«Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей школьного возраста с ТМНР посредством конструирования»
методическая разработка (4 класс)

Пучкова Эльвира Александровна

Картотека дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ns.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

            ГБОУ школа № 17

     

Методическая разработка

«Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей школьного возраста с ТМНР посредством конструирования»

                                                                                     Разработала:

 воспитатель

Пучкова Э. А.

2022 год

Пояснительная записка

Технологический прогресс, глобализация образования и активное внедрение инноваций направлены на повышение эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.

ФГОС школьного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает разработку и внедрение новых образовательных моделей, в основу которых должны входить современные образовательные технологии, соответствующие принципу развивающего образования. Одной из современных образовательных технологий является Лего-конструирование.

Конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Особенность Лего-конструирования заключается в том, что оно является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей школьного возраста детей с ТМНР посредством конструирования

«Построй, не открывая глаз»

Материал: конструктивный набор.

Цель: способствовать развитию умения строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

Ход игры: перед детьми конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка тому вручают фишку. Игрок, у которого соберется большее количество фишек, выиграл.

 «Найди все кубики»

Цель: Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.

Ход игры: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.

«Найди пару»

Цель: Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.

Ход: Взрослый предлагает вспомнить, как называются детали конструктора ЛЕГО  и найти каждой детали пару.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки, развивать формовосприятие.

Ход: Взрослый предлагает найти в окружающей обстановке предметы, соответствующие сенсорным эталонам (прямоугольник, квадрат, треугольник и др.).

«Куда села бабочка»

Цел: Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый  предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.

«Расскажи, где находится деталь»

Цель: Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры: На столе 10-12 деталей конструктора. Взрослый  предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от зеленого кирпичика стоит красный кубик, слева – желтый кирпичик») .

«Найди деталь по указанным ориентирам»

Цель: Учить различать детали, определять местоположения в пространстве по словесному указанию; развивать зрительные функции.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь.

«Четвертый лишний»

Цель: Упражнять в умении группировать детали конструктора с учетом выделения одинаковых признаков, развивать логическое мышление, объяснительную речь.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор.

«Каждую деталь на своё место»

Цель: Закрепить знание о разновидностях форм конструктивных деталей, учить анализировать схематичное изображение, подбирать соответствующую схему детали; развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: Детям предлагается рассмотреть схемы-следы деталей конструктора и к каждой схеме подобрать соответствующую деталь.

«Составь цепочку»

Цель: Учить различать детали конструктора ЛЕГО по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.

Ход игры: взрослый предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.

«Найди по схеме»

Цель: Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры: взрослый предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию, соответствующую данной схеме.

«Построй заборчик», «Собери пирамидку»

Цель: Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.

Ход: взрослый предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей: стопкой; внахлест; ступенчатая.

Игра «Найди постройку»

Материал: карточки, постройки, коробочка

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

Игра «Кто быстрее»

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.

Материал: 4 коробочки, детали конструктора Лего 2х2, 2х4 по 2 на каждого игрока.

Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков Лего и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

Игра «Часть и целое»

Возраст детей 10-12 лет. Игра проводится в групповой комнате (кабинете специалиста) индивидуально. Педагог демонстрирует ребенку детали крупного конструктора Лего, показывает способы соединения.

Раз частичка, два частичка

Это братик и сестричка!

Раз деталька! Два деталька!

Ты конструктор собирайка!

Что в мешочке отгадаешь,

Сразу приз ты получаешь!

Достается волшебный мешочек. Ребенку предлагается потрогать деталь Лего, которая лежит в мешочке (не заглядывая в него, наощупь) – сказать – она одна или это несколько деталей соединенных вместе. За каждый правильный ответ ребенок получает приз (для девочек и мальчиков призы разные, например, цветок из картона для девочки, лодочка для мальчика). Детали в мешочке намеренно располагаются такие, чтобы было очевидно, где одна деталь, где много (это сделано для того, чтобы внушить успех ребенку на начальном этапе игры). Педагог хвалит малыша за то, что он правильно определил все части. Из собранных из мешочка деталей конструктора Лего ребенку предлагается собрать какую-нибудь игрушку (учитывая возраст детей и их психофизические особенности). Призы подбираются неслучайные, они наталкивают на идею дальнейшей игры ребенка.

Список используемой литературы

1. Белова, Д.Н. Использование ЛЕГО-конструирования в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Д.Н. Белова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 271–273. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570056.htm

2. Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Знание, 2006. - 177 с.  

3. Комарова, Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего) [Текст] / Л.Г. Комарова. -М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001. – 88 с.

4. Кругова, Е.Ю. Возможности конструктивной деятельности в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Ю. Кругова, Н.А. Чемоданова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. - URL: https://www.scienceforum.ru/2015/1018/10684 

5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего [Текст]: Пособие для педагогов-дефектологов / Т.В.  Лусс. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 104 с.

6. Никифорова, Е.П. Теоретические основы развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения Лего – конструирования [Электронный ресурс] / Е.П. Никифорова // Всероссийское сетевое издание Дошкольник. - URL: http://doshkolnik.ru/konstruirovanie/6547-teoreticheskie-osnovy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnosteiy-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-izucheniya-legokonstruirovaniya.html 

7. Таранюк, О.С. Лего-конструирование в детском саду из опыта работы [Электронный ресурс] / О.С. Таранюк - URL: https://botan.cc/prepod/doshkolniki/oqyirdtv.html

8. Токарев, А.А. Образовательная программа «Мир Лего» [Электронный ресурс] / А.А. Токарев // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 408-409. - URL: https://moluch.ru/archive/38/4449/ 

9. Фешина, Е.В. Лего - конструирование в детском саду. Пособие для педагогов / Фешина Е.В. - М.: Изд. Сфера, 2012. – 144 с.

10. Церковная, И.А. Лего-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка / Церковная И.А // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lego-konstruirovanie-kak-sredstvo-sozdaniya-obrazovatelnoy-sredy-orientirovannoy-na-interesy-rebenka 

11. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н.В. Шайдурова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Развитие певческих навыков у детей школьного возраста

Поделюсь основными принципами развития певческих навыков у младших школьников  и своим опытом работы в данном направлении....

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Одна из важных задач воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ– создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для ког...

Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста.

Методическая разработка по теме самообразования : Формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей младшего школьного возраста....

Дидактические игры на развитие зрительного восприятия у детей младшего возраста.

Развитие зрительного восприятия необходимо человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше - ниже, дальше - ближе, левее ...

Мои наблюдения и выводы о необходимости развития каллиграфического письма у детей школьного возраста

В данной работе рассматривается вопрос о значении каллиграфического письма, его влиянии на развитие грамотности, способы формирования каллиграфически правильного письма....