Почему дети не любят читать
статья (1 класс)

Почему дети не любят читать

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://soripkro.ru/index.php/193-obobshchenie-opyta/3146-tsibirova-f-kh

ГБОУ ДПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

 КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

МБОУ СОШ с. Михайловское

Методическая разработка

Почему дети не любят читать?

                                           Педагог ГКП МБОУ СОШ с. Михайловское Ф.Х.Цибирова

Актуальность

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях  обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов - каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

Аннотация

Автором представлен педагогический опыт о формировании  читательского интереса младших школьников. Разработанные автором рекомендации для родителей  способствуют развитию читательских навыков детей.

                                                                                  Старший преподаватель кафедры ДиНО

                                                                                  СОРИПКРО  Солончук Л.В.

Огромной проблемой в современном образовательном процессе является нежелание детей читать. В чем или в ком заключается причина?

Для меня в детстве книги были чем-то недосягаемым. Воспитывалась сиротой, в бедной семье. Иной раз перепадала конфета, которую хотелось съесть, но я хранила ее для того, чтобы соседская девочка дала мне книгу на время, почитать. Взамен я давала ей свою конфету. Книга тогда была единственным богатством, о котором я мечтала.

Раньше мне часто приходилось ездить в Москву. Москва считалась самым читающим городом. Читали везде: в метро, в очередях, в парках и скверах. Читали не только взрослые, но и дети. Появлялось желание присоединиться к этой читающей «компании».

Последняя поездка разочаровала меня. Книги и газеты исчезли, на смену пришли гаджеты.

Часто родители спрашивают, когда нужно начинать заниматься с ребенком? Чем раньше, тем лучше, ребенок должен расти с книгой. Да, он будет их рвать, разрисовывать, раскидывать не потому, что он не любит книги, а потому, что он еще совсем маленький и не понимает значение этой игрушки. Повзрослев, он поменяет отношение к книге, поймет, что у книг совсем другое значение. Это не только просто игрушка, а источник знаний, с ней нужно дружить и беречь ее.

Большую роль в обучении ребенка играет и обстановка, в которой он воспитывается. В детской комнате ребенка должна быть библиотечка. Просто нужно установить маленькую полочку и разместить на ней красочные детские книги. Эта мини-библиотека создает личное пространство малыша. Ему очень нравится перекладывать книжки, рассматривать картинки, даже «лечить» их. У него вскоре появляется желание узнать, что же там написано. Родители часто совершают одну и ту же ошибку. Навязывают детям книги, не считаясь с его мнением. Дайте ребенку самому выбрать книгу для чтения, пусть даже вы читали ее с ним несколько раз. Без слов уже понятно, что это его любимая книга. Большой проблемой наших детей является скудный словарный запас. Книгу нужно не только читать, но и обсуждать содержание, как говорится, разобрать по «косточкам». Никогда не навязывайте малышу свое мнение при обсуждении персонажей прочитанного. Дайте ребенку мыслить самостоятельно, высказывать свою позицию. После чтения предложите ребенку нарисовать полюбившегося героя, повесьте картину на видном месте. Восхищайтесь его творчеством, чаще хвалите, повышая этим его самооценку. Часто родители заставляют детей читать против его воли, совершая этим большую ошибку, вызывая этим отвращение к учебе и нежелание читать.

      Чаще водите своих детей в библиотеки, книжные магазины. Книжные полки пестреют от красочных изданий детских книг. Дайте ребенку самому выбрать и оплатить покупку. У него появляется гордость и ответственность: я сам купил книгу, выбрал ее, и читать буду сам. Часто родители спрашивают меня, как научить ребенка читать с диагнозом ОВЗ. Трудно, но все-таки можно. Я рекомендую им распечатать буквы, приклеить их к предметам. Например, П - это пульт, С - стол, Т - телевизор и т.д. Выучить пока три буквы, потом еще три и так далее. Подключается активно зрительная память, и ребенок постепенно начинает запоминать буквы. Второй этап обучения детей с заболеванием ОВЗ: теперь буквы нужно заменять слогами ПУ-пульт, ОК - окно…Третий этап - слоги заменяем уже целыми словами. Процесс, конечно, очень долгий и кропотливый, но родителям и педагогам нужно объединяться и идти в одном направлении. Очень эффективно показали себя для развития речи сюжетно – ролевые игры. «Особенные» дети лучше запоминают содержание текста, раскрепощаются, появляется уверенность в себе.

