучаствовать в постановке.

     Теперь хочется поговорить о том, сколько пользы приносит актерское мастерство детям. А упражнения, с помощью которых осваивается это искусство, приносит много радости, веселья и творческого удовлетворения.  Здесь не только польза, но и поиск себя в этом мире. Придуманный мир и новые образы осуществляют мечту быть таким, каким хочется.

  • Ребенок не будет зажатым  и скованным на школьных мероприятиях
  • Научится ставить себя на место других; будет способен к сопереживанию.
  • Актерские способности прекрасно закаляют характер, поэтому такие дети обычно активны, общительны, имеют много друзей.
  • Таким образом, дети развивают уверенность в себе.

Актерская игра ведется с помощью нескольких ключевых моментов.

  • Речь - подбирается подходящая интонация, передающая возраст, характер, настроение героя.
  • Мимика (одно из самых сложных, но очень выразительных приемов).
  • Движение тела, позы.

Много необычного и нового ждет детей при освоении начал актерского мастерства. Как максимально раскрыть талант у ребенка?

  • Нужно заниматься речью ребенка.
  • Слушать классическую музыку.
  • Развивать спортивную форму, чувство равновесия, ловкость. Здесь в помощь танцы.
  • Также ребенок должен изучать свое лицо. Мимику. Не запрещайте гримасничать перед зеркалом.

Самое главное-помочь справиться со страхами.  Обязательно внушить ребенку, что он уникален. «Золушку любой сыграет, а так как ты - никто!» Расскажите, что даже знаменитые актеры на сцене волнуются, ошибаются, забывают слова. Но театр - это большой мир, где всем найдется место.

Актерское мастерство. Упражнения.

  • Вам нужно изобразить старенькую бабушку.

Показать все детали позы и мимики бабушки: голова наклонена, спина сгорблена, левая рука держит палочку, ноги согнуты в коленях. Лицо сморщенное, но добродушное, с легкой улыбкой.

Даем время начинающему актеру запомнить все элементы, и произносим слова всем известной игры « Раз, два, три - морская фигура замри!» На последнем слове нужно замереть в заученной позе бабушки.

  • Вы сидите перед телевизором. Идет интересная передача, вы не можете оторваться. Мама купила коробку шоколадных конфет на день рождения бабушки. Коробка лежит на столе. Вы, сами того не ведая, доставая по одной конфете, не заметили, как съели все. Передача закончилась, закончились конфеты, наступило прозрение, и вас заела совесть. Изобразите весь ужас от будущего разговора с мамой.

  • Вы выиграли в лотерею нереально много денег. Изобразите с разными эмоциями ваше состояние. (Радость, растерянность, испуг, страх, недоверие)

  • Прочитайте с разными интонациями фразу « Пойду домой».  (Горестно, радостно, безразлично, уныло, ехидно, пафосно, испуганно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"

Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"...

Развитие артистических способностей детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе

Работая с детьми, педагог не только оттачивает технику исполнения, но и большое внимание уделяет  развитию артистизма ребенка, особенно на начальном этапе обучения танцу....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников в группе продлённого дня."

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие их общих интеллектуальных способностей (мышления, памяти, внимания)....

Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....

Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предмето...

Статья на тему "Развитие творческих способностей у младших школьников"

Существует мнение, что в любой деятель­ности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выст...