Возмущает меня то, что родители просят читать своих детей за вознаграждение. Прочитал - шоколадку, прочитал - 100 рублей. Можно привести еще массу примеров. На начальной стадии может быть это и работает, но что же происходит потом. Ребенок считает, что если он получает вознаграждение за свой труд, это нужно не ему, а его родителям. Я объясняю своим деткам, что папы и мамы работают, и они должны трудиться.  

       Современные дети стали жить в информационном шуме. Это телевизоры, телефоны, компьютеры. Детский мозг устает. Его уже не интересует  выполнение домашнего задания, тем более чтение внеклассной литературы.  У ребенка единственное желание - скорее избавиться от уроков, а для этого есть интернет и ГДЗ. Готовые домашние задания пагубно сказываются на школьниках, их мозг бывает уже не способен самостоятельно размышлять. На списывание уходит 15 минут, зачем «ломать» себе голову.

Часто родители неуспевающего ребенка обвиняют во всем учителя. Не так учит, ребенку не интересно читать, ему скучно, в чем-то я, конечно, согласна с ними. Работая 44 года в школе, изучая тексты многих учебников для чтения, сделала вывод, что действительно тексты порой неинтересны, сложно запоминаются для пересказа. Я рекомендую советоваться с педагогами, подбирать более интересную литературу на выходные и каникулы для своих детей.

Нельзя исключить и тот факт, что родители сегодня очень загружают детей. Ребенок посещает сразу несколько кружков, у него бешеный ритм, параллельно множество игр на телефоне, он устает физически и эмоционально, и учеба невольно уходит на второй план. Для внеклассного чтения дайте возможность ребенку самому выбрать книгу. Для начинающих приобретайте книги красочные, с несложными и интересными текстами.

Часто родители спорят между собой, обсуждая книги, в которых слова разбиты на слоги. Им кажется, что слова очень длинные, в глазах начинает рябить, дети быстро устают. Но мне кажется, что ребенку легче учиться читать по такой книжке, и я советую родителям приобретать именно такие издания.

«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожими на вас», - это одно из самых верных высказываний, которое я очень люблю. Чтобы ваш ребёнок захотел взять в руки книгу, он должен видеть рядом читающих родителей. Без вашей помощи ваше чадо даже и не будет подозревать, что книги можно читать просто так, для себя. Пусть почитать книгу в вашей семье будет таким же обязательным ежедневным ритуалом, как умыться утром или пообедать.  

Не устаю повторять, что у современных школьников совершенно нет словарного запаса. Нечитающие родители не приучают своих детей к книгам, что приводит к духовному отчуждению нашего подрастающего поколения.

На смену привычным бумажным книгам спешат электронные варианты любимых произведений. Я не против электронных книг, но разве они могут заменить домашние библиотеки. Настоящую книгу нужно трогать руками, гладить, рассматривать иллюстрации, вдыхать аромат страниц…

Советы родителям

Умение читать — одно из важнейших учебных умений. Нет ни одного предмета, изучаемого в школе, не требующего свободного владения навыками чтения. Актуальность умения очевидна, однако далеко не все учащиеся умеют хорошо читать.

В настоящее время срезы знаний по литературному чтению значительно изменились — перед учителем не стоит задача измерения скорости чтения. Ребенок получает довольно объемный распечатанный текст с рядом вопросов, требующих простых ответов, выбора из нескольких вариантов верного, а также предлагающих построить самостоятельные рассуждения. Если читательские навыки сформированы недостаточно, то работа не будет выполнена в полном объеме, так как прочитать необходимо не только текст, но и инструкцию к работе, а также все вопросы. Рассуждать о, якобы завышенных, требованиях бесполезно. Современная действительность предъявляет высокие требования к каждому из нас — поток различной информации постоянно увеличивается. Выбирая необходимую, мы просматриваем множество другой. Невольно увеличивается объем читаемого.

Вместе с тем во всем мире наблюдается тенденция к возрастанию нарушений чтения у детей. Отмечается снижение интереса к чтению. Книга уже не является популярным источником получения знаний.

 Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет школу, умея читать. В 5–6 лет учиться читать легче, чем в 7–8 лет.
Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Родители внимательно должны следить за формированием навыков чтения. Как только ребенок научился сливать слоги в слова, понимать, какое слово он прочитал, необходимо подбирать короткие тексты (из 2-3 предложений), предложения в которых состоят из 2-4 слов. Проще всего подбирать тексты, опираясь на учебники по чтению. Уровень предлагаемых текстов должен повышаться постепенно. Обычно учителя рекомендуют литературу для чтения, да и многие учебники содержат подобные рекомендации. Можно обратиться и в библиотеку, где всегда рады новым читателям.

Современные родители должны понимать, что школа дает возможность ребенку получить необходимые навыки по чтению, а развивать эти навыки необходимо в домашних условиях. Важно показывать ребенку образцы выразительного чтения. Хорошо, если родители продолжают читать вслух ребенку литературу, которая ему интересна, пока уровень сложности текста не позволяет ребенку читать его свободно. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.

Иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда навыки чтения формируются с трудом. Ребенок приходит домой уставший, а еще уроки надо сделать. А чтобы подготовить задание по чтению, необходимо прочитать текст не один раз…

Как правило, тексты разбираются на уроке, но если родители прочитают текст выразительно, то ребенок еще раз прослушает образец чтения, вспомнит материал урока. Ему значительно легче будет прочитать текст несколько раз и подготовить необходимое задание.

Безусловно, многие дети значительно загружены — уроки, кружки, секции. Однако всегда можно найти место для чтения. Подберите интересную для ребенка книгу. Можно читать в день небольшую часть. Чтение должно быть активным для родителей и ребенка — большую часть, если ребенок устал, читают родители, меньшую — сам ребенок. В другой день, когда нагрузка меньше, ребенок прочитает больше, а в выходной день прочитает все сам.

Главное — выбирать литературу интересную и доступную для понимания ребенка.

Важно читать вслух. Чем дольше дома ребенок будет читать вслух, тем прочнее будут получаемые навыки. Слушая себя, ребенок учится выразительному чтению, учится передавать голосом и интонацией самые различные эмоции. Выразительное чтение способствует формированию навыков осознанного беглого чтения.

Иногда ребенок плохо себя чувствует и не хочет читать. Не стоит настаивать в таких ситуациях. Лучше предложить послушать читаемое родителями.

Необходимо всегда анализировать, на сколько внимательно слушал вас ребенок, все ли было понятно из прочитанного, встретились ли незнакомые слова. Иногда стоит отложить беседу на некоторое время, чтобы понять, насколько хорошо ребенок запомнил прочитанное.

Как много должен читать ребенок?

Для каждого существует свой объем. Если ребенок читает свободно, но не с большим интересом, можно ежедневный объем немного увеличивать. Многие считают, что ребенок должен ежедневно читать не менее часа. Однако если чтение вызывает затруднения, следует делать перерывы через каждые 20 минут или чередовать самостоятельное чтение ребенка и чтение взрослого. Чтение дома необходимо организовать так, чтобы сам процесс был не утомительным для ребенка, а увлекательным, приносящим удовлетворение, радость. Такое возможно в том случае, если родители не заставляют ребенка читать, вставая по разные стороны баррикады, а читают вместе с ним, помогая осваивать новое для него умение, показывая, как необходимо оно в жизни каждому человеку. Интерес к художественной литературе формируется в дошкольном детстве. Если ребенок рос с книгой, он будет активным читателем. Интерес к тому или иному произведению — личный выбор каждого. Важно, чтобы чтение стало не только способом обучения, но и жизненной потребностью. Рассказывайте детям сказки.
Устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю. Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см.

Вывод - рекомендации для родителей

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Книги - это бесценный дар. Их нельзя заменить ни телефоном, ни компьютером. Книги учат справедливости, добру, взаимовыручке, прививают любовь к родному краю.  Книги - наше богатство и источник знаний. И сегодня от нас с вами зависит, уйдут ли они  в прошлое или нам удастся сохранить их для будущего потомства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети не любят читать

Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гра...

Почему дети не любят читать?

По А.В.Бочкаревой...

Почему современные дети не любят читать?

В данном материале раскрываюся причины нежелания детей читать...

Родительское собрание: Почему дети не любят читать,

Дать рекомендации родителям, о том, как привить любовь к чтению младшим школьникам,...

Статья "Почему дети не любят читать"

В статье для родителей приведены основные причины, почему дети с интеллектуальными нарушенями не любят читать и пути преодоления этих трудностей....

Статья "Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению".

В статье кратко проанализированы причины отсутствия у детей начальных классов интереса к чтению и приведены некоторые советы, как развить у ребенка любовь к чтению....

Почему современные дети не любят читать

Существует много причин отсутствия интереса к чтению. Автор выделяет 3 основных причины: информационную, медецинскую и педагогическую